Государственная власть как вид социальной власти: понятие и свойства. Легальность и нелегальность государственной власти

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 1515 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 02.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие и свойства государственной власти
2. Легальность и легитимность государственной власти
Заключение
Библиография



Фрагмент для ознакомления

Публичная власть представлена особыми отрядами вооруженных людей (армии, гвардии и полиции), тюрьмами, судами и другими принудительными учреждениями, а также аппаратом чиновников.
Для характеристики публичной власти наиболее часто используют два термина “легальность” и “легитимность”. Ввиду того, что в переводе оба термина означают “узаконение”, в обиходе и в научной литературе их употребляют весьма часто как синонимы (например, говоря о легитимности акта, подразумевают его юридическую обоснованность). Между тем возможно и более узкое понимание этих терминов, при котором под легальностью следует понимать юридическую правомерность возникновения, организации и деятельности власти. А под легитимностью - фактическое признание власти, ее действий населением, степень их одобрения. Важнейшим средством легализации власти, будь то власть государственная или власть политическая выступают нормы права. Лишь закрепление в законе основных институтов государственной власти, принятие конституций, характеризующих новый государственный строй, означает легализацию новой государственной власти и ее составляющих элементов. Широкое понимание термина “легальность” означает, что с данных позиций можно оценивать происхождение власти, ее организацию, систему органов и учреждений, наличие полномочий, форм и методов деятельности. Отступление по этим характеристикам от действующих правовых норм есть отрицание легальности той или иной составляющей государственной власти. Нарушение принципа легальности предполагает вступление в силу как мер юридической (уголовной, административной), так и политической (отставка, отстранение от должности) ответственности.
По мнению политолога С. Липсета, легитимность означает способность системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в наибольшей степени отвечают интересам данного общества. Признавая различия между легальностью и легитимностью, следует также признать, что легальная власть может быть нелегитимной, и наоборот. Так, социальные революции всегда отражают высокую степень нелегитимности данной власти, несоответствие ее действий ожиданиям народа. М. Вебер впервые выделил три формы легитимности: традиционная (основана на традиционной вере в непогрешимость государственной власти и государя, обычна для восточных стран, а также России); харизматическая (основана на гиперболизации личности, обладающей способностью убеждать, вести за собой массы, наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных режимов); рациональная (основана на разумной оценке народом действий власти, при этом одобрение власти возможно лишь в случае соответствия действий власти той сумме безличных правил, стандартов, которые сложились в обществе и не зависят от личности, стоящей во главе государства, характерна для западной цивилизации).
Публичная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства даже там, где его становление происходило при внешне сохраняющихся формах родового строя в виде сельской общины и ее органов.



Заключение
В заключении отметим, что, закрепляя в основных законах права и свободы человека и гражданина, государство (как социальная власть) законодательно устанавливает систему гарантий их соблюдения, а также регламентирует способы их защиты. В арсенале средств государственной защиты — парламентский контроль, конституционные, судебные, административные механизмы. Государство содействует организации общественных механизмов, нацеленных на поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, осуществлению разнообразных социальных программ.
Приоритет прав и свобод человека и гражданина — это не только смещение ценностных акцентов в отношениях власти и человека. Должная защита прав и свобод повышает институционный авторитет власти - уважение к власти как особому институту общества, или его легитимность - законность, обоснованность, оправданность в представлениях населения. Это не просто понятия, это - идеалы, мировоззренческие ориентиры, ценностные установки. Это - и фактор возрастания социально-политической активности индивида.
Гуманистическая ориентация политической практики государства вызывает ответные установки в поведении граждан. В политических убеждениях человека начинают преобладать демократические взгляды, человек становится менее подверженным политическим манипуляциям; политический кругозор человека в гуманистически-демократическом обществе помогает осознать необходимость толерантности в межличностных, межнациональных, межконфессиональных отношениях, способствует сделать правильный выбор в период избирательных кампаний, не поддаться влиянию экстремистских взглядов и течений и т.п. В правовом государстве политическое значение придается формированию и закреплению позитивных правовых традиций, образцов правового поведения граждан.
Библиография
Белкин А.А. Юридические акты: право на законоизъявление и введение закона в действие / Правоведение, 1994, № 1.
Дуэтов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования / Государство и право, 1993, № 10.
Зивс С.Л. Источники права. М.: Наука, 1981. – 286 с.
Источники российского права. Вопросы теории и истории Марченко М.Н., отв. ред, 2005. 759 с.
Конституция РФ. Научно-практический комментарий. (Под ред. и со вступительной статьей академика Б.Н. Топорина). – М.: Юристъ, 1997. - 468 с.
Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. - 384 с.
Лившиц Р.З. Теория права. М.: Издательство БЕК, 2001.- 224с.
Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11, Право. 2002, №5.
Муромцев Н.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) / Правоведение, 1992, № 2.
Общеевропейская встреча в верхах. Париж. 19–21 ноября 1990 г. Документы и материалы. М., 1991. – 186 с.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник-М: Проспект,1997. - 299 с.



Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004. С. 128.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник-М: Проспект,1997. С. 83.
Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 57.
Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. М., 2004.С. 113.
Лившиц Р.З. Теория права. –М.: Издательство БЕК, 2001. С. 182.

Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 78.
Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 89.













8

1.Белкин А.А. Юридические акты: право на законоизъявление и введение закона в действие / Правоведение, 1994, № 1.
2.Дуэтов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования / Государство и право, 1993, № 10.
3.Зивс С.Л. Источники права. М.: Наука, 1981. – 286 с.
4.Источники российского права. Вопросы теории и истории Марченко М.Н., отв. ред, 2005. 759 с.
5.Конституция РФ. Научно-практический комментарий. (Под ред. и со вступительной статьей академика Б.Н. Топорина). – М.: Юристъ, 1997. - 468 с.
6.Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. - 384 с.
7.Лившиц Р.З. Теория права. М.: Издательство БЕК, 2001.- 224с.
8.Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11, Право. 2002, №5.
9.Муромцев Н.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) / Правоведение, 1992, № 2.
10.Общеевропейская встреча в верхах. Париж. 19–21 ноября 1990 г. Документы и материалы. М., 1991. – 186 с.
11.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник-М: Проспект,1997. - 299 с.



Вопрос-ответ:

Что такое государственная власть?

Государственная власть - это форма социальной власти, которую осуществляет государство, при помощи отрядов вооруженных людей, судебной системы, полиции и других принудительных учреждений.

Какие свойства имеет государственная власть?

Государственная власть обладает несколькими свойствами: суверенитетом, территориальностью, монополией на применение принудительных мер, установлением законов и порядка и субординацией граждан.

Что такое легальность государственной власти?

Легальность государственной власти - это соответствие ее действий правовым нормам и конституционному порядку.

Чем отличается легальность от легитимности государственной власти?

Легальность государственной власти заключается в соответствии ее действий правовым нормам, а легитимность - в признании и поддержке государственной власти со стороны граждан и других политических субъектов.

Какие принципы характеризуют легальность государственной власти?

Принципы легальности государственной власти включают принцип разделения властей, принцип законности, принцип ответственности перед народом и принцип соблюдения прав и свобод граждан.

Что такое государственная власть?

Государственная власть – это вид социальной власти, который осуществляется государством и направлен на управление обществом и его регулирование. Она включает органы исполнительной, законодательной и судебной власти.

В чем заключается легальность государственной власти?

Легальность государственной власти означает, что она должна осуществляться в соответствии с законодательством, установленными правилами и нормами. Власть должна быть организована и действовать согласно законам, чтобы обеспечивать права и свободы граждан, а также сохранять законность и порядок в обществе.

Что такое легитимность государственной власти?

Легитимность государственной власти связана с признанием обществом правомерности и законности управления страной. Она базируется на легитимности источника власти, то есть на основании того, что власть приобретается и упражняется в соответствии с правовыми процедурами и нормами. Легитимная власть должна иметь поддержку и доверие населения.

Что считается нелегальностью государственной власти?

Нелегальность государственной власти означает, что она осуществляется вопреки законодательству или без соблюдения установленных правил и процедур. Это может быть связано с незаконным захватом власти, коррупцией, нарушением прав граждан и другими формами нелегального поведения со стороны государственных органов.