Ощущение как психический процесс отражения объективной действительности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 2121 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 27.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и общая характеристика ощущения как психического процесса
1.1. Определение ощущения
1.2. Классификация ощущений
Глава 2. Подходы к определению объективной действительности
2.1. Философские подходы
2.2. Психологические подходы
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Не вызывает сомнения, что наши знания об окружающем мире являются результатом именно такого восприятия, о каком говорят сторонники гештальт-психологии. Вспомните какую-нибудь мелодию. Ее особенность — в связи между нотами. Именно связь между нотами характеризует данную мелодию и делает ее узнаваемой. До тех пор пока эта связь остается постоянной, мелодия, даже транспонированная в другую тональность, будет узнаваема.
Хотя немногие современные психологи назовут себя приверженцами гештальт-психологии, это вовсе не значит, что гештальтистский подход отвергнут и забыт. Напротив, основная гештальтистская идея о целостности восприятия была интегрирована в важнейшие исследования и прежде всего в те из них, которые подчеркивают организованную природу восприятия.
Конструктивистский подход
Конструктивистский подход, теснейшим образом связанный с традициями эмпиризма, подчеркивает активную роль наблюдателя в процессе восприятия. Он исходит из того, что восприятие — это нечто большее, чем простая констатация самого факта воздействия раздражителя. Основная идея конструктивистского подхода заключается в том, что воспринимаемое нами в любой момент представляет собой ментальную конструкцию, основанную на наших познавательных стратегиях, нашем предшествующем опыте, пристрастиях, ожиданиях, мотивации, внимании и т. д. Иными словами, конструктивистский подход основан на том, что наблюдатель конструирует или даже «выводит» восприятие логическим путем исходя из интерпретации поступающих к нему извне сведений. Принципиальной для конструктивистского подхода является мысль о том, что возникновению восприятия предшествует конструирование, осознание связи между явлениями и событиями физического мира, ее опосредование.
В соответствии с конструктивистским подходом, вы принимаете во внимание некие средовые, пространственные ориентиры. Возможно, стул закрывает или визуально затемняет часть стола. Конструктивистский подход исходит из того, что ваше восприятие расположения этих предметов отчасти является результатом осознания подобной связи.
Конструктивистский подход оказал заметное влияние на экспериментальное изучение восприятия и разработку его теоретических основ. Более того, его фундаментальная идея, суть которой в том, что восприятие есть некий результат интерпретации сенсорного сигнала, в настоящее время чрезвычайно популярна у психологов, особенно у тех из них, кто изучает пространственное восприятие. Усовершенствованию конструктивистского подхода способствовали работы многих ученых, однако наиболее заметную роль в этом сыграли исследования Ирвина Ро-Ka (Rock, 1986,1995), Джулиана Xox6epra (Hochberg,1981,1988) и Ричарда Л. Грегори (Gregory, 1974,1990).
Экологический подход
Весьма оригинальный подход к восприятию разработан Джеймсом Дж. Гибсоном (1904-1979). Он предположил, что внутренние мыслительные процессы играют в нем либо незначительную роль, либо вовсе в нем не участвуют. Основой его подхода является мысль о том, что, перемещаясь в окружающем мире, наблюдатель непосредственно усваивает информацию, необходимую для эффективного адаптивного восприятия. В соответствии с его представлениями сигнал, который посылает внешний мир, — информация, поступающая в виде зрительного образа, — содержит все необходимые сведения, вполне достаточные для непосредственного восприятия физического мира, поэтому нет необходимости ни в каком-либо посредничестве, ни в его дополнительной обработке. По мнению Гибсона, изменения визуальной текстуры поверхностей являются важным источником пространственной информации. Как правило, предметы, лежащие на уходящей вдаль поверхности, воспринимаются нами как трехмерные. Получение непосредственной пространственной информации является результатом проецирования на сетчатку зернистых, или текстурированных, поверхностей. По мере того как расстояние между наблюдателем и поверхностью увеличивается, создается впечатление, что элементы, образующие текстуру поверхности, уменьшаются и все вместе формируют более плотную, гладкую поверхность.
Вторым источником непосредственной информации, касающейся пространственного восприятия, является способ восприятия изображения глазами в тот момент, когда наблюдатель или объекты меняют свое положение в пространстве или приходят в движение. Характер изменений в изображениях, перемещающихся перед глазами, создает немедленное, непосредственное впечатление о пространственном расположении объектов относительно наблюдателя, и не требуется ни обработки информации, ни анализа сигналов о глубине или расстоянии.
Сравним эту точку зрения с конструктивистским подходом, в соответствии с которым восприятие — это результат обработки информации. В соответствии с конструктивистским подходом это происходит потому, что верхний диск кажется более удаленным и наше восприятие его размера учитывает и этот признак удаленности. Иными словами, мы мысленно компенсируем разницу в расстоянии. В соответствии же с подходом, основанным на непосредственном восприятии, напротив, не требуется никакой подобной компенсации расстояния, поскольку сам рисунок дает достаточно информации, для того чтобы воспринять размеры дисков непосредственно, без всяких дополнительных данных о расстоянии. Каждый диск занимает примерно четыре текстурные единицы на хорошо видной поверхности. Следовательно, при естественном восприятии мира то обстоятельство, что диски занимают равные площади, указывает на то, что они равны по величине.
Экологический подход Гибсона (название связано с тем, что данный подход исходит из адаптивной связи воспринимающего организма с окружающей его средой) еще раз подтверждает принципиально важную мысль о том, что восприятие является естественным процессом, сформировавшимся в результате эволюции для связи с реальным миром. Следовательно, изучение восприятия должно быть прежде всего направлено на естественные сигналы, которые типичный наблюдатель получает из окружающего его мира.
Информационный подход
Информационный подход связан с именем Дэвида Марра (1945-1980) и изложен в его монографии «Зрение», опубликованной уже после смерти автора (Магг, 1982). Информационный подход основан на точном анализе визуального восприятия, ориентированном на применение математики и базирующемся преимущественно на компьютерных имитациях и искусственном интеллекте. В этом подходе развивалась основная идея Гибсона, заключающаяся в том, что окружающая среда снабжает всей информацией, необходимой для восприятия, но также предполагалось, что восприятие таких характеристик, как форма или очертания, требует от наблюдателя некоего дополнительного действия в виде решения проблемы или обработки информации, передаваемой сигналом извне, а именно извлечения из зрительного образа предмета в символической форме некоторых его черт, например линий, краев, границ, контуров, движения и других признаков. В соответствии с информационным подходом подобная информация обрабатывается и трансформируется — «пересчитывается» — в интернальные представления, отображающие изменения в затененности, освещенности и в других более тонких особенностях текстуры поверхности во многом точно так же, как компьютерная программа позволяет машине интерпретировать отобранную сенсорную информацию и принимать решения, касающиеся отличительных признаков предметов, например формы или очертаний.
Информационный подход является сравнительно недавним достижением науки, и его влияние не столь велико, как влияние других подходов. Возможно, это связано с тем, что многие идеи и механизмы, привлекаемые для объяснения такого явления, как восприятие, сложны и требуют не только знания психологии, но и других наук. Однако это новаторский подход, и он может оказаться плодотворным для установления связей между ощущением и восприятием, с одной стороны, и искусственным интеллектом и теорией информации — с другой.
Нейрофизиологический подход
Нейрофизиологический подход исходит их того, что такие явления, как ощущение и восприятие, лучше всего объясняются известными нейронными и физиологическими механизмами функционирования сенсорных систем. Сторонники этого подхода придерживаются взглядов, отчасти напоминающих основные идеи редукционизма, в соответствии с которыми понимание разнообразных, безусловно сложных форм поведения возможно только при изучении лежащих в их основе биологических процессов (некая реминисценция структурализма, но в данном случае сведенная к физиологическим механизмам). Одним из наиболее ярких приверженцев идеи о том, что восприятие (так же, как и связанное с ним, но более неуловимое сознание) может быть понято только с позиций нейрофизиологии, является биохимик-теоретик, лауреат Нобелевской премии Френсис Крик, установивший структуру ДНК (в соавторстве с Джеймсом Уотсоном). Он весьма красноречиво изложил свою точку зрения в книге « Поразительная гипотеза» (Crick, 1994).
Часть аргументов в пользу этого подхода базируется на том, что все аспекты поведения основаны на нейронных и физиологических механизмах и пронизаны ими. Более важной, однако, является мысль о том, что структуры и процессы сенсорной системы анализируют входящие сенсорные сигналы (как правило, ослабленные и искаженные), за счет чего и снабжают нас информацией об окружающем мире. Как будет ясно из последующего изложения, аналитические механизмы на нейронном уровне позволяют нам выявлять специфические особенности среды обитания и происходящих в ней событий. Например, нервные клетки разных элементов зрительной системы так же, как и сам мозг, способны избирательно и точно реагировать на специфические признаки предметов — форму, длину, цвет, расположение в пространстве и т. д. Иными словами, некоторые нейронные механизмы зрительной системы извлекают когерентные черты из относительно размытого зрительного образа.
Этот подход вполне обоснован, поскольку наше понимание сенсорной системы выводится преимущественно из нейрофизиологических механизмов. Нейрофизиологические механизмы играют решающую роль в объяснении явлений на сенсорном уровне. Ни один психолог-экспериментатор не поставит под сомнение тот факт, что открытия нейрофизиологии внесли значительный вклад в решение фундаментальных проблем ощущения и восприятия. При изучении ощущения и восприятия нейрофизиология неизменно играет значительную роль. Однако одних нейрофизиологических механизмов недостаточно для объяснения огромной разницы, существующей, скажем, между действием раздражителя на глаз и возникающим в результате этого сознательным восприятием. Большинство психологов-экспериментаторов далеки от мысли свести все аспекты ощущения и восприятия к биологическим или нейрофизиологическим механизмам, ибо это не соответствует стоящим перед ними целям и задачам.
Когнитивная нейрология
Когнитивная нейрология, изучающая на нейронном уровне обеспечение мозгом таких сложных форм человеческой деятельности, как мышление и восприятие, — междисциплинарная область науки, которая возникла на базе экспериментальной и когнитивной психологии, нейрологии и информатики. Когнитивная нейрология исходит из того, что высшие процессы познания и восприятия представляют собой результат взаимодействия простых мыслительных процессов, каждый из которых, в свою очередь, является следствием нейронной активности той или иной части мозга. Именно поэтому изучение активности взаимосвязанных нервных окончаний, расположенных в разных отделах мозга (а нейрология занимается именно этим), может способствовать лучшему пониманию сложных познавательных процессов. Основная задача когнитивной нейрологии — объяснить с помощью своих экспериментальных методов роль этих нервных окончаний в таком процессе, как восприятие.
Этот подход тесно связан с общим нейрофизиологическим подходом, но когнитивная нейрофизиология сосредоточена преимущественно на механизмах функционирования мозга вообще и на взаимодействии отделов мозга, участвующих в различных когнитивных процессах в частности.
Заключение
В данной работе определены различные аспекты такого явления как ощущение. Традиционно ощущения трактуются как непосредственные, фундаментальные и прямые контакты (переживания), связанные с обнаружением и кодированием энергии физического мира.
Мы также кратко изложили вопрос о роли ощущения, обосновали необходимость изучения этих основополагающих проблем, а также представили обсуждение ощущения в научно-историческом контексте.
Рассмотрены различные более ранние и современные подходы: структурализм, гештальт-психология, конструктивистский подход, экологический подход Дж. Дж. Гибсона, а также информационный, нейрофизиологический и когнитивно-нейрофизиологический подходы. Традиция эмпиризма продолжает существовать и проявляется во многих современных подходах к трактовке ощущения, например – в конструктивистском подходе. Современная трактовка подчеркивает роль чувственного опыта (противоположности того, что является результатом научения или врожденными факторами) в овладении пространственным восприятием и восприятием речи или в приобретении вкусовых предпочтений.
Разумеется, ощущение и восприятие являются областями научного знания, вследствие чего многие из наиболее важных аспектов этой проблемы, равно как и точные, количественные методы ее изучения, почерпнуты из других наук. Вопросы и проблемы, которые интересуют психологов, изучающих ощущение и восприятие, столь тесно связаны с биологией, химией и физикой и так много черпают из этих наук, что их вполне можно отнести к числу таких подразделов психологии, которые вполне обоснованно могут быть названы производными других наук.
Исторически проблемы других наук тесно связаны с проблемами ощущения и восприятия. А это значит, что изучение ощущения и восприятия требует такой информации, которая лежит за пределами психологии как таковой. Так, чтобы изучать зрение, необходимо иметь представление и о природе света, и о том, что с ним происходит при прохождении через разные элементы глаза, и о том, как он влияет на клетки глазных рецепторов. То же самое можно сказать и о слухе: нам нужны знания о физике звука и распространении звука как о физическом процессе и о том, как передается вибрация во внутреннем ухе и как эта вибрация трансформируется в сигналы, воспринимаемые нервными окончаниями. А чтобы понять, почему мы чувствуем запахи и вкус, нужны хотя бы самые элементарные знания химии. Для понимания осязания нужны знания о механической энергии и передаче тепла, а понимание ориентации тела в пространстве невозможно без знания основ гравитации и механики. Таким образом проблема ощущения не ограничивается рамками психологии.
Список литературы
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1977. – 438 с.
Ананьев Б.Г. Теория ощущения. Л., 1961.
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. Т. 1. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – 511 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2.: Проблемы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982. – 610 с.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1: Психическое развитие ребенка/ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. – 490 с.
Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. — М.: Изд-во МГУ, 1975. – 523 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. —2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. – 412 с.
Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.:
Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: – 484 с.
Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос 1998. – 648 с.
Проблемы психофизики / Под ред. Б.Ф.Ломова. М., 1974. – 589 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр.: Вып. 6. - М.: Прогресс, 1978. – 390с.
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003 – 928 с.


Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003 – 928 с.
Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.:
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
Проблемы психофизики / Под ред. Б.Ф.Ломова. М., 1974. – 589 с.
Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: – 484 с.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.
Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.:
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр.: Вып. 6. - М.: Прогресс, 1978. – 390с.
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003 – 928 с.
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003 – 928 с.












19





21

Список литературы
1.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1977. – 438 с.
2.Ананьев Б.Г. Теория ощущения. Л., 1961.
3.Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. Т. 1. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – 511 с.
4.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2.: Проблемы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982. – 610 с.
5.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.
6.Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1: Психическое раз¬витие ребенка/ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. – 490 с.
7.Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. — М.: Изд-во МГУ, 1975. – 523 с.
8.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. —2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. – 412 с.
9.Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.:
10.Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: – 484 с.
11.Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос 1998. – 648 с.
12.Проблемы психофизики / Под ред. Б.Ф.Ломова. М., 1974. – 589 с.
13.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
14.Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр.: Вып. 6. - М.: Прогресс, 1978. – 390с.
15.Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003 – 928 с.

Вопрос-ответ:

Как можно определить ощущение как психический процесс отражения объективной действительности?

Ощущение можно определить как психический процесс, который отражает объективную действительность в нашем восприятии.

Что представляет собой ощущение?

Ощущение представляет собой психический процесс, который возникает в результате стимуляции органов чувств и отражает различные свойства окружающего нас мира.

Как можно классифицировать ощущения?

Ощущения можно классифицировать по различным признакам, например, по органам чувств, которые их возбуждают, по их качественным характеристикам или по способу возникновения.

Какие философские подходы существуют к определению объективной действительности?

Существуют различные философские подходы к определению объективной действительности, например, реалистический подход, идеалистический подход и конструктивистский подход.

Какие психологические подходы существуют к определению объективной действительности?

Существуют различные психологические подходы к определению объективной действительности, такие как когнитивный подход, феноменологический подход и социокультурный подход.

Что такое ощущение?

Ощущение - это психический процесс отражения объективной действительности в сознании человека. Оно возникает при воздействии внешних раздражителей на органы чувств и представляет собой первичную форму восприятия окружающего мира.

Как классифицируются ощущения?

Ощущения классифицируются по различным признакам. По способу возникновения они делятся на основные и производные. По органам чувств, через которые возникают ощущения, они делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные.

Какие философские подходы существуют к определению объективной действительности?

Существует несколько философских подходов к определению объективной действительности. Один из них - идеалистический подход, согласно которому объективная действительность существует только в мыслях и представлениях субъектов. Другой подход - реалистический, который считает, что объективная действительность существует независимо от сознания и восприятия людей.

Какие психологические подходы существуют к определению объективной действительности?

В психологии существуют различные подходы к определению объективной действительности. Один из них - конструктивистский подход, согласно которому каждый человек строит свою собственную модель реальности на основе своего опыта. Другой подход - феноменологический, который утверждает, что объективная действительность представляет собой набор феноменов, которые мы воспринимаем с помощью наших ощущений и переживаний.

На каком основании можно сказать, что наши знания об окружающем мире являются результатом восприятия?

Мы можем сказать, что наши знания об окружающем мире являются результатом восприятия, так как они базируются на ощущениях, которые возникают при воздействии внешних раздражителей на органы чувств. Кроме того, наши знания о мире подтверждаются взаимным согласованием с другими людьми, которые также воспринимают и интерпретируют окружающую действительность.

Как определяется ощущение?

Ощущение – это психический процесс отражения объективной действительности, который возникает в результате воздействия на органы чувств и представляет собой первичное, элементарное восприятие окружающего мира.