Творчество А.Рублева

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История культуры
  • 3232 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 08.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
«Творчество А.Рублева как отражение культурного подъема на Руси 14-15 вв.»
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ЭПОХА АНДРЕЯ РУБЛЕВА
2. ОТ ЧЕРНЕЦА К МИНИАТЮРЕ «ЕВАНГЕЛИЕ ХРИСТОВО»
3. ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА В КРЕМЛЕ
4. РОСПИСЬ ИКОНОСТАСА ДЛЯ ВЛАДИМИРСКОГО УСПЕНСКОГО СОБОРА
5. ИКОННЫЙ АНСАМБЛЬ ЗВЕНИГОРОДСКОГО ЧИНА
6. ИКОНА «ТРОИЦА» - ВЕРШИНА ТВОРЧЕСТВА А. РУБЛЕВА
7. ИКОНОСТАС ТРОИЦКОГО СОБОРА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Умело разработанная ритмическая сторона композиции, повторение плавных линий делают образы особо музыкальными. В этом шедевре Рублева проявился богатый талант его как колориста и рисовальщика. Цвета в иконе мягкие, неяркие, со множеством тонких опенков. Для того времени это было новшеством, ведь иконы обычно писали яркими пятнами цвета и оттенков в них было мало. Новой была и композиция.
Обычно в «Троице» изображались фигуры Авраама и Сары, богато накрытый стол, и ангелы располагались по-другому. Рублев же создал новый канон, и с тех самых пор «Троицу» писали по прорисям с его иконы.
«Троица» Рублева была плодом подлинного и счастливого вдохновения, вдохновения художника, который все свои порывы, весь жизненный опыт, весь жар своего Сердца, прежде чем взяться за кисть и излить свои чувства, воображал воплощенными в красках и линиях. Он сам, видимо, испытывал мгновения счастья, которыми способно одарить человека созерцание художественного шедевра. Рублев в свободные от трудов часы, в праздничные дни подолгу просиживал «на седалищах» перед древними иконами, устремив на них свой взор.
В сущности, этим Рублев первым среди русских живописцев своего времени утверждал отношение к иконам как к предмету художественного созерцания.
Эстетическая ценность «Троицы» Рублева сказывается в том, что она рассчитана на подобное художественное восприятие. Действительно, только вдумчивое ее рассмотрение способно раскрыть в ней всю высоту ее совершенства.
7. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевского монастыря
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевского монастыря является прекрасным памятником сотрудничества Рублева с Даниилом Черным. Среди входящих в состав этого иконостаса икон деисусного чина и праздничного ряда нет равных по силе своего художественного воздействия престольной иконе «Троице».
Иконы иконостаса выполнены группой выпестованных великим мастером учеников-послушников, его отзывчивых помощников, верных последователей. Во многих из них ясно проступают личные особенности каждого из них, в других эти индивидуальные особенности менее заметны. Но, говоря о Рублеве, необходимо, прежде всего, отметить, что его творческая воля, обаяние его художественного стиля неизменно бросают отсветы на все эти работы. Иконостас Троицкого собора восходит к типу того иконостаса, который за двадцать лет до того был создан Феофаном, Прохором и Рублевым в Благовещенском соборе Московского Кремля: то же расположение фигур, почти те же праздники, в ряде случаев те же типы изображений. Но в этом более позднем иконостасе сказалось влияние достигшего к тому времени полной зрелости искусства Рублева, всей Московской иконописной школы. В понимании, в решении отдельных сцен, иногда сложных повествовательных композиций чувствуется воздействие «Троицы» как меры и идеала совершенства.
С первого взгляда праздники Троицкого собора почти неотличимы от более ранних праздников Благовещенского собора. Вместе с тем в небольших отступлениях можно видеть тончайшее понимание психологических нюансов, которое современники, видимо, чутко улавливали и высоко ценили. Упавшие перед Христом в «Воскрешении Лазаря» Мария и Мария Магдалина в общих чертах очень похожи на аналогичные фигуры Благовещенского собора. Но в Благовещенском соборе фигура женщины более стройная, она сильнее выпрямилась, более патетична ее мольба, тем более что она противопоставлена припавшей к земле сестре. В троицкой иконе Мария всего лишь приподнимает голову, почти сливается с силуэтом сестры, зато и мольба ее более трогательна и чистосердечна. Каждый из вариантов обладает своей несравненной прелестью, как каждый из многочисленных библейских рисунков Рембрандта на одну тему, в которых великий голландский мастер искал выражения различных оттенков душевной эмоции.
В «Тайной вечере» круглый стол служит символом единения учеников и лейтмотивом композиции. В сущности, и Иуда, протягивая руку к чаше с солью (жест, по которому, согласно преданию, учениками Христа был узнан предатель), не нарушает общего ритма. Недаром в отличие от западной иконографии он не имеет облика злодея, но обаятелен, как и Иоанн, любимый ученик Иисуса. Апостолы не нападают на него, но всего лишь задумались. Один из них кротко кладет руку на руку Иуды, чтобы удержать его от опрометчивого шага.
Икона «Сретение» — это не торжественное шествие Марии в сопровождении Иосифа и Анны, как в аналогичной иконе Благовещенского собора. Фигура Марии со смиренно склоненной головой выделена и почти противостоит другим фигурам.
В момент торжественной встречи она являет собой высшую степень душевной сосредоточенности, погруженности в себя, покорности судьбе и человеческого достоинства.
Симеон не только ласково принимает младенца, но и как бы склоняется перед проявлением духовной красоты его матери. Здесь снова приходится вспомнить «Троицу» Рублева.
В сцене «Омовение ног», несмотря на то, что апостолы глубоко взволнованы, позы их разнообразны, движения беспокойны, все они вместе образуют замкнутый венок. Выделена только опоясанная белым полотенцем фигура Христа и из числа апостолов Петр, которому Христос моет ноги и который спешит выразить свою покорность воле учителя. Языком лаконичных ритмичных силуэтов, противопоставлением стройной фигуры Христа мягко закругленному контуру фигуры Петра выражены глубочайшие и тончайшие эмоции. Легендарный образ становится символом человеческих чувств: покорной готовности одного человека служить другому и смиренного признания этого второго недостойным себя этой великой чести. В рамках небольшой по размерам иконы художник достигает силы воздействия, которая напоминает знаменитую падуанскую фреску Джотто — диалог взглядов Христа и целующего его предателя.
Несколько иной характер носит икона другого мастера «Жены у гроба», в которой особенно примечательны три стройные женские фигуры. Этот последователь Рублева в совершенстве усвоил от него умение передавать женское изящество и грацию, которое так ясно сказалось и в фигуре трубящего ангела. Утонченностью своего образа он даже превзошел учителя. Три фигуры образуют как бы букет с туго стянутыми стеблями и распадающейся листвой. Все они обрисованы ритмическим волнистым контуром. Правда, в угоду изысканному ритму эти фигуры лишены духовной значительности созданий самого Рублева.
Образ юного Дмитрия Солунского подкупает и трогательной выразительностью молитвенно протянутых рук и всей осанки, и тонко найденным очертанием края его плаща, особенно же своим обаятельным лицом, обрамленным русыми кудрями, с тонкими чертами, полными ласковости и чистосердечия. Сама техника его выполнения, легко и бережно положенные блики и контуры гармонируют с его целомудренным обликом.
В ризнице Троице-Сергиевой лавры хранится пелена с изображением Сергия, которая выделяется изо всех более поздних иконописных пелен прежде всего своей жизненностью. Трудно утверждать, что это шитье, выполненное стараниями русской женщины-вышивальщицы, должно быть отнесено к школе Рублева. И все же, несмотря на разницу техники шитья от иконописи, в пелене Сергия проглядывает нечто от той поэтической прелести, которой отмечены произведения самого Рублева. Если эта работа и сделана не прямо с натуры, то, видимо, под живым впечатлением или по живому преданию: чуть косые, глубоко сидящие глаза, выразительный прямой взгляд, тонкий нос, нечто решительное и мягкое в облике старца придают характер достоверности и подлинности. Голова, как у Рублева, построена на повторах контуров, на ясном выделении силуэтов и интервалов. Мягкая, искусно переданная гладью лепка не разбивает цельности впечатления. Образ мудрого старца дает представление и о том, что русские современники и последователи Рублева противопоставляли как положительный идеал страстному разладу в образах Феофана.
Андрей Рублев трудился с великим усердием и смирением, не притязая на признательность современников, не помышляя о славе среди потомства. Но по прошествии почти шести столетий перед нами выступает во всем величии всемирно-историческое значение его свершений. Вряд ли скромный московский иконописец знал о том, что в те же годы происходило на Западе. Россия лежала на окраине европейского мира, все еще подверженная ударам кочевников, все еще мужественно и самоотверженно сдерживавшая их свирепый натиск. Нужно представить себе все потребные ради этого жертвы и усилия, чтобы по достоинству оценить подвиг русских людей, стойко поддерживавших у себя свет просвещения и культурную преемственность, чтобы оценить проницательность Рублева, которая позволила ему, отрезанному от всего мира, примкнуть к исканиям человечества и своим творчеством дать свой ответ на те вопросы, которые волновали в то время лучшие умы Европы и поднять искусство Древней Руси на новый «рублевский» уровень.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество Андрея Рублева оказало значительное влияние на становление и развитие московской школы иконописания. В ее основе лежал так называемый византийский стиль, который стал основой изобразительного искусства многих славянских народов. Достижение мастеров московской школы (в том числе и творчества Рублева) заключается в преодолении византийских традиций (отвлеченность, суровость и аскетизм образов святых) и создание на их основе новой художественной манеры иконного письма. Более того, Андрею Рублеву удалось наполнить иконные композиции глубоким смыслом, отражающим идеи всеобщей любви, мира и согласия, а также объединения русских земель, к чему призывал русичей преподобный Сергий Радонежский.
Значение творчества Андрея Рублева особенно глубоко раскрыл академик Д. С. Лихачев. Он говорил о том, что «национальные идеалы русского народа наиболее полно выражены в творениях двух его гениев — Андрея Рублева и Александра Пушкина. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов».
Рублев создал новые художественные ценности, которых не знало до него ни искусство Византии, ни Древней Руси. Согласованное сияние ярких цветов, приведенных к гармоническому единству, безупречный музыкально-лирический ритм, слитность и единство свободного действия, композиционное равновесие — все то вместе взятое, отлилось в понятие «рублевского» стиля.
Новым в творчестве Рублева оказался и его отказ от властного воздействия на зрителя. Весь ясный строй его произведений, и в особенности «Троицы», не допускает ничего чрезвычайного, ничего случайного, что могло бы нарушить покой зрителя или отвлечь его внимание.
Таким образом, эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублева была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.
Идеалы, воплощенные в творчестве Рублева, столь высоки, что они были бы чудом, если бы не представляли собой некоего отражения того, что можно было бы наблюсти в действительности. А в действительности были не только примеры подлости, раболепства и предательства, но и беззаветного служения людям, отечеству, идеалам добра и красоты, создавшим чувство собственного достоинства и спокойной уверенности в будущем.
О работах этого величайшего иконописца написано множество книг, но не все они дают достаточное понимание его иконописных шедевров и не позволяют проникнуться глубоким смыслом, заложенным в них.
О жизни самого Андрея Рублева известно также очень мало. Мы должны попытаться сохранить те знания (и передать их следующим поколениям), накопленные веками, о традициях написания икон заложенных Рублевым и о смысле, который они в себе несут; так как наряду с выдающимися представителями европейского искусства эпохи «возрождения», которые значительно продвинули вперед искусство своих стран и вдохновили последующие поколения на творчество - Андрей Рублев стал настоящим оплотом русской культуры и по сей день остается непревзойденным мастером.
Список использованной литературы
Алпатов М.В. Андрей Рублев.- М.: изд. Искусство, 1959.-88 с.
Демина Н.А. Троица Андрея Рублева.- М.: изд. Искусство, 1963.- 96 с.
Живопись и скульптура/Е. М. Алленова. Живопись; Е.Н. Евстратова. Скульптура. - М: СЛОВО, 2002.-96 с.
Иванова И.А. Андрей Рублев - живописец Древней Руси.- М.: Московский рабочий, 1960.- 56 с.
Каменская Е.Ф. Андрей Рублев.- Л.: Художник РСФСР, 1965.-28 с.
Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа.- М., 1966.- 123 с.
Лебедева Ю.А. К вопросу о раннем творчестве Андрея Рублева.- М.: журн. Искусство, 1957.-70 с.
Лихачев Д. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.; Л., 1962.- 340 с.
Мастера иконописи и фрески/Автор-сост. К.А. Ляхова.- М.: Вече, 2002.-288 с.
Островский Г.С. Рассказ о русской живописи.- М.: Изобраз. искусство, 1989.-360 с.
Полное собрание русских летописей VIII.- М., 1958.- 450 с.
Сергеев В. Андрей Рублев / Предисл. Д. Лахачева.- М.: ТЕРРА, 1998. — 352 с.
Островский Г.С. Рассказ о русской живописи.- М.: Изобраз. искусство, 1989.- с. 79-80
Каменская Е.Ф. Андрей Рублев.- Л.: Художник РСФСР, 1965.- с. 3-8
Полное собрание русских летописей VIII.- М., 1958.- с. 258
Полное собрание русских летописей, VIII - с. 72.

Полное собрание русских летописей, VIII - с. 84.
Мастера иконописи и фрески/Автор-сост. К.А. Ляхова.- М.: Вече, 2003.- с.189
Мастера иконописи и фрески/Автор-сост. К.А. Ляхова.- М.: Вече, 2003.- с. 190
Алпатов М.В. Андрей Рублев.- М.: изд. Искусство, 1959.- с. 10-11
Полное собрание русских летописей VIII.- М., 1958.- с. 45
Полное собрание русских летописей VIII.- М., 1958.- 45 с.
Демина Н.А. Троица Андрея Рублева.- М.: изд. Искусство, 1963.- с. 89
Живопись и скульптура/Е. М. Алленова. Живопись; Е.Н. Евстратова. Скульптура. - М: СЛОВО, 2002.- с. 25
Алпатов М.В. Андрей Рублев.- М.: изд. Искусство, 1959.- с. 26-29
Лихачев Д. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.; Л., 1962.- с. 250









25


2

Список использованной литературы
1.Алпатов М.В. Андрей Рублев.- М.: изд. Искусство, 1959.-88 с.
2.Демина Н.А. Троица Андрея Рублева.- М.: изд. Искусство, 1963.- 96 с.
3.Живопись и скульптура/Е. М. Алленова. Живопись; Е.Н. Евстратова. Скульптура. - М: СЛОВО, 2002.-96 с.
4.Иванова И.А. Андрей Рублев - живописец Древней Руси.- М.: Московский рабочий, 1960.- 56 с.
5.Каменская Е.Ф. Андрей Рублев.- Л.: Художник РСФСР, 1965.-28 с.
6.Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа.- М., 1966.- 123 с.
7.Лебедева Ю.А. К вопросу о раннем творчестве Андрея Рублева.- М.: журн. Искусство, 1957.-70 с.
8.Лихачев Д. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.; Л., 1962.- 340 с.
9.Мастера иконописи и фрески/Автор-сост. К.А. Ляхова.- М.: Вече, 2002.-288 с.
10.Островский Г.С. Рассказ о русской живописи.- М.: Изобраз. искусство, 1989.-360 с.
11.Полное собрание русских летописей VIII.- М., 1958.- 450 с.
12.Сергеев В. Андрей Рублев / Предисл. Д. Лахачева.- М.: ТЕРРА, 1998. — 352 с.

Вопрос-ответ:

Какую эпоху представляет творчество Андрея Рублева?

Творчество Андрея Рублева представляет эпоху 14-15 веков на Руси.

Что изображено на миниатюре «Евангелие Христово» Андрея Рублева?

На миниатюре «Евангелие Христово» Андрея Рублева изображены сцены из жизни и служения Иисуса Христа.

Какую живопись создал Андрей Рублев для Благовещенского собора в Кремле?

Андрей Рублев создал фресковую живопись для Благовещенского собора в Кремле.

Какую роспись иконостаса Андрей Рублев создал для Владимирского Успенского собора?

Андрей Рублев создал роспись иконостаса для Владимирского Успенского собора.

Какой иконный ансамбль создал Андрей Рублев для Звенигородского чина?

Андрей Рублев создал иконный ансамбль для Звенигородского чина.

Какую эпоху представляет творчество А. Рублева?

Творчество Андрея Рублева представляет эпоху 14-15 веков на Руси.

Что было первым значительным произведением А. Рублева?

Первым значительным произведением А. Рублева была миниатюра «Евангелие Христово».

Какую фресковую живопись создал А. Рублев для Благовещенского собора в Кремле?

А. Рублев создал фресковую живопись сцен из жизни Иисуса Христа и Святой Девы Марии для Благовещенского собора в Кремле.

Для какого собора А. Рублев написал иконостас?

А. Рублев написал иконостас для Владимирского Успенского собора.

Какой иконный ансамбль создал А. Рублев для Звенигородского чина?

А. Рублев создал иконный ансамбль с изображениями Святой Троицы, Святого Георгия и других святых для Звенигородского чина.