Политический ислам в Египте и Палестинской Автономии конец 20в-начало21в.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Востоковедение
  • 3030 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 24.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Политический ислам
1.1. Концепция «политического ислама»
ГЛАВА 2. Деятельность «Братьев мусульман» в Египте
ГЛАВА 3. Влияние партии ХАМАС на политику Палестинской автономии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Палестина провозглашалась «вакфом», исламской собственностью. Эта постановка вопроса предполагала, что, с точки зрения мусульманского права, какие-либо компромиссы в отношении палестинской территории недопустимы и незаконны. ХАМАС выступала как часть «всемирного движения» адептов политического ислама и, одновременно, как один из отрядов движения «Братьев-мусульман» в Палестине.
Любая форма политического решения палестино-израильского конфликта исключалась, поскольку это противоречило духу ислама. Инструментом решения конфликта мог стать только джихад с широким кругом его участников, прежде всего, палестинцев, поддерживаемых арабским региональным сообществом и мусульманским миром.
Провозглашая себя действующим в Палестине отрядом движения «Братья-мусульмане», заявляя о том, что он борется за освобождение палестинских территорий, ХАМАС подчеркивал свой статус палестинской организационной структуры, возникавшей в пределах национальной территории и там же действовавшей.
Появление ХАМАС на политической арене сектора Газа и Западного берега и обнародование им Исламской хартии происходило в то время, когда ООП первоначально медленно, но, тем не менее, последовательно начинала движение в направлении радикального изменения основ собственной деятельности.
Эпоха первой Интифады, позволившая ХАМАС играть одну из ведущих ролей в руководстве движением муватынун (жители сектора Газа и Западного берега), заставляла его рассматривать национальное сообщество палестинских регионов в качестве основного объекта приложения своих сил. Усилиями собственных активистов ему удалось создать разветвленную систему мобилизации жителей сектора Газа и Западного берега на решение задач противостояния израильской оккупационной администрации.
Интифада нанесла социуму, проживавшему на палестинских территориях, серьезную травму. Она разрушала основы его патриархального бытия, обрекала членов этого социума, тесно связанных с израильской экономикой, на безработицу, итогом которой становилась моральная и физическая деградация их и членов их семей.
Ситуация, складывавшаяся в сообществе муватынун в течение всего времени 90-х гг., демонстрировала тесную зависимость между влиянием ХАМАС и воздействием на эволюцию палестино-израильского мирного процесса политики израильских властей и палестинского руководства.
Репрессии против сторонников политического ислама ни в коей мере не прекращали их деятельности, и это происходило потому, что формирование национальной власти, призванной изменить положение населения сектора Газа и Западного берега, во многом не оправдывало возлагавшихся на власть надежд.
Причина сохранения влияния ХАМАС в среде муватынун крылась, в первую очередь, в действиях вновь возникшей палестинской администрации в зонах, выведенных из-под израильского военного контроля. Значительную долю противников нормализации палестино-израильских отношений составляла молодежь в целом, и особенно группы получивших образование палестинцев.
Начало создания национальной государственности не приводило к радикальному изменению положения в этой среде. Молодежь, прежде всего образованная, оставалась невостребованной. Ее ожидала участь рабочих на израильских предприятиях или эмиграция. Но вопрос не ограничивался только этим.
ХАМАС стремился добиться ведущего положения в рамках сообщества муватынун, используя, в первую очередь, уже известную его потенциальным сторонникам риторику соперника. Речь шла, о времени деятельности ООП, который предшествовал принятию Декларации независимости Государства Палестина и, началу процесса прямого палестино-израильского диалога.
Задача «освобождения Палестины», для ХАМАС становилась средством достижения более высокой цели, возрождения мира ислама на основе подлинных ценностей этой религии. ХАМАС значительно расширял круг своих сторонников, если в случае ООП им был арабский мир, то для ее противника им становился мир ислама, всего лишь частью которого выступало арабское региональное сообщество.
Лидеры ХАМАС утверждали, что создаваемая политическая система, формирование которой игнорирует принципы ислама, преступна, поскольку лишь ислам, путь арабских и мусульманских обществ к их подлинному спасению и возрождению.
Обычно связываемые с религией представления традиционного патриархального общества не могут быть проигнорированы при анализе политических предпочтений палестинцев. 48% сторонников ХАМАС полностью согласны с традицией пребывания женщины в доме или, иными словами, с идеей отказа женщины от работы за его пределами.
Однако 60% симпатизирующих ХАМАС заявили о своей безусловной поддержке права женщины на развод, 96% в их среде считали необходимым содействовать созданию условий, обеспечивающих равноправие женщины и мужчины, 60% приветствовали присутствие женщин в парламенте.
Не менее важным было и отношение сторонников ХАМАС к наиболее ярким нормам шариата. Так, 72% членов первой группы выступали за обязательное введение хиджаба (чадры), 87% сторонников ХАМАС считали необходимым отрубать руку вору. Наряду с этим 67% последователей политического ислама считали, что их интересам в наибольшей степени отвечает государство, основанное на принципах «исламского халифата», 86% сторонников ХАМАС заявили о своей поддержке лозунга «ислам - это решение».
Для сторонников ХАМАС показатель религиозности был более существенен, чем для их оппонентов. В равной мере это относилось и к их позиции по комплексу вопросов, связанных с женской эмансипацией, нормами уголовного права и государственного устройства. ХАМАС, апеллируя к религиозной риторике, предоставлял им реальную возможность вступить в развивающийся процесс становления и национального социума, и национального политического пространства.
Среди выпускников средних школ ХАМАС поддерживало 26,1%, а лиц с университетским образованием соответственно 29,3%. При этом качество образования также становилось фактором, оказывающим влияние на политический выбор респондентов. Сторонники ХАМАС были более значительны среди выпускников школ, финансируемых Ближневосточным агентством ООН помощи палестинским беженцам (31,9%), чем государственных (26,3%) или частных (14,3%) школ.
В настоящее время ХАМАС имеет около 10 тыс. сторонников. Действует в основном в секторе Газа, внешнюю финансовую помощь получает от общин палестинских эмигрантов, палестинской диаспоры Ирана, некоторых религиозных деятелей и частных спонсоров Саудовской Аравии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сторонники «Политического ислама» или исламисты, в отличие от прочих правоверных, представляют собой политическую оппозицию существующим в большинстве мусульманских стран режимам, а также «официальному исламу», который, как они считают, является орудием в руках правящих элит.
Исламизм, это больше политическое, чем религиозное движение, так как его представители не выступают с идеями реформирования собственно религии как системы догм и обрядов. Они требуют изменения места и роли религии в жизни общества, отвергая господствующую идеологию, политическую практику существующего режима и государственное устройство как не соответствующие нормам мусульманской религии.
Энергия этих движений направлена на существенные преобразования всей системы социально-политических и экономических отношений в обществе, то есть на изменение общественного устройства, причем не только в рамках отдельно взятого мусульманского государства, но и во всем мире.
Так, лидер египетской организации «Братьев-мусульман», Мустафа Машхур, являющийся, по некоторым сведениям, главой Всемирной организации «Братьев-мусульман», заявил в одном из своих интервью, что цель организации, установить в ближайшие тридцать лет Всемирное исламское государство.
Исламисты критикуют лидеров официального ислама (за то, что они призывают быть покорными власти, погрязшей, как они считают, в коррупции, игнорирующей интересы народа. Далеко не все исламистские организации придерживаются антизападных позиций, во всяком случае, на практике. Среди них немало таких, которые имеют контакты с западными спецслужбами, а некоторые даже получают помощь от западных держав.
Однако для большинства экстремистских исламистских организаций характерно негативное отношение к Западу и к прозападным режимам в мусульманских странах.
От Израиля и Палестины до Египта, Сирии, Ирака и дальше, Алжир, Судан, страны Персидского залива, Пакистан и даже Саудовская Аравия, весь регион занят исламистскими движениями.
Так же как долгосрочное наращивание американской военной силы в Персидском заливе и Средней Азии. Так же как Израильская политика расширения поселений. Все эти политические решения вызывают рост симпатий к исламистам, что обеспечивает приток пополнения не только для организаций типа «Мусульманского братства», но и террористических групп типа «Аль Каиды».

БИБЛИОГРАФИЯ
Андреев В.В. Основные этапы эволюции политического лидерства в Палестинском национально-политическом движении // Политическая элита Ближнего Востока / В.В. Андреев. - М.: ООО «Олимп-Русь», 2000. – 176 с. С. 5-17.
Брасс А. Между Лениным и Арафатом / А. Брасс. – М.: ООО ИД «Русь»; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 315 с.
Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях // Дипломатический ежегодник / В.Е. Донцов. - М.: «Научная книга», 1997. – 235 с. С. 62-89.
Зеленев Е.И. Египет / Е.И. Зеленев. – СПб.: Изд-во «Союз», 2004. – 352 с.
Игнатенко А. Ислам и политика / А. Игнатенко. – М.: Институт религии и политики, 2004. – 256 с.
Крысин М. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка / М. Крысин. – М.: «Вече», 2005. – 480 с.
Ланда Г. Политический ислам: предварительные итоги / Г. Ланда. - М.: Прогресс, 2005. – 397 с.
Миркасымов Б. Влияние радикальных исламистских организаций на развитие ситуации в регионах Ближнего и Среднего Востока // Терроризм – угроза человечеству в XXI веке. Отв. ред. Р.Б. Рыбаков / Р.Б. Рыбаков. / Б. Миркысымов. – М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2003. – 272 с.
Солтан А.Г. Государственное строительство на Ближнем Востоке: модернизация и политический ислам // Вестник / А.Г. Солтан. – 2002. № 2. С. 21-24.
Терроризм – угроза человечеству в XXI веке. Отв. ред. Р.Б. Рыбаков / Р.Б. Рыбаков. – М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2003. – 272 с.
Хазанов А.М. Исторические корни терроризма // Терроризм – угроза человечеству в XXI веке. Отв. ред. Р.Б. Рыбаков / Р.Б. Рыбаков. – М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2003. – 272 с.
Хазрат Мирза Тахир Ахмад. Ислам отвечает на вопросы современности / Хазрат Мирза Тахир Ахмад. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц»», 2004. – 240 с.


Игнатенко А. Ислам и политика. С. 8.
Хазанов А.М. Исторические корни терроризма. С. 33.

Игнатенко А. Ислам и политика. С. 11.
Шариат – система нормативных положений, выведенных из Корана и Сунны.
Игнатенко А. Ислам и политика. С. 40.
Хазрат Мирза Тахир Ахмад. Ислам отвечает на вопросы современности. С. 213.
Игнатенко А. Ислам и политика. С. 15.
Игнатенко А. Ислам и политика. С. 16.
Миркасымов Б. Влияние радикальных исламистских организаций на развитие ситуации в регионах Ближнего и Среднего Востока. С. 119.
Игнатенко А. Ислам и политика. – М.: Институт религии и политики, 2004. – 256 с.
Хазрат Мирза Тахир Ахмад. Ислам отвечает на вопросы современности. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц»», 2004. – 240 с.

Бухараев Р., примечание к русскому переводу книги: Хазрат Мирза Тахир Ахмад. Ислам отвечает на вопросы современности.
Терроризм – угроза человечеству в XXI веке. – М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2003. – 272 с.
Брасс А. Между Лениным и Арафатом. – М.: ООО ИД «Русь»; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 315 с.
Зеленев Е.И. Египет. – СПб.: Изд-во «Союз», 2004. – 352 с.
Крысин М. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка. – М.: «Вече», 2005. – 480 с.
Ланда Г. Политический ислам: предварительные итоги. М.: Прогресс, 2005. – 397 с.
Солтан А.Г Государственное строительство на Ближнем Востоке: модернизация и политический ислам // Вестник. – 2002. № 2. С. 21-24.
Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях // Дипломатический ежегодник. - М.: «Научная книга», 1997. – 235 с. С. 62-89.
Андреев В.В. Основные этапы эволюции политического лидерства в Палестинском национально-политическом движении // Политическая элита Ближнего Востока. - М.: ООО «олимп-Русь», 2000. – 176 с. С. 5-17.
Ланда Г. Политический ислам: предварительные итоги. С. 54.
Солтан А.Г Государственное строительство на Ближнем Востоке: модернизация и политический ислам. С. 23.
Андреев В.В. Основные этапы эволюции политического лидерства в Палестинском национально-политическом движении. С. 6.
Ланда Г. Политический ислам: предварительные итоги. С. 55.
Игнатенко А. Ислам и политика. С. 41.
Игнатенко А. Ислам и политика. С, 42.
Хазрат Мирза Тахир Ахмад. Ислам отвечает на вопросы современности. С. 192.
Хазрат Мирза Тахир Ахмад. Ислам отвечает на вопросы современности. С. 194.
Ланда Г. Политический ислам: предварительные итоги. С. 65.
Крысин М. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка. С. 62.

Крысин М. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка. С. 61.
Ланда Г. Политический ислам: предварительные итоги. С.62.
Там же. С. 62.
Ланда Г. Политический ислам: предварительные итоги. С. 63.
Крысин М. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка. С. 61.
Там же. С. 62.
Крысин М. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка. С. 62.
Там же. С. 63.
Крысин М. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка. С. 65.
Зеленев Е.И. Египет. С. 99.
Крысин М. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка. С. 65.
Миркасымов Б. Влияние радикальных исламистских организаций на развитие ситуации в регионах Ближнего и Среднего Востока. С. 127.
Там же. С. 65.
Миркасымов Б. Влияние радикальных исламистских организаций на развитие ситуации в регионах Ближнего и Среднего Востока. С. 128.

Крысин М. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка. С. 282.
Там же. С. 285.
Крысин М. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка. С. 285.
Миркасымов Б. Влияние радикальных исламистских организаций на развитие ситуации в регионах Ближнего и Среднего Востока. С. 129.
Андреев В.В. Основные этапы эволюции политического лидерства в Палестинском национально-политическом движении. С. 9.
Андреев В.В. Основные этапы эволюции политического лидерства в Палестинском национально-политическом движении. С. 10.
Там же. С. 14.
Андреев В.В. Основные этапы эволюции политического лидерства в Палестинском национально-политическом движении. С. 15.
Миркасымов Б. Влияние радикальных исламистских организаций на развитие ситуации в регионах Ближнего и Среднего Востока. С. 130.












2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Андреев В.В. Основные этапы эволюции политического лидерства в Палестинском национально-политическом движении // Политическая элита Ближнего Востока. - М.: ООО «олимп-Русь», 2000. – 176 с. С. 5-17.
2.Брасс А. Между Лениным и Арафатом. – М.: ООО ИД «Русь»; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 315 с.
3.Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях // Дипломатический ежегодник. - М.: «Научная книга», 1997. – 235 с. С. 62-89.
4.Зеленев Е.И. Египет. – СПб.: Изд-во «Союз», 2004. – 352 с.
5. Крысин М. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка. – М.: «Вече», 2005. – 480 с.
6.Ланда Г. Политический ислам: предварительные итоги. М.: Прогресс, 2005. – 397 с.
7.Миркасымов Б. Влияние радикальных исламистских организаций на развитие ситуации в регионах Ближнего и Среднего Востока // Терроризм – угроза человечеству в XXI веке. – М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2003. – 272 с.
8.Солтан А.Г Государственное строительство на Ближнем Востоке: модернизация и политический ислам // Вестник. – 2002. № 2. С. 21-24.
9.Терроризм – угроза человечеству в XXI веке. – М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2003. – 272 с.

Вопрос-ответ:

Какая концепция лежит в основе "политического ислама"?

Основные принципы политического ислама включают идеи о необходимости создания исламского государства на основе шариата, а также активное участие мусульман в политической жизни общества.

Какую роль играют "Братья мусульман" в политической сфере Египта?

"Братья мусульман" являются одной из крупнейших и наиболее влиятельных политических организаций в Египте. Они предлагают альтернативу секулярному государству и защищают исламские ценности, пропагандируя создание исламского государства.

Какое влияние оказывает партия ХАМАС на политику Палестинской автономии?

Партия ХАМАС с момента своего основания в 1987 году играет значительную роль в политической жизни Палестинской автономии. Она борется за создание исламского государства на территории Палестины и активно пропагандирует вооруженную борьбу против Израиля.

Какие аргументы приводились в пользу провозглашения Палестины "вакфом"?

Аргументы в пользу провозглашения Палестины "вакфом" включали идею о том, что палестинская территория является исламской собственностью и ее нельзя отдавать или делить ни с какими другими сторонами. Такой подход основан на мусульманском праве и исламских принципах.

Почему политический ислам считает компромиссы в отношении палестинской территории недопустимыми?

Политический ислам считает компромиссы в отношении палестинской территории недопустимыми, так как с точки зрения мусульманского права любая уступка или отказ от исламских земель является незаконной и противоречит принципам веры. Такое положение основано на идеологии исламского государства и защите исламских ценностей.

Какова концепция "политического ислама"?

Концепция "политического ислама" заключается в использовании ислама в политических целях. Это означает, что ислам является не только религией, но и идеологией, которая оказывает влияние на формирование политических взглядов и деятельность мусульманских групп и партий.

Какова роль и деятельность "Братьев мусульман" в Египте?

Братья мусульмане - это исламская политическая организация, основанная в 1928 году в Египте. Она проводит социальную и политическую работу среди мусульманского населения, пропагандирует использование ислама в политике и борется за установление исламского государства. Братья мусульмане влияли на политическую историю Египта, активно участвовали в выборах и вносили изменения в деятельность государственных институтов.

Какое влияние оказывает партия ХАМАС на политику Палестинской автономии?

ХАМАС - это исламская политическая и военная организация, основанная в 1987 году. Она активно участвует в политике Палестинской автономии и имеет существенное влияние на ее политику. ХАМАС проводит борьбу за освобождение Палестины и установление исламского правления. Она использует различные методы, включая вооруженное противостояние, политическую деятельность и помощь населению. Влияние ХАМАС на политику Палестинской автономии проявляется, в том числе, в участии в выборах, формировании правительства и взаимодействии с другими политическими силами.

Какая роль отводилась Палестине в концепции "политического ислама"?

В концепции "политического ислама" Палестина рассматривается как "вакф" - исламская собственность. Это означает, что с точки зрения мусульманского права, любые компромиссы в отношении палестинской территории являются недопустимыми и незаконными. Такая постановка вопроса подразумевает, что Палестина должна быть полностью освобождена, а на ее территории должно быть установлено исламское государство.

Какова концепция «политического ислама»?

Концепция «политического ислама» предполагает, что ислам является не только религией, но и политической идеологией. Политические исламисты стремятся создать общество и государство, основанные на исламских принципах и законах.

Какова деятельность «Братьев мусульман» в Египте?

«Братья мусульмане» - это исламская политическая организация, основанная в 1928 году. В Египте они активно занимаются политической деятельностью, с течением времени претендуя на власть в стране. Они проводят социальные программы, оказывают благотворительную помощь и пропагандируют исламскую идеологию.