Кризис подросткого возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 2626 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 24.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Литературный обзор
1.1. Стабильные и критические периоды развития человека
1.2 Характеристика подросткового возраста
1.2.1 Акцентуации в подростковом возрасте
1.2.2 Реакция эмансипации у подростков
1.2.3 Реакция группирования со сверстниками
1.2.4 Реакция увлечения – «хобби-реакция»
1.2.5 Реакции, обусловленные сексуальным влечением
1.2.6 Психологические защитные механизмы у подростков
1.3 Становление этно-национальной идентичности у русских детей и подростков
1.4 Подросток в системе межличностных отношений школьного класса
1.5 Кризис подросткового возраста
1.5.2 Пути протекания подросткового кризиса
2. Организация и методы исследования
2.1. Цель исследования:
2.2.Задача исследования:
2.3. Объект исследования:
2.4. Предмет исследования:
2.5 Методы исследования:
2.6. Обрабатывающие методы:
3. Анализ экспериментальных данных
3.1. Анализ средних значений
3.2. Анализ взаимосвязей
Выводы:
Заключение
Список литературы:
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Представляется актуальным дальнейшее исследование психологических защит, а также особенностей агрессивных реакций подростков, находящихся в переходном возрасте.
Также представляется актуальной разработка коррекционных и профилактических методик на основе полученных данных для помощи в адаптации детям, переживающим кризисный период.

Список литературы:
«Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (ИЖС)» Пособие для врачей и психологов. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. и др.: – СПб. 1998г.
«Психология развития» /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. – М: ЧеРо, 2005, 524 с.
«Психология». Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.
«Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков» // Отв. ред.: М. Барретт, Т. Рязанова, М. Валовикова. – М., Изд-во Института психологии РАН, 2001. -196 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология // Выготский Л.С., под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
Зиновьева М.В. Психолого-медико-социальное сопровождение эмоционального состояния детей и подростков в постэкстремальный период: Методические рекомендации. – М.: МГППУ, 2006. – 208 с.
Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков», Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
Личность и проблемы развития: Сборник работ молодых ученых. // Отв. ред. Е.А. Чудина. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2003. – 127с.
Сачкова М.Е. «Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса». М., изд-во Московского психолого-социального института, 2002, - 128с.
Фролов Ю.И. «Психология подростка», М.: Российское педагогическое агентство, 1997.– 526 с.

Приложение
Анкета №____________

Имя или псевдоним: ______________________________________________________
Пол: ________
Возраст (полных лет): __________

методика №1 (ИЖС)
  Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек ОБЫЧНО испытывает, или действия, которые он ОБЫЧНО совершает. Если утверждение Вам не соответствует, поставьте знак цифру 1 в разделе, обозначенном «Нет» Если утверждение Вам соответствует, поставьте цифру 1 в разделе «Да», в незатененной (белой) ячейке.     Нет Да     A B C D E F G H 1. Я очень легкий человек, и со мной легко ужиться.                   2. Когда я хочу чего-нибудь, я никак не могу дождаться, когда это получу                   3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить                   4. Люди не считают меня эмоциональным человеком                   5. Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания                   6. Я редко помню свои сны                   7. Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют                   8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком                   9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются                   10. В мечтах я всегда в центре внимания                   11. Я человек, который никогда не плачет                   12. Необходимость пользоваться общественным туалетом, заставляет меня совершать над собой усилие                   13. Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора                   14. Меня легко вывести из себя                   15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе я чувствую что готов толкнуть его в ответ                   16. Многое во мне людей восхищает                   17. Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость                   18. Я много болею                   19. У меня плохая память на лица                   20. Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве.                   21. Когда я слышу сальности, я очень смущаюсь.                   22. Я всегда вижу светлую сторону вещей.                   23. Я ненавижу злобных людей.                   24. Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне.                   25. Я с трудом запоминаю имена.                   26. У меня склонность к излишней импульсивности.                   27. Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение.                   28. Я свободен от предрассудков.                   29. Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности.                   30. Когда я собираюсь в поездку, я планирую каждую деталь заранее.                   31. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир.                   32. Порнография отвратительна.                   33. Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем.                   34. Люди мне никогда не надоедают.                   35. Многое из своего детства я не могу вспомнить.                   36. Когда я собираюсь в отпуск, я обычно беру с собой работу.                   37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки.                   38. В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны.                   39. Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение.                   40. Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-нибудь другому.                   41. Я полагаю, что люди обведут вас вокруг пальца, если вы не будете осторожны.                   42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях.                   43. Я никогда не волнуюсь, когда читаю или слышу о какой-либо трагедии.                   44. В споре я обычно более логичен, чем другой человек.                   45. Мне совершенно необходимо слышать комплименты.                   46. Беспорядочность отвратительна.                   47. Когда я веду машину, у меня иногда появляется сильное желание толкнуть другую машину.                   48. Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь.                   49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это меня почти не беспокоит.                   50. У меня портится настроение, и я раздражаюсь, когда на меня не обращают внимание.                   51. Люди говорят мне, что я всему верю.                   52. Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки                   53. Мне очень трудно пользоваться неприличными словами                   54. Мне кажется, я много спорю с людьми                   55. Меня отталкивает от людей то, что они неискренни                   56. Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всем                   57. Я знаю, что мои моральные стандарты выше чем у большинства других людей                   58. Когда я не могу справиться с чем-либо я готов заплакать                   59. Мне кажется что я не могу выражать свои эмоции                   60. Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость                   61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы                   62. Я очень редко испытываю чувства привязанности                   63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания                   64. Я многое коллекционирую                   65. Я работаю более упорно, чем большинство людей, для того, чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует                   66. Звуки детского плача не беспокоят меня                   67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг                   68. Я всегда оптимистичен                   69. Я много лгу                   70. Я больше привязан к самому процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг нее                   71. В основном люди несносны                   72. Я бы ни за что не пошел на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен                   73. Меня раздражает то, что людям нельзя доверять                   74. Я буду делать все, чтобы произвести хорошее впечатление                   75. Я не понимаю некоторых своих поступков                   76. Я через силу смотрю кинокартины, в которых много насилия                   77. Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем большинство людей думают                   78. Когда у меня неудача, я не могу сдержать плохого настроения                   79. То, как люди одеваются сейчас на пляже - неприлично                   80. Я не позволяю своим эмоциям захватывать меня                   81. Я всегда планирую наихудшее, с тем, чтобы не быть застигнутым врасплох                   82. Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться в моем положении                   83. Как-то я был так сердит, что сильно саданул по чему-то и случайно поранил себя                   84. Я испытываю отвращение, когда сталкиваюсь с людьми низкого морального уровня                   85. Я почти ничего не помню о своих первых годах в школе.                   86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок.                   87. Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.                   88. Мне кажется, что я не могу закончить ничего из того, что начал.                   89. Когда я слышу о жестокостях, это не трогает меня.                   90. В моей семье почти никогда не противоречат друг другу.                   91. Я много кричу на людей.                   92. Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперед.                   93. Когда я расстроен, я часто напиваюсь.                   94. Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей.                   95. Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю более чем обычно                   96. Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, для того, чтобы добиться успеха.                   97. Я говорю много неприличных слов.                  

методика №2
Если нижеперечисленные предложения соответствуют имеющейся у вас тенденции реагировать именно так, напротив каждого предложения поставьте знак «+», если нет, то знак «-». +/- 1. Я не могу удержаться от грубых слов в свой адрес, если допускаю оплошность в каком-нибудь важном для меня деле. 2. Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права. 3. Когда у меня что-то не получается в совместной работе с другими, я прежде всего ругаю самого себя, а не партнеров. 4. От злости я часто посылаю проклятия своему обидчику. 5. При возникновении конфликта с другими людьми я чаще всего обвиняю себя. 6. Если кто-нибудь меня раздражает, я готов сказать все, что о нем думаю. 7. Я часто проклинаю себя за то, что сделал не то, что хотел. 8. Когда на меня кричат, я тоже начинаю кричать в ответ. 9. Иногда я выражаю досаду на себя каким-нибудь физическим действием (ударяю себя по бедру, по лбу и т. п. ). 10. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение. 11. Если я совершаю поступок, который кажется мне недостойным, я долго корю себя, не стесняясь при этом в выражениях в свой адрес. 12. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной. 13. Если я делаю глупость, то ругаю себя последними словами. 14. В споре я часто начинаю сердиться и кричать. 15. Когда кто-то не отдает мне долг, я обвиняю прежде всего самого себя: так мне, дураку, и надо. 16. Я бываю грубоват с людьми, которые мне не нравятся. 17. Поссорившись с кем-то, я никогда не обвиняю себя. 18. Я не умею поставить человека на место", даже если он этого заслуживает. 19. Даже если я злюсь на себя, я не прибегаю к сильным выражениям в свой адрес. 20. Как бы ни был я зол, я стараюсь не оскорблять других.










3




Интеллектуализация

Реакт.образ.

Отрицание


Аутоагрессивность

Гетероагрессивность

Замещение

1.«Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (ИЖС)» Пособие для врачей и психологов. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. и др.: – СПб. 1998г.
2.«Психология развития» /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. – М: ЧеРо, 2005, 524 с.
3.«Психология». Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.
4.«Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков» // Отв. ред.: М. Барретт, Т. Рязанова, М. Валовикова. – М., Изд-во Института психологии РАН, 2001. -196 с.
5.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология // Выготский Л.С., под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
6.Зиновьева М.В. Психолого-медико-социальное сопровождение эмоционального состояния детей и подростков в постэкстремальный период: Методические рекомендации. – М.: МГППУ, 2006. – 208 с.
7.Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков», Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
8.Личность и проблемы развития: Сборник работ молодых ученых. // Отв. ред. Е.А. Чудина. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2003. – 127с.
9.Сачкова М.Е. «Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса». М., изд-во Московского психолого-социального института, 2002, - 128с.
10.Фролов Ю.И. «Психология подростка», М.: Российское педагогическое агентство, 1997.– 526 с.


Вопрос-ответ:

Что такое кризис подросткового возраста?

Кризис подросткового возраста - это период в развитии человека, характеризующийся физическими и эмоциональными изменениями, а также поиском своего места в обществе и самоопределения.

Что такое стабильные и критические периоды развития человека?

Стабильные периоды - это временные интервалы, когда человек достигает определенных этапов развития без больших проблем. Критические периоды - это временные интервалы, когда человек более уязвим и подвержен влиянию внешних факторов.

Что характерно для подросткового возраста?

Подростковый возраст характеризуется физическим и психологическим развитием, появлением новых эмоций и чувств, стремлением к самостоятельности и независимости от родителей, а также активным поиском своего места в жизни.

Какие акцентуации характера наблюдаются в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте часто наблюдаются акцентуации характера, такие как гипертимность, ананкастия, эмоциональная лабильность и др., которые могут влиять на поведение и взаимодействие подростка с окружающим миром.

Как проявляется реакция группирования со сверстниками у подростков?

Реакция группирования со сверстниками у подростков проявляется в стремлении построить новые социальные связи и принадлежать к определенным группам, таким как друзья, школьные коллективы или интересные им общественные организации, в которых они могут выразить свои интересы и получить поддержку от своих сверстников.

Какие периоды развития человека можно назвать стабильными и критическими?

Стабильным периодом развития человека можно считать детство и взрослую жизнь, когда основные аспекты личности уже сформированы и меняются не так существенно. Критическим периодом является подростковый возраст, когда происходят значительные изменения в физическом, эмоциональном и социальном развитии.

Чем характеризуется подростковый возраст?

Подростковый возраст характеризуется нестабильностью эмоционального состояния, стремлением к самостоятельности и независимости, формированием собственной личности, активным взаимодействием со сверстниками и увлечениями, а также проявлением интереса к сексуальности и рассогласованием с родителями.

Какие акцентуации можно выделить в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте могут проявляться различные акцентуации – гипертимическая (повышенная раздражительность, общительность), дистимическая (повышенная чувствительность, замкнутость), циклотимическая (чередование повышенного и пониженного настроения), астеническая (повышенная утомляемость, тревожность), эпилептоидная (агрессивность, подозрительность) и другие.

Каковы особенности реакции эмансипации у подростков?

Реакция эмансипации у подростков проявляется в желании сделать себя независимым от родителей и общественных норм, осознании своей значимости, а также в бунте против авторитетов. Подростки часто переоценивают свои силы и возможности, стремятся к самостоятельности без должной готовности и опыта.

Какие реакции возникают у подростков в связи с группированием со сверстниками?

Группирование со сверстниками для подростков является одним из способов удовлетворения потребности в общении и принадлежности. В этом возрасте появляется желание принадлежать к определенной группе, находиться вместе с друзьями, делить общие интересы и ценности. Это может приводить к формированию некоторых негативных проявлений, таких как неприятие других групп и стереотипное мышление.

Какие периоды развития проходит человек?

Стабильные и критические периоды развития человека. Стабильные периоды представляют собой временные отрезки в жизни человека, когда происходят изменения в различных сферах его жизни без особых кризисных ситуаций. Критические периоды характеризуются значительными изменениями и перестройками во внутренней психологической и физиологической сферах.