Роль Центрального банка в регулировании денежного ображения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Деньги и кредит
  • 3131 страница
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 07.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Сущность денежно – кредитной политики
1.1. Понятие денежно – кредитной политики
1.2. Кейнсианский подход
1.3. Монетаристский подход
2. Анализ инструментов денежной – кредитной политики
2.1. Основные инструменты и методы
2.2. Рефинансирование кредитных организаций
2.3. Резервные требования
3. Пути совершенствования денежно – кредитной политики ЦБ РФ
3.1. Модификация денежно – кредитной политики
3.2. Лицензирование банковской деятельности
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

По мере замены рыночных принципов экономического развития административно-командными денежно-кредитная эмиссия центрального банка все в большей степени приобретает основные черты и характеристики процессов выпуска государством бумажных денег в период золотого стандарта.
С точки зрения контроля над инфляцией и инфляционным потенциалом кредитной деятельности коммерческих банков особое внимание должно уделяться повышению уровня экономической ответственности руководства и собственников коммерческих банков за кредитную политику, тщательную оценку платежеспособности заемщиков и перспектив их деятельности с учетом ситуации, складывающейся на рынке. Рост количества невозвращенных и просроченных кредитов может превысить размеры собственных средств банков, что приведет к необходимости использования средств резервного, страхового и иных фондов банков, равно как и системы в целом. Одновременно необходимо повысить степень ответственности самих заемщиков банков как путем регулирования величины процентной ставки, размеров и качества возможного обеспечения получаемых кредитов, так и за счет создания соответствующих государственных организаций, которые занимались бы противодействием возможным случаям мошенничества со стороны заемщиков. Усиленное внимание к проблеме возврата средств, в конечном итоге, приведет к повышению собираемости налогов, будет способствовать снижению инфляции. В этом же направлении будет работать и система мер по противодействию различным формам монополизации, за счет которых происходит внеэкономическое принудительное перераспределение доходов между различными экономическими субъектами, отраслями и секторами экономики, создаются условия для получения доходов за несоответствующую потребностям социально-экономического развития общества деятельность. Она позволит пресечь возможные варианты и способы использования цен на товары и услуги в целях необоснованного перераспределения национального дохода, приводящего к искажению и деформациям проявлений функций денег.
Одним из условий повышения эффективности выполнения современными деньгами своих функций является отказ от действующей практики предоставления центральным банком кредита коммерческому банку при наличии обязательных форм обеспечения в виде своих активов, будь то иностранная валюта, золото, государственные ценные бумаги, коммерческие обязательства конкретных компаний, фондовые ценные бумаги и т.п. Покупка или принятие центральным банком данных активов в качестве обеспечения выдачи своих кредитов означает придание в той или иной мере несвойственного им денежного статуса, который они выполнять не могут и не должны. Так, если в этом качестве как основание денежно-кредитной эмиссии центрального банка используются коммерческие векселя, в основе которых лежат товарный кредит и объемы производства конкретных товаров, то это означает, что указанным товарам искусственно придаются несвойственные им денежные функции. На практике это означает, что их производство начинает приравниваться к золотому обеспечению денежной эмиссии центрального банка.
3.2. Лицензирование банковской деятельности
Систему мероприятий Банка России по лицензированию банковской деятельности необходимо дополнить соответствующими процедурами, повышающими уровень ответственности лицензирующего органа за их функционирование перед обществом. Вполне логично, что увеличение ответственности государственного уровня банковской системы должно сопровождаться расширением как качественной, так и количественной составляющих надзорной базы, существенно улучшающих возможности контроля за деятельностью коммерческих банков. Не менее важными являются достижение прозрачности и транспарентности системы учета и отчетности, усиление ответственности руководства и собственников коммерческих банков, в том числе за свои противозаконные действия или бездействие, наделение органов государственного регулирования особыми полномочиями в решении вопросов ликвидации коммерческих банков. Подобное усиление контрольно-надзорного блока наряду с совершенствованием системы отчетности и иные меры могут действительно привести к положительному результату и будут экономически обоснованными только по мере разработки и внедрения целого комплекса мер по выполнению государственным уровнем банковской системы задач обеспечения эффективного функционирования современных денег, основную часть которых составляют обязательства коммерческих банков.
В целях дальнейшего укрепления статуса и повышения роли кредитных денег, устранения различий между деньгами центрального банка и коммерческих банков необходимо, чтобы предоставление государственных лицензий на право осуществления банковской деятельности означало гарантию государства клиентам банков в том, что обязательства указанных банков в объеме, в котором они выполняют денежные функции, не могут быть полностью аннулированы в любой момент в случае возникновения тех или иных проблем в банке, т.е. гарантию безусловности и безотзывности обязательств коммерческих банков. В определенном смысле можно провести аналогию между государственным лицензированием банковской деятельности с точки зрения окончательного утверждения кредитной формы денег и той ролью, которую государство играло в окончательном утверждении за золотом функций денежного товара, когда гарантировало определенное содержание золота в монетах и слитках. Наиболее существенным моментом является то обстоятельство, что речь должна идти только о государственной гарантии выполнения обязательствами коммерческих банков функций денег. Это ни в коей мере не распространяется на ту их часть, которая связана с использованием возможностей банков различными юридическими и физическими лицами для извлечения дополнительных доходов или прибыли.
В заключение подчеркнем, что назрела острая необходимость в разработке комплексной системы мер для нормализации функционирования двухуровневой банковской системы и адекватного выполнения денежных функций всеми ее элементами. При этом особая гибкость нужна при проведении денежно-кредитной и валютной политики. Определенная либерализация, несомненно, нужна. Вместе с тем она должна проводиться поэтапно и опираться на меры по оздоровлению отечественной экономики и российского бизнеса, позволяя достичь большую степень готовности экономики нашей страны к полномасштабной конкуренции, и создать прочную основу для введения конвертируемости национальной валюты, формирования реальных предпосылок долгосрочного экономического роста.
Заключение
Денежно – кредитная политики представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другими видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства.
Денежно – кредитная политика ЦБ РФ характеризуется механистичным подходом к контролю за уровнем предложения денег, а также ориентацией на прямые количественные и чрезмерно жесткие инструменты и ограничения кредитных возможностей коммерческих банков путем установления экономически необоснованных размеров и порядка формирования обязательных резервов.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Подводя некоторые итоги, следует отметить, что в интересах развития производства, улучшения соотношения между спросом и предложением и, в конечном счете, для уменьшения инфляции, целесообразно несколько ослабить жесткость денежно-кредитной политики путем расширения использования кредита предприятиями, а также населением.
Но все подобные кредитные операции могут осуществляться лишь в разумных пределах и без чрезмерного увеличения денежной массы.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ в ред. от 05.02.2007 г. // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. № 395-1 в ред. от 29.12.2006г. № 246-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ в ред. от 02.03.2007г. № 24-ФЗ // http://www.consultant.ru
Постановление Правительства Российской Федерации «Об особенностях процедуры эмиссии облигаций Центрального Банка Российской Федерации» от 30.12.2003г. № 799 // http://www.consultant.ru
Положение Центрального банка Российской Федерации «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29.03.2004г. № 255-П в ред. от 27.09.2006г. № 1728-У // http://www.consultant.ru
Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» от 04.08.2003г. № 236-П в ред. от 28.09.2005г. № 1617-У // http://www.consultant.ru.
Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций» от 14.07.2005г. № 273-П в ред. от 02.03.2006г. № 1662-У // http://www.consultant.ru.
Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» от 03.10.2000г. № 122-П в ред. от 28.12.2001г. № 1082-У // http://www.consultant.ru.
Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленная Центральным банком Российской Федерации // http://www.consultant.ru
Указание Центрального Банка Российской Федерации «О порядке отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по депонированию обязательных резервов в Банке России» от 29.03.2004г. № 1408-У // http://www.consultant.ru
Бабичева Ю.А. Инфляционная составляющая операций банков: проблемы регулирования. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 318 с.
Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2004. – 751 с.
Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Академический проект, 2005. – 432 с.
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А.Волгина. М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. – 627 с.
Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004. – 462 с.
Фридмен М. Если бы деньги заговорили… - М.: Дело, 1999.
Голикова Ю.С. Денежно – кредитная политика Центрального банка: современный инструментарий и задачи его активизации // Деньги и кредит. №8, 2002.
Кашин Ю.И. О кредите, кредитно – денежной политике и роли Банка России // Деньги и кредит. №7, 2003.
Ямпольский М.М. Об особенностях и проблемах денежно – кредитной политики // Деньги и кредит. №12, 2006.
Friedman M. Inflation and Unemployment; The New Dimension of Politics // The 1976 Nobel Memorial Lecture, London, 1977.
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации
Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004. С. 287.
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А.Волгина. М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. С. 314.
Фридмен М. Если бы деньги заговорили… - М.: Дело, 1999. С. 12.
Friedman M. Inflation and Unemployment; The New Dimension of Politics // The 1976 Nobel Memorial Lecture, London, 1977. P.458.
Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004. С. 287.
Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ в ред. от 02.03.2007г. № 24-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 35-37.
Положение Центрального банка Российской Федерации «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29.03.2004г. № 255-П в ред. от 27.09.2006г. № 1728-У // http://www.consultant.ru
Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленная Центральным банком Российской Федерации // http://www.consultant.ru
Постановление Правительства Российской Федерации «Об особенностях процедуры эмиссии облигаций Центрального Банка Российской Федерации» от 30.12.2003г. № 799 // http://www.consultant.ru
Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ в ред. от 02.03.2007г. № 24-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 44.
Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Академический проект, 2005. С. 40.
Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. № 395-1 в ред. от 29.12.2006г. № 246-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 28.
Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ в ред. от 02.03.2007г. № 24-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ в ред. от 05.02.2007 г. // http://www.consultant.ru. Гл. 23, 28. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ в ред. от 26.01.2007 г. № 5-ФЗ // http://www.consultant.ru. Гл. 42.
Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» от 03.10.2000г. № 122-П в ред. от 28.12.2001г. № 1082-У // http://www.consultant.ru.
Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» от 04.08.2003г. № 236-П в ред. от 28.09.2005г. № 1617-У // http://www.consultant.ru.
Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций» от 14.07.2005г. № 273-П в ред. от 02.03.2006г. № 1662-У // http://www.consultant.ru.
Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2004. С. 36.
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации
Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ в ред. от 02.03.2007г. № 24-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 35.
Там же. Ст. 38.
Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. № 395-1 в ред. от 29.12.2006г. № 246-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 25.
Положение Центрального Банка Российской Федерации «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29.03.2004г. № 255-П в ред. от 27.09.2006г. № 1728-У // http://www.consultant.ru
Указание Центрального Банка Российской Федерации «О порядке отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по депонированию обязательных резервов в Банке России» от 29.03.2004г. № 1408-У // http://www.consultant.ru
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации












2

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ в ред. от 05.02.2007 г. // http://www.consultant.ru.
2.Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. № 395-1 в ред. от 29.12.2006г. № 246-ФЗ // http://www.consultant.ru.
3.Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ в ред. от 02.03.2007г. № 24-ФЗ // http://www.consultant.ru
4.Постановление Правительства Российской Федерации «Об особенно-стях процедуры эмиссии облигаций Центрального Банка Российской Федерации» от 30.12.2003г. № 799 // http://www.consultant.ru
5.Положение Центрального банка Российской Федерации «Об обяза-тельных резервах кредитных организаций» от 29.03.2004г. № 255-П в ред. от 27.09.2006г. № 1728-У // http://www.consultant.ru
6.Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» от 04.08.2003г. № 236-П в ред. от 28.09.2005г. № 1617-У // http://www.consultant.ru.
7.Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или по-ручительствами кредитных организаций» от 14.07.2005г. № 273-П в ред. от 02.03.2006г. № 1662-У // http://www.consultant.ru.
8.Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и пору-чительствами» от 03.10.2000г. № 122-П в ред. от 28.12.2001г. № 1082-У // http://www.consultant.ru.
9.Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленная Центральным банком Российской Федерации // http://www.consultant.ru
10.Указание Центрального Банка Российской Федерации «О порядке от-ражения в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по депонирова-нию обязательных резервов в Банке России» от 29.03.2004г. № 1408-У // http://www.consultant.ru
11.Бабичева Ю.А. Инфляционная составляющая операций банков: про-блемы регулирования. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 318 с.
12.Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коро-бовой. – М.: Юристъ, 2004. – 751 с.
13.Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Академический проект, 2005. – 432 с.
14.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А.Волгина. М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. – 627 с.
15.Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004. – 462 с.
16.Фридмен М. Если бы деньги заговорили… - М.: Дело, 1999.
17.Голикова Ю.С. Денежно – кредитная политика Центрального банка: современный инструментарий и задачи его активизации // Деньги и кредит. №8, 2002.
18.Кашин Ю.И. О кредите, кредитно – денежной политике и роли Банка России // Деньги и кредит. №7, 2003.
19.Ямпольский М.М. Об особенностях и проблемах денежно – кредитной политики // Деньги и кредит. №12, 2006.
20.Friedman M. Inflation and Unemployment; The New Dimension of Politics // The 1976 Nobel Memorial Lecture, London, 1977.
21.http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации

Вопрос-ответ:

Какую роль играет Центральный банк в регулировании денежного обращения?

Центральный банк имеет ключевую роль в регулировании денежного обращения в стране. Он контролирует денежную массу, регулирует процентные ставки и осуществляет монетарную политику, способствуя стабильности экономики.

Какова сущность денежно-кредитной политики?

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер, принимаемых Центральным банком для регулирования денежного обращения в стране. Она направлена на поддержание стабильности цен, обеспечение экономического роста и устойчивого развития финансовой системы.

Какие подходы к денежно-кредитной политике существуют?

Существуют два основных подхода к денежно-кредитной политике: кейнсианский и монетаристский. Кейнсианский подход подразумевает активную роль государства в регулировании экономики через использование мощных финансовых инструментов. Монетаристский подход, напротив, придерживается идеи, что основные факторы регулирования лежат в монетарной сфере, таких как уровень процентных ставок и оборотная деятельность банков.

Какие основные инструменты используются в денежно-кредитной политике?

Основные инструменты денежно-кредитной политики включают изменение процентных ставок, рефинансирование кредитных организаций, резервные требования и другие меры, которые позволяют контролировать денежную массу и влиять на денежное обращение.

Как можно совершенствовать денежно-кредитную политику Центрального банка РФ?

Для совершенствования денежно-кредитной политики Центрального банка РФ можно использовать различные методы. Например, модифицировать действующую политику в соответствии с изменениями в экономической ситуации. Также можно усовершенствовать лицензирование банковской деятельности, чтобы обеспечить более эффективный контроль над кредитными организациями.

Какую роль играет Центральный банк в регулировании денежного обращения?

Центральный банк выполняет ряд функций, включая контроль и регулирование денежного обращения в стране. Он отвечает за стабильность денежной системы, осуществляет контроль и регулирование денежной массы, а также формулирует и осуществляет денежно-кредитную политику. Центральный банк контролирует выпуск и учет денег, определяет процентные ставки, осуществляет операции на открытом рынке и т.д.

Что такое денежно-кредитная политика?

Денежно-кредитная политика - это совокупность мер, которые принимаются Центральным банком для регулирования денежного обращения в стране. Она направлена на достижение основных целей, таких как обеспечение стабильной инфляции, поддержание экономического роста, стабилизация финансовой системы и т.д. Центральный банк использует различные инструменты денежно-кредитной политики, такие как изменение учетной ставки, регулирование ликвидности банков и другие меры, чтобы достичь своих целей.

Какие подходы к денежно-кредитной политике существуют?

Существуют два основных подхода к денежно-кредитной политике - кейнсианский подход и монетаристский подход. По кейнсианской концепции, Центральный банк должен активно использовать монетарные инструменты для влияния на экономику, осуществляя дополнительное кредитование и стимулируя потребление и инвестиции. Монетаристский подход подчеркивает роль денежной массы и контроля инфляции. Он утверждает, что Центральный банк должен сосредоточиться на контроле денежной массы и предотвращении инфляции, чтобы обеспечить стабильность экономики.

Какова роль Центрального банка в регулировании денежного обращения?

Центральный банк играет ключевую роль в регулировании денежного обращения в стране. Его основные функции включают контроль и наблюдение за денежно-кредитной политикой, эмиссию и контроль денежной массы, регулирование процентных ставок, рефинансирование коммерческих банков и поддержание стабильности национальной валюты.

Какие подходы существуют к денежно-кредитной политике?

Существуют два основных подхода к денежно-кредитной политике - кейнсианский и монетаристский. Кейнсианский подход подразумевает активное вмешательство государства в экономику через регулирование уровня государственных расходов и уровня безработицы. Монетаристский подход, в свою очередь, сосредоточен на контроле денежной массы и регулировании инфляции.