Особенности мышления дошкольников С ОНР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 2626 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 30.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I: Теоретические аспекты общего недоразвития речи (ОНР)
1.1. Определение понятия - общее недоразвитие речи (ОНР)
1.2. Уровни речевого развития у детей с ОНР. по Р.Е.Левиной.
1.3. Предупреждение тяжелых форм ОНР
Глава II: Развитие мышления у дошкольников с ОНР
2.1. Определение понятия мышления
2.2. Формирование мышления у детей с ОНР
2.3 Примеры коррекционных упражнений по развитию мышления у дошкольников 4-7 лет
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».
НАЗОВИ, ОДНИМ СЛОВОМ.
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ... , птицы - ...
КЛАССИФИКАЦИЯ.
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими.
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ.
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО.
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
ЧЕРЕДОВАНИЕ.
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т. д.
ОТВЕЧАЙ БЫСТРО.
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
ГОВОРИ НАОБОРОТ.
Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т. д.
БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ.
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет, есть; почтальон принес письмо; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т. д.

Заключение
В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае.
Итак, на основе изученной литературы можно сделать следующие выводы: тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
На протекание интеллектуальных процессов и на их развитие у детей с ОНР отрицательно влияют слабая работоспособность и нарушение регуляции предметно-практической деятельности, а так же недостаточное развитие непосредственно познавательной деятельности.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у дошкольников с ОНР заметно снижены вербальная память (речеслуховая) и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими сверстниками.
Для детей с ОНР дошкольного возраста характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У них отмечается недостаточная его устойчивость, объем, ограниченные возможности распределения.
Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что ребенок может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий, а появление действий в уме означает зарождение и развитие рефлексии с одной стороны и развитие воображения, творческой фантазии, которые вполне могут перерасти в творческую активность.

Литература
Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. -М., 2002, стр.321;
Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1974, стр.124;
Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996, стр.224;
Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопр. психол. -1987. № 4. стр.139;
Волкова Л.С., Логопедия. Методическое наследие нарушение письменной речи, кн. 4, Изд-во: «владос», 2003г стр.304;
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961, стр. 254;
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. -М., 2003.стр. 456;
Ермакова Е.С. Изучение гибкости мышления дошкольников // Вопр. психол. Дайджест. -2003. № 2, стр.379;
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985, стр. 267;
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990, стр. 147;
Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978, стр.294.
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости -М., 1981.
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.стр.281;
Левина, Роза Евгеньевна Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина. - Москва : АРКТИ, 2005. – стр.221;
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991., стр143
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе длядетей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001, стр.137.
Прицепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи., Изд-во: «Каро», Сп-б., 2006г, стр.114;
Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопр. психол. 1985. №2, стр. 237;
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - Переработанное и дополненное издание пособия: Т.А. Ратанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта «Методы изучения и психодиагностика личности» - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002, стр.347;
Сазонова С.Н Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи, Изд-во: «Академия», 2005, стр.148;
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998, стр.246;
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991, стр.209;
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999, стр.248.
Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, Изд-во Айрис-пресс, 2005г, стр. 224;
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001, стр.321;
Философско-педагогические проблемы развития образования. /Под ред. В.В.Давыдова. – М., Приор, 2004, стр.254;
Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996, стр.269;
Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие, Изд-во: «Айрис Пресс», М., 2005г., стр.224;
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983, стр.207;
Шаховскя Логопедия. Методические традиции и новаторство. Учебно-методическое пособие. Изд-во: МПСИ, 2003г., стр.336.


КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.стр.281;

КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.стр.281
Левина, Роза Евгеньевна Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина. - Москва : АРКТИ, 2005. – стр.221
Волкова Л.С., Логопедия. Методическое наследие нарушение письменной речи, кн. 4, Изд-во: «владос», 2003г стр.304
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.стр.281
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961, стр. 254
Левина, Роза Евгеньевна Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина. - Москва АРКТИ, 2005. – стр.221
Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие, Изд-во: «Айрис Пресс», М., 2005г., стр.224
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.стр.281
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961, стр. 254
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985, стр. 267
Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопр. психол. 1985. №2, стр. 237
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.стр.281
Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. -М., 2002, стр.321
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. -М., 2003.стр. 456
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999, стр.248.













6

1.Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. -М., 2002, стр.321;
2.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1974, стр.124;
3.Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996, стр.224;
4.Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопр. психол. -1987. № 4. стр.139;
5.Волкова Л.С., Логопедия. Методическое наследие нарушение письменной речи, кн. 4, Изд-во: «владос», 2003г стр.304;
6.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961, стр. 254;
7.Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. -М., 2003.стр. 456;
8.Ермакова Е.С. Изучение гибкости мышления дошкольников // Вопр. психол. Дайджест. -2003. № 2, стр.379;
9.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985, стр. 267;
10.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990, стр. 147;
11.Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978, стр.294.
12.Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости -М., 1981.
13.КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.стр.281;
14.Левина, Роза Евгеньевна Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина. - Москва : АРКТИ, 2005. – стр.221;
15.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991., стр143
16.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе длядетей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001, стр.137.
17.Прицепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи., Изд-во: «Каро», Сп-б., 2006г, стр.114;
18.Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопр. психол. 1985. №2, стр. 237;
19.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - Переработанное и дополненное издание пособия: Т.А. Ратанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта «Методы изучения и психодиагностика личности» - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002, стр.347;
20.Сазонова С.Н Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи, Изд-во: «Академия», 2005, стр.148;
21.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998, стр.246;
22.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
23.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991, стр.209;
24.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999, стр.248.
25.Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, Изд-во Айрис-пресс, 2005г, стр. 224;
26.Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001, стр.321;
27.Философско-педагогические проблемы развития образования. /Под ред. В.В.Давыдова. – М., Приор, 2004, стр.254;
28.Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996, стр.269;
29.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие, Изд-во: «Айрис Пресс», М., 2005г., стр.224;
30.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983, стр.207;
31.Шаховскя Логопедия. Методические традиции и новаторство. Учебно-методическое пособие. Изд-во: МПСИ, 2003г., стр.336.


Вопрос-ответ:

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это состояние, когда ребенок имеет сложности и отклонения в речевом развитии, обусловленные недостаточной развитием речевой системы.

Какие уровни речевого развития существуют у детей с ОНР по Р.Е.Левиной?

У детей с общим недоразвитием речи по Р.Е.Левиной выделяются три уровня: нижний, средний и верхний. Нижний уровень характеризуется недостаточным сформированностью связной речи, отсутствием грамматических образований и служебных слов. Средний уровень отличается более полноценным использованием слов и грамматическими образованиями, но все еще с наличием ошибок и непоследовательности в речи. Верхний уровень характеризуется более точным и правильным использованием языковых средств.

Как можно предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи?

Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи рекомендуется ранняя диагностика и своевременное начало логопедической коррекции. Важно обратить внимание на речевое развитие ребенка с самого раннего возраста и при необходимости обратиться к специалисту.

Что такое мышление у детей?

Мышление у детей - это процесс восприятия, осмысления и обработки информации для решения задач и принятия решений. Оно включает в себя логическое, абстрактное, образное и концептуальное мышление.

Как формируется мышление у детей с общим недоразвитием речи?

Мышление у детей с общим недоразвитием речи формируется через специальные коррекционные упражнения и игры, направленные на развитие логики, внимания, памяти и абстрактного мышления. Работа с такими детьми должна быть индивидуальной и направлена на устранение отклонений в развитии мышления.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это патологическое состояние, при котором возникают проблемы в развитии и использовании речи у детей. У детей с ОНР наблюдаются нарушения восприятия, понимания и использования речи, а также в объеме словарного запаса и грамматическом строе речи.

Какие уровни речевого развития у детей с ОНР существуют по Р.Е. Левиной?

По Р.Е. Левиной выделяются следующие уровни речевого развития у детей с ОНР: предречевой (до 1 года), начальный (1-2 года), словарный (2-3 года), грамматический (3-4 года), связной (4-5 лет), субстанциональный (5-6 лет), сознательный (6-7 лет).

Как можно предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи (ОНР)?

Для предупреждения тяжелых форм ОНР рекомендуется проводить раннюю диагностику и своевременно начинать коррекционные занятия уже на ранних стадиях развития ребенка. Важно также обеспечить ребенку речевое окружение, где он будет иметь возможность общаться и развивать навыки речи.

Что такое мышление и как оно формируется у детей с ОНР?

Мышление - это процесс познания, образования и преобразования понятий, идей, представлений. У детей с ОНР формирование мышления происходит с определенными особенностями и затруднениями. Они могут испытывать трудности в анализе и синтезе информации, абстрагировании от конкретных предметов и переходе к обобщению.