Вам нужна дипломная работа?
Интересует Международные Отношения?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Проблемы Швеции в Евросоюзе

  • 81 страница
  • 23 источника
  • Добавлена 12.05.2007
840 руб. 2 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Швеция и европейская интеграция
1.1 Развитие европейской интеграции
1.2 Позиция Швеции по европейской интеграции в 1940-60-е гг. Поворот к Европе и вступление Швеции в ЕС
Глава 2. Политика Швеции в ЕС
2.1 Экономическая политика Швеции в ЕС
2.2 Политические программы Швеции в ЕС
2.3 Отношение Швеции к развитию европейской интеграции
Глава 3. Перспективы сотрудничества Швеции и ЕС
3.1 Развитие сотрудничества Швеции с ЕС
3.2 Отношения России и Швеции в рамках ЕС
Заключение
Список использованных источников
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Следующим этапом расширения зоны европейской интеграции стало заключение соглашений об ассоциации между ЕС и странами ЦВЕ, получивших название Европейских соглашений. В августе 1990 года Европейский совет одобрил предложение Великобритании об ассоциации стран ЦВЕ с ЕС. В 1992 году Соглашения об ассоциации были заключены с Венгрией, Польшей, Румынией и Болгарией, в 1993 году – с Чешской Республикой и Словакией, в 1995 году – с Латвией, Литвой и Эстонией и в 1996 году – со Словенией.
В 1993 году на заседании Европейского совета в Копенгагене было принято принципиальное решение о том, что ассоциированные страны ЦВЕ при наличии волеизъявления с их стороны, могут стать членами Европейского Союза, выполнив ряд «копенгагенских критериев членства», в числе которых были названы:
наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, правовой порядок, соблюдение прав человека и защиту национальных меньшинств;
наличие рыночной экономики, способной справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Союзе;
готовность принять на себя обязательства членства (acquis communautaire), включая стремление стать членами Экономического и валютного союза.
Установление четких критериев членства для стран ЦВЕ послужило основой для подачи официальных заявлений государств с просьбой о принятии в члены ЕС: Венгрии и Польши – в 1994 году, Румынии, Словакии, Латвии, Эстонии, Литвы и Болгарии – в 1995 году, Чехии и Словении – в 1996 году.
На Эссенской сессии Совета ЕС 1994 году была одобрена программа подготовки этих стран к вступлению в ЕС – Белая книга «Подготовка ассоциированных стран Центральной и Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок Европейского Союза». На Мадридской сессии Европейского Совета в 1995 году было принято официальное решение о сроках начала переговоров о вступлении ассоциированных стран ЦВЕ.
В течение 1997 года Европейская комиссия и 11 стран-кандидатов (10 стран ЦВЕ и Кипр) достигли договоренности относительно условий и сроков начала переговоров о вступлении.
На Люксембургском заседании Европейского совета (декабрь 1997 г.), названном саммитом расширения, был оглашен список государств, которые ближе других подошли к выполнению копенгагенских критериев: Кипр, Польша, Венгрия, Чехия, Эстония и Словения.
Торжественное открытие переговоров со странами «первой волны» состоялось 30 марта 1998 года. На сессии Европейского совета в Хельсинки в декабре 1999 года было решено начать переговоры о вступлении в ЕС с оставшимися пятью странами ЦВЕ, с которыми были ранее подписаны Европейские соглашения: Словакией, Латвией, Литвой, Болгарией, Румынией, а также с Мальтой. Переговоры со странами «второй группы» или «хельсинской группой» официально открылись 15 февраля 2000 года в Брюсселе.
Ниццский договор 2000 года определил политический вес стран-кандидатов в составе руководящих органов будущего расширенного ЕС, зафиксировав в форме договора о ЕС неизбежность вступления новых стран из Центральной и Восточной Европы.
Брюссельский саммит ЕС (ноябрь 2002 г.) подтвердив перспективу вступления в ЕС с 1 мая 2004 года Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Словении, Кипра и Мальты. Он назначил новую дату вступления в ЕС Болгарии и Румынии – 2007 год. В отношении Турции саммит призвал продолжить переговоры о членстве, с одной стороны приняв во внимание успехи сделанные этой страной в построении рыночной экономики и демократии, но с другой – указав на сохранение напряженности с Грецией из-за кипрской проблемы и слабый прогресс в области соблюдения прав человека. Европейский совет заявил, что при условии соблюдения копенгагенских критериев в области демократии и соблюдения прав человека, в декабре 2004 году Европейская комиссия автоматически начнет переговоры с Турцией о присоединении, однако вплоть до сегодняшнего дня окончательное решение о присоединении ее к Союзу не было.
Североевропейские государства, среди которых, безусловно, и Швеция, находятся в непосредственной близости от вступивших в 2004 году в ЕС государств (балтийские республики), поэтому она испытала и на себе последствия от этого расширения – они как позитивные, так и негативные. Так, Швеция очень сильно опасалась роста контрабанды, преступности и избыточного притока рабочей силы из новых государств Евросоюза. Естественно, что не все ожидания оправдались.
Вопрос, вызывающий наибольшие споры, касался условий на рынке труда и перспективы допуска на него граждан стран, вступающих в ЕС. К неудовольствию жителей Центральной и Восточной Европы, в договорах о вступлении их стран в Союз закреплено положение, согласно которому тогдашние 15 членов ЕС имели право ограничить для новых партнеров свободу перемещения на внутреннем европейском рынке труда, хотя это и служит одним из главных принципов интеграции.
Введение переходного периода вызвало наиболее ожесточенные споры в Швеции, где идеи равноправия, солидарности и социальной справедливости традиционно составляют основу государственной идеологии. До начала 2004 года правительство не поддерживало предложения о введении переходного периода, однако уже в феврале премьер Йоран Перссон изменил точку зрения. Как заявила министр по делам миграции Барбру Хольмберг, «в течение как минимум двух лет с момента расширения ЕС граждане новых стран должны получать разрешения на работу, а для этого обязательно, чтобы работа была долгосрочной и достаточно оплачиваемой, чтобы приезжий мог себя нормально обеспечивать. По истечении двух лет эти ограничения могут быть продлены». Премьер Й. Перссон заявил, что правительство обязано защитить страну от «социального туризма», то есть от опасности наплыва желающих воспользоваться обширной шведской системой социальных гарантий.
Решение правительства вызвало протесты всех оппозиционных партий - как правых, так и левых. Аргументация была разной, однако все противники переходного периода сходились в одном - рассуждения о «социальном туризме» «недопустимы, поскольку оскорбительны для новых членов ЕС». Как заметил один из шведских публицистов, «идеи по ограничению притока иностранцев, которые еще пару лет назад высказывались крайне правыми политическими маргиналами, наподобие австрийца Йорга Хайдера или француза Жана-Мари Ле Пена, сегодня превращаются в официальную политику. Не очень согласуется с громкими заявлениями о братской семье равноправных европейских народов, звучавшими на саммитах в 2001-2002 годах, возражают оппоненты».
Президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер, заявил: «Мне не кажется, что приток соискателей работы станет столь мощным, что это создаст серьезные проблемы для западноевропейских стран. Те, кто хотел уехать, в большинстве своем уже уехали. Так что эта проблема скорее для стран-кандидатов, из которых утекает квалифицированная рабочая сила». По данным Европейской комиссии, сейчас в ЕС работают порядка 1 млн. граждан стран Центральной и Восточной Европы.
Известный шведский политик Бенгт Вестерберг, много лет возглавлявший Либеральную партию, выступил с призывом отказаться от переходного периода. Он убежден, что «эта мера не только порочна с точки зрения общеевропейской идеи, но и ошибочна по экономическим причинам. Как и большинство западноевропейских стран Швеция - государство со стареющим населением и снижающейся рождаемостью. По различным оценкам, до 2010 года стране понадобится до 570 тысяч новых работников. Причем в отличие от индустриального бума 1960-1970-х годов, когда рабочие руки требовались прежде всего частному сектору, сегодня дефицит затрагивает сектор общественных услуг, то есть как раз тот, который, как считает правительство, и привлекает социальных туристов».
Таковы основные вопросы, на которые Швеция обратила внимание при расширении Евросоюза.
Институциональное выражение они получили в программе председательства шведского государства в Европейском Союзе, где этот вопрос бы приоритетом, так как несмотря на некоторый скепсис у части шведского общества, высшие органы власти активно способствовали укреплению процесса расширения Евросоюза за счет новых государств - в первую очередь балтийских республик.


Глава 3. Перспективы сотрудничества Швеции и ЕС

3.1 Развитие сотрудничества Швеции с ЕС
На сегодняшний день в шведском обществе все больше проявляются стремления к поддержке национальной самобытности, причем не только в экономической сфере, но и в политической.
Более того, в Швеции создается партия противников Европейского Союза, во главе которой встал Нильс Лундгрен, возглавлявший кампанию против евро в период проведения референдума. По его мнению, партия противников ЕС вполне вероятно, наберет достаточно большой процент выборах в Европейский парламент.
Несмотря на наличие достаточно многочисленных евроскептиков, развитие политики Швеции в Евросоюзе продолжается. За последние годы шведские власти смогли четко разработать приоритеты своей европейской деятельности и теперь четко следуют вперед.
Экономической сектор в рамках Евросоюза является одним из ключевых принципов европейской интеграции. Швеция как одно из самых развитых государств Европы укрепляет позиции всего ЕС в глобальных масштабах.
Шведские власти участвуют в Едином экономическом пространстве, однако страна до сих пор не входит в зону евро, что является серьезной проблемой для ЕС. Тем не менее в Брюсселе считают, что рано или поздно Швеция присоединится к евро и станет полноправным участником этой организации. Принятие евро в Швеции (точно также как и в Дании и Великобритании) повысит престиж этой валюты на международной арене. С точки зрения же шведских экспертов, настроения евроскептиков в этой связи еще сильны, так что неизвестно сколько времени пройдет прежде чем шведы введут в свой оборот европейскую валюту.
В политической сфере приоритетами остается совершенствование политики в сфере безопасности, в том числе и экологические вопросы (особо актуальны проблемы окружающей среды в Балтийском море), правосудие и миграционная политика; а также развитие самого Европейского Союза, гендерные вопросы, вопросы здравоохранения, защита прав человека, развитие сотрудничества Европейского Союза с другими международными организациями (такими как ООН), помощь в развитии регионов Восточной Европы, Центральной Азии, Балкан, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и др.
Особо следует выделить приоритетность развития взаимодействия с Россией в рамках Евросоюза в целом, так и на уровне различных программ и инициатив.
«Северное измерение» продолжает оставаться потенциальной площадкой для активизации связей и развития совместных проектов.
Взаимодействие с Россией имеет уже солидные наработки, которые будут рассмотрены в следующем разделе работы.

3.2 Отношения России и Швеции в рамках ЕС
Отношения между Россией и Швецией имеют многовековую историю. Летописи гласят, что в 862 году в новгородские земли пришли отряды варяжского князя Рюрика с братьями Трувором и Синеусом, положивших начало династии Рюриковичей.
На протяжении длительного периода времени вплоть до начала XIX века между Россией и Швецией возникали военные конфликты, нередко носившие ожесточенный характер. Однако доминировали в отношениях двух народов-соседей все же торговые и культурные связи. Современные российско-шведские отношения строятся на принципах взаимовыгодного сотрудничества и обоюдной заинтересованности в укреплении стабильности на Севере Европы.
После распада СССР Швеция одной из первых признала Российскую Федерацию в качестве суверенного государства. Шведское руководство последовательно выступает в поддержку демократических преобразований и рыночных реформ в России.
Двусторонние связи строятся на солидной договорно-правовой основе: действует более 60 соглашений, охватывающих различные сферы российско-шведских взаимоотношений.
Как мы уже отметили во второй главе, Швеция уделяет сотрудничеству с Россией достаточно много внимания в рамках программ Европейского Союза, например, «Северном измерении».
Швеция всегда проводила независимую политику, в том числе внешнеторговую, в отношении России. Она так и не присоединилась к экономико-политическим ограничениям на торговлю и сотрудничество с российской стороной, введенным Европейским экономическим сообществом и НАТО. Такой курс Стокгольма остается неизменным и сегодня, даже несмотря на то, что Швеция в 1995 году вступила в Евросоюз. Членство этой страны в ЕС оговорено рядом условий, среди которых находится и сохранение равноправных, партнерских экономико-политических отношений с Россией, предусматривающих стимулирование взаимной торговли, экспорт инвестиций и технологий в Россию, развитие общерегиональных связей (например, СГБМ, Совета северных стран).
Характер шведской экономической стратегии в отношении России подтверждается и тем, что шведские инвестиции в России работают главным образом в производственном секторе в отличие от подавляющего большинства североамериканских и западноевропейских инвесторов. Согласно российской и шведской статистике в западных капиталовложениях в российскую экономику фирмы и банки Швеции занимают седьмое место, а по темпам роста шведских инвестиций в отечественный производственный сектор - третье.
Немаловажная причина подобной политики - непосредственное соседство обоих государств. Это в свою очередь предопределило и тот факт, что свыше трети объема шведской торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона уже не первое десятилетие перевозится по российско-балтийским транзитным коридорам.
Так, экономико-географическая взаимозависимость России и Швеции далеко не в последнюю очередь способствует их тесному долговременному сотрудничеству.
Взаимная торговля пока не сбалансирована: шведский экспорт примерно на 15% меньше (по стоимости) импорта, состоящего в основном из цветных металлов, химических удобрений, угля и нефти. Но в шведских поставках преобладают высокотехнологичная продукция, текстильные, продовольственные полуфабрикаты, отвечающие международным стандартам: по оценкам Управления гарантий экспортных кредитов Швеции, ее промышленный экспорт в Россию увеличится к 2002-2004 годам как минимум на треть в сравнении со второй половиной 1990-х годов.
Меморандум Швеции «Россия – часть Европы» очень хорошо демонстрирует стремление первой развивать сотрудничество с Россией не только на двустороннем уровне, но и в рамках ЕС.
Можно выделить следующие выдержки из данного документа:
«Поддержание стабильных и доверительных отношений с Россией имеет для ЕС принципиальное значение - они должны строиться на основе диалога и подлинного партнерства. Расширение ЕС за счет присоединения стран Центральной и Восточной Европы не должно стать новым препятствием к плодотворному торговому обмену в Европе - об этом надлежит позаботиться Евросоюзу. Особенно это актуально для Калининграда, который находится в связи с предстоящим расширением ЕС под угрозой изоляции»;
«Переход России к открытой рыночной экономике создает предпосылки для ускоренного развития ее экономических связей с Евросоюзом. Но, например, до сих пор лишь незначительная часть прямых капиталовложений стран ЕС в странах бывшего коммунистического блока в Европе приходится на Россию»;
«В распоряжении ЕС имеется широкий спектр мер, которые могли бы способствовать позитивному развитию российской экономики. Среди них... - пересмотр Евросоюзом правил, которые затрудняют направление инвестиций из стран-членов ЕС в Россию; уменьшение долгового бремени в форме облегчения условий платежей по двусторонним задолженностям. Важно, чтобы все кредиторы, которых это затрагивает, за исключением многосторонних финансовых институтов, в равной мере предоставили такие послабления; краткосрочная помощь по укреплению платежного баланса, дополняющая поддержку со стороны международных финансовых институтов. Такие меры должны согласовываться и основываться на двусторонних вкладах. ЕС не следует лишь от себя выступать с инициативой такой помощи - она может быть обоснованно распределена между всеми странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития»;
«В ближайшей перспективе ЕС нужно продемонстрировать максимальную открытость к России в сфере торговли, прежде всего в тех секторах, где еще есть ограничения на российские поставки (например, в торговле сталью, удобрениями, некоторыми видами топлива, промышленного сырья)»;
«Важно, чтобы собственно российское производство продуктов питания увеличивалось и чтобы в долгосрочной перспективе его не заменила продовольственная помощь со стороны ЕС. Евросоюзу следует сократить субсидирование экспорта сельхозпродукции, в том числе в Россию, и пересмотреть свои жесткие правила ввоза сельскохозяйственных товаров. Подорожание импорта после августа 1998 года благоприятствует российским товаропроизводителям. В долговременной перспективе это содействует их экспорту»;
«Существующая инфраструктура продовольственного сектора в России в течение ряда лет складывалась с ориентацией на импорт. Необходимо ее «подкрепление» с ориентацией на экспорт. Создание в будущем зоны свободной торговли между ЕС и Россией будет способствовать росту торговли сельхозпродукцией, что выгодно и России, и Евросоюзу»;
«В настоящее время передача России знаний по современным методам ведения сельского хозяйства осуществляется, например, по линиям Союза фермеров Швеции - посредством его Фонда «Шведские фермеры помогают». Желательно, чтобы было больше таких проектов под эгидой ЕС»;
«По мере того как страны-кандидаты в члены ЕС приближаются к вступлению в него, возрастает опасность возникновения нового «железного занавеса» между ЕС и Россией, включая превращение Калининграда в изолированный российский «островок» России посреди расширенного ЕС. Швеция отнюдь не заинтересована в этом. Данная проблема должна стать предметом многосторонних переговоров о расширении Евросоюза»;
«Мероприятия ЕС не должны сводиться лишь к предложению России помощи. Речь должна неизменно идти о сотрудничестве между равноправными партнерами к их взаимной выгоде».
Заключение
Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, однако не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Именно с этого времени начался процесс европейской интеграции, который в сегодняшние дни мы можем наблюдать на примере Европейского Союза.
ЕС стал крупнейшим игроком мирового сообщества, оказывая значительное влияние на процессы мировой политики и экономики. Так, население Союза насчитывает порядка 450 миллионов человек, что составляет большее число, чем у Соединенных Штатов и России, вместе взятых. ЕС является крупнейшим мировым торговым актором, производящим четверть всемирного товарооборота. ЕС предоставляет наибольший объем помощи бедным странам, чем любой другой донор. Его валюта (евро) является второй после доллара США на международных финансовых рынках.
Швеция, только начиная с начала 1990-х годов, стала проводить политику, направленную на активную поддержку европейской интеграции. До этого времени шведские власти следовали традиции нейтралитета, которая сложилась еще в начале XIX века.
Так, с 1994 года деятельность Швеции в ЕС стала приоритетом внешней политики страны. Она развивается по следующим основным направлениям: экономические, политическое, а также отдельно стоит выделить поддержку Швецией расширения процессов европейской интеграции.
Среди главным проблем выделяется вопрос присоединения Швеции к Единому экономическому пространству. Было проведено уже два референдума по присоединению к зоне евро, однако оба раза население высказалось негативно. Более того, после последнего референдума количество евроскептиков еще больше выросло. Можно с уверенностью сказать, что в краткосрочной и среднесрочной перспективах евро не будет поддержано в этой стране.
В целом, взгляды евроскептиков – противодействие Евросоюзу – вызвано историческими и географическими причинами. Северные страны находятся на «окраине» Европы, долгое время они были в так называемой «культурной изоляции», их общество очень гомогенно. В Швеции традиционно велика роль государства в экономике, шведские власти не хотят передавать даже часть своих полномочий на наднациональный уровень. В стране создана система благосостояния, сильны позиции и социальной политики (в отличие от остальной Европы).
Во время председательства Швеции в ЕС, она выделила три основных направления своей работы – экология, вопросы занятости и расширение.
Наиболее важно здесь отметить позицию Швеции по отношению к развитию европейской интеграции. В своих европейских документах страна декларировала активную поддержку этих процессов, однако внутри Швеции оставались опасения по поводу возможности появления новых угроз шведскому государству – рост преступности, «социальный туризм». Именно поэтому власти решили через поддержку расширения заняться решением наиболее актуальных проблем.
Работа Швеции в Евросоюзе связана и с укреплением сотрудничества с Россией. Так, Швеция поддерживает такие программы как, например, «Северное измерение». Она убеждена, что следует развивать связи локального уровня с Россией, в частности, вдоль границы. Сегодня продолжается окончательная доработка программы добрососедства, которая продолжит продвигать уже заложенные наработки в рамках других программ и инициатив.

Список использованных источников
Интервью министра иностранных дел Финляндии Т. Халонен // URL: http://www.rbcnet.ru
Коммюнике сессии Совета государств Балтийского моря и Европейского Союза // Дипломатический вестник. 1999. №7. С.22.
Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
Представительство Европейской Комиссии в России. Северное измерение // URL: http://www.eur.ru/neweur/user.php?func=coopspec&id=18
Российско-шведские отношения. Справочная информация // URL: http://www.mid.ru
«Северное измерение» Европейского Союза // URL: http://www.kvs.spb.ru
«Северное измерение» Евросоюза // URL: http://www.council.gov.ru/kom_home/kom_155/ssi/cooperation/northdim.shtml
Commission Communication, A Northern Dimension for the policies of the Union, (COM 1998/0589 Final) // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/com1998_0589en.pdf
Conclusions of the Chair, Second Foreign Ministers' Conference, Luxembourg, 9 April 2001 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/conf/formin2/concl.htm
Council Conclusions Cologne, 3 and 4 June 1999 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/pres_concl.htm#2
Council Conclusions Santa Maria Da Feira, 19 and 20 June 2000 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/pres_concl.htm#0; Action Plan for the Northern Dimension with external and cross-border policies of the European Union 2000-2003 // URL: http://www.brcinfo.ru:8081/docs/2.pdf
Council Conclusions Vienna, 11 and 12 December 1998 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/pres_concl.htm#3
Full report on Northern Dimension Policies // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/full_report.pdf
Ministerial Conference, Luxembourg, 21 October 2002 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/conf/minist_1002/index.htm
Norwegian contribution of the 2nd Foreign Ministers conference on the Northern Dimension, Luxembourg, 9 April, 2001 // URL: http://www.norway.ru
Paavo Lipponen Opening Speech at the Northern Dimension Ministerial Conference, Helsinki, 12 November 1999 // URL: http://data.cirp.info/nd/form.shtml?speeches/lipponen99
Patten Chris Speech at the Council of the Baltic Sea States, Svetlogorsk, 6 March 2002 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/news/patten/sp02_98.htm
Programme of the Swedish presidency of the European Union // URL: http://eu2001.se/static/eng/sweden/prioritet_utvidgning.asp
The European Union // URL: http://europa.eu.int
The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
Treaty of Amsterdam // URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtext.html
Treaty of Nice // URL: http://ec.europa.eu/nice_treaty/index_en.htm
Список использованной литературы
Аграрная промышленность Швеции // URL: http://www.geo2000.nm.ru/data/euro/sweden/6.htm
Балиев А. Шведам нравится Евросоюз // URL: http://www.rg.ru/bussines/rinky/8.shtm
Дерябин Ю.С. «Северное измерение» и интересы России // Современная Европа. 2000. №2. С.68.
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001.
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Захарова Н. Швеция против евро // URL: http://ieras1.socionet.ru/files/Zacharova.doc
Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14.
Лукьянов Ф. Балтийские страхи и надежды // URL: http://www.delrus.cec.eu.int/em/43/eu39_13.htm
Лукьянов Ф. На оленях - к единому рынку. Шведских крестьян устраивает политика ЕС // URL: http://www.delrus.cec.eu.int/em/28/aeu24_12.htm
Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2004.
Морозов В.Е. Европейская интеграция в свете идеологии и политической теории социал-демократии: опыт Социал-демократической рабочей партии Швеции // URL: http://www.edc.spb.ru/activities/conferences/40years/morozov.html
Прохоров П. Швеция: только после новичков // URL: http://www.expert.ru/printissues/northwest/2006/48/shveciya_i_evro/
Скандинавия сегодня - новости региона. Экономика // URL: http://norse.ru/news/20070228783.html
Сонгаль А. Станет ли Калининградская область частью «Северного измерения» Европы? // URL: http://morind.chat.ru/rus/03-99/songal.htm
Степанов А. Интервью с Анной Линд на тему «Расширение Европейского Союза – историческая задача» // Европа. 2001. №1. // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/em/2000-2001/user.php-func=mag_art&art_id=247&iss_id=18.htm
Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002. С. 108.
Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е. Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997.
Экологические аспекты «Северного измерения» // URL: http://www.sweden.ru/rus/pages/seminar.htm
Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995.
Catellani N. The Multilevel Implementation of the Northern Dimension // Ojanen H. (ed.) The Northern Dimension: Fuel for the EU? Helsinki, 2001. P. 54-77.
Lindroos B. The Northern Dimension Initiative after the adoption of the Action Plan in Feira // URL: http://www.edc.spb.ru/conf2000/Lindroos.htmle
Scharpf F.W. Democratic Policy in Europe // European Law Journal. Vol. 2, No. 2, 1996. P. 140.
Westberg J. Med Sverige – i tiden. Perspektiv och politik i svensk Europadebatt. Licensiatuppsats framlagd fцr behandling vid den Statsvetenskapliga institutionen Stockholms universitet den 7 mars 1997. S. 30



Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2004.
Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995.
Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995.
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Там же.
Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е. Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997.
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Treaty of Amsterdam // URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtext.html
Treaty of Nice // URL: http://ec.europa.eu/nice_treaty/index_en.htm
The European Union // URL: http://europa.eu.int
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001.
The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14.
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001.
Treaty of Amsterdam // URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtext.html
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
Scharpf F.W. Democratic Policy in Europe // European Law Journal. Vol. 2, No. 2, 1996. P. 140.
Westberg J. Med Sverige – i tiden. Perspektiv och politik i svensk Europadebatt. Licensiatuppsats framlagd fцr behandling vid den Statsvetenskapliga institutionen Stockholms universitet den 7 mars 1997. S. 30
Морозов В.Е. Европейская интеграция в свете идеологии и политической теории социал-демократии: опыт Социал-демократической рабочей партии Швеции // URL: http://www.edc.spb.ru/activities/conferences/40years/morozov.html
Лукьянов Ф. На оленях - к единому рынку. Шведских крестьян устраивает политика ЕС // URL: http://www.delrus.cec.eu.int/em/28/aeu24_12.htm
Захарова Н. Швеция против евро // URL: http://ieras1.socionet.ru/files/Zacharova.doc
Programme of the Swedish presidency of the European Union // URL: http://eu2001.se/static/eng/sweden/prioritet_utvidgning.asp
Захарова Н. Швеция против евро // URL: http://ieras1.socionet.ru/files/Zacharova.doc
Захарова Н. Швеция против евро // URL: http://ieras1.socionet.ru/files/Zacharova.doc
Там же.
Там же.
Захарова Н. Швеция против евро // URL: http://ieras1.socionet.ru/files/Zacharova.doc
Прохоров П. Швеция: только после новичков // URL: http://www.expert.ru/printissues/northwest/2006/48/shveciya_i_evro/
Захарова Н. Швеция против евро // URL: http://ieras1.socionet.ru/files/Zacharova.doc
Захарова Н. Швеция против евро // URL: http://ieras1.socionet.ru/files/Zacharova.doc
Аграрная промышленность Швеции // URL: http://www.geo2000.nm.ru/data/euro/sweden/6.htm
Аграрная промышленность Швеции // URL: http://www.geo2000.nm.ru/data/euro/sweden/6.htm
Скандинавия сегодня - новости региона. Экономика // URL: http://norse.ru/news/20070228783.html
Степанов А. Интервью с Анной Линд на тему "Расширение Европейского Союза – историческая задача" // Европа. 2001. №1. // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/em/2000-2001/user.php-func=mag_art&art_id=247&iss_id=18.htm
Paavo Lipponen Opening Speech at the Northern Dimension Ministerial Conference, Helsinki, 12 November 1999 // URL: http://data.cirp.info/nd/form.shtml?speeches/lipponen99
Council Conclusions Vienna, 11 and 12 December 1998 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/pres_concl.htm#3
Council Conclusions Cologne, 3 and 4 June 1999 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/pres_concl.htm#2
Council Conclusions Santa Maria Da Feira, 19 and 20 June 2000 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/pres_concl.htm#0; Action Plan for the Northern Dimension with external and cross-border policies of the European Union 2000-2003 // URL: http://www.brcinfo.ru:8081/docs/2.pdf; Full report on Northern Dimension Policies // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/full_report.pdf
Commission Communication, A Northern Dimension for the policies of the Union, (COM 1998/0589 Final) // URL: http://data.cirp.info/nd/eudocs/pdf/com589-98first.pdf
Commission Communication, A Northern Dimension for the policies of the Union, (COM 1998/0589 Final) // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/com1998_0589en.pdf
Lindroos B. The Northern Dimension Initiative after the adoption of the Action Plan in Feira // URL: http://www.edc.spb.ru/conf2000/Lindroos.htmle; Сонгаль А. Станет ли Калининградская область частью «Северного измерения» Европы? // URL: http://morind.chat.ru/rus/03-99/songal.htm
Дерябин Ю.С. «Северное измерение» и интересы России // Современная Европа. 2000. №2. С. 64.
Интервью министра иностранных дел Финляндии Т. Халонен // URL: http://www.rbcnet.ru
«Северное измерение» Европейского Союза // URL: http://www.kvs.spb.ru
Commission Communication, A Northern Dimension for the policies of the Union, (COM 1998/0589 Final) // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/com1998_0589en.pdf; Представительство Европейской Комиссии в России. Северное измерение // URL: http://www.eur.ru/neweur/user.php?func=coopspec&id=18

Коммюнике сессии Совета государств Балтийского моря и Европейского Союза // Дипломатический вестник. 1999. №7. С.22; Patten Chris Speech at the Council of the Baltic Sea States, Svetlogorsk, 6 March 2002 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/news/patten/sp02_98.htm

Дерябин Ю.С. «Северное измерение» и интересы России // Современная Европа. 2000. №2. С.68.
Экологические аспекты «Северного измерения» // URL: http://www.sweden.ru/rus/pages/seminar.htm
Conclusions of the Chair, Second Foreign Ministers' Conference, Luxembourg, 9 April 2001 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/conf/formin2/concl.htm; Norwegian contribution of the 2nd Foreign Ministers conference on the Northern Dimension, Luxembourg, 9 April, 2001 // URL: http://www.norway.ru
«Северное измерение» Евросоюза // URL: http://www.council.gov.ru/kom_home/kom_155/ssi/cooperation/northdim.shtml
Ministerial Conference, Luxembourg, 21 October 2002 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/conf/minist_1002/index.htm
Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002. С. 95.
См. Catellani N. The Multilevel Implementation of the Northern Dimension // Ojanen H. (ed.) The Northern Dimension: Fuel for the EU? Helsinki, 2001. P. 54-77.

Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002. С. 108.
Там же. С. 109.
Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002. С. 111.
Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001.
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001.
Лукьянов Ф. Балтийские страхи и надежды // URL: http://www.delrus.cec.eu.int/em/43/eu39_13.htm
Лукьянов Ф. Балтийские страхи и надежды // URL: http://www.delrus.cec.eu.int/em/43/eu39_13.htm
Там же.
Лукьянов Ф. Балтийские страхи и надежды // URL: http://www.delrus.cec.eu.int/em/43/eu39_13.htm
Российско-шведские отношения. Справочная информация // URL: http://www.mid.ru
Балиев А. Шведам нравится Евросоюз // URL: http://www.rg.ru/bussines/rinky/8.shtm
Балиев А. Шведам нравится Евросоюз // URL: http://www.rg.ru/bussines/rinky/8.shtm
Балиев А. Шведам нравится Евросоюз // URL: http://www.rg.ru/bussines/rinky/8.shtm
Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int












2

1.Аграрная промышленность Швеции // URL: http://www.geo2000.nm.ru/data/euro/sweden/6.htm
2.Балиев А. Шведам нравится Евросоюз // URL: http://www.rg.ru/bussines/rinky/8.shtm
3.Дерябин Ю.С. «Северное измерение» и интересы России // Современная Европа. 2000. №2. С.68.
4.Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001.
5.Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
6.Захарова Н. Швеция против евро // URL: http://ieras1.socionet.ru/files/Zacharova.doc
7.Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14.
8.Лукьянов Ф. Балтийские страхи и надежды // URL: http://www.delrus.cec.eu.int/em/43/eu39_13.htm
9.Лукьянов Ф. На оленях - к единому рынку. Шведских крестьян устраивает политика ЕС // URL: http://www.delrus.cec.eu.int/em/28/aeu24_12.htm
10.Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2004.
11.Морозов В.Е. Европейская интеграция в свете идеологии и политической теории социал-демократии: опыт Социал-демократической рабочей партии Швеции // URL: http://www.edc.spb.ru/activities/conferences/40years/morozov.html
12.Прохоров П. Швеция: только после новичков // URL: http://www.expert.ru/printissues/northwest/2006/48/shveciya_i_evro/
13.Скандинавия сегодня - новости региона. Экономика // URL: http://norse.ru/news/20070228783.html
14.Сонгаль А. Станет ли Калининградская область частью «Северного измерения» Европы? // URL: http://morind.chat.ru/rus/03-99/songal.htm
15.Степанов А. Интервью с Анной Линд на тему «Расширение Европейского Союза – историческая задача» // Европа. 2001. №1. // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/em/2000-2001/user.php-func=mag_art&art_id=247&iss_id=18.htm
16.Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002. С. 108.
17.Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е. Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997.
18.Экологические аспекты «Северного измерения» // URL: http://www.sweden.ru/rus/pages/seminar.htm
19.Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995.
20.Catellani N. The Multilevel Implementation of the Northern Dimension // Ojanen H. (ed.) The Northern Dimension: Fuel for the EU? Helsinki, 2001. P. 54-77.
21.Lindroos B. The Northern Dimension Initiative after the adoption of the Action Plan in Feira // URL: http://www.edc.spb.ru/conf2000/Lindroos.htmle
22.Scharpf F.W. Democratic Policy in Europe // European Law Journal. Vol. 2, No. 2, 1996. P. 140.
23.Westberg J. Med Sverige – i tiden. Perspektiv och politik i svensk Europadebatt. Licensiatuppsats framlagd fцr behandling vid den Statsvetenskapliga institutionen Stockholms universitet den 7 mars 1997. S. 30



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федерального государственного образовательного учреждения

образования

"КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ФГБОУ ВПО КубГУ)

Кафедра новой, новейшей истории и международных отношений,

Позволяет защитить в ГЭС

Научный руководитель

c. i. н., профессор

Ватульян Ф. В. ___________________

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Нейтралитет Швеции после Второй Мировой войны: проблемы и практика

Работу выполнил Ращектаева и Др.

Факультет истории, социологии и международных отношений,

Направление Международные отношения

Научный руководитель

c. i. н., профессор Ватульян Ф. В.

Нормоконтролер

c. i. н., доцент Кумпан В. А.

Краснодар 2015

Содержание

Введение

1. Теория и практика нейтралитета в международных отношениях

1.1 Понятие нейтралитета в мировой истории

1.2 Особенности нейтралитета Швеции после Второй мировой войны

2. Соблюдение Швецией политики нейтралитета в международных отношениях

2.1 Участие Швеции в международных организациях: ООН, ЕС, НАТО,

2.2 применение шведского нейтралитета

Вывод

Список использованных источников и литературы

Введение

Институт нейтралитета является общей правовой позиции некоторых государств.

Актуальность данной работы заключается в том, что в последние семьдесят лет наш мир претерпел значительные изменения. Например, процессы глобализации, интеграции, регионализации, безусловно, влияет на все аспекты нашей жизни, в том числе и в отношениях внутри государств и между ними. Не исключением является и положение подношению к нейтралитету, в частности, в Швеции.

несмотря на мнение о том, что потенциал нейтралитета уже исчерпаны, и не подходит для международных отношений в XXI веке, потому что, практически, ни одно государство не остается в стороне от многих международных проблем, это явление активно изучается и трансформируется вместе с изменениями в мире.

Узнать стоимость работы