сематическо-стилистический анализ художественного текса

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Филология
  • 1010 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 04.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

В повести рассказывается о чиновнике, вечном титулярном советнике, всю свою жизнь переписывающем различные документы. Подробно описывается его быт, его работа. Параллельно открывается внутренний мир героя, который заведомо чужд читателю (как современнику, так и нам сейчас). Описывается любовь героя к некоторым буквам и нелюбовь к другим.
В основе сюжета лежит довольно простая история (фабула). Мелкий чиновник решил сшить себе шинель, для чего постоянно экономил и копил деньги. Весь сюжет повести разворачивается вокруг мысли о новой шинели, которую после покупки у Акакия Акакиевича отнимают. Акакий Акакиевич сильно меняется в тот момент, когда у него появляется шинель, он становится на определенный социальный уровень, произошла своеобразная его идентификация как человека. Соответственно, с потерей этого предмета (фетиша?) он растворяется в городе и становится призраком, мстящем за свои унижения.
Текст написан с долей иронии, но свойственной Гоголю иронией сквозь слезы. В выбранном отрывке этот трагикомизм подчеркивается очень ярко. С одной стороны рассказывается о совершенно нелепом имени Башмачкина и о том, как такое имя могло появиться, причем подчеркивается, что его имя наименее абсурдное из тех многих, которые он мог получить. Также появляются фигуры сослуживцев Акакия Акакиевича, высмеивающих его, издевающихся над ним. С другой стороны, появляется тень того ощущения которого Гоголь добивается у читателя в конце повести. Тень этого ощущения выражена в одном из сослуживцев, услышавших сквозь смех в «смешных» для всех словах главного героя слова «Я брат твой».
5. Композиция и формы выражения
Композиция повести напоминает сказ, о чем писал, например, Б. Эйхенбаум: «Композиция новеллы в значительной степени зависит от того, какую роль в её сложении играет личный тон автора <…> Основа гоголевского текста – сказ <…> текст его слагается из живых речевых эмоций. Более того: сказ этот имеет тенденцию не просто повествовать, не просто говорить, но мимически и артикуляционно воспроизводить».
От сказовой композиции во многом зависят употребляемые Гоголем фигуры речи. В выбранном нами отрывке встречается не очень много тропов, это связано с тем, что язык произведения намеренно стилизуется под канцелярский, костный, не образный. Несмотря на это в тексте присутствует некоторая витиеватость, которая также имитирует современные Гоголю делопроизводственные бумаги, в которых трудно докопаться до сути излагаемого дела. Ориентация на разговорный (сказовый) язык диктует применение разнообразных риторических приемов, таких как восклицание: «Что ж делать!», «… и, боже! даже в том…».
В тексте встречаются сравнения, например: «Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха (курсив мой)». Изредка встречаются метафоры, но они не авторские, а скорее также направлены на имитацию клишированного канцелярского языка: «вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоль разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться».
Интересным оборотом является раскрытие этимологии слова, путем обыгрывание его корня. Слово «выисканный» употребляется в значении «неестественный», далее же автор подчеркивает, что он имя героя именно что – «не искал».
Список литературы:
Гоголь Н.В. Шинель//Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М., 1984. С. 135-170
Даль В.Л. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. - М.: Русский язык, 1991.
Словарь иностранных слов. 8-е изд. – М., 1981.
Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. – 3-е изд. – М., 1999.
Большой толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 2004.
Эйхенбаум Б. Как сделана «шинель» Гоголя// Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. С. 45-63.
Бочаров С. Петербургские повести Гоголя//Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М., 1984. С. 196-207.
Гоголь Н.В. Шинель//Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М., 1984. С. 135-138.
Даль В.Л. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. - М.: Русский язык, 1991. Т.1. С. 429. Далее указание на это издание в тексте: том, страницы.
Словарь иностранных слов. 8-е изд. – М., 1981. С. 158. Далее указание на это издание в тексте: И, страницы.
Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. – 3-е изд. – М., 1999. Т. 2. С 217. Далее указание на это издание в тексте: Э, номер тома, страницы.
Большой толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. С. 164. Далее указание на это издание в скобках в тексте: арабскими страницы.

Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя//Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. С. 45-63.












3

1.Гоголь Н.В. Шинель//Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М., 1984. С. 135-170
2.Даль В.Л. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. - М.: Русский язык, 1991.
3.Словарь иностранных слов. 8-е изд. – М., 1981.
4.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. – 3-е изд. – М., 1999.
5.Большой толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 2004.
6.Эйхенбаум Б. Как сделана «шинель» Гоголя// Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. С. 45-63.
7.Бочаров С. Петербургские повести Гоголя//Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М., 1984. С. 196-207.

Вопрос-ответ:

Что такое предпринимательский университет?

Предпринимательский университет - это новый способ функционирования академического сообщества и университета в целом, предложенный Бертоном Кларком. Он включает активную предпринимательскую концепцию, которая не только реагирует на запросы клиентов, но и формирует внутреннюю среду университета в соответствии с потребностями его развития.

Кто предложил концепцию предпринимательского университета?

Концепцию предпринимательского университета предложил Бертон Кларк, который провел профессиональные исследования и впервые задекларировал этот новый способ функционирования академического сообщества и университета в целом.

Что включает активная предпринимательская концепция предпринимательского университета?

Активная предпринимательская концепция предпринимательского университета включает не только реакцию на запросы клиентов, но и активный компонент формирования внутренней среды университета в соответствии с потребностями его дальнейшего эффективного развития.

Какую роль играет предпринимательская концепция в развитии университета?

Предпринимательская концепция играет важную роль в развитии университета, поскольку она помогает не только реагировать на запросы клиентов, но и создавать внутреннюю среду, которая способствует эффективному развитию университета в будущем.

Какую функцию выполняет предпринимательский университет в академической среде?

Предпринимательский университет выполняет новую функцию в академической среде путем предложения совершенно нового способа функционирования академического сообщества и университета в целом. Он активно реагирует на запросы клиентов и формирует внутреннюю среду, необходимую для успешного развития университета.

Что предложил Бертон Кларк?

Бертон Кларк предложил концепцию предпринимательского университета, которая представляет собой новый способ функционирования академического сообщества и университета в целом.

Какие компоненты включает активная предпринимательская концепция?

Активная предпринимательская концепция включает реакцию на запросы клиентов и формирование внутренней среды в соответствии с потребностями развития университета.

Что подразумевается под активной реакцией на запросы клиентов в концепции предпринимательского университета?

Активная реакция на запросы клиентов означает, что предпринимательский университет должен ориентироваться на потребности своих клиентов и предлагать им актуальные программы и услуги.

Какие основные идеи заключаются в концепции предпринимательского университета?

Основные идеи концепции предпринимательского университета заключаются в активном предпринимательстве, формировании внутренней среды и эффективном развитии университета в соответствии с потребностями.