Вам нужен реферат?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Государственная власть как вид социальной власти: понятие и свойства. Легальность и нелегальность государственной власти

  • 15 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 02.05.2007
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие и свойства государственной власти
2. Легальность и легитимность государственной власти
Заключение
Библиография



Фрагмент для ознакомления

Публичная власть представлена особыми отрядами вооруженных людей (армии, гвардии и полиции), тюрьмами, судами и другими принудительными учреждениями, а также аппаратом чиновников.
Для характеристики публичной власти наиболее часто используют два термина “легальность” и “легитимность”. Ввиду того, что в переводе оба термина означают “узаконение”, в обиходе и в научной литературе их употребляют весьма часто как синонимы (например, говоря о легитимности акта, подразумевают его юридическую обоснованность). Между тем возможно и более узкое понимание этих терминов, при котором под легальностью следует понимать юридическую правомерность возникновения, организации и деятельности власти. А под легитимностью - фактическое признание власти, ее действий населением, степень их одобрения. Важнейшим средством легализации власти, будь то власть государственная или власть политическая выступают нормы права. Лишь закрепление в законе основных институтов государственной власти, принятие конституций, характеризующих новый государственный строй, означает легализацию новой государственной власти и ее составляющих элементов. Широкое понимание термина “легальность” означает, что с данных позиций можно оценивать происхождение власти, ее организацию, систему органов и учреждений, наличие полномочий, форм и методов деятельности. Отступление по этим характеристикам от действующих правовых норм есть отрицание легальности той или иной составляющей государственной власти. Нарушение принципа легальности предполагает вступление в силу как мер юридической (уголовной, административной), так и политической (отставка, отстранение от должности) ответственности.
По мнению политолога С. Липсета, легитимность означает способность системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в наибольшей степени отвечают интересам данного общества. Признавая различия между легальностью и легитимностью, следует также признать, что легальная власть может быть нелегитимной, и наоборот. Так, социальные революции всегда отражают высокую степень нелегитимности данной власти, несоответствие ее действий ожиданиям народа. М. Вебер впервые выделил три формы легитимности: традиционная (основана на традиционной вере в непогрешимость государственной власти и государя, обычна для восточных стран, а также России); харизматическая (основана на гиперболизации личности, обладающей способностью убеждать, вести за собой массы, наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных режимов); рациональная (основана на разумной оценке народом действий власти, при этом одобрение власти возможно лишь в случае соответствия действий власти той сумме безличных правил, стандартов, которые сложились в обществе и не зависят от личности, стоящей во главе государства, характерна для западной цивилизации).
Публичная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства даже там, где его становление происходило при внешне сохраняющихся формах родового строя в виде сельской общины и ее органов.



Заключение
В заключении отметим, что, закрепляя в основных законах права и свободы человека и гражданина, государство (как социальная власть) законодательно устанавливает систему гарантий их соблюдения, а также регламентирует способы их защиты. В арсенале средств государственной защиты — парламентский контроль, конституционные, судебные, административные механизмы. Государство содействует организации общественных механизмов, нацеленных на поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, осуществлению разнообразных социальных программ.
Приоритет прав и свобод человека и гражданина — это не только смещение ценностных акцентов в отношениях власти и человека. Должная защита прав и свобод повышает институционный авторитет власти - уважение к власти как особому институту общества, или его легитимность - законность, обоснованность, оправданность в представлениях населения. Это не просто понятия, это - идеалы, мировоззренческие ориентиры, ценностные установки. Это - и фактор возрастания социально-политической активности индивида.
Гуманистическая ориентация политической практики государства вызывает ответные установки в поведении граждан. В политических убеждениях человека начинают преобладать демократические взгляды, человек становится менее подверженным политическим манипуляциям; политический кругозор человека в гуманистически-демократическом обществе помогает осознать необходимость толерантности в межличностных, межнациональных, межконфессиональных отношениях, способствует сделать правильный выбор в период избирательных кампаний, не поддаться влиянию экстремистских взглядов и течений и т.п. В правовом государстве политическое значение придается формированию и закреплению позитивных правовых традиций, образцов правового поведения граждан.
Библиография
Белкин А.А. Юридические акты: право на законоизъявление и введение закона в действие / Правоведение, 1994, № 1.
Дуэтов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования / Государство и право, 1993, № 10.
Зивс С.Л. Источники права. М.: Наука, 1981. – 286 с.
Источники российского права. Вопросы теории и истории Марченко М.Н., отв. ред, 2005. 759 с.
Конституция РФ. Научно-практический комментарий. (Под ред. и со вступительной статьей академика Б.Н. Топорина). – М.: Юристъ, 1997. - 468 с.
Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. - 384 с.
Лившиц Р.З. Теория права. М.: Издательство БЕК, 2001.- 224с.
Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11, Право. 2002, №5.
Муромцев Н.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) / Правоведение, 1992, № 2.
Общеевропейская встреча в верхах. Париж. 19–21 ноября 1990 г. Документы и материалы. М., 1991. – 186 с.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник-М: Проспект,1997. - 299 с.



Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004. С. 128.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник-М: Проспект,1997. С. 83.
Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 57.
Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. М., 2004.С. 113.
Лившиц Р.З. Теория права. –М.: Издательство БЕК, 2001. С. 182.

Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 78.
Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 89.













8

1.Белкин А.А. Юридические акты: право на законоизъявление и введение закона в действие / Правоведение, 1994, № 1.
2.Дуэтов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования / Государство и право, 1993, № 10.
3.Зивс С.Л. Источники права. М.: Наука, 1981. – 286 с.
4.Источники российского права. Вопросы теории и истории Марченко М.Н., отв. ред, 2005. 759 с.
5.Конституция РФ. Научно-практический комментарий. (Под ред. и со вступительной статьей академика Б.Н. Топорина). – М.: Юристъ, 1997. - 468 с.
6.Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. - 384 с.
7.Лившиц Р.З. Теория права. М.: Издательство БЕК, 2001.- 224с.
8.Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11, Право. 2002, №5.
9.Муромцев Н.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) / Правоведение, 1992, № 2.
10.Общеевропейская встреча в верхах. Париж. 19–21 ноября 1990 г. Документы и материалы. М., 1991. – 186 с.
11.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник-М: Проспект,1997. - 299 с.



Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Московская Государственная Юридическая Академия имени О. Е. Кутафина, в Кировской области

Курсы

по дисциплине Теория государства и права

Государственная власть: понятие и типы

Кировской области 2015 года

Содержание

Введение

1. Понятие и виды власти

1.1 Понятие власти

1.2 Виды власти

2. Понятие, признаки, компоненты государственной власти

2.1 Понятие и признаки государственной власти

2.2 Компоненты государственной власти

3. Механизм государственной власти

4. Соотношение между понятиями "государство", "государственная власть", "государственность"

Вывод

Список используемых источников

Введение

Актуальность Власть является основным признаком государства. Только государство обладает всей полнотой власти и имеет все формы. Все остальные социальные организации обладают лишь частичной мощности или любой из его форм. Следует отметить и тот факт, что власть все остальные общественные организации нужны для реализации в санкции со стороны государственной власти.

Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для класса, так и бесклассового общества, как и для общества в целом, а также различных компонентов его формирования. В части 1 статьи 3 Конституции РОССИЙСКОЙ федерации гласит, что "единственным источником власти в российской Федерации является многонациональный народ". Тем не менее, власть народ осуществляет через государственные органы, с помощью которых, соответственно, и осуществляется государственная власть.

В понятие государственная власть отражает процессы борьбы классов, различных социальных групп, стран, политических партий и движений, которые присущи обществу на любом этапе развития. Таким образом, проблема власти в целом, и в частности Государственной власти, являются важными и актуальными для современной науки. Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения и претворять их в жизнь.

Узнать стоимость работы