Идеи и методы современной фоносемантики

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 1414 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 15.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:
Введение
1 Основные понятия и проблемы фоносемантики
1.1 Идеи и понятия фоносемантики
1.2 Основные проблемы фоносемантики
2 Методы современной фоносемантики
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

С другой стороны, если реакции будут разными, то можно сделать вывод о влиянии семантики родных слов на оценку.
Для проверки этих гипотез были разработаны различные методики, которые дали результаты, в целом позволяющие подтвердить и универсальную, и национальную гипотезы, а соответствен, и гипотезы как первичности, так и вторичности звукосимволизма.
Методика межъязыковых сравнений основана на предъявлении информантам антиномичных пар слов на нескольких языках, в том числе на родном, и подборе ими из незнакомых языком антонимов к родным словам. Другой вариант – поиск сходных по значению пар слов на двух незнакомых языках. Более объективной, однако, считается методика оценки бессмысленных слогов носителями разных языков.
В-третьих, некоторые результаты дает применение методик поиска звуко-цветовых соответствий, которые в русском языке наиболее четко определены для гласных звуков. Для исследования применяются несколько методик. Например, свободный выбор соответствий: предъявляются звуки и предлагается указать соответствующий им цвет. Другой вариант – выбор однозначных соответствий: предъявляются два списка, звуков и цветов, которые предлагается соотнести. Наконец, есть методика соотнесения звуков непосредственно с цветами: на квадратиках бумаги разного цвета необходимо написать звуки из предъявленного списка.
Результаты подобных экспериментов в общем подтверждают существование достаточно четких звуко-цветовых соответствий, причем наиболее определенно и в чистые цвета окрашены три звука – «а» (ярко-красный), «и» (голубой), «о» (светло-желтый). Интересно, что эти цвета и в спектре являются основными, остальные цвета получаются путем их смешения. Аналогично этому звуки «е» и «ё» воспринимаются как зеленые, соотносимые со смесью синего «и», соответственно, желтого «о» и желто-зеленого «э»). В то же время, на другие йотированные звуки это правило не распространяется.
Описанные методы, однако, носят ограниченный характер и не позволяют получить результаты такого уровня обоснованности, воспроизводимости и общности, на основании которых можно было бы построить теорию фонетического значения.
Результаты такого уровня, который достаточен для построения теории, дает анализ фонетической значимости с помощью признаковых шкал. Эта методика измерения основана на методе измерения значений слов, разработанной американским психолингвистом Ч. Осгудом.
Предметом измерения служит именно впечатление от звука (а не, например, тон, как в некоторых предыдущих экспериментах). Измерение осуществляется с помощью шкалы, образованной из двух антиномичных прилагательных, для каждого из которых образуются две степени сравнения; средний вариант приравнивается к значению «никакой». Подобный метод позволяет вычислить «усредненное мнение» относительно свойств определенных звуков.
Так, например, А.П. Журавлев проводит подобное исследование, выбрав для оценки двадцать пять шкал, которые группируются в три группы. В то же время, Л.Н. Санжаров, опираясь на несколько иные теоретические положения и по-иному выделяя шкалы оценки, получает несколько иные результаты.
Это различие в результатах говорит не только о том, что методика выявления и измерения фонетического значения нуждается в дальнейшем уточнении и доработке, но и о тесной взаимосвязи теории и методологии исследования фоносемантики, что свойственно всем областям научного познания.


Заключение
Фоносемантика – молодая наука, исследующая звуковую сторону языка. В основе фоносемантики лежит идея содержательности звуковой формы языкового знака. Разработка теории фонетического символизма позволяет ввести в рассмотрение принципиально новый феномен – фонетическое значение.
Есть все основания полагать, что разработка проблем фоносемантики окажет влияние на развитие многих важнейших лингвистических проблем. Речь идет прежде всего о проблеме возникновения языка, о проблеме взаимодействия и соотношения содержания и формы в языке, о вопросе возникновения, развития и функционирования слов и т.д.
Многие разработки фоносемантики могут применяться на практике. Так, в преподавании языков, особенно иностранных, фоносемантические принципы могут использоваться при запоминании слов неродного языка; в сферах перевода, особенно художественного, и в средствах массовой коммуникации – для повышения эффективности воздействия и т.д.
На данном этапе развития фоносемантики не все ее понятия однозначно и точно определены, ее методы не совсем совершенны, что связано, в первую очередь, с молодостью этой науки. Однако ее развитие осуществляется достаточно стремительно, и можно предположить, что в будущем оно еще более ускорится.

Список использованной литературы:
Воронин С.В. Основы фоносемантики. – М.: Просвещение, 1981. – 244 с.
Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
Журавлев А.П. Фонетическое значение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – 160 с.
Левицкий В.В. Семантика и фонетика. – Черновцы, 1973. – 103 с.
Санжаров Л.Н. Современная фонетика. – Тула: Тульский полиграфист, 2002. – 137 с.
Фоносемантические исследования. – Пенза, 1990. – 176 с.

Журавлев А.П. Фонетическое значение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – С. 3.
Воронин С.В. Фоносемантика: основные положения // Фоносемантические исследования. – Пенза, 1990. – С. 8.
Журавлев А.П. Фонетическое значение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – С. 15.
Там же. – С. 31.
Там же.
Санжаров Л.Н. Современная фонетика. – Тула: Тульский полиграфист, 2002. – С. 26.
Журавлев А.П. Фонетическое значение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – С. 33.
Санжаров Л.Н. Современная фонетика. – Тула: Тульский полиграфист, 2002. – С. 26.
Там же. – С. 42.
Журавлев А.П. Фонетическое значение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – С. 117.
Там же. – С. 148.
Там же. – С. 29.
Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1981. – С. 19.












14

Список использованной литературы:
1.Воронин С.В. Основы фоносемантики. – М.: Просвещение, 1981. – 244 с.
2.Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
3.Журавлев А.П. Фонетическое значение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – 160 с.
4.Левицкий В.В. Семантика и фонетика. – Черновцы, 1973. – 103 с.
5.Санжаров Л.Н. Современная фонетика. – Тула: Тульский полиграфист, 2002. – 137 с.
6.Воронин С.В. Фоносемантические исследования. – Пенза, 1990. – 176 с.

Вопрос-ответ:

Что такое фоносемантика?

Фоносемантика - это научная дисциплина, изучающая взаимосвязь между звуками и значениями в языке. Она исследует, как звуковая структура слова влияет на его семантику.

Какие идеи и понятия лежат в основе фоносемантики?

Фоносемантика основывается на нескольких идеях и понятиях. Одна из них - это идея о том, что звуки несут смысловую информацию и могут влиять на восприятие и оценку слов. Другое понятие - фонема, которая является минимальной смысловой единицей звуковой структуры слова.

Какие основные проблемы решает фоносемантика?

Фоносемантика решает несколько проблем. Одна из них - это определение влияния звуков на семантику слова. Также стоит задача выяснить, являются ли некоторые семантические аспекты слов универсальными для всех языков или специфичными для определенных национальностей.

Какие методы используются в современной фоносемантике?

В современной фоносемантике используются различные методы. Например, для исследования влияния звуков на семантику слова могут использоваться эксперименты, в которых испытуемые оценивают слова с разными звуковыми структурами. Для проверки универсальности или национальности некоторых семантических аспектов слов можно проводить сравнительные исследования разных языков.

Какие результаты были получены в фоносемантике?

Результаты исследований в фоносемантике позволяют подтвердить некоторые гипотезы. Например, оказалось, что схожие звуковые структуры слов в разных языках могут иметь похожую семантику. Также было выяснено, что семантика родных слов может влиять на оценку слова. Результаты исследований подтверждают как универсальную, так и национальную гипотезы в фоносемантике.

Что такое фоносемантика?

Фоносемантика – это научное направление, изучающее взаимосвязь звукового и смыслового составляющего языка.

Какие основные проблемы решает фоносемантика?

Фоносемантика решает такие проблемы, как объяснение связи между звуковой и смысловой структурой слов, анализ фонетической и семантической информации, определение влияния звуковых особенностей на смысловую нагрузку слов.

Какие идеи и понятия есть в фоносемантике?

В фоносемантике есть идея о том, что звуки имеют свои семантические значения, а их сочетания и последовательности могут влиять на смысл слов. Ключевые понятия в фоносемантике - звукосмысловая симпатия и фонематическая коалиция.

Какие методы используются в современной фоносемантике?

В современной фоносемантике используются различные методы, такие как эксперименты с восприятием и оценкой слов, анализ семантических поля, количественное исследование частотности звуков в словах.

Какие выводы можно сделать из результатов исследований в фоносемантике?

Из результатов исследований в фоносемантике можно сделать вывод о том, что существует влияние звуковой структуры на смысл слов, как универсальное для всех языков, так и национальное, присущее только определенному языку или народу.

Что такое фоносемантика?

Фоносемантика - это научная дисциплина, изучающая связь между звуковым составом слов и их значением, а также роли этой связи в языковой коммуникации.