Профилактика детско-родительских конфликтов в работе социального педагога

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 3333 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 30.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме профилактики детско-родительских конфликтов в работе социального педагога
1.1. Особенности работы социального педагога с семьей
1.2. Причины возникновения конфликтов во взаимоотношениях родителей с ребенком
1.3. Профилактика семейных нарушений
Выводы по анализу литературы по проблеме профилактики детско-родительских конфликтов в работе социального педагога
Глава 2. Изучение детско-родительских конфликтов в семье и их профилактика
2.1. Экспериментальное изучение детско-родительских конфликтов
2.2. Занятие по профилактике детско-родительских конфликтов
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Одновременно, уже сегодня мы обучаем наших детей проявлять свои чувства по отношению к нам.
Дети размышляли на тему, и вот какие варианты ответов они высказывали (родителям предлагается познакомиться с вариантами детских ответов (опрос проводился заранее), как мы проявляем свою любовь к родителям…. и как родители проявляют свою любовь к нам - детям….)
Завершением групповой дискуссии является знакомство с реальными детскими рассуждениями по поводу проявления родительской любви. На данном этапе родители могут сравнить свои размышления и реальные представления и ожидания детей.
4. Просмотр видеосюжета.
Далее родителям предлагается посмотреть детские интервью на тему: «Родительская любовь. В каких проявлениях родительской любви мы особенно нуждаемся и когда…».
Родители имеют возможность услышать рассуждения своих детей по теме.
5. Информация социального педагога о возможностях проявления родительской любви.
Неоспоримо, что если в основе взаимодействия и взаимоотношений родителей и детей не лежит любовь, все остальное покоится на фальшивом и зыбком фундаменте (страхе, подчинении и т.п.). Для полноценных детско-родительских взаимоотношений важна, прежде всего, безусловная любовь, любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях. Безусловная любовь – это как свет в тоннеле, который не дает сбиться с пути и заблудится в поиске решения возникающих трудностей и разногласий. Этот свет помогает удерживать ориентир для нас – счастливое и успешное будущее наших детей. Безусловная любовь – это возможность удовлетворять эмоциональные потребности наших детей. Безусловная любовь – это любовь, не зависящая ни от чего:
внешности (например, младенец с корсетом);
способностей, недостатков (сравнение количества детей со сниженными способностями и нормативных детей в зависимости от эмоционального климата семей);
наших ожиданий в будущем;
от его сегодняшнего поведения.
Способность любить и потребность быть любимым есть у каждого человека и очень важно не дать угаснуть этой способности, а напротив позволить ей вырасти и развиваться. У каждого из нас есть эмоциональный резервуар, который пополняется эмоциями и чувствами, получаемыми от наших близких. Этот резервуар пополняется по мере того, как мы получаем подтверждение любви и заботы. Этот резервуар обеспечивает нам эмоциональный комфорт, стабильность, чувство защищенности и уверенности. Взрослый человек наполняет этот резервуар через общение со своими родителями, супругом и детьми. Но не только мы, но и наши близкие обладают эмоциональным резервуаром. Наша искренняя забота, внимание, любовь к нашим близким наполняют их эмоциональный резервуар и сохраняют их психологический комфорт.
Первое впечатление о мире ребенок получает через эмоции. Именно это является платформой для будущего развития. Далее ребенок постоянно задает вопрос: “Вы любите меня?”. Если мы любим ребенка условно, он чувствует, что ответ на этот вопрос положительный, если мы любим его условно, то он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным.
Важно, что в глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребенку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе, он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем.
Какие же способы выражения родительской любви наиболее необходимы моему ребенку?
Контакт глаз.
В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку?
Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. В таких ситуациях ребенок обоснованно воспринимает нашу любовь как обусловленную.
Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем (“ ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил”). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви.
Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка (“видеть тебя не хочу”). Это тоже пример обусловленной любви. Опасность использования взгляда в наказание заключается не только в том, что мы лишаем ребенка уверенности в нашей безусловной любви. Одновременно, мы учим ребенка использовать контакт глаз в своей жизни. Став взрослым, наш ребенок будет избегать взгляда всякий раз, как только внешняя ситуация будет для него незнакома или тем более некомфортна или в моменты, когда он будет чувствовать себя не уверенно; он вряд ли будет использовать контакт глаз для выражения привязанности своему супругу и детям. Возможно, нашему ребенку не избежать коммуникативных трудностей.
Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.
Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд. Прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.
Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.
Физический контакт.
Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт?
Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы.
Физический контакт – это еще один способ наполнить эмоциональный резервуар ребенка (на самом деле мы не можем позволить себе длительный контакт глаз, прикосновения по отношению ко всем людям, но если мы это делаем, то это есть подтверждение наших особых чувств, нашей любви и привязанности).
В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика?
Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - младшим школьникам крайне необходимы “телячьи” нежности. Эта потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок, и является в базовой потребности. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты.
Особенно важно, что в периоды, когда ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов и привязанность к родителям, его воспоминания отчетливо нарисует ему картинку родительской ласки и любви, пережитую им ранее. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода. Возможностей, для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви достаточно много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень быстро, мы можем просто не успеть что-то сделать.
Для девочек физический контакт особенно важен к 11 годам. В этот период происходит подготовка к юности. Через физический контакт с отцом девочка формирует образ своей сексуальной идентичности со своим полом, иначе говоря, формирует уверенность в себе, с точки зрения сексуальной привлекательности. Для девочки важно чувствовать себя “в порядке”, быть девушкой “что надо”, “первый сорт”. Если она чувствует себя такой, то ее юность пройдет относительно безболезненно, ей не нужно будет искать способ для одобрения у представителей противоположного пола. Чем худшего она мнения о себе, тем легче ей будет поддаться давлению сверстников и тем меньше она способна сохранять ценности своих родителей.
Пристальное внимание.
Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку.
Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок не сомневался в нашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.
Типичная трудность современных родителей – недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания. Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на шкале ценностей находится супруг, ребенок. Если, наш ребенок для нас одна из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего-то другого, но не для выражения пристального внимания к моему ребенку.
Выражение пристального внимания к ребенку требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на то, что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к совместному с ребенком время провождению, мы можем получать истинное удовольствие от таких событий.
Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.
Кстати о материальных ценностях и их значимости в проявлении нашей любви. Несомненно, ребенок в той или иной степени нуждается во всем том, что он старается у нас попросить. Но, чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать материальные “заменители любви”. Для ребенка это буквально: я буду уверен, что родители любят меня, если они мне купят. Но если мы позволим всякий раз выражать свою любовь так, то мы найдем для ребенка и для себя наиболее простой и наименее эффективный способ выражения привязанности друг к другу. Не стоит компенсировать нехватку времени на общение с ребенком, возможностью купить ему какую-то игрушку. Ребенок теряет потребность в других ценностях и, даже став взрослым, строя отношения с другими людьми выбирает как ведущие ложные ценности (деньги, материальные ценности и т.п.)
6. Афиширование.
Наверное, очень точным подтверждением семейного благополучия и любви является способность ребенка легко вспомнить самые счастливые моменты семейной жизни. У нас на доске целый альбом счастливых семейных дней. Подойдите и найдите “фотографии” вашей семьи.
Участники рассматривают детские рисунки на доске. Социальный педагог просит их попытаться найти рисунок своего ребенка, изобразившего счастливую семейную “фотографию”. После того как каждый родитель выбрал рисунок, педагог называет соответственно номера тех “фотографий”, которые действительно необходимо было выбрать. При несовпадении родители обмениваются рисунками.
7. Обмен впечатлениями.
Участникам предлагается свободно высказываться по поводу возникших впечатлений итого опыта, который они приобрели в процессе общения.
Мы считаем, что такая работа социального педагога по профилактике детско-родительских конфликтов будет эффективна при работе с родителями, имеющих детей не только младшего школьного возраста, но и дошкольного возраста.

Заключение
В заключение нашей работы отметим ещё раз, что социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление конфликта. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.
Основная проблема, которая волнует социального педагога – детско-родительские конфликты, которые являются самыми распространенными в повседневной жизни. Практически во всех семьях существует предпосылки к возникновению конфликтов между родителями и детьми.
В целях профилактики семейных нарушений социальные педагог использует различные формы работы с конфликтной семьей в рамках педагогической модели.
Главное, что следует помнить социальному педагогу - чем теплее, ближе и эмоциональнее отношения в семье, тем меньше вероятность возникновения детско-родительского конфликта, поэтому главная профилактика возникновения детско-родительских конфликтов – воспитание родительской любви к своему ребенку.



Список литературы
Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика, 1998. – 290 с.
Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. М.: «Академия», 1999. – 440с.
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6. – С.34-39
Земская М. Семья и личность, М., 1999. – 267 с.
Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992. – 267 с.
Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. – 189 с.
Кожухарь Г. Конфликты в семье: диалог против манипуляций. / Журнал «Семья и школа», № 1-2, 2001. – стр. 14
Крутецкий В. А. Психология. М., 2000. 190 с.
Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990. – 156 с.
Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005. – 198 с.
Мудрик А.В.Социальная педагогика. М., 2002. – 256 с.
Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А.А. М., 1998. – 234 с.
Развитие личности ребенка. / под ред. Запорожца А.В. М., 1994. – 196 с.
Семья и формирование личности ребенка / под ред. Бодалев А. А., М., 1995. – 220 с.
Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. – 254 с.
Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. СПб, 2000. – 167 с.
Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. – с. 23
Мудрик А.В.Социальная педагогика. М., 2002. – с. 12

Мудрик А.В.Социальная педагогика. М., 2002. – с. 12

Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005. – с. 21-22

Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005. – с.23

Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005. – с. 24

Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992. – с. 15

Кожухарь Г. Конфликты в семье: диалог против манипуляций. / Журнал «Семья и школа», № 1-2, 2001. – стр. 14

Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992. – с.17

Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990. – с.8

Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6. – С.34

Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. М.: «Академия», 1999. – с. 123-124

Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. СПб, 2000. – с. 34-38













34

1.Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика, 1998. – 290 с.
2.Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. М.: «Академия», 1999. – 440с.
3.Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6. – С.34-39
4.Земская М. Семья и личность, М., 1999. – 267 с.
5.Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992. – 267 с.
6.Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. – 189 с.
7.Кожухарь Г. Конфликты в семье: диалог против манипуляций. / Журнал «Семья и школа», № 1-2, 2001. – стр. 14
8.Крутецкий В. А. Психология. М., 2000. 190 с.
9.Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990. – 156 с.
10.Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005. – 198 с.
11.Мудрик А.В.Социальная педагогика. М., 2002. – 256 с.
12.Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А.А. М., 1998. – 234 с.
13.Развитие личности ребенка. / под ред. Запорожца А.В. М., 1994. – 196 с.
14. Семья и формирование личности ребенка / под ред. Бодалев А. А., М., 1995. – 220 с.
15. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. – 254 с.
16.Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. СПб, 2000. – 167 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности работы социального педагога с семьей?

Сoциальный педагог имеет уникальную возможность работать с семьей как системой, а не только с отдельными членами семьи. Он учитывает все аспекты семейной жизни, включая культурные и социальные аспекты. Кроме того, социальный педагог также помогает семье развивать навыки коммуникации и решения конфликтов внутри семьи.

Какие причины возникновения конфликтов во взаимоотношениях родителей с ребенком?

Существует множество причин, которые могут привести к конфликтам между родителями и ребенком. Это могут быть различия во взглядах и ценностях, несоответствия в ожиданиях и стрессовые ситуации, такие как развод родителей или потеря близкого человека. Также конфликты могут возникать из-за неэффективной коммуникации или отсутствия навыков решения проблем.

Как профилактировать семейные нарушения?

Профилактика семейных нарушений включает в себя ряд мероприятий. Важными элементами профилактики являются развитие навыков коммуникации и конфликтологических умений у членов семьи, а также создание благоприятной атмосферы в семье, где каждый член семьи чувствует себя важным и уважаемым. Также важным аспектом является вовлечение родителей в образовательный процесс и поддержка их роли в воспитании детей.

Какие выводы можно сделать по анализу литературы по проблеме профилактики детско-родительских конфликтов в работе социального педагога?

Анализ литературы показывает, что профилактика детско-родительских конфликтов является важной задачей для социального педагога. Социальный педагог играет ключевую роль в поддержке семьи и помощи ей в разрешении конфликтов. Важно развивать навыки коммуникации и конфликтологических умений у семьи, а также создавать благоприятную атмосферу в семье, где каждый ребенок чувствует себя важным и уважаемым.

Какие особенности работы социального педагога с семьей?

Социальный педагог работает семьями, оказывая им поддержку, помощь и консультации. Он помогает семье в решении различных проблем, связанных с воспитанием детей, обучением, адаптацией к изменениям в жизни и другими вопросами, которые могут вызывать конфликты. Важнейшей особенностью его работы является индивидуальный подход к каждой семье, учет ее особенностей, ценностей и потребностей.

Что является причинами возникновения конфликтов между родителями и ребенком?

Причины возникновения конфликтов между родителями и ребенком могут быть разнообразными. Некоторые из них включают непоследовательность в воспитании, разногласия в воспитательных методах, недостаток коммуникации и понимания между родителями и ребенком, конфликт интересов и т.д. Каждая ситуация уникальна, и для успешного решения конфликта необходимо анализировать и учитывать все обстоятельства, а также использовать эффективные методы профилактики и разрешения конфликтов.

Как осуществляется профилактика семейных нарушений со стороны социального педагога?

Профилактика семейных нарушений со стороны социального педагога осуществляется путем проведения различных мероприятий и консультаций, направленных на повышение родительских компетенций, улучшение коммуникации в семье, развитие навыков решения конфликтов и укрепление семейных отношений. Социальный педагог также может помочь родителям развить позитивную мотивацию к взаимоотношениям с детьми, предложить разные альтернативы воспитательных подходов и помочь сформировать конструктивный и здоровый стиль родительства.

Какие особенности работы социального педагога с семьей обсуждаются в главе 1?

В главе 1 обсуждаются особенности работы социального педагога с семьей. Рассматривается роль социального педагога во взаимодействии с семьей, а также его задачи и функции. Анализируется влияние социокультурного контекста на детско-родительские конфликты. Исследуется роль социального педагога в профилактике и разрешении данных конфликтов.

Какие причины возникновения конфликтов во взаимоотношениях родителей с ребенком обсуждаются в главе 1?

В главе 1 обсуждаются причины возникновения конфликтов во взаимоотношениях родителей с ребенком. Рассматривается роль психологических и социальных факторов в формировании конфликтных ситуаций. Обсуждаются такие причины, как непонимание, недостаток коммуникации, различия в ценностях и установках. Анализируются влияние семейной структуры, стиля воспитания и экономического статуса на возникновение конфликтов.

Какая профилактика семейных нарушений рассматривается в главе 1?

В главе 1 рассматривается профилактика семейных нарушений. Обсуждаются различные методы и подходы, которые могут использовать социальные педагоги для предотвращения возникновения детско-родительских конфликтов. Речь идет о разработке программ работы с семьей, организации тренингов и консультаций, а также о создании благоприятной и поддерживающей среды для семейных отношений.

Какие выводы можно сделать по анализу литературы по проблеме профилактики детско-родительских конфликтов в работе социального педагога?

По анализу литературы по проблеме профилактики детско-родительских конфликтов в работе социального педагога можно сделать следующие выводы: необходимо глубокое изучение особенностей работы социального педагога с семьей и понимание его задач и функций; для предотвращения конфликтов необходимо учитывать психологические и социальные факторы, влияющие на взаимоотношения родителей с ребенком; эффективной профилактикой семейных нарушений является разработка программ, организация тренингов и консультаций, а также создание благоприятной среды для семейных отношений.