Разгосударствление и приватизация

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Хозяйственное право
  • 2020 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 01.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие и значение приватизации и разгосударствления
2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
3. Вопросы нормативного правового регулирования приватизации
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

В соответствии с Конституцией РФ вопросы управления и распоряжения собственностью субъектов Российской Федерации находятся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В силу этого субъекты Российской Федерации самостоятельно при решении данных вопросов обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). С другой стороны, в соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Самостоятельное решение населением вопросов местного самоуправления - суть местного самоуправления. Однако никакая самостоятельность действий и решений невозможна без наличия имущественной базы, а именно муниципальной собственности и реальной возможности управлять и распоряжаться данной собственностью. Часть 1 ст. 132 Конституции РФ устанавливает: органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. В свою очередь, управление и распоряжение собственностью субъектами Федерации и муниципальными образованиями неразрывно связаны с отношениями приватизации, основная часть которых, как было указано, регулируется гражданским законодательством.
Таким образом, для реализации предусмотренных Конституцией РФ положений субъектам Федерации и органам местного самоуправления необходимо предоставить соответствующие права и в данной сфере. В противном случае нарушаются общие конституционные принципы построения федерации и местного самоуправления.
В то же время представляется необходимым рассмотреть возможность регулирования на федеральном уровне вопросов приватизации муниципальной собственности. При решении данного вопроса необходимо исходить из следующего. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Однако согласно п. "е" и "ж" ст. 71 Конституции РФ к сфере ведения Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации, а также установление правовых основ единого рынка. При этом не должен нарушаться конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий. Данные положения закреплены и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поэтому применительно к регулированию отношений в сфере приватизации на федеральном уровне и был принят Закон о приватизации, определяющий базовые вопросы приватизации муниципального имущества. Как уже упоминалось, отношения, возникающие в процессе реализации прав органов местного самоуправления по отчуждению муниципальной собственности, носят преимущественно публично-правовой характер, и Российская Федерация вправе устанавливать общий порядок приватизации муниципальной собственности в рамках общегосударственной программы. Таким образом, федеральный закон может определять процедуру, формы и способы приватизации муниципального имущества, не вторгаясь в компетенцию органов местного самоуправления по управлению, в частности по принятию решений по распоряжению муниципальной собственностью.
Однако Закон о приватизации, являясь основным документом, регулирующим приватизацию государственного и муниципального имущества, устанавливает жесткое требование в отношении принимаемых нормативных актов о приватизации. Федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные акты субъектов РФ, а также решения органов местного самоуправления не могут противоречить Закону о приватизации.
Оценивая состояние законодательства РФ о приватизации, необходимо сказать, что в настоящее время создана необходимая система нормативных актов федерального уровня, обеспечивающая проведение приватизации публичной собственности. С принятием Закона о приватизации и нормативных актов в его развитие устранена двойственность подхода к регламентации процесса приватизации государственного и муниципального имущества, когда зачастую превалировали политические установки в ущерб правовому регулированию.
Заключение
При приватизации государственного или муниципального имущества гражданско-правовые отношения лиц, независимо от их субъектного состава, характеризуются равенством. Говоря об участии государства в гражданских отношениях необходимо говорить о юридической равноправности субъектов независимо от того, что всякое правовое отношение регулируется нормами права, установленными или санкционированными государством. Вступая в гражданские имущественные отношения, государство подчиняется установленному им же режиму. Это находит свое проявление в следующем: во-первых, в какой форме ни осуществлялось бы подобное участие, в гражданско-правовых имущественных отношениях государство всегда должно выступать в качестве имущественно обособленного субъекта и, во-вторых, государство должно всегда участвовать в гражданско-правовых имущественных отношениях как равный другой стороне субъект.
Юридическое равноправие субъектов гражданских правоотношений проявляется в равноправии всех форм собственности, имущественно распорядительной самостоятельности при организации хозяйственных связей между ними, а также в равенстве мер юридической гражданско-правовой ответственности их друг перед другом при нарушении нормального хода реализации отношений, регулируемых гражданским правом.
Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство о приватизации содержит как гражданско-правовые, так и административно-правовые нормы, определяющие частные и публичные отношения отдельных лиц. Кроме того, законодательство о приватизации содержит также нормы, регулирующие иные виды отношений: финансово-бюджетные отношения (в части определения нормативов и порядка распределения поступивших от приватизации денежных средств), отношения в части использования объектов культурного или социально-бытового назначения и т.д.

Библиография
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994. «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.12.1995. «Российская газета», № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.
ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ. Российская газета, № 16, 26.01.2002..
Гражданское право под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., ПРОСПЕКТ, 2002. – 496 с.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000. Т.2. – 436 с.
Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. М., 2000.
Комментарий к ГК РФ. Ч.1-3 под ред. Е.Л. Забарчука - М.: Издательство «Экзамен», 2005. -. 960 с.
Комментарий к Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" (постатейный) / под ред. В.А. Вайпана. Юридический дом "Юстицинформ", 2004.
Мушинский В.О. «Основы гражданского права». М.2000. – 462 с.
Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в российской федерации. Журнал российского права, № 2, 2005.
Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 624 с.
Суханов Е.А. Гражданское право. В 2 томах. Т.1: Учебник. 2004. – 422 с.
ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ. Российская газета, № 16, 26.01.2002.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994. «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
Комментарий к Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" (постатейный) / под ред. В.А. Вайпана. Юридический дом "Юстицинформ", 2004. С. 26.
Комментарий к ГК РФ. Ч.1-3 под ред. Е.Л. Забарчука - М.: Издательство «Экзамен», 2005. С. 433.
Комментарий к Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" (постатейный) / под ред. В.А. Вайпана. Юридический дом "Юстицинформ", 2004. С. 38.
Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в российской федерации. Журнал российского права, № 2, 2005. С. 28.
Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 "О классификаторе правовых актов" (в ред. Указа Президента РФ от 5 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260; 2002. № 40. Ст. 3905.
Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в российской федерации. Журнал российского права, № 2, 2005. С. 32.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.












2

1.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994. «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.12.1995. «Российская газета», № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.
4.ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ. Российская газета, № 16, 26.01.2002..
5.Гражданское право под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., ПРОСПЕКТ, 2002. – 496 с.
6.Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000. Т.2. – 436 с.
7.Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. М., 2000.
8.Комментарий к ГК РФ. Ч.1-3 под ред. Е.Л. Забарчука - М.: Издательство «Экзамен», 2005. -. 960 с.
9.Комментарий к Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" (постатейный) / под ред. В.А. Вайпана. Юридический дом "Юстицинформ", 2004.
10.Мушинский В.О. «Основы гражданского права». М.2000. – 462 с.
11.Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в российской федерации. Журнал российского права, № 2, 2005.
12.Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 624 с.
13. Суханов Е.А. Гражданское право. В 2 томах. Т.1: Учебник. 2004. – 422 с.

Вопрос-ответ:

Что такое приватизация и разгосударствление?

Приватизация - это процесс передачи государственной или муниципальной собственности в руки частных лиц или организаций. Разгосударствление - это уменьшение государственного вмешательства в экономическую сферу через сокращение или приватизацию государственных предприятий и ограничение государственного владения.

Что такое приватизация и разгосударствление?

Приватизация - это процесс передачи государственной или муниципальной собственности в частные руки, то есть в собственность физических или юридических лиц. Разгосударствление - это процесс уменьшения роли государства в экономике и обществе, сокращения государственного сектора и увеличения роли частного сектора.

Какие основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества?

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества включают: принцип открытости и прозрачности, принцип равноправия участников приватизации, принцип сохранения целостности объектов приватизации, принцип распределения собственности с учетом интересов работников, принцип социальной ответственности приобретателей государственной собственности.

Каковы вопросы нормативного правового регулирования приватизации?

Вопросы нормативного правового регулирования приватизации включают определение порядка и условий приватизации, установление прав и обязанностей участников приватизации, организацию государственного контроля за приватизацией, обеспечение прав работников при приватизации, урегулирование споров и конфликтов, связанных с приватизацией.

Какие вопросы связаны с разгосударствлением?

Вопросы, связанные с разгосударствлением, включают определение объема и функций государственного сектора, сокращение государственного участия в экономике, критерии передачи государственных функций в частные руки, организацию контроля за деятельностью частного сектора, урегулирование конфликтов интересов между государственным и частным секторами.

Какую роль играет Конституция РФ в приватизации и разгосударствлении?

Конституция РФ устанавливает, что вопросы управления и распоряжения собственностью субъектов Российской Федерации находятся в компетенции этих субъектов и не относятся к полномочиям Российской Федерации. Таким образом, Конституция РФ определяет правовую основу для приватизации и разгосударствления на региональном и муниципальном уровнях.

Что такое приватизация и разгосударствление?

Приватизация - это процесс перевода государственной или муниципальной собственности в частные руки. Разгосударствление - это процесс уменьшения государственного влияния на экономику и общество.

Какие принципы применяются при приватизации государственного и муниципального имущества?

Основные принципы приватизации включают: прозрачность процесса, равные возможности для всех потенциальных покупателей, соблюдение законов и прав человека, учет национальных интересов и сохранение социальной справедливости.