Финансовые отношения и финансовая система

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 1919 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 02.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
2. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Общегосударственные финансы
2.2 Финансы предприятий и граждан
3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов: внутренним и внешним кредитам, продаже национальных богатств, сдаче богатств и имущества в аренду и концессиям.
Чрезвычайные меры пополнения доходной части бюджета могут привести к потере экономической независимости. Учитывая это, законодательная ветвь власти устанавливает пределы заимствования. В реальной действительности эти ограничения неэффективны, поскольку у Правительства РФ есть способы их преодоления. Так, допуск на рынок государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) иностранных капиталов привел к переводу внутреннего долга в разряд внешних долгов.
Именно деятельность Правительства Российской Федерации на рынке внешних заимствований привела к росту внешней задолженности России за период с 1992 по 1998 год более чем на 85 млрд долларов. Негативные последствия такой бюджетной политики проявились, в конечном счете, в системном финансовом кризисе 17 августа 1998 года.
Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач.
Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.
Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте- и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства.
Государственная политика регулирования цен реализуется в следующих основных прямых и косвенных формах:
- государственное лимитирование уровня цен, которое выражается прежде всего в административном ограничении роста, или минимального уровня цен на отдельные виды продукции;
- государственное косвенное регулирование цен, которое проявляется, например, в государственной таможенной политике установления порядка исчисления, валюты оплаты и размеров экспортно-импортных пошлин по группам, видам и отдельным наименованиям ввозимой и вывозимой продукции.
Первый метод выражает налоговое воздействие на уровень цен, через увеличение или снижение налоговых составляющих в ценах на тот или иной вид товара, что влияет на уровень его цены. Например, повышение или снижение акциза на продажу автомобилей, установленного в процентах к отпускным ценам производителя, воздействует на уровень фактически оплачиваемой покупателем цены за данный товар.
Примеры практического применения второго метода: дотирование ряда вида медикаментов, а также мяса, молока и других продуктов питания в регионах.
Косвенной формой государственной финансовой политики
регулирования цен выступает кредитное регулирование цен путем предоставления льготных кредитов, например, сельскохозяйственным предприятиям и организациям на закупку техники.


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что финансовая политика России за последние годы не отличалась научной обоснованностью, не была целенаправленной, скоординированной и зачастую действовала в разрез с интересами субъектов воспроизводственного процесса.
Сейчас сложно говорить о России как о едином национальном хозяйстве, о ее экономике как о целостной системе. Об этом свидетельствует рост внутреннего и внешнего долга, сокращение золотовалютных резервов государства, неудержимая инфляция, рост дефицита бюджета, снижение ВВП, падение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
Мнение о саморазвитии, самонастройке рыночного механизма находит все меньше сторонников в России. Большинство ученых, анализирующих рыночную экономику, приходит к выводу, что роль государства должна быть более значительной, чем в настоящее время. Государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы.
В работе рассмотрены основные функции финансов, элементы финансовой системы. Особое внимание уделено вопросам финансовой политики государства.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит. – М.: ИД Юриспруденция, 2003. – 448 с.
Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. – М.: Книжный мир, 1999.- 153 с.
Т.Е. Бондарь, М.К. Фисенко. Теория финансов.- М.: Высшая школа,1998.- 250 с.
Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994.-365 с.
Государственное регулирование экономики, под ред. Петрова А.Н. – СПб: Любавич,1999. – 264 с.
Государственное регулирование рыночной экономики, под ред. Кучилина В.И., М.: Издательство РАГС. 2005. – 687 с.
Райзберг Б.А. Курс экономики. М.: «Инфра», 1999 .-157 с.
Финансовый менеджмент, под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. - 495 с
Финансы, под ред. проф. Романовского М.В. - М.: Юрайт-М, 2002.— 504 с.
Финансы, под ред. проф. Ковалевой А.М.. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 240 с.
Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Юрайт-Издат, 2002.- 275 с.



Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Юрайт-Издат, 2002.- с. 12.
Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. – М.: Книжный мир, 1999.- с.74
Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. – М.: Книжный мир.- с.153












19



Фондовый рынок

Фонды имущественного и личного страхования

Кредит

Внебюджетные фонды

Государственный бюджет

Общегосударственные финансы

Финансы хозяйствующих субъектов

Государственных

Муниципальных

Частных

Акционерных

Арендных

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит. – М.: ИД Юриспруденция, 2003. – 448 с.
2.Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. – М.: Книжный мир, 1999.- 153 с.
3.Т.Е. Бондарь, М.К. Фисенко. Теория финансов.- М.: Высшая школа,1998.- 250 с.
4.Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994.-365 с.
5.Государственное регулирование экономики, под ред. Петрова А.Н. – СПб: Любавич,1999. – 264 с.
6.Государственное регулирование рыночной экономики, под ред. Кучилина В.И., М.: Издательство РАГС. 2005. – 687 с.
7.Райзберг Б.А. Курс экономики. М.: «Инфра», 1999 .-157 с.
8.Финансовый менеджмент, под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. - 495 с
9.Финансы, под ред. проф. Романовского М.В. - М.: Юрайт-М, 2002.— 504 с.
10.Финансы, под ред. проф. Ковалевой А.М.. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 240 с.
11.Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Юрайт-Издат, 2002.- 275 с.

Вопрос-ответ:

Какая сущность у финансов и какие функции они выполняют?

Финансы являются средством обращения денежных средств и других финансовых активов, а также сферой отношений, связанных с их обращением. Основными функциями финансов являются функция обращения финансовых ресурсов, функция распределения финансовых ресурсов, функция стимулирования производства и потребления, функция предотвращения и преодоления кризисов, функция обеспечения экономической стабильности и социальной справедливости.

Что такое финансовая система и какие ее основные составляющие?

Финансовая система - это совокупность институтов, правил, норм и отношений, которые обеспечивают функционирование финансового рынка и регулируют финансовые отношения. Основными составляющими финансовой системы являются общегосударственные финансы, финансы предприятий и граждан, а также межгосударственные финансы.

Какие функции выполняют общегосударственные финансы?

Общегосударственные финансы выполняют ряд функций: функцию планирования и формирования доходов государства; функцию распределения государственных доходов для финансирования различных сфер деятельности; функцию регулирования экономических отношений; функцию финансового контроля и мониторинга.

Какие функции выполняют финансы предприятий и граждан?

Финансы предприятий и граждан выполняют функцию финансирования и инвестирования, функцию учета и контроля, функцию обеспечения ликвидности, функцию финансового планирования и прогнозирования.

Как государство формирует дополнительные доходы, если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика?

Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство может прибегать к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов. Это внутренние и внешние кредиты, продажа национальных богатств, сдача богатств и имущества в аренду.

Какова суть финансовых отношений?

Финансовые отношения представляют собой взаимодействие между участниками экономических процессов, связанное с формированием, распределением и использованием денежных средств и иных финансовых ресурсов. Они выражаются в обмене деньгами, кредитами, инвестициями, налогами и другими финансовыми операциями.

Что такое финансовая система?

Финансовая система - это совокупность организаций, институтов и механизмов, которые обеспечивают функционирование финансовых отношений в конкретном государстве. Она включает в себя банки, фондовые рынки, страховые компании, пенсионные фонды и другие участники финансового рынка.