Вам нужна курсовая работа?
Интересует Политология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Гегелевское учение о гражданском обществе и правовом государстве

  • 23 страницы
  • 20 источников
  • Добавлена 26.04.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава I. Личность Гегеля
§1. Биография мыслителя
§2. Предпосылки политической деятельности
Глава II. Политико-правовое учение Гегеля
§1. Идея права
§2. Гражданское общество
§3. Правовое государство
Глава III. «Основы философии права»
§1. Главная книга мыслителя
§2. Наука о праве
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

В мануфактурном и машинном производстве скрыта одна из основных причин духовного оскудения и морального вырождения современного общества.
От взора мыслителя не укрывается и тот факт, что экономические отношения лежат в основе социальной дифференциации. Речь идет о сословном делении, но фактически Гегель приближался к осознанию существования в обществе классов. Неравенство людей установлено природой и усугублено гражданским (буржуазным) обществом, поднято до уровня различия в имуществе и культуре.
Требование равенства есть черта пустого рассудка. На страже собственности стоит суд.
Правосудие устраняет из жизни общества все случайное – чувства и мнения, их место занимает закон. Однако, последний применим лишь к внешним проявлениям деятельности человека.
Внутренний мир человека – вне сферы права. В обществе с развитым правосознанием человека не могут судить за образ чувств или мыслей.
Право отражает состояние общества. Когда устои общества держатся прочно, оно снисходительно относится к правонарушениям. Если положение общества шатко, суровые наказания призваны укрепить его положение. Поэтому один и тот же уголовный кодекс не может годиться для всех времен.
Перед судом все равны. В том числе представители власти. В эпоху феодализма суд заискивал перед властью; в новейшее время государь в своих личных делах признает власть суда над собою, и в свободных государствах бывает, что он проигрывает процессы.
Правосознание требует не только публичного оглашения законов, но и возможности знать, как закон осуществляется.
Судопроизводство должно быть публичным, только при этом граждане выносят убеждение, что, действительно, совершается правильный суд.
Особое место в жизни гражданского общества Гегель отводил полиции, явно переоценивая ее назначение:
«Полицейский надзор и опека имеют целью доставлять индивиду имеющиеся налицо всеобщие возможности достижения индивидуальных целей. Полиция должна заботиться об уличном освещении, постройке и исправности мостов, установлении твердых цен на предметы повседневного потребления, так же как и о здоровье индивидов».
Гегель писал о том, что рост промышленности и народонаселения вел не к сглаживанию, а к обострению социальных противоречий.
При чрезмерном богатстве общество недостаточно богато, чтобы преодолевать чрезмерность бедности. Эта диалектика заставляет гражданское общество выйти за свои пределы. Внешне это выглядит как колонизация, а внутренне как установление корпоративного строя, где реализуется описанное выше полицейское попечение.
Так нравственность достигает своей высшей ступени – государства.
Только в государстве осуществляется подлинная свобода.
Заключение
Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли.
Философия Гегеля неисчерпаема. При оценке его политико-правовой концепции часто обращалось внимание на противоречие между диалектикой Гегеля и системой его философии, построенной так, что она завершает все развитие умеренным политическим идеалом конституционной монархии английского образца с сохранением ряда прусских учреждений.
«При всем богатстве содержания «Философия права» (учение об объективном духе) – не лучшая часть гегелевской философии; слишком обстоятельно и конкретно в ней выражены умеренные политические взгляды великого философа. Но верно и то, что предпосланное всему содержанию «Философии права» знаменитое положение Гегеля «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно» дает основания не только для консервативных, но и для революционных выводов».
Гегель рассматривал проблему политического отчуждения внутри концепции перехода самосознания в инобытие, представляющее собой «вещность», предметность. Примерами такого перехода в процессе социально-политической активности и труда названы государство и частная собственность («богатство»).
Но Гегель не считал их проявлением враждебного людям отчуждения; это отчуждение преодолевалось в сознании примирением с разумной действительностью.
«Разумное назначение человека – жить в государстве… Индивид лишь постольку истинен и нравственен, поскольку он есть член государства». Целью государства не являлось обеспечение интересов единичных людей, их жизни, собственности и личной свободы.
«Скорее, наоборот, государство есть то наивысшее, которое изъявляет притязание также и на самое эту жизнь и самое эту собственность и требует от индивида, чтобы он принес их в жертву».
Государство это – «абсолютная неподвижная самоцель, в которой свобода достигает наивысшего, подобающего ей права, так же как эта самоцель обладает наивысшей правотой в отношении единичного человека, наивысшей обязанностью которого является быть членом государства»».
В понимании Гегеля – история есть применение принципа свободы к мирским делам, внедрение и проникновение принципа свободы в мирские отношения. Суть всемирной истории – «прогресс в сознании свободы».
По Гегелю, правительство и государство не сразу организовались разумно, долгие века они не основывались на принципе свободы.
В контексте гегелевской философии взгляд на историю как на поступь свободы содержит постановку важнейшей проблемы:
может ли быть свободен человек среди несвободных политических и общественных учреждений?
У этой проблемы есть и другая сторона. Способен ли несвободный народ получить государственное устройство?
«Причудливая мысль дать народу а priori более или менее разумное по своему содержанию государственное устройство не принимает во внимание как раз того момента, благодаря которому оно есть нечто большее, чем праздная выдумка. Каждый народ обладает поэтому государственным устройством, которое ему в пору и подходит ему…
Народ должен в отношении своего государственного устройства чувствовать, что это его собственное право и его состояние; в противном случае оно может, правда, внешне быть налицо, но не обладает каким бы то ни было значением, не имеет никакой ценности».
Влияние методологии и теоретического содержания политических и правовых доктрин великого философа на развитие политико-правовой идеологии оказалось длительным и глубоким.
Развитое в «Философии права» учение Гегеля об «объективном духе» оказало влияние на последующее развитие социологии и социальной философии.
Список использованной литературы
№ 1. Антипьев А. Г. Введение в политологию: Учеб. пособие. – М.: Академич. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 352 с. – (Gaudeamus).
№ 2. Антология мировой полит. мысли в 5 т. Т. V. Политические документы / Нац. общ.-науч. фонд Акад. полит. науки; рук. проекта Г. Ю. Семугин; ред.-науч. совет:6 пред. сов. Г. Ю. Семигин и др. – М.: Мысль, 1997. – 766 с.
№ 3. Бакрадзе К. С. Система и метод философии Гегеля. – Тб.: Гос. изд-во, 1961. – 266 с.
№ 4. Бринтон К. Истоки западного образа мысли / Перевод с англ. и примечания В. Франка. – М.: Московская школа политических исследований, 2003. – 432 с.
№ 5. Гулиан К. И. Метод и система Гегеля в 2 т. Т. 1. / Перевод А. П. Исадченко и Л. Е. Котляра; под ред. и с послесл. проф. К. С. Бакрадзе. – М.: Изд-во иностр. лит., 1962. – 446 с.
№ 6. Гулиан К. И. Метод и система Гегеля в 2 т. Т. 2. / Перевод А. П. Исадченко и Л. Е. Котляра; под ред. и с послесл. проф. К. С. Бакрадзе. – М.: Изд-во иностр. лит., 1963. – 820 с.
№ 7. Гулыга А. В. Гегель. – М.: Мол. гвардия, 1970. – 272 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей).
№ 8. Джин Л., Коэн Э. А. Гражданское общество и политическая теория / Перевод с англ., общ. ред. И. И. Мюрберг. – Мм.: Изд-во Весь мир, 2003. – 784 с.
№ 9. История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юрид. Лит., 1991. – 528 с.
№ 10. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. канд. философ. наук В. П. Малахова. – М.: Академ. Проект, 2000. – 414 с. – (Gaudeamus).
№ 11. Мальцев В. А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК, 2002. – 544 с.
№ 12. Маньковский Б. С. Учение Гегеля о государстве и современность. – М.: Наука, 1970. – 120 с.
№ 13. Овсянников М. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1960. – 224 с.
№ 14. Овсянников М. Ф. Философия Гегеля. – М.: Соцэкгиз, 1959. – 306 с.: ил.
№ 15 . Основы современной философии. – 2-е изд., доп. / Оформление обложки С. Шапиро, А. Олексенко. – СПб.: Изд-во Лань, 1999. – 352 с – (Мир культуры, истории и философии).
№ 16. Пассмор Дж. Сто лет философии / Перевод с англ. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 496 с.
№ 17. Политология (проблемы теории) / Отв. ред. В. А. Гуторов. – СПб.: Изд-во Лань, 2000. – 384 с. – (Мир культуры, истории и философии).
№ 18. Сальников В. П., Сандулов Ю. А., Гуцериев Х. С., Кальной И. И. Философия для аспирантов: Учебник. – 2-е изд., стереотипное / Под ред. И. И. Кального. – СПб.: Изд-во Лань; СПб. ун-т МВД России, 2001. – 512 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
№ 19. Сенека. Декарт. Спиноза. Кант. Гегель: Биографические повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1995. – 516 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей. Биогр. библиотека Ф. Павленкова; Т. 16).
№ 20. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1973. – 632 с.
Гулиан К. И. Метод и система Гегеля в 2 т. Т. 2. – М.: Изд-во иностр. лит., 1963. – С. 15.
Там же. С. 52.
Там же. С. 52.
Сенека. Декарт. Спиноза. Кант. Гегель: Биогр. повествования. – Челябинск: Урал, 1995. – С. 424.
Там же. С. 425.
Там же. С. 425.
Гулыга А. В. Гегель. – М.: «Мол. гвардия», 1970. – С. 34–35.
История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юрид. лит., 1991. – С. 376–377.
Там же. С 378.
Там же. С. 379.
Там же. С. 379.
Там же. С. 380.
Гулыга А. В. Гегель. – М.: Мол. гвардия, 1970. – С. 134–135.
Там же. С. 137.
Там же. С. 147.
Там же. С 143.
История политических и правовых учений: Домарксистский период. – М.: Юрид. лит., 1991. – С. 384.
Там же. С. 384.
Там же. С. 385.









1


22

№ 1. Антипьев А. Г. Введение в политологию: Учеб. пособие. – М.: Академич. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 352 с. – (Gaudeamus).
№ 2. Антология мировой полит. мысли в 5 т. Т. V. Политические документы / Нац. общ.-науч. фонд Акад. полит. науки; рук. проекта Г. Ю. Семугин; ред.-науч. совет:6 пред. сов. Г. Ю. Семигин и др. – М.: Мысль, 1997. – 766 с.
№ 3. Бакрадзе К. С. Система и метод философии Гегеля. – Тб.: Гос. изд-во, 1961. – 266 с.
№ 4. Бринтон К. Истоки западного образа мысли / Перевод с англ. и примечания В. Франка. – М.: Московская школа политических исследований, 2003. – 432 с.
№ 5. Гулиан К. И. Метод и система Гегеля в 2 т. Т. 1. / Перевод А. П. Исадченко и Л. Е. Котляра; под ред. и с послесл. проф. К. С. Бакрадзе. – М.: Изд-во иностр. лит., 1962. – 446 с.
№ 6. Гулиан К. И. Метод и система Гегеля в 2 т. Т. 2. / Перевод А. П. Исадченко и Л. Е. Котляра; под ред. и с послесл. проф. К. С. Бакрадзе. – М.: Изд-во иностр. лит., 1963. – 820 с.
№ 7. Гулыга А. В. Гегель. – М.: Мол. гвардия, 1970. – 272 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей).
№ 8. Джин Л., Коэн Э. А. Гражданское общество и политическая теория / Перевод с англ., общ. ред. И. И. Мюрберг. – Мм.: Изд-во Весь мир, 2003. – 784 с.
№ 9. История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юрид. Лит., 1991. – 528 с.
№ 10. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. канд. философ. наук В. П. Малахова. – М.: Академ. Проект, 2000. – 414 с. – (Gaudeamus).
№ 11. Мальцев В. А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК, 2002. – 544 с.
№ 12. Маньковский Б. С. Учение Гегеля о государстве и современность. – М.: Наука, 1970. – 120 с.
№ 13. Овсянников М. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1960. – 224 с.
№ 14. Овсянников М. Ф. Философия Гегеля. – М.: Соцэкгиз, 1959. – 306 с.: ил.
№ 15 . Основы современной философии. – 2-е изд., доп. / Оформление обложки С. Шапиро, А. Олексенко. – СПб.: Изд-во Лань, 1999. – 352 с – (Мир культуры, истории и философии).
№ 16. Пассмор Дж. Сто лет философии / Перевод с англ. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 496 с.
№ 17. Политология (проблемы теории) / Отв. ред. В. А. Гуторов. – СПб.: Изд-во Лань, 2000. – 384 с. – (Мир культуры, истории и философии).
№ 18. Сальников В. П., Сандулов Ю. А., Гуцериев Х. С., Кальной И. И. Философия для аспирантов: Учебник. – 2-е изд., стереотипное / Под ред. И. И. Кального. – СПб.: Изд-во Лань; СПб. ун-т МВД России, 2001. – 512 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
№ 19. Сенека. Декарт. Спиноза. Кант. Гегель: Биографические повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1995. – 516 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей. Биогр. библиотека Ф. Павленкова; Т. 16).
№ 20. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1973. – 632 с.

Опубликовано

Учение гегеля о государстве, праве, гражданском обществе

гегель философский право нравственность

Введение

Философия гегеля была кульминационным моментом развития немецкой философии, начинается с Канта. Гегель создал грандиозную философскую систему, которая включает в себя совокупность теоретических знаний времени. Задачу философии Гегель видел, что для того, чтобы понять государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие отражение в реальных государственных учреждениях. Хотя Гегель часто критиковал Канта, его система никогда не могла бы возникнуть, если бы не существовало системы Канта. Его влияние, теперь уменьшившееся, было очень сильным, и не только в Германии. Политическое учение гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержит прогрессивные положения послужили теоретической основой и дали мощный толчок развитию либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движения. В конце XIX века ведущие академические философы как в Америке, так и в Великобритании были в большинстве своем гегельянцами. Помимо чисто философии, многие богословы протестанты приняли его учение, а его философия истории оказала глубокое влияние на политическую теорию. Маркс, как известно, был в молодости учеником гегеля и сохранил в своей системе, в окончательном виде, некоторые существенные гегельянские черты.

Целью исследования данной работы является анализ философских взглядов, В. Ф. гегеля на государство, право и гражданское общество.

Эта цель обусловила определение следующих задач:

1. проанализировать работы гегеля и труды других авторов о его философии;

2. классифицировать информацию, полученную на три основные категории философии гегеля: "государство", "право" и "гражданское общество";

3. посмотреть значение философии гегеля для мировой науки.

1. Биография гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года в Штутгарте, в семье крупного чиновника, финансового Рассел Б. История западной философии. Книга 3. Раздел 2. От Руссо до наших дней. М., 2001, Глава XXII. Гегель. Его предки были родом из Каринтии, но в XVI веке побежал в Швабию, спасаясь от католической реакции на принятие протестантства. В семь лет он поступил в штутгартскую гимназию, где он проявились способности к древним языкам и истории. Получив в гимназии первоначальное образование, он в 1788 году поступил в богословском институте в Тюбингене, потому что отец гегеля, хотел, чтобы сын стал пастором. В тюбингском институт, в случае, если в процессе обучения было сосредоточено на лейбнице-вольфианской мысли, Гегель слушал философские, теологические курсы и защитил написал сочинение на тему моральные обязательства, в духе лейбнице-вольфианской мысли.

Узнать стоимость работы