Эмоциональное выгорание у врачей стоматологов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дифференциальная психология
  • 6868 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 01.07.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Теоретическое исследование проблемы эмоционального выгорания у стоматологов и выбор диагностического материала.
1.1 Понятие «сидром эмоционально выгорания» и его основные характеристики.
1.2 Особенности профессиональной деятельности врача-стоматолога.
1.3 Эмоциональное выгорание стоматологов.
1.4 Алекситимия.
2. Эмпирическое исследование проблемы эмоционального выгорания у стоматологов
2.1 Диагностические методы исследования
2.2 Математические методы обработки данных.
2.3 Характеристики эмпирической выборки
2.4 Особенности проведения эмпирического исследования
2.5 Анализ и интерпретация полученных данных
2.5.1 Анализ результатов степени удовлетворенности профессией.
2.5.2 Анализ результатов по методике Бойко.
2.5.3 Анализ результатов по Торонтской алекситимической шкале.
2.5.4 Результаты методики «Большая пятерка»
2.5.5 Результаты методики «Hand-тест»
2.6 Выводы по проведенному эмпирическому исследованию
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1 Текст диагностических методик
1. Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.
2. Диагностика уровня алекситимии.
3. Методика «Большая пятерка».
Приложение 2. Сырые данные эмпирического исследования.

Фрагмент для ознакомления

– СПб.: Питер, 2003.
Курбатова Н.Т. Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест». Методическое руководство – СПб: ГМНППП «ИМАТОН», 2001 - 64 стр.
Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный документ] http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=1
Орел В.Е.Синдром психического выгорания личности – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 330 с.
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал - 2001.- Т.22, №1.- С.90-101.
Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. - М.: Психотерапия, 2007. - 624 с: ил
Пономарева Г.А. Синдром «эмоционального выгорания» у педагогов, работающих с «особыми детьми», и способы его профилактики в условиях образовательного учреждения (из опыта работы) // Специальная психология. – 2006. - №1. с. 48-57.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. C.672.
Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2006. – 656 с.: ил. – (Серия “Учебник нового века”).
Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.- с. 39-46.
Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. – 2002, том23, №3. – с.85-95.
Рукавишников А.А. Опросник психического выгорания для учителей. Руководство. Ярославль, 2001 – 14 с.
Самыкина Н. Сулицкий В. Синдром выгорания у сотрудников пенитенциарной системы.//Социальная психология №2(10), 0,3, 2005.
Сидоренко Е. Математические методы в психологии – Спб: Речь, 2007, с. 350
Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания. Конспект врача. http://health.mpei.ac.ru/sindrom.htm.
Синдром сгорания / Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств.- М., 2002.- С.104-124
Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.
Технология социальной работы: учеб. [для вузов]/под Т38 ред. Чернецкой А. А .-Ростов н/Д: Феникс, 2006 .- 400 с .
Толстых А. Заповеди психогигиены // Медицинская газета. – 1986. - №59 (4908). – 23 июля.
Трунов Д.Г. Иносказательная природа самоотчуждения как социокультурного феномена. Автореферат… канд. филос. наук. Пермь, 2000.
Форманюк Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
Шрайдер К. Как снять стресс. 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. М., 1993.
Ларенцева Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей стоматологов //Клиническая стоматология, №4, декабрь, 2003 г.
Водопьянова Н.Е. Психическое «выгорание»//Стоматолог, №7,2002
Материалы сайта Все тесты: профессиональные психологические тесты. http://vsetesti.ru/





.
Приложение 1 Текст диагностических методик
1. Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.

Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия - «Heт».
Текст опросника
Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения - хорошего или плохого.
От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.
Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
Моя работа притупляет эмоции.
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.
Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
Я очень переживаю за свою работу
Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.
При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.
Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.
Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.
Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.
На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.
Успехи в работе вдохновляют меня.
Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.
Я потерял покой из-за работы.
На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
Я часто работаю через силу.
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю
Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.
Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.
Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.
Моя карьера сложилась удачно.
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Ключ
НАПРЯЖЕНИЕ

Переживание психотравмирующих обстоятельств № Б № Б № Б № Б № Б № Б № Б 1+ 2 13+ 3 25+ 2 37- 3 49+ 10 61+ 5 73- 5 Неудовлетворенность собой 2– 3 14+ 2 26+ 2 38- 10 50- 5 62+ 5 74+ 3 «Загнанность в клетку» 3+ 10 15+ 5 27+ 2 39+ 2 51+ 5 63+ 1 75- 5 Тревога и депрессия 4+ 2 16+ 3 28+ 5 40+ 5 52+ 10 64+ 2 76+ 3 РЕЗИСТЕНЦИЯ
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование № Б № Б № Б № Б № Б № Б № Б 5+ 5 17- 3 29+ 10 41 + 2 53+ 2 65+ 3 77+ 5 Эмоционально-нравственная дезориентация 6+ 10 18- 3 30+ 3 42+ 5 54+ 2 66+ 2 78- 5 Расширение сферы экономии эмоций 7+ 2 19+ 10 31- 2 43+ 5 55+ 3 67+ 3 79- 5 Редукция профессиональных обязанностей 8 + 5 20+ 5 32+ 2 44- 2 56+ 3 68+ 3 80+ 10 ИСТОЩЕНИЕ
Эмоциональный дефицит № Б № Б № Б № Б № Б № Б № Б 9+ 3 21+ 2 33 + 5 45- 5 57 + 3 69- 10 81+ 2 Эмоциональная отстраненность 10 + 2 22 + 3 34- 2 46+ 3 58 + 5 70+ 5 82+ 5 Личностная отстраненность (деперсонализация) 11 + 5 23 + 3 35+ 3 47+ 5 59+ 5 72+ 2 83 + 10 Психосоматические и психовегетативные нарушения 12+ 3 24 + 2 36+ 5 48 + 3 60+ 2 72+ 10 84+ 5 2. Диагностика уровня алекситимии.
Когда я плачу, то всегда знаю, почему.
Мечты - это потеря -времени.
Я хотел бы быть не таким застенчивым.
Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю.
Я часто мечтаю о будущем.
Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие.
Знать, как решать проблемы, важнее, чем понимать причины этих решений.
Мне трудно находить правильные слова для выражения моих чувств.
Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам.
У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам.
Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит.
Я способен с легкостью описать свои чувства.
Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать.
Когда я расстроен, то не знаю, печален ли я, испуган или зол.
Я часто даю волю воображению.
Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим.
Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле.
Я редко мечтаю.
Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так.
У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.
Очень важно уметь разбираться в эмоциях.
Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям.
Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства.
Следует искать более глубокие объяснения происходящему.
Я не знаю, что происходит у меня внутри.
Я часто не знаю, почему я сержусь.
Ключ методики.
Положительный код имеют шкалы 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26.
Отрицательный код имеют пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24. Для получения итоговой оценки в баллах следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 2; 5 - 1).
3. Методика «Большая пятерка».

1. Мне нравиться заниматься физкультурой -2 -1 0 1 2 Я не люблю физические нагрузки 2. Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком -2 -1 0 1 2 Некоторые люди считают меня холодным и черствым 3. Я во всем ценю чистоту и порядок -2 -1 0 1 2 Иногда я позволяю себе быть неряшливым 4. Меня часто беспокоит мысль, что что-нибудь может случиться -2 -1 0 1 2 «Мелочи жизни» меня не тревожат 5. Все новое вызывает у меня интерес -2 -1 0 1 2 Часто новое вызывает у меня раздражение 6. Если я ничем не занят, то это меня беспокоит -2 -1 0 1 2 Я человек спокойный и не люблю суетиться 7. Я стараюсь проявлять дружелюбие ко всем людям -2 -1 0 1 2 Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек 8. Моя комната всегда аккуратно прибрана -2 -1 0 1 2 Я не очень стараюсь следить за чистотой и порядком 9. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков -2 -1 0 1 2 Я не обращаю внимания на мелкие проблемы 10. Мне нравятся неожиданности -2 -1 0 1 2 Я люблю предсказуемость событий 11. Я не могу долго оставаться в неподвижности -2 -1 0 1 2 Мне не нравится быстрый стиль жизни 12. Я тактичен по отношения к другим людям -2 -1 0 1 2 Иногда в шутку я задеваю самолюбие других 13. Я методичен и пунктуален во всем -2 -1 0 1 2 Я не очень обязательный человек 14. Мои чувства легко уязвимы и ранимы -2 -1 0 1 2 Я редко тревожусь и редко чего-либо боюсь 15. Мне не интересно, когда ответ ясен заранее -2 -1 0 1 2 Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны 16. Я люблю, чтобы другие быстро выполняли мои распоряжения -2 -1 0 1 2 Я не спеша выполняю чужие распоряжения 17. Я уступчивый и склонный к компромиссам человек -2 -1 0 1 2 Я люблю поспорить с окружающими 18. Я проявляю настойчивость, решая трудную задачу -2 -1 0 1 2 Я не очень настойчивый человек 19. В трудных ситуациях я весь сжимаюсь от напряжения -2 -1 0 1 2 Я могу расслабиться в любой ситуации 20. У меня очень живое воображение -2 -1 0 1 2 Я всегда предпочитаю реально смотреть на мир 21. Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу -2 -1 0 1 2 Я скорее подчиненный, чем лидер 22. Я всегда готов оказать помощь и разделить чужие трудности -2 -1 0 1 2 Каждый должен уметь позаботиться о себе 23. Я очень старательный во всех делах человек -2 -1 0 1 2 Я не очень усердствую на работе 24. У меня часто выступает холодный пот и дрожат руки -2 -1 0 1 2 Я редко испытывал напряжение, сопровождаемое дрожью в теле 25. Мне нравится мечтать -2 -1 0 1 2 Я редко увлекаюсь фантазиями 26. Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям -2 -1 0 1 2 Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал в свои руки руководство 27. Я предпочитаю сотрудничать с другими, чем соперничать -2 -1 0 1 2 Без соперничества общество не могло бы развиваться
28. Я серьезно и прилежно отношусь к работе -2 -1 0 1 2 Я стараюсь не брать дополнительные обязанности на работе 29. В необычной обстановке я часто нервничаю -2 -1 0 1 2 Я легко привыкаю к новой обстановке 30. Иногда я погружаюсь в глубокие размышления -2 -1 0 1 2 Я не люблю тратить свое время на размышления 31. Мне нравится общаться с незнакомыми людьми -2 -1 0 1 2 Я не очень общительный человек 32. Большинство людей добры от природы -2 -1 0 1 2 Я думаю, что жизнь делает некоторых людей злыми 33. Люди часто доверяют мне ответственные дела -2 -1 0 1 2 Некоторые считают меня безответственным 34. Иногда я чувствую себя одиноко, тоскливо и все валится из рук -2 -1 0 1 2 Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забываю обо всем 35. Я хорошо знаю, что такое красота и элегантность -2 -1 0 1 2 Мое представление о красоте такое же, как и у других 36. Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых -2 -1 0 1 2 Я предпочитаю иметь только несколько надежных друзей 37. Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нравятся -2 -1 0 1 2 Есть такие люди, которых я не люблю 38. Я требователен и строг в работе -2 -1 0 1 2 Иногда я пренебрегаю своими обязанностями 39. Когда я сильно расстроен, у меня тяжело на душе -2 -1 0 1 2 У меня очень редко бывает мрачное настроение 40. Музыка способна так захватить меня, что я теряю чувство времени -2 -1 0 1 2 Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными 41. Я люблю находиться в больших и веселых компаниях -2 -1 0 1 2 Я предпочитаю уединение 42. Большинство людей честные, и им можно доверять -2 -1 0 1 2 Иногда я отношусь подозрительно к другим людям 43. Я обычно работаю добросовестно -2 -1 0 1 2 Люди часто находят в моей работе ошибки 44. Я легко впадаю в депрессию -2 -1 0 1 2 Мне невозможно испортить настроение 45. Настоящее произведение искусства вызывает у меня восхищение -2 -1 0 1 2 Я редко восхищаюсь совершенством настоящего произведения искусства 46. «Болея» на спортивных соревнованиях, я забываю обо всем -2 -1 0 1 2 Я не понимаю, почему люди занимаются опасными видами спорта 47. Я стараюсь проявлять чуткость, когда имею дело с людьми -2 -1 0 1 2 Иногда мне нет дела до интересов других людей 48. Я редко делаю необдуманно то, что хочу сделать -2 -1 0 1 2 Я предпочитаю принимать решения быстро 49. У меня много слабостей и недостатков -2 -1 0 1 2 У меня высокая самооценка 50. Я хорошо понимаю свое душевное состояние -2 -1 0 1 2 Мне кажется, что другие люди менее чувствительны, чем я 51. Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности -2 -1 0 1 2 Я предпочитаю избегать опасных ситуаций 52. Радость других я разделяю как собственную -2 -1 0 1 2 Я не всегда разделяю чувства других людей
53. Я обычно контролирую свои чувства и желания -2 -1 0 1 2 Мне трудно сдерживать свои желания 54. Если я терплю неудачу, то обычно обвиняю себя -2 -1 0 1 2 Мне часто «везет», и обстоятельства редко бывают против меня 55. Я верю, что чувства делают мою жизнь содержательнее -2 -1 0 1 2 Я редко обращаю внимание на чужие переживания 56. Мне нравятся карнавальные шествия и демонстрации -2 -1 0 1 2 Мне не нравится находиться в многолюдных местах 57. Я стараюсь поставить себя на место другого человека, чтобы его понять -2 -1 0 1 2 Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний других людей 58. В магазине я обычно долго выбираю то, что надумал купить -2 -1 0 1 2 Иногда я покупаю вещи импульсивно 59. Иногда я чувствую себя жалким человеком -2 -1 0 1 2 Обычно я чувствую себя нужным человеком 60. Я легко «вживаюсь» в переживания вымышленного героя -2 -1 0 1 2 Приключения киногероя не могут изменить мое душевное состояние 61. Я чувствую себя счастливым, когда на меня обращают внимание -2 -1 0 1 2 Я скромный человек и стараюсь не выделяться среди людей 62. В каждом человеке есть нечто, за что его можно уважать -2 -1 0 1 2 Я еще не встречал человека, которого можно было бы уважать 63. Обычно я хорошо думаю, прежде чем действую -2 -1 0 1 2 Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков 64. Часто у меня бывают взлеты и падения настроения -2 -1 0 1 2 Обычно у меня ровное настроение 65. Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми -2 -1 0 1 2 Люди часто называют меня скучным, но надежным человеком 66. Я привлекателен для лиц противоположного иола -2 -1 0 1 2 Некоторые считают меня обычным и неинтересным человеком 67. Я всегда стараюсь быть добрым и внимательным с каждым человеком -2 -1 0 1 2 Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный 68. Перед путешествием я намечаю точный план -2 -1 0 1 2 Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы 69. Мое настроение легко меняется на противоположное -2 -1 0 1 2 Я всегда спокоен и уравновешен 70. Я думаю, что жизнь – это азартная игра -2 -1 0 1 2 Жизнь – это опыт, передаваемый последующим поколениям 71. Мне нравится выглядеть вызывающе -2 -1 0 1 2 В обществе я обычно не выделяюсь поведением и модной одеждой 72. Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим -2 -1 0 1 2 Говорят, что я часто хвастаюсь своими успехами 73. Я точно и методично выполняю свою работу -2 -1 0 1 2 Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции 74. Иногда я бываю настолько взволнован, что даже плачу -2 -1 0 1 2 Меня трудно вывести из себя 75. Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое -2 -1 0 1 2 Я не хотел бы ничего в себе менять

Приложение 2. Сырые данные эмпирического исследования

Таблица №1. Табулированные данные по результатам ознакомительной анкеты.
№ возраст стаж пол образ-е время провед на раб месте кол-во людей в день удовлетвор работой 1 27 5 м выс 6 6 5 2 32 9 ж выс 4 6 2 3 33 11 м выс 6 6 5 4 36 14 м выс 8 6 4 5 35 12 ж выс 6 13 3 6 42 20 м выс 6 6 5 7 28 6 м выс 8 6 3 8 35 13 ж выс 6 6 5 9 40 18 ж сред/с 7 6 5 10 24 3 ж выс 6 6 3 11 38 16 м выс 6 8 4 12 38 15 м выс 7 6 5 13 32 10 ж выс 6 6 5 14 40 19 ж выс 7 10 2 15 32 10 ж выс 6 6 5 16 42 21 ж выс 6 7 4 17 28 6 ж выс 10 6 3 18 27 5 м выс 6 9 5 19 38 16 ж выс 6 5 4 20 38 13 м выс 6 6 4 21 43 21 ж выс 6 8 4 22 44 22 ж выс 6 6 3 23 40 15 м выс 6 6 5 24 38 9 ж выс 6 12 4 25 32 10 ж сред/с 8 6 5 26 45 23 ж выс 6 10 3 27 43 16 ж выс 5 6 5 28 37 15 ж выс 6 12 2 29 48 23 ж выс 6 10 5 30 36 14 м выс 6 6 5
Таблица №2. Табулированные данные по результатам методики Бойко.

№ пол Данные напряжение резистенция истощение 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 м 4 5 0 0 18 20 0 12 5 11 5 15 2 ж 2 0 6 15 8 5 0 12 5 8 0 0 3 м 4 8 6 10 10 9 3 23 10 11 5 3 4 м 2 3 1 8 10 4 0 5 15 15 0 0 5 ж 0 3 1 3 0 7 0 0 0 3 0 0 6 м 0 0 0 8 0 12 0 2 0 8 0 2 7 м 4 3 5 0 10 10 0 5 0 8 0 0 8 ж 15 0 0 0 3 7 0 23 5 3 0 2 9 ж 0 0 0 0 5 7 0 7 0 8 0 0 10 ж 0 0 0 0 15 15 0 10 10 11 5 0 11 м 0 0 6 3 0 4 0 20 5 3 0 0 12 м 2 0 0 3 10 4 0 17 0 11 8 0 13 ж 0 0 1 7 10 12 0 10 0 10 3 5 14 ж 0 0 7 4 20 20 0 21 15 8 0 0 15 ж 3 2 8 6 11 21 0 15 0 15 8 15 16 ж 0 0 6 3 0 4 0 20 5 3 0 0 17 ж 4 0 7 9 0 13 4 10 15 10 10 10 18 м 0 3 6 10 0 2 6 15 0 11 2 2 19 ж 0 0 6 3 0 4 0 20 5 15 0 0 20 м 6 0 0 15 8 6 10 23 10 0 0 6 21 ж 5 0 6 8 8 2 0 5 3 3 0 0 22 ж 9 2 6 6 10 9 8 22 5 13 8 8 23 м 0 0 0 0 10 19 0 5 0 11 0 0 24 ж 14 15 0 0 21 23 0 19 4 21 15 11 25 ж 2 3 0 0 18 8 7 12 5 7 5 14 26 ж 21 20 0 10 23 20 0 25 6 23 20 11 27 ж 5 0 6 8 8 2 0 5 5 3 0 0 28 ж 10 2 10 0 21 24 0 10 2 15 5 5 29 ж 11 15 2 16 15 20 0 15 2 10 0 0 30 м 14 15 0 0 21 23 0 19 4 21 15 11 сред зн 14 10 10 16 30 34 4 41 15 30 12 12

Таблица №3. Табулированные данные по результатам теста на алекситимию.
№ Стаж Результат Тип личности 1 5 25 неалекситим 2 9 26 неалекситим 3 11 54 неалекситим 4 14 25 неалекситим 5 12 35 неалекситим 6 20 61 неалекситим 7 6 32 неалекситим 8 13 45 неалекситим 9 18 115 алекситим 10 3 35 неалекситим 11 16 25 неалекситим 12 15 124 алекситим 13 10 35 неалекситим 14 19 58 неалекситим 15 10 45 неалекситим 16 21 68 неопред 17 6 32 неалекситим 18 5 37 неалекситим 19 16 85 алекситим 20 13 95 алекситим 21 21 93 алекситим 22 22 116 алекситим 23 15 85 алекситим 24 9 61 неалекситим 25 10 37 неалекситим 26 23 25 неалекситим 27 16 65 неопред 28 15 86 алекситим 29 23 120 алекситим 30 14 87 алекситим

Таблица №4. Табулированные данные по результатам Hand- теста.
№ Общ Agg Dir Aff Com Dap F Ex Crip Des Ten Act Pas Fail 1 20   3 2 1 1 1   3 3   5 1   2 11 1 2         2 2 4         3 8     1         4 2   1     4 10 1       3 4     1     1   5 13   2 3     1   2 2 1   2   6 16   1   3   4 1 3 2 1   1   7 12 2 2   2 3       3         8 10   1 1         2 4   2     9 11 2   3 1       4   1       10 9         1     3 4       1 11 5                 4       1 12 13 2 2   1     1 2 2 1 2     13 12     5   3     4           14 11   1     1 1   5 2     1   15 18       2   4   6 3 1   2   16 22 1   2   1 10       6 2     17 10       2       3 3     2   18 10   4 2   3     1           19 10   3 1 1   2     2   1     20 11       1   2   3 1 3     1 21 13 2 4   3 2         2       22 10 5 1 1   1     1 1         23 10       2     5       3     24 10           5   2 3         25 13   1 1   5     3   3       26 12 1 3   5         1     2   27 10   2   6       1 1         28 10         5     2   3       29 9         1     4 3       1 30 17 1 1 3 5       2 4 1       общ 356 18 33 25 35 30 34 9 62 55 23 16 12 4 Таблица №5. Табулированные данные по результатам теста «Большая пятерка».

№ экстраверсия- интроверсия привязанность-обосоленность самоконтроль-импульсивность эмоц устойч -эмоц неуст экспрессивность-практичность 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 общ 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 общ 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 общ 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 общ 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 общ 1 3 10 3 5 11 32 2 6 12 8 2 30 6 9 11 11 2 39 12 3 6 3 26 6 12 8 2 9 37 2 5 1 4 1 6 17 8 4 13 9 3 37 2 6 2 13 4 27 6 12 8 2 4 32 4 13 9 3 4 33 3 4 6 12 8 2 32 9 9 4 3 5 30 11 4 6 2 6 29 4 13 9 11 6 43 9 4 3 5 6 27 4 11 4 13 9 3 40 6 12 8 2 10 38 12 3 2 4 8 29 8 11 14 10 5 48 3 10 12 8 2 35 5 10 9 4 3 5 31 11 13 6 9 11 50 6 12 8 2 5 33 5 10 1 9 12 37 4 1 13 9 3 30 6 9 11 10 4 2 36 9 6 2 6 2 25 4 13 9 3 9 38 11 12 8 2 4 37 5 6 9 11 10 41 7 8 8 9 9 4 38 11 2 11 4 6 34 9 4 3 5 4 25 4 13 9 3 5 34 6 2 6 2 3 19 8 6 9 8 15 9 47 12 11 12 3 2 40 3 14 10 5 2 34 9 4 3 5 6 27 11 11 4 6 4 36 9 12 15 2 11 4 44 14 10 5 5 6 40 4 1 9 11 4 25 10 2 6 2 4 24 12 12 3 2 6 35 10 2 4 8 10 9 33 1 9 7 12 11 40 6 3 9 14 9 32 3 11 4 6 2 26 13 11 3 6 5 38 11 3 6 6 9 11 35 2 8 9 14 10 43 14 4 11 1 11 30 4 12 3 2 11 32 5 12 8 2 8 35 12 8 2 2 6 2 20 3 3 11 1 9 27 5 9 9 9 14 32 9 10 12 14 10 55 9 6 12 8 2 37 13 9 3 11 4 6 33 4 6 9 11 10 40 7 13 6 11 1 37 5 9 11 1 9 35 9 4 13 9 3 38 14 11 4 12 3 2 32 6 2 6 2 8 24 9 12 4 9 11 34 1 8 2 8 6 25 11 9 4 3 5 32 15 1 8 13 9 3 34 9 6 4 6 4 29 6 11 1 6 2 24 13 12 11 4 6 46 12 11 13 12 11 59 16 3 9 2 5 8 27 11 2 3 2 6 24 5 3 11 4 6 23 12 14 10 11 2 49 14 10 12 14 10 60 17 13 12 6 6 4 41 12 11 11 13 5 52 4 8 12 8 2 32 11 1 9 12 11 44 1 9 11 1 9 31 18 12 14 3 9 6 44 14 10 3 6 2 35 6 9 11 9 3 35 9 6 8 14 10 47 11 8 2 3 8 32 19 11 1 4 11 2 29 1 9 8 2 3 23 2 6 2 9 6 19 11 2 3 1 9 26 10 9 3 6 9 37 20 3 3 13 12 11 42 11 13 9 3 8 44 11 4 6 11 2 32 12 11 8 2 8 41 9 10 6 2 4 31 21 4 5 12 14 10 45 13 12 11 9 6 51 12 3 2 12 11 29 14 10 9 3 11 47 3 13 6 9 11 42 22 6 9 11 1 9 36 12 14 10 11 2 49 9 6 10 14 10 39 1 9 10 6 7 33 4 12 2 6 2 26 23 5 8 2 10 9 34 11 1 9 12 11 44 11 2 9 1 9 23 6 12 8 2 4 32 5 2 11 4 6 28 24 11 9 6 9 11 46 13 10 12 14 10 59 12 11 9 9 14 41 4 13 9 3 11 40 6 12 12 3 2 35 25 12 11 4 11 2 40 15 9 11 1 9 45 14 10 11 11 1 46 9 4 3 5 10 31 12 14 9 6 5 46 26 1 13 5 13 10 42 2 6 2 9 2 21 9 14 10 9 11 42 6 9 11 1 9 36 11 1 11 2 6 31 27 15 12 11 3 6 47 11 4 6 11 4 36 11 1 9 6 2 27 2 6 2 8 5 23 6 12 8 2 7 35 28 12 5 12 8 2 39 12 3 2 8 6 31 9 11 13 4 6 37 11 4 6 12 6 39 11 8 2 3 2 26 29 9 14 13 9 3 48 2 12 5 8 8 35 6 2 12 14 10 34 12 3 2 10 10 37 10 9 3 5 5 32 30 10 5 10 8 9 42 4 14 1 7 5 31 4 6 11 1 9 22 4 10 2 3 4 23 9 10 6 5 4 34 сред 8 8 8 8 6 37 8 8 7 7 6 37 8 7 8 8 6 32 8 9 7 6 7 36 8 9 7 5 6 35













2

1.Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 576 с.
2.Былкина Н.Д. Алекситимия (аналитический обзор зарубежных исследований) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1995. № 1. С. 43-53.
3.Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинь, 1996. 238 с.
4.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
5.Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб: Питер 1997.
6.Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. - М.: «Приор-издат», 2003. - 288 с.
7.Зырянова Н. Методика диагностики поведения личности в конфликтной ситуации // «Кадровый менеджмент», №4-2005 год,
8.Коростылева Л.А. Детерминанты затруднений самореализации личности в профессиональной сфере // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Питер, 2003.
9.Курбатова Н.Т. Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест». Методическое руководство – СПб: ГМНППП «ИМАТОН», 2001 - 64 стр.
10.Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный документ] http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=1
11.Орел В.Е.Синдром психического выгорания личности – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 330 с.
12.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал - 2001.- Т.22, №1.- С.90-101.
13.Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. - М.: Психотерапия, 2007. - 624 с: ил
14.Пономарева Г.А. Синдром «эмоционального выгорания» у педагогов, работающих с «особыми детьми», и способы его профилактики в условиях образовательного учреждения (из опыта работы) // Специальная психология. – 2006. - №1. с. 48-57.
15.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. C.672.
16.Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2006. – 656 с.: ил. – (Серия “Учебник нового века”).
17.Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.- с. 39-46.
18.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. – 2002, том23, №3. – с.85-95.
19.Рукавишников А.А. Опросник психического выгорания для учителей. Руководство. Ярославль, 2001 – 14 с.
20.Самыкина Н. Сулицкий В. Синдром выгорания у сотрудников пенитенциарной системы.//Социальная психология №2(10), 0,3, 2005.
21.Сидоренко Е. Математические методы в психологии – Спб: Речь, 2007, с. 350
22.Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания. Конспект врача. http://health.mpei.ac.ru/sindrom.htm.
23.Синдром сгорания / Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств.- М., 2002.- С.104-124
24.Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.
25.Технология социальной работы: учеб. [для вузов]/под Т38 ред. Чернецкой А. А .-Ростов н/Д: Феникс, 2006 .- 400 с .
26.Толстых А. Заповеди психогигиены // Медицинская газета. – 1986. - №59 (4908). – 23 июля.
27.Трунов Д.Г. Иносказательная природа самоотчуждения как социокультурного феномена. Автореферат… канд. филос. наук. Пермь, 2000.
28.Форманюк Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
29.Шрайдер К. Как снять стресс. 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. М., 1993.
30.Ларенцева Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей стоматологов //Клиническая стоматология, №4, декабрь, 2003 г.
31.Водопьянова Н.Е. Психическое «выгорание»//Стоматолог, №7,2002
32. Материалы сайта Все тесты: профессиональные психологические тесты. http://vsetesti.ru/

Вопрос-ответ:

Чем характеризуется понятие "синдром эмоционального выгорания" у стоматологов?

Синдром эмоционального выгорания у стоматологов характеризуется состоянием психологического и эмоционального истощения, вызванного длительным периодом стрессовой профессиональной деятельности. Основные характеристики синдрома включают чувство беспомощности, усталости, отсутствие мотивации, нарастающую эмоциональную перегрузку и снижение профессиональной эффективности.

Какие особенности связаны с профессиональной деятельностью врача-стоматолога?

Профессиональная деятельность врача-стоматолога характеризуется высокой степенью ответственности, постоянным контактом с пациентами и необходимостью принятия быстрых решений. Отрицательные факторы, такие как боль пациентов, длительные рабочие часы, конфликты и неудовлетворенность результатами работы, могут стать причиной эмоционального выгорания.

Что такое алекситимия и почему она важна при изучении эмоционального выгорания у стоматологов?

Алекситимия - это особенность личности, характеризующаяся трудностью в выражении и ощущении эмоций. Изучение алекситимии важно при изучении эмоционального выгорания у стоматологов, так как эти два понятия взаимосвязаны. У людей с высоким уровнем алекситимии может быть больше риска развития эмоционального выгорания.

Какие методы используются для диагностики эмоционального выгорания у стоматологов?

Для диагностики эмоционального выгорания у стоматологов используются различные методы, такие как опросники, интервью, наблюдение и психологические тесты. Одним из наиболее распространенных методов является использование опросника Маслача, который позволяет оценить трое основных компонентов эмоционального выгорания: истощение, цинизм и снижение личной реализации.

Что такое эмоциональное выгорание у врачей стоматологов?

Эмоциональное выгорание у врачей стоматологов - это состояние, при котором профессионалы в данной области испытывают сильную эмоциональную и физическую истощенность, вызванную длительным и интенсивным стрессом, связанным с работой.

Какие характеристики присущи синдрому эмоционального выгорания?

Синдром эмоционального выгорания проявляется в трех основных характеристиках: эмоциональное истощение, деперсонализация и снижение личной эффективности.

В чем особенности профессиональной деятельности врача-стоматолога?

Особенности профессиональной деятельности врача-стоматолога включают постоянную работу с больными, необходимость принимать ответственные решения, физическую и эмоциональную нагрузку, а также высокую степень требовательности к себе и обязательность в выполнении профессиональных обязанностей.

Что такое алекситимия?

Алекситимия - это трудности в распознавании и выражении эмоций. Это может быть одной из характеристик эмоционального выгорания, так как эмоции, накапливающиеся у врача-стоматолога, могут быть непонятными и сложными для выражения.

Какими методами можно диагностировать проблему эмоционального выгорания у стоматологов?

Для диагностики проблемы эмоционального выгорания у стоматологов используются различные методы, включая опросники и анкеты для самооценки, интервью, медицинские и психологические тесты, а также анализ симптомов и поведения врача.

Что такое эмоциональное выгорание и какие у него характеристики?

Эмоциональное выгорание - это состояние психологического и физического истощения, вызванное длительным и повышенным уровнем стресса в профессиональной деятельности. Основными характеристиками эмоционального выгорания являются чувство эмоциональной и физической истощенности, отчаяние и безнадежность, ухудшение профессиональной компетенции и качества работы.

Какие особенности связаны с профессиональной деятельностью врача-стоматолога?

Профессиональная деятельность врача-стоматолога характеризуется высоким уровнем ответственности, необходимостью работать сразу с несколькими пациентами, частыми непредсказуемыми ситуациями, а также риском контакта с инфекционными заболеваниями и химическими веществами. Врачи-стоматологи также часто сталкиваются с недовольством пациентов и ограниченным рабочим временем, что может привести к большому уровню стресса и эмоциональной нагрузки.