Католический приход в русской столице: проблемы этноконфессионального диалога

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 2020 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 18.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие католичества в Москве
Глава 2. Причины этноконфессионального диалога в Москве
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, монгольское нашествие и последующее включение русских княжеств в сферу влияния Золотой Орды усугубили их неевропейскую культурно-политическую и конфессиональную ориентацию.
“Только в случае смещения ординария католической архиепархии Божией Матери митрополита Тадеуша Кондрусевича с занимаемой кафедры возможно возобновление диалога между Католической и Русской Православной Церквами”.
Отношение к католицизму в Московской Руси в XVI – XVI веках было резко негативным, чему способствовали как внешние, так и внутренние причины.
Говоря о внешних причинах, следует назвать ожесточенную конфронтацию россиян с европейскими католическими государствами – Ливонским орденом, Великим княжеством Литовским, Речью Посполитой из-за западно-русских земель (нынешних Украины и Беларуссии). Она достигла своей кульминации в период Смутного времени (начало XVII века), когда польский ставленник Лжедмитрий I ненадолго утвердился на московском престоле в 1605 – 1606 году и не только сам тайно перешел в католицизм, но и разрешил католическое богослужение в Успенском соборе Московского кремля.
Внутрення причина – идеологическая ситуация в Московской Руси, когда после захвата турками в XIV – XV веках православных государств на Балканах (Болгарии, Сербии, Византии) московские великие князья оказались единственными независимыми православными государями.
Вследствие этого в качестве официальной идеологической доктрины Российского государства утвердилась концепция “Москва – Третий Рим”. Наиболее полно она была сформулирована старцем Филофеем из Псковского Елеазаровского монастыря в начале XVI века.
Согласно данной концепции после взятия “второго Рима” (Константинополя) турками в 1453 году центром христианского мира, или “третьим Римом”, становится православная Москва, а ее государи – хранителями и защитниками православия. При этом приверженцы католицизма – “латиняне” – считались последними еретиками и большими врагами православия, чем турки-мусульмане.
Несмотря на присутствие в Москве больших групп иностранцев-католиков, католическое богослужение на территории Российского государства в XV – XVI веке не допускалось, а после событий Смутного времени доступ иностранцев в пределы России вообще был запрещен.
Когда в 1631 году, в преддверии войны с Речью Посполитой, в России стали формироваться воинские части европейского образца, для обучения которых набирались иностранные военные специалисты, правительством царя Михаила Федоровича было поставлено условие: “францужан и иных, которые римской веры, не принимать”.
Во второй половине XVII века ситуация начинает меняться. Это произошло в связи с вступлением России в 1686 году в “Священную Лигу” – антитурецкую коалицию католических государств в составе Австрии, Венеции, Речи Посполитой, а также из-за потребности внутри страны в большом количестве иностранных специалистов.
В августе 1673 года российское посольство было принято в Риме папой Климентом X. В 1683 году проездом из Ирана Москву посетил глава католической миссии в г. Нахичевани епископ Себастьян Кнаб, впервые в истории Москвы отслуживший мессу (литургию), в честь победы над турками у стен Вены.
“С точки зрения Католической Церкви, образование четырех епархий нельзя рассматривать как экстраординарную меру и, тем более - как провокацию или враждебный жест по отношению к РПЦ. Речь идет о стремлении к нормализации, т. е. трансформации временных структур - таких, как Апостольские администратуры - в постоянные, представляющие Католическую Церковь во всем мире. Однако РПЦ расценила этот шаг как проявление агрессии, экспансии, миссионерства - всего того, что она называет "прозелитизмом"”.
Коренной перелом в отношении к Римско-католической церкви в Росси совпал с царствованием Петра I. В его окружении присутствовало немало лиц католического вероисповедания.
Наиболее известный из них – генерал Патрик Гордон, шотландец по происхождению, находившийся на русской службе с 1667 года.



Заключение
Католическая вера в Москве стала популярна уже в XVII веке. В это же время было получено разрешение на строительство деревяного католического храма во имя апостолов Петра и Павла.
Он стал первым католическим храмом, сооруженным в России, расположенный в восточной части города неподалеку.
Позднее, благодаря Петру I, храм в 1706 году был отстроен в камне.
Первоначально церковь находилась в Немецкой слободе, где теперь Кирочный переулок.
Это был первый католический храм, сооруженный в России. Позднее , в начале XVII века, Петр I сделал официальное государственное разрешение о возведении католических храмов на Руси.
Именно Петр I провозгласил ключевое убеждение терпимого отношения российской власти к Римско-католической церкви на территории Российской империи.
Число людей придерживающих католическое вероисповедание возрастало достаточно быстро.
Отметим, что российские императоры достаточно лояльно, в отличие от русской православной церкви, относились к католичеству, внедряя его среди русского населения.
Проблемы этноконфессионального диалога возникают на основании различия взглядов на идеи, обряды и мировоззрения, прописываемые в религиозных писаниях.
В Москве ежденевно стали служиться католические мессы. Отметим, что Петр I провозгласил главный принцип отношения российской власти к Римско-католической церкви, а именно, терпимое отношение к католикам при условии их полной политической лояльности.
Число приверженцев римско-католического вероисповедания, проживающих на территории России, неуклонно возрастало. Преимущественно это были выходцы из Франции.
В настоящее время в России восстановилось обучение кадров католических священнослужителей из числа российских граждан. Таким образом, в Москве есть Католическая семинария, свободно существующая в городе.
Кроме того, в Москве пребывает глава местной католической общины.
Однако проблемы этноконфессионального диалога двух религий заключены в том, что существует определенный ряд противоречий в теоретических и практических религиозных аспектах.
Кроме того, всегда появление чего-нибудь нового вызывает отчасти негативную реакцию приверженцев старого.
В Москве находился и находится до сих пор один из крупнейших центров распространения католичества в России.


Список используемой литературы
Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. – М., Приор, 1998. – 480 с.
История религии - СПб.: Лань, 1997. – 267 с.
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М. Цитадель. 1999. 703 с.
Религии мира. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. – 286 с.
Соколов Е. Г. Христианство - СПб. : Веды, 1995. - 69 с.+
Интернет-источники:
Богословские корни конфликта Москвы и Рима / http://www.catholic.ru/lib/bogosl.html
Ватикан и Россия: пять лет дипломатических отношений / http://www.catholic.ru/lib/vat_russ.html
Епископов в Католической церкви назначает и смещает Папа Римский, а не иерархи других церквей, напоминает представительство Святого Престола в РФ / http://www.catholic.ru/lib/08_01_03.html







Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М. Цитадель. 1999. 312 с.

Соколов Е. Г. Христианство - СПб. : Веды, 1995. - 29 с
Религии мира. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. – 186 - 193 с
История религии - СПб.: Лань, 1997. – 137 - 139 с.

Ватикан и Россия: пять лет дипломатических отношений / http://www.catholic.ru/lib/vat_russ.html
Соколов Е. Г. Христианство - СПб. : Веды, 1995. – 39 -44 с
Епископов в Католической церкви назначает и смещает Папа Римский, а не иерархи других церквей, напоминает представительство Святого Престола в РФ / http://www.catholic.ru/lib/08_01_03.html
Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. – М., Приор, 1998. – 140 – 147.
Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. – М., Приор, 1998. – 480 с.
Богословские корни конфликта Москвы и Рима / http://www.catholic.ru/lib/bogosl.html













2

Список используемой литературы
1.Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. – М., Приор, 1998. – 480 с.
2.История религии - СПб.: Лань, 1997. – 267 с.
3.Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М. Цитадель. 1999. 703 с.
4.Религии мира. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. – 286 с.
5.Соколов Е. Г. Христианство - СПб. : Веды, 1995. - 69 с.+
Интернет-источники:
1.Богословские корни конфликта Москвы и Рима / http://www.catholic.ru/lib/bogosl.html
2.Ватикан и Россия: пять лет дипломатических отношений / http://www.catholic.ru/lib/vat_russ.html
3.Епископов в Католической церкви назначает и смещает Папа Римский, а не иерархи других церквей, напоминает представительство Святого Престола в РФ / http://www.catholic.ru/lib/08_01_03.html


Вопрос-ответ:

Как развивалось католицизм в Москве?

Католическое присутствие в Москве началось с XIV века, когда монахи-доминиканцы основали здесь свой монастырь. Важным этапом в развитии католицизма в Москве было строительство Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в конце XIX века. Это стало символом католической присутствия в столице России.

Что способствовало процессу этноконфессионального диалога в Москве?

Процесс этноконфессионального диалога в Москве был способствован различными факторами. Один из них - открытость и терпимость со стороны православной церкви. Важную роль сыграла также государственная политика, которая поддерживала сотрудничество и взаимодействие разных конфессий.

Какие проблемы возникают в этноконфессиональном диалоге в Москве?

Одной из проблем, которая возникает в этноконфессиональном диалоге в Москве, является недостаток информации и знаний о разных конфессиях. Это создает преграды для взаимопонимания и сотрудничества. Также нередко возникают разногласия по поводу религиозных обрядов и практик.

Какие исторические события повлияли на конфессиональную ориентацию русских княжеств?

Монгольское нашествие и последующее включение русских княжеств в сферу влияния Золотой Орды существенно усугубили неевропейскую культурно-политическую и конфессиональную ориентацию русских княжеств. Это повлияло на формирование религиозной и этнической идентичности местного населения.

Какие меры были предприняты для укрепления католической присутствия в Москве?

Для укрепления католической присутствия в Москве были предприняты различные меры. Одной из них было смещение ординария католической архиепархии Божией Матери митрополита Тадеуша Кондрусевича в Москву. Также были проведены активные работы по строительству католических храмов и монастырей, что способствовало укреплению католической общины в столице.

Как развивалось католицизм в Москве?

Католическая община в Москве начала формироваться в XIV веке. Она основывалась главным образом на немецкой и польской колонии в городе. Со временем в Москву приходили и другие католики, например, итальянцы и французы. Католическая церковь в Москве строилась и деятельность общины развивалась в соответствии с требованиями тех времен. Важную роль в развитии католицизма в Москве сыграло также участие итальянских священников.

Какие причины влияют на этноконфессиональный диалог в Москве?

Одной из причин этноконфессионального диалога в Москве является историческое наследие. Во время монгольского нашествия и включения русских княжеств в сферу влияния Золотой Орды, русская культура и православная церковь столкнулись с неевропейскими влияниями, в том числе католицизмом. Это вызвало определенные проблемы в процессе формирования этноконфессионального диалога. Кроме того, эти проблемы могут быть связаны с различиями в религиозных и культурных традициях разных этнических групп, населяющих Москву.

Какое место в истории занимает смещение ординария католической архиепархии Божией Матери митрополита Тадеуша Кондрусевича?

Смещение ординария католической архиепархии Божией Матери митрополита Тадеуша Кондрусевича имело место во время основания Католической экзархии для верующих восточного обряда в России в 1991 году. Этот шаг вызвал определенную реакцию и проблемы в отношении католической общины в Москве. Такое смещение ординария имело большое значение для развития и организации католической церкви на территории России.