История мирового туризма. Развитие, проблемы, задачи.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История медицины
  • 9292 страницы
  • 75 + 75 источников
  • Добавлена 09.08.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. История развития мирового туризма
1.1. Туризм: определение, задачи, функции, опасности
1.2. История развития и современное состояние мирового туризма
1.3. Проблемы и перспективы мирового туризма
Глава 2. Развитие туризма в России
2.1. Проблема классификации видов туризма в России и за рубежом
2.2. Развитие туризма в России: история и современное состояние
2.3. Проблемы и перспективы туризма в России
Заключение
Список использованных источников:

Фрагмент для ознакомления

В обязанность входило создание сети туристских баз и маршрутов на всей территории Советского Союза, т.е. развитие планового туризма. Однако базы «Совтура» превратились в базы отдыха, обслуживающие в основном своих акционеров и членов их семей, т.е. высокооплачиваемую интеллигентскую прослойку.
В 1927 г. в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов (РОТ), которое после конференции было переименовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Общество имело чёткую организованную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы общества. При туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания трудящихся. Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм. ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране. Деятельность общества охватывало не только взрослое население страны. С 1929 г. при нём были организованы детские туристско- экскурсионные станции.
В 1929 г. была основана Всесоюзное акционерное общество «Интурист» (ВАО «Интурист»), что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приёма зарубежных гостей. К началу 1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым явлением.
В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность была прекращена; материально-техническая база подверглась разграблению и разрушению. Работа ТЭУ возобновилась только в 1945 г.
В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма.
«С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958г. образовалось международное молодёжное бюро «Спутник». Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР».
В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность. Поэтому организовывались Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали туристские маршруты. Во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально только с арендованными транспортными средствами (автобусами, поездами, теплоходами).
С 1960-х годов получил распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов.
Т.о., туристские путешествия организационно-централизованного периода стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.
В 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.
С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.
Центральный совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с 1969 г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.
Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.
Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.
В период 1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны («Измайлово» и «Салют» в Москве, «Турист» в Пскове, «Велинград» в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.
Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы.
В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.
«Переходный период развития российского туризма, начавшийся в 1990-м году, характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности».
Особенности переходного периода: переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев); формирование туристского рынка на основе новых законов; использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях; изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.); невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха); возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий; рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.
Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса:
распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);
создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;
модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
«Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы».
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:
новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
упрощение порядка выезда;
расширение внешних деловых контактов;
увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
доступность цен на выездные туры;
большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).
Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.
Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры («Золотое кольцо», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
нестабильность внутренней политики;
несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.
«Однако в последние годы (2000-е гг.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров».
В марте 2006 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка туристических услуг. По оценкам специалистов агентства, можно выделить несколько основных тенденций, характеризующих современное состояние туристического рынка России. Во-первых, все более и более отчетливо проявляется тенденция к консолидации туристического рынка. Во-вторых, увеличились темпы роста турагентских сетей.
На каждом направлении выделились 3-5 компаний, контролирующих более 50% рынка. Активизировался процесс объединения небольших компаний, рассчитывающих упрочить свои позиции и обеспечить больший спектр предложений. По оценкам экспертов, с учетом низкой капитализации туристического бизнеса это один из наиболее приемлемых вариантов. В будущем все более заметной будет становиться консолидация региональных и московских компаний, прежде всего за счет пакетных предложений. Региональная сеть обеспечивает изрядную долю в объемах продаж столичных операторов. Стремление охватить региональные рынки также свидетельствует, что многие крупные компании из московских становятся российскими или международными.
На сегодняшний день среди крупнейших туристических компаний России можно выделить следующие турфирмы: «Натали-Тур», «Тез Тур», «Калипсо – мир путешествий», «Мострэвел», «Время Тур», «Русибер», «Капитал Тур», «Пегас Туристик», «Дельфин», «ДИП Тур», «РТК», «Ривьера», «Фонд Мира», «Санрайз Тур».
2.3. Проблемы и перспективы туризма в России
Проблемы туристического рынка России нужно рассматривать с трех сторон: собственно проблемы туризма, предложения по улучшению индустрии туризма, участие организаций в решении проблемы.
Собственно проблемы туризма включают экономические, технические, технологические, законодательные, организационные, кадровые, социально-культурные, экологические и другие вопросы.
Известно, что туризм развивается тогда, когда у значительной части населения есть свободное время и деньги, которые могут быть потрачены на путешествия, отдых и сопутствующие им развлечения. Экономическая ситуация в целом по России, следующая. Большая часть населения имеет низкий доход. «Это в первую очередь бюджетники, т.е. врачи, учителя, милиция, военнослужащие и пенсионеры. При заработной плате две–две с половиной тысячи рублей в месяц и минимальной потребительской корзине три с половиной тысячи рублей в месяц денег на отдых и туризм просто нет. У большинства предприятий туризма ощущается недостаток финансов. Это означает, что они не могут нормально развиваться и достичь современного уровня сервиса».
Технические проблемы российских предприятий туризма можно охарактеризовать следующим образом. Российские объекты туризма имеют огромный потенциал, но до сих пор не включены в международные туристические цепи. В России отсутствует надежная и достоверная информация о состоянии рынка культурных и туристических услуг, в то же время отсутствует привычный для западного клиента сервис, который могут обеспечить современные средства связи. Учитывая особенности реализации культурного и туристического продукта, полноценный рынок в этом секторе невозможен без информационного рынка. У большинства предприятий туризма устаревающий парк компьютеров и программного обеспечения. Это означает, что они не могут наладить современный документооборот, автоматизировать управление предприятием, качественно обслуживать туристов.
Организация современного туризма требует соответствующей материально-технической базы. В этом вопросе много нерешенных проблем. «Так, в Челябинске только три гостиницы, которые по существу лишь претендуют на категорию «Три звезды». Это значит, что остальные гостиницы вообще не могут обеспечить должное обслуживание даже внутренних (российских) туристов, не говоря уже о зарубежных. Европейский уровень сервиса значительно превосходит российский».
Технологические проблемы российских предприятий туризма связаны с тем, что для подавляющего большинства российских организаций разработка информационных технологий ограничивается оформлением документов в машинном исполнении, какой-то систематизацией их на уровне секретарской работы и в лучшем случае автоматизацией рутинных процессов и созданием локальных баз данных для удовлетворения узких практических потребностей. Российские предприятия пока не могут в должной мере разрабатывать и мало используют маркетинговые технологии и системы.
Кадровые проблемы российских предприятий туризма связаны с тем, что нет достаточного числа специалистов-профессионалов: программистов, системных администраторов, менеджеров информационных проектов, способных активно создавать и внедрять новые средства и системы. Устаревшая психология большинства руководителей предприятий, необходимость больших усилий для поворота их действий от самостоятельного развития к консолидации, системной интеграции сил и средств. Первые лица компаний зачастую не понимают значения современных информационных систем и сложностей, связанных с их внедрением. Имеет место отток высококвалифицированных специалистов, заинтересованных лиц и энтузиастов из компаний.
Законы Российской Федерации пока не в полной мере обеспечивают потребности индустрии туризма. «Существует целый ряд нерешенных проблем во взаимоотношениях между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами (предприятиями). Правовая неосведомленность населения позволяет туристским предприятиям использовать это в корыстных целях. Например, при заключении договоров в них не включаются положения и гарантии по соответствующему уровню сервиса, обходятся стороной  вопросы ответственности турпредприятия и другое». Нет полного соответствия законов РФ современным требованиям туризма. Федеральная законодательная и исполнительная власти не уделяют должного внимания развитию индустрии туризма. Правительство РФ так  и не создало единого органа, занимающегося туризмом и отдыхом с оздоровлением, вследствие чего регулирование туротрасли остается разделенным между Департаментом туризма Минэкономразвития, Госкомспортом и Минздравом. Все эти учреждения вместе превратили Россию в «крупнейшего поставщика туристических услуг» – наши соотечественники ежегодно вывозят из страны около 11,5 млрд. долларов США (2,4% от мирового импорта данного вида услуг), в то время как иностранные туристы ввозят лишь около 4 млрд.  (менее 0,6% мирового экспорта). Это равносильно ежегодной потере десятой доли бюджета страны.
Разработанная Департаментом туризма и одобренная распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» никаких кардинальных мер по изменению положения не предлагает и даже не содержит контрольных параметров.
Россия обладает колоссальным потенциалом разнообразных туристских услуг, но занимает весьма скромное место на этом рынке, обеспечивая всего около 1% мирового потока туристов. Как уже было сказано выше, по оценкам специалистов ВТО, Россия может принимать ежегодно до 40 млн. иностранных туристов, а не 7 млн., как в настоящее время. Изучив источники, и проанализировав информацию, полученную из них можно прийти к выводу, что основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:
недостаточность рекламы и правдивой информации, в том числе присущий России образ как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными СМИ;
сложность получения российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении;
неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиниц туристского класса (2*-3*) с современным уровнем комфорта;
невысокое качество обслуживания российской туристской индустрии, низкий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики;
несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктур
невысокое качество обслуживания во всех секторах туриндустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования
несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин).
Таким образом, для возрождения туризма в России, реализации всех его социальных и экономических функций, превращения его в индустрию необходимо воздействие всех звеньев в цепи управления, производства и доведения до потребителя продукта данной отрасли.
Международный туризм в России и других странах СНГ переживает не самые лучшие времена, что связано прежде всего с политической и экономической нестабильностью. Эти обстоятельства отпугивают, с одной стороны, потенциальных иностранных гостей от визитов в вышеназванные страны, а с другой - иностранных бизнесменов от вложения денег в развитие туристской инфраструктуры этих стран.
Туристский бизнес в России «находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности».
Для решения этих проблем российское правительство 26 февраля 1996 г. утвердило разработанную ГКФТ России Федеральную программу развития туризма в Российской Федерации.
«Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса как основной цепи программы связано с решением ряда актуальных задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма».
Программа будет проводиться в два этапа. Первый этап рассчитан на полтора года, в основном, по мнению авторов, для вывода туризма из состояния структурного кризиса, формирования правовых и организационных механизмов его защиты, а также предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом. В результате реализации первого этапа программы ожидаются стабилизация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма на 4% ежегодно, а при определенных благоприятных условиях рост достигнет 8-9%, а ежегодный прирост валютных поступлений составит 1 млрд долл. Согласно прогнозным оценкам к концу этого этапа в сфере туризма и сопряженных отраслей будет создано 60 тыс. рабочих мест
Второй этап более продолжительный, чем первый, с 1998 по 2005 г., предполагает активное строительство новых объектов для размещения туристов и туристской инфраструктуры, модернизацию существующей материальной базы, а также проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристского продукта России на мировом рынке. В результате реализации второго этапа авторы Федеральной программы ожидают дальнейшего роста туристских потоков на 14-15
В программе планируется реализовать мероприятия по кадровому и научному обеспечению, а к 2000 г. предполагается завершить работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма.
В рамках рекламно-информационного обеспечения развития международного туризма планируются следующие мероприятия:
подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях российского рынка;
участие организаций в проведении международных туристских выставок;
проведение рекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа России;
создание информационных банков данных об отечественных и зарубежных туристских фирмах;
создание единой туристско-информационной сети на территории России, ее интеграция с аналогичными международными сетями;
реформирование сети заграничных представительств ГКФТ с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристских центров России за рубежом.
Для проведения всех перечисленных мероприятий по рекламно-информационному развитию международного туризма, кроме последнего, по программе выделялось на 1995-1997 гг. около 5,4 млрд. руб. (в ценах 1995 г.). Для проведения последнего мероприятия 4,2 млн. долл. было распределено поровну по годам.
Членство России в ВТО, участие в генеральных ассамблеях, заседаниях исполкома и других мероприятиях, проводимых по линии ВТО, в указанный трехгодичный период обошлось бы по 100 тыс. долл. в год, а что касается участия России в организации и проведении международных туристских выставок, создании единого национального стенда, то на такое международное сотрудничество из казны пришлось бы выделить по 56 тыс. долл. в первые два года и 58 тыс. долл. в третий год.
Для столицы России московское правительство также разработало Концепцию развития международного туризма в Москве до 2005 г., согласно которой планируется произвести реконструкцию существующих гостиниц и построить новые на 38 тыс. гостиничных мест. По предварительным оценкам, на это потребуется 5,9 млрд. долл., которые Правительство Москвы намерено получить от приватизации, валютных отчислений от гостиниц в бюджет города, налогов на проживание иностранных гостей и др.
К 2008 г. число прибытий иностранных туристов в Москву может достичь 10,6 млн. человек, валютные поступления при этом могли бы составить 2,4 млрд. долл.
Для формирования нормативно-правовой базы развития туризма очень важным и своевременным стало принятие в конце 1996 г. Федерального закона о туризме. «Закон определил принципы государственной политики, которая направлена на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, на регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествие».
Как гласит статья 3 Закона: «Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку туристов, туроператоров, турагентов и их объединений».
Приоритетным направлением государственной поддержки является развитие внутреннего и въездного, социального и самостоятельного туризма, из которых первые два вида нацелены на устранение дефицита платежного баланса РФ.
Из других стран бывшего СССР аналогичные законы уже приняты на Украине и в Грузии. Межпарламентской ассамблеей стран-членов Содружества принят рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в областях туризма».
В ближайшем будущем в России большое внимание будет уделено стимулированию инвестиционной активности в сфере туризма. Допускается возможность прямых государственных инвестиций с последующим возмещением расходов из бюджета с помощью реализации государственной собственности на фондовом рынке. А для привлечения частного капитала для строительства объектов индустрии туризма государство планирует освобождать от налогов средства, направляемые на эти цели, а также от таможенных пошлин на импорт материалов и оборудования и т.д.
В будущем индустрия туризма в России и других странах СНГ может возрасти за счет франчайзинговых договоров и контрактов на управление. Этот подход подразумевает следующую схему: государство владеет землей, приватизированная государственная гостиница или гостиничная компания владеет имуществом, а иностранная компания инвестирует деньги на реконструкцию или восстановление гостиницы, в дальнейшем возвращая их за счет доли в прибыли.
От делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие высокоразвитых отелей в крупных городах - деловых центрах. Согласно структурной теории спроса в гостиничном бизнесе Клейнуорта-Бенсона страны Восточной Европы и бывшего СССР находятся в первой фазе, когда в экономике доминируют добывающие и производственные отрасли. Деловые путешественники в основном являются работниками служб маркетинга и сбыта разных учреждений. По мере роста сферы услуг страны войдут во вторую фазу и число бизнес-туров увеличится. В третьей фазе, когда установлены корпоративные структуры в сфере услуг, количество деловых путешественников остается на высоком уровне, однако темпы роста ниже, чем во второй фазе.
Таким образом, решив целый ряд экономических и социальных проблем, Россия сможет стать одной из ведущих стран в мировом туризме.
Заключение

Анализ литературы, посвященной истории и развитию мирового туризма, показал что:
1. Туризм можно определить как временный выезд (путешествие) гражданина с постоянного места жительства в любых цепях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Международный туризм - это система путешествий, осуществляющаяся на базе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм и местных обычаев.
2. Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с планом мероприятий, а именно: разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму; издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции; обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму; организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию и другое.
3. Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует: разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения; разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта; создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и другое.
4. Выделяют социальные, экономические и гуманитарные функции туризма. К социальным относят: восстановление психофизических ресурсов общества; рациональное использование свободного времени и другое. К экономическим – стимулирование развития различных отраслей промышленности и развлекательного бизнеса, увеличение доходов местного населения и другое. К гуманитарным функциям туризма причисляют совмещение отдыха с познанием жизни; развитие мирных отношений между народами и другое.
5. История туризма включает следующие этапы развития: античный туризм – когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков – когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени – когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция. Зарождение туризма, как социального явления относится к концу XVII – началу XVIII вв., когда учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к современному туризм, как форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад. В международном туризме действует множество туроператоров. В настоящее время такие фирмы представлены на рынке в виде мелких, средних предприятий, а также в виде крупных корпораций. Среди проблем, сдерживающих развитие мирового туризма, можно выделить: внутриполитическая нестабильность во многих странах; отсутствие между государствами добрососедских отношений; военные конфликты. Тем не менее, тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, что позволяет людям лучше понимать друг друга.
6. Туризм - сложное и многоплановое понятие. Очень трудно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются. Так, по цели поездки различают экскурсионный (познавательный), деловой, этнический, религиозный, спортивный, рекреационный, образовательный, экологический, экзотический. По способу передвижения (по виду транспорта) различают воздушный, водный, железнодорожный и т.д. По уровню организации выделяют индивидуальные и групповые туры, а также самостоятельный туризм.
7. В России туризм зародился еще в средневековье, вместе с первыми путешествиями паломников. В конце XVII в., начиная с правления Петра I, когда насаждаемые им новые веяния западной культуры постепенно проникали в русский быт, стали практиковаться поездки за границу с целью приобретения знаний и для расширения кругозора. В 1885 г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествий со всеми достопримечательностями. К концу XIX в. география путешествий состоятельных дворян распространилась по всем странам Европы: Испания, Швейцария, Германия, Швеция и другие страны, привлекавшие россиян. Туризм активно развивается в 20-30 годы ХХ века, и его развитие замедляется лишь с началом Великой Отечественной войны, чтобы возобновиться в 60-х годах. Именно тогда во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально только с арендованными транспортными средствами (автобусами, поездами, теплоходами). Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей, развитие получили самые разные маршруты. Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. В последние годы (2000-е гг.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм, разрабатываются новые маршруты туров.
8. Проблемы туризма в России включают экономические, технические, технологические, законодательные, организационные, кадровые, социально-культурные, экологические и другие вопросы. К важнейшим можно причислить неразвитость российской туристской инфраструктуры, отсутствие четкого законодательства в сфере туризма, отсутствие высококвалифицированных специалистов в туристской отрасли. Решение этих проблем повлечет за собой постепенное включение России в систему международного туризма, способствуя становлению России как одной из ведущих стран в сфере мирового туризма.
Список использованных источников:
Александрова А.Ю. Международный туризм : Учебник. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 464 с.
Биржаков М. Введение в туризм. – М. : Герда, 2004. – 448 с.
Биржаков М.Б. Индустрия туризма: перевозки. – СПб.: Невский фонд, 2005. – 114 с.
Бочарников В.Н. Информационные технологии в туризме : Учеб. пособие. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2003. - 247 с.
Бронников В.В. Благотворительность в организации социального туризма для малообеспеченного населения. – М.,2005. - 29 с.
Васильев Д.А. Маркетинговое управление туристским предприятием. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002. - 16 с.
Власова Т.И. Профессионально-личностное развитие специалиста в сфере. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 130 с.
Вокруг света : Энцикл. окружающего мира. - М. : Белый город, 2001. - 288 с.
Воскресенский В.Ю. Международный туризм. – М. : Юнити, 2005. – 255 с.
Гаврильчак И.Н. Основные принципы организации и развития международного туризма. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2001. - 173 с.
Головатюк А.В. Отдельные аспекты организационно-правового механизма развития туризма: применение международного опыта в России. - М. : МАКС-Пресс, 2000. – 111 с.
Гостиничный и туристский бизнес : Учеб. пособие. - М. : Сатурн-С, 2000. - 212 с.
Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме: Учеб. пособие. - М. : ПРИОР, 1999. - 143 с.
Гуляев В.Г. Социально-экономические основы развития туризма в России. - М., 2003. - 41 с.
Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1997- 115 с.
Довгалевский В.В. Введение в специальность. - Москва : ИТиГ, 2005. – 675 с.
Долматов Г.М. Международный туристский бизнес. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 317 с.
Жукова М.А, Чудновский А.Д. Менеджмент туризма : учебник. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 307 с.
Заря А.М. Практика турагентства = Manual of travel agency practice : Workbook... : Прил. к учеб. пособию «Практика турагентства» для студентов ст. курсов РМАТ. - М. : Турист, 2000. - 174 с.
Зорин И.В. Энциклопедия туризма : [Справ.]. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 364 с.
Зорин И.В. Феномен туризма : избр. соч. - М. : Наука, 2005. - 551 с.
Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. - М. : Academia, 2004. - 187 с.
Испания : Путеводитель. - М. : Авангард; Paris и др. : Строгов и др., 2001. - 256 с.
Италия : Путеводитель. - Paris etc. : Строгов и др., 2001. - 284 с.
Италия : Путеводитель. - М. : Дубль В : Аякс, 2000/2001. - 96 с.
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учебник. – М. : Новое знание, 2005. – 408 с.
Как экономно путешествовать по 32 странам : Для деловых людей и туристов / [Сост. Шляфер Л.Г.]. - М. : Изд. фирма «Анкил», 1999. - 135 с.
Квартальнов В.А.    Туризм: Учебник для образоват. учреждений турист. профиля. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 315с.
Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 232 с.
Кекушев В.П. Основы менеджмента экологического туризма. - М. : Изд-во МНЭПУ, 2001. - 60 с.
Ковалев Д.А. Управление и регулирование развития рынка услуг туризма в Российской Федерации. - М., 1999. - 127 с.
Косолапов А.Б. Туристское страноведение. -Владивосток : ДВГАЭУ, 1998. – 191 с.
Костюкова О.И. Основы туризма. - Владивосток : Изд-во Дальневост. гос. акад. экономики и упр.,1998. - 57 с.
Кулагина Е.В. Виды туризма : Учеб. пособие. - Омск : ОГИС, 2001. – 152 с.
Луконин Ю.В. Потребности человека в сфере сервиса и туризма : учебное пособие. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2005. - 236 с.
Ляпунов А.И. Основы туризма. - М. : ГЦОЛИФК, 1993. - 49 с.
Монтанер М. Х. Структура туристического рынка : Учеб. пособие. - М. : Б. и.; Смоленск : Изд-во Смол. гуманит. ун-та, 1997. - 219 с.
Мюллер Е.К. Испания. – М. : Изд-во Антона Жигульского, 2004. - 64 с.
Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма / Д.Д. Дворниченко, А.Д. Чудновский, А.В. Кормишова и др. - М. : Вестник, 1998. - 362 с.
Новикова Е.Е. Роль туризма в развитии национальной экономики. - М. : Междунар. ун-т, 2001. - 79 с.
Новые цели и функции туризма: экономика и управление = New targets and functions of tourism: economics and management. - 1998. - 378 с.
Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыноч. позиции: Учеб. пособие / И.И. Ополченов. - М.: Сов. спорт, 2003. - 187с.: ил. - Библиогр. в конце разд. и в подстроч. примеч.
Основы туристской деятельности. - М. : Сов. спорт, 2003. - 199 с.
Папирян Г.А. Международные экономические отношения : Экономика туризма. - М. : Финансы и статистика, 1999. - 208 с.
Полушина Е.М. Ирландия в калейдоскопе. - М : Компания Спутник+, 2005. - 149 с.
Полякова Е.Ю. Ирландия в ХХ веке. - М. : ИВИ, 2002. - 86 с.
Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе / Р.Ю. Попов. - М. : Изд-во МГГУ, 1997. - 201 с.
Прентис Р. Опыт становления и развития культурного туризма : Учеб. пособие. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ,2001. - 231 с.
Проблемы национального туризма. - Москва : Турист, 2004. - 246 с.
Проурзин Л.Ю. Туризм как экономический приоритет. - М. : Новый век, 2004. - 214 с.
Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес : Учеб.-практ. пособие. - М. : Приор : Эксперт. бюро, 2001. - 235 с.
Роль туризма и гостеприимства в развитии региона : Сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конференции. - Пенза : ПГСХА, 2003. - 74 с.
Российский турбизнес: проблемы и перспективы. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 194 с.
Рябова И.А., Забаев Ю.В., Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма: Международный туризм. – М. : КноРус, 2006. – 565 с.
Севастьянов Д.В. Основы страноведения и туризма : Учеб. пособие. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2003. - 168 с.
Седова Н.А. Культурно-просветительный туризм. - Омск : ОГИС, 2002. - 87 с.
Сергеева Т.К. Экологический туризм. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 315 с.
Сергиенко Л.В. Организационно-экономический механизм функционирования социального туризма. - М. : Диалог-МГУ, 2000. - 95 с.
Строгов М. Ирландия : Путеводитель. – М. : Авангард; Ле Пти Фюте, 2006. – 160 с.
Тихонова Т.Ю. Природно-рекреационные ресурсы туризма - составляющая часть туристских ресурсов. - М. : МИИТ, 2004. - 99 с.
Туризм в цифрах. 2006. – М. : Статистика России, Российский союз туриндустрии, 2006. – 64 с.
Туризм и культура: пути взаимодействия материалы Международной научно-практической конференции под эгидой кафедры ЮНЕСКО РМАТ. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2005. - 430 с.
Туризм как вид деятельности : Учеб. для студентов. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 286 с.
Туризм как феномен культуры : Сб. тез. выступлений участников I Всерос. конф. по турист. культурологии, г. Сходня, 22 апр. 2002 г. - М. : Турист, 2003. - 102 с.
Туризм, гостеприимство, сервис : Слов.-справ. -М. : Аспект-пресс, 2002. - 365 с.
Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. - СПб. : Герда, 2000. - 219 с.
Федулин А.А. Проблемы подготовки кадров для индустрии туризма. - М. : Гос. акад. сферы быта и услуг, Ин-т туризма и гостеприимства, 1999. - 30 с.
Храбовченко В.В. Экологический туризм. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 208 с.
Чернова Т.В. Ценообразование в управлении туризмом. - Хабаровск : ХГАЭП, 2001. - 95 с.
Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов : Учеб. пособие. - М. : Сов. спорт, 2002. - 319 с.
Шматько Л. Туризм и гостиничное хозяйство. – М. : МаРТ, 2003. – 116 с.
Шубаева В.Г. Маркетинг туризма: Учеб.пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 110с.
Шустова С.А. Социально-культурологические аспекты менеджмента туризма. - СПб. : Астра, 2000. - 118 с.
Интернет: www.travelorg.ru
Интернет: www.ru.wikipedia.org

Рябова И.А., Забаев Ю.В., Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма: Международный туризм. – М. : КноРус, 2006. – С. 3

Основы туристской деятельности. - М. : Сов. спорт, 2003. – С. 11

Биржаков М. Введение в туризм. – М. : Герда, 2004. – С. 29

Новикова Е.Е. Роль туризма в развитии национальной экономики. - М. : Междунар. ун-т, 2001. – С.51

Костюкова О.И. Основы туризма. - Владивосток : Изд-во Дальневост. гос. акад. экономики и упр.,1998. – С. 21

Гаврильчак И.Н. Основные принципы организации и развития международного туризма. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2001. - С. 35

Зорин И.В. Феномен туризма : избр. соч. - М. : Наука, 2005. – С. 15

Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес : Учеб.-практ. пособие. - М. : Приор : Эксперт. бюро, 2001. – С. 86

Костюкова О.И. Основы туризма. - Владивосток : Изд-во Дальневост. гос. акад. экономики и упр.,1998. – С. 37

Италия : Путеводитель. - М. : Дубль В : Аякс, 2000/2001. – С. 13

Италия : Путеводитель. - Paris etc. : Строгов и др., 2001. – С. 41

Долматов Г.М. Международный туристский бизнес. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. – С. 23

Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес : Учеб.-практ. пособие. - М. : Приор : Эксперт. бюро, 2001. – С. 86

Испания : Путеводитель. - М. : Авангард; Paris и др. : Строгов и др., 2001. – С. 57

Мюллер Е.К. Испания. – М. : Изд-во Антона Жигульского, 2004. – С. 29

Строгов М. Ирландия : Путеводитель. – М. : Авангард; Ле Пти Фюте, 2006. – .С. 25

Полушина Е.М. Ирландия в калейдоскопе. - М : Компания Спутник+, 2005. – С. 75

Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес : Учеб.-практ. пособие. - М. : Приор : Эксперт. бюро, 2001. – С. 13

Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учебник. – М. : Новое знание, 2005. – С. 35


Воскресенский В.Ю. Международный туризм. – М. : Юнити, 2005. – С. 15

Зорин И.В. Феномен туризма : избр. соч. - М. : Наука, 2005. – С. 28

Новикова Е.Е. Роль туризма в развитии национальной экономики. - М. : Междунар. ун-т, 2001. – С.46

Долматов Г.М. Международный туристский бизнес. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. – С. 23

Основы туристской деятельности. - М. : Сов. спорт, 2003. – С. 64

Рябова И.А., Забаев Ю.В., Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма: Международный туризм. – М. : КноРус, 2006. – С. 18

Гаврильчак И.Н. Основные принципы организации и развития международного туризма. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2001. - С. 51

Храбовченко В.В. Экологический туризм. – М. : Финансы и статистика, 2004. – С. 11

Луконин Ю.В. Потребности человека в сфере сервиса и туризма : учебное пособие. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2005. – С. 29

Храбовченко В.В. Экологический туризм. – М. : Финансы и статистика, 2004. – С. 52

Туризм как феномен культуры : Сб. тез. выступлений участников I Всерос. конф. по турист. культурологии, г. Сходня, 22 апр. 2002 г. - М. : Турист, 2003. – С. 33
Туризм и культура: пути взаимодействия материалы Международной научно-практической конференции под эгидой кафедры ЮНЕСКО РМАТ. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2005. – С. 12

Зорин И.В. Энциклопедия туризма : [Справ.]. - М. : Финансы и статистика, 2003. – С. 27

Гаврильчак И.Н. Основные принципы организации и развития международного туризма. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2001. - С. 35

Севастьянов Д.В. Основы страноведения и туризма : Учеб. пособие. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2003. – С. 17
Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе / Р.Ю. Попов. - М. : Изд-во МГГУ, 1997. – С. 24

Российский турбизнес: проблемы и перспективы. - Омск : ОмГПУ, 2003. – С. 38
Проблемы национального туризма. - Москва : Турист, 2004. – С. 54

Проблемы национального туризма. - Москва : Турист, 2004. – С. 39

Шматько Л. Туризм и гостиничное хозяйство. – М. : МаРТ, 2003. – С. 19

Российский турбизнес: проблемы и перспективы. - Омск : ОмГПУ, 2003. – С. 32

Ополченов И.И.    Маркетинг в туризме: Обеспечение рыноч. позиции: Учеб. пособие / И.И. Ополченов. - М.: Сов. спорт, 2003. – С. 71

Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе / Р.Ю. Попов. - М. : Изд-во МГГУ, 1997. – С. 27













2

1.Александрова А.Ю. Международный туризм : Учебник. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 464 с.
2.Биржаков М. Введение в туризм. – М. : Герда, 2004. – 448 с.
3.Биржаков М.Б. Индустрия туризма: перевозки. – СПб.: Невский фонд, 2005. – 114 с.
4.Бочарников В.Н. Информационные технологии в туризме : Учеб. пособие. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2003. - 247 с.
5.Бронников В.В. Благотворительность в организации социального туризма для малообеспеченного населения. – М.,2005. - 29 с.
6.Васильев Д.А. Маркетинговое управление туристским предприятием. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002. - 16 с.
7.Власова Т.И. Профессионально-личностное развитие специалиста в сфере. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 130 с.
8.Вокруг света : Энцикл. окружающего мира. - М. : Белый город, 2001. - 288 с.
9.Воскресенский В.Ю. Международный туризм. – М. : Юнити, 2005. – 255 с.
10.Гаврильчак И.Н. Основные принципы организации и развития международного туризма. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2001. - 173 с.
11.Головатюк А.В. Отдельные аспекты организационно-правового механизма развития туризма: применение международного опыта в России. - М. : МАКС-Пресс, 2000. – 111 с.
12.Гостиничный и туристский бизнес : Учеб. пособие. - М. : Сатурн-С, 2000. - 212 с.
13.Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме: Учеб. пособие. - М. : ПРИОР, 1999. - 143 с.
14.Гуляев В.Г. Социально-экономические основы развития туризма в России. - М., 2003. - 41 с.
15.Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1997- 115 с.
16.Довгалевский В.В. Введение в специальность. - Москва : ИТиГ, 2005. – 675 с.
17.Долматов Г.М. Международный туристский бизнес. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 317 с.
18.Жукова М.А, Чудновский А.Д. Менеджмент туризма : учебник. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 307 с.
19.Заря А.М. Практика турагентства = Manual of travel agency practice : Workbook... : Прил. к учеб. пособию «Практика турагентства» для студентов ст. курсов РМАТ. - М. : Турист, 2000. - 174 с.
20.Зорин И.В. Энциклопедия туризма : [Справ.]. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 364 с.
21.Зорин И.В. Феномен туризма : избр. соч. - М. : Наука, 2005. - 551 с.
22.Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. - М. : Academia, 2004. - 187 с.
23.Испания : Путеводитель. - М. : Авангард; Paris и др. : Строгов и др., 2001. - 256 с.
24.Италия : Путеводитель. - Paris etc. : Строгов и др., 2001. - 284 с.
25.Италия : Путеводитель. - М. : Дубль В : Аякс, 2000/2001. - 96 с.
26.Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учебник. – М. : Новое знание, 2005. – 408 с.
27.Как экономно путешествовать по 32 странам : Для деловых людей и туристов / [Сост. Шляфер Л.Г.]. - М. : Изд. фирма «Анкил», 1999. - 135 с.
28.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образоват. учреждений турист. профиля. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 315с.
29.Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 232 с.
30.Кекушев В.П. Основы менеджмента экологического туризма. - М. : Изд-во МНЭПУ, 2001. - 60 с.
31.Ковалев Д.А. Управление и регулирование развития рынка услуг туризма в Российской Федерации. - М., 1999. - 127 с.
32.Косолапов А.Б. Туристское страноведение. -Владивосток : ДВГАЭУ, 1998. – 191 с.
33.Костюкова О.И. Основы туризма. - Владивосток : Изд-во Дальневост. гос. акад. экономики и упр.,1998. - 57 с.
34.Кулагина Е.В. Виды туризма : Учеб. пособие. - Омск : ОГИС, 2001. – 152 с.
35.Луконин Ю.В. Потребности человека в сфере сервиса и туризма : учебное пособие. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2005. - 236 с.
36.Ляпунов А.И. Основы туризма. - М. : ГЦОЛИФК, 1993. - 49 с.
37.Монтанер М. Х. Структура туристического рынка : Учеб. пособие. - М. : Б. и.; Смоленск : Изд-во Смол. гуманит. ун-та, 1997. - 219 с.
38.Мюллер Е.К. Испания. – М. : Изд-во Антона Жигульского, 2004. - 64 с.
39.Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма / Д.Д. Дворниченко, А.Д. Чудновский, А.В. Кормишова и др. - М. : Вестник, 1998. - 362 с.
40.Новикова Е.Е. Роль туризма в развитии национальной экономики. - М. : Междунар. ун-т, 2001. - 79 с.
41.Новые цели и функции туризма: экономика и управление = New targets and functions of tourism: economics and management. - 1998. - 378 с.
42.Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыноч. позиции: Учеб. пособие / И.И. Ополченов. - М.: Сов. спорт, 2003. - 187с.: ил. - Библиогр. в конце разд. и в подстроч. примеч.
43.Основы туристской деятельности. - М. : Сов. спорт, 2003. - 199 с.
44.Папирян Г.А. Международные экономические отношения : Экономика туризма. - М. : Финансы и статистика, 1999. - 208 с.
45.Полушина Е.М. Ирландия в калейдоскопе. - М : Компания Спутник+, 2005. - 149 с.
46.Полякова Е.Ю. Ирландия в ХХ веке. - М. : ИВИ, 2002. - 86 с.
47.Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе / Р.Ю. Попов. - М. : Изд-во МГГУ, 1997. - 201 с.
48.Прентис Р. Опыт становления и развития культурного туризма : Учеб. пособие. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ,2001. - 231 с.
49.Проблемы национального туризма. - Москва : Турист, 2004. - 246 с.
50.Проурзин Л.Ю. Туризм как экономический приоритет. - М. : Новый век, 2004. - 214 с.
51.Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес : Учеб.-практ. пособие. - М. : Приор : Эксперт. бюро, 2001. - 235 с.
52.Роль туризма и гостеприимства в развитии региона : Сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конференции. - Пенза : ПГСХА, 2003. - 74 с.
53.Российский турбизнес: проблемы и перспективы. - Омск : ОмГПУ, 2003. - 194 с.
54.Рябова И.А., Забаев Ю.В., Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма: Международный туризм. – М. : КноРус, 2006. – 565 с.
55.Севастьянов Д.В. Основы страноведения и туризма : Учеб. пособие. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2003. - 168 с.
56.Седова Н.А. Культурно-просветительный туризм. - Омск : ОГИС, 2002. - 87 с.
57.Сергеева Т.К. Экологический туризм. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 315 с.
58.Сергиенко Л.В. Организационно-экономический механизм функционирования социального туризма. - М. : Диалог-МГУ, 2000. - 95 с.
59.Строгов М. Ирландия : Путеводитель. – М. : Авангард; Ле Пти Фюте, 2006. – 160 с.
60.Тихонова Т.Ю. Природно-рекреационные ресурсы туризма - составляющая часть туристских ресурсов. - М. : МИИТ, 2004. - 99 с.
61.Туризм в цифрах. 2006. – М. : Статистика России, Российский союз туриндустрии, 2006. – 64 с.
62.Туризм и культура: пути взаимодействия материалы Международной научно-практической конференции под эгидой кафедры ЮНЕСКО РМАТ. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2005. - 430 с.
63.Туризм как вид деятельности : Учеб. для студентов. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 286 с.
64.Туризм как феномен культуры : Сб. тез. выступлений участников I Всерос. конф. по турист. культурологии, г. Сходня, 22 апр. 2002 г. - М. : Турист, 2003. - 102 с.
65.Туризм, гостеприимство, сервис : Слов.-справ. -М. : Аспект-пресс, 2002. - 365 с.
66.Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. - СПб. : Герда, 2000. - 219 с.
67.Федулин А.А. Проблемы подготовки кадров для индустрии туризма. - М. : Гос. акад. сферы быта и услуг, Ин-т туризма и гостеприимства, 1999. - 30 с.
68.Храбовченко В.В. Экологический туризм. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 208 с.
69.Чернова Т.В. Ценообразование в управлении туризмом. - Хабаровск : ХГАЭП, 2001. - 95 с.
70.Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов : Учеб. пособие. - М. : Сов. спорт, 2002. - 319 с.
71.Шматько Л. Туризм и гостиничное хозяйство. – М. : МаРТ, 2003. – 116 с.
72.Шубаева В.Г. Маркетинг туризма: Учеб.пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 110с.
73.Шустова С.А. Социально-культурологические аспекты менеджмента туризма. - СПб. : Астра, 2000. - 118 с.
74.Интернет: www.travelorg.ru
75.Интернет: www.ru.wikipedia.org

Вопрос-ответ:

Каково определение туризма?

Туризм - это путешествия на отдых или деловые поездки, организованные для удовлетворения потребности в отдыхе, познании новых мест или встрече с людьми.

Какие задачи выполняет туризм?

Туризм выполняет такие задачи, как развитие экономики региона, создание рабочих мест, укрепление культурных связей между различными странами, способствование взаимопониманию и толерантности.

Каковы функции туризма?

Туризм выполняет функции отдыха, развлечения, образования, здравоохранения и спорта.

Какие опасности могут возникнуть в сфере туризма?

Возможные опасности в сфере туризма включают террористические акты, аварии транспорта, преступность, несоблюдение правил безопасности, экологические проблемы и здоровье путешественников.

Как развивался туризм в России?

Туризм в России начал развиваться в XIX веке, когда аристократия начала путешествовать по стране. В советскую эпоху туризм был государственно контролируемым и ориентированным на отдых рабочих классов. В настоящее время туризм в России активно развивается как внутренний, так и международный вид отдыха.

Каково определение туризма?

Туризм - это активная деятельность, связанная с посещением других мест, отличных от обычного места жительства, с целью отдыха, развлечения, познания новых культур и традиций.

Каковы задачи туризма?

Основными задачами туризма являются развитие экономики страны, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций, популяризация культурного и исторического наследия, обмен опытом и знаниями между различными культурами.

Какие функции выполняет туризм?

Туризм выполняет ряд функций, включая социокультурную функцию, экономическую функцию, экологическую функцию, образовательную функцию и многие другие. Он способствует укреплению межкультурного понимания, развитию экономики и сохранению природы.

Каковы опасности, связанные с туризмом?

Опасности, связанные с туризмом, могут включать аварии, болезни, потери и кражи, экологические проблемы, культурные конфликты и т.д. Важно быть готовым и принять все необходимые меры предосторожности при путешествии.