Творчесство К.Паустовского в круге чтения детей старшего дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 2323 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 10.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1 Жизнь и творческий путь К. Паустовского
1.2 Паустовский - детям
Глава 2 Чтение произведений К. Паустовского детям дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи констатирующего эксперимента
Вывод
Литература

Фрагмент для ознакомления

..".
Становится понятным, почему, почти затаив дыхание, писатель прислушивается к голосам деревенских детей, хорошо знающих неисчерпаемое богатство "разнотравья", почему с глубоким вниманием относится к словам ворчливого бакенщика, раскрывающего городским пионерам с детства знакомый для него мир природы, почему возникает в "Золотой розе" глава "Алмазный язык", где с таким сочувствием вспоминаются замечательные, подхваченные у народа словарные находки поэтов.
От "Романтиков" к "Повести о жизни" - таков путь творческого развития Паустовского. За долгие, годы многосложного жизненного и литературного опыта его писательский почерк - не без ошибок, спорных экспериментов - приобрел твердость и уверенность. Время, большой творческий труд способствовали обогащению и шлифовке его таланта.
Стало привычным находить в тщательно отделанных произведениях писателя уравновешенность мысли и чувства, отточенность языка и то "легкое дыхание", которое сам К. Паустовский в новелле "Умолкнувший звук" (1967) почитал выражением тончайшего соответствия между "вздохами" жизнетворящих изначальных стихий и благодетельным ритмом поэтически организованной речи.
Имя К. Паустовского постепенно приобретает некоторый оттенок легендарности. В воспоминаниях близких людей, случайных спутников, товарищей по работе воспроизводятся в его человеческом облике черты благородства и глубокой интеллигентности, оттеняемые иногда чувством юмора, или достоинствами превосходного рассказчика - импровизатора, или смешными причудами заядлого рыболова.
Известен К. Паустовский - пейзажист, различающий неприметные переливы красок, и лирик, способный выразить неуловимые движения души; доброжелательный педагог, учтивейший собеседник, любитель деревенского уединения.
Но те, кто хорошо знал его в жизни, помнят и другое: его стойкость, независимость и силу характера, порой - непредвиденную, но справедливую жесткость оценок и суждений. Говорят и о "не знающей устали энергии" писателя, о его нерасторжимой связи со своим временем, об остроте и принципиальности его позиции гражданина и публициста.
Жанр короткого динамического рассказа с выразительным «новеллистическим» сюжетом принёс Паустовскому удачу в произведениях детям.



Глава 2 Чтение произведений К. Паустовского детям дошкольного возраста
Для того чтобы проследить и оценить - как дети относятся к творчеству К. Паустовского, как понимают и переживают прочитанное была проведена экспериментальная работа.
Работа проводилась на базе детского дошкольного учреждения в старшей группе. В группе 17 человек: 9 мальчиков и 8 девочек.
2.1 Цель, задачи констатирующего эксперимента
Цель: определить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста творчества К. Паустовского.
Задачи:
Выбрать и прочитать произведения К. Паустовского, свойственные для осмысления детьми старшего дошкольного возраста;
Ознакомить с содержанием текста;
Определить уровень осмысления прочитанного детьми.
Для определения особенности осмысления детьми прочитанного в качестве метода исследования были выбраны: метод наблюдения, анализ продуктов деятельности, метод опроса: беседа.
В качестве источника для чтения были выбраны произведения: «Кот –Ворюга», «Похождение жука-носорога», а также отдельные главы «Золотой розы».
Чтение произведений состоялось в несколько этапов, не в один день Сначала было прочитано произведение «Кот – Ворюга». Дети слушали с интересом данное произведение. Они очень сопереживали рыжему коту, который таскал всё. Очень радовались когда мальчики накормили кота и не стали его бить. Дети это приняли как добрый поступок и в беседе они постоянно об этом говорили. Почти все дети одобрили действия мальчиков. А на вопрос «Как вы бы себя повели в данной ситуации?» Дети отвечали следующее:
Поймал бы и отругал, а потом погладил был…
Дал молока…
Взял бы жить с собой…
Пожалел…
Погнал бы палкой…
То есть, можно было проследить положительную динамику восприятия данного произведения: дети понимали смысл того, что хотел донести автор, а именно любовь к животным, сострадание и переживание, а также заботу и ответную реакцию. После прочтения и беседы детям было предложено нарисовать то, что они запомнили. В основном все дети нарисовали кота, который ест рыбу, бежит за петухом. Один мальчик нарисовал ребят, бегущих за котом с палкой. На вопрос почему он так изобразил мальчик ответил: «Они его пугают, чтоб кот больше не приходил».
Второе произведение «Похождение жука-носорога» детям уже было воспринимать сложнее, так как по объёму сказка больше, чем предыдущая и осмысливать надо было уже более серьёзные вещи: война, выживание. Для этого предварительно с детьми была проведена беседа о войне. Дети знают, что такое война, как люди жили в этот период и что солдаты защищали стариков, детей и женщин.
Некоторые дети во время слушания отвлекались и теряли суть читаемого. Соответственно в беседе не могли ответить на ряд вопросов.
Те кто слушал внимательно, отвечали обдуманно, эмоционально. Особенно дети очень переживали за жук, который был спрятан в коробке и не мог выбраться, сердился, стучал, требовал, чтобы его выпустили. Одна девочка сказала, что Стёпа плохой, не надо держать жука, он может так умереть, он домой хочет. В основном дети успокоены были тем, что Стёпа кормил жука, подкладывал травку в коробку. В разговоре с детьми о том, что этот подарок мальчик сделал не просто так, а хотел, чтоб отец помнил своего сына. Он тревожится за то, что не уберёг жука. Детям было рассказано о чувстве преданности, любви к близким. Дети это понимают. В беседе они это очень хорошо продемонстрировали. Они на своих собственных примерах это говорили:
Я берегу то, что мне родители подарили…
Я хотел бы, чтоб родители хранили мои подарки, они напоминают обо мне…
Подарки дарят на память о человеке…
То есть мы можем говорить о том, что чувство переживания, заботы, любви детям знакомо.
Также детям было прочитано отдельные главы «Золотой розы». Это произведение, конечно же, рано для прочтения детям старшего дошкольного возраста. Но в целом им было зачитано то, где рассказывается о труде, целеустремлённости, преданности своему делу. В «Драгоценной пыли» дети переживали за беднягу старика. Дети поняли и то, что работа, труд очень значимы в жизни.
Также было выбран отрывок из произведения «Мещёрская сторона» с описанием природы. Детям было предложено зарисовать то, что они услышали. Работы получились красивые. Дети рисовали деревья, лес, реку в разных красках, рыб, плавающих в воде, животных в траве. Это говорит о том, что дети понимают красоту, живописность того, что им читали. Можно говорить о том, что эстетическое начало формируется, дети понимают красоту. В беседе, при описании того, что они нарисовали, дети это подтверждали.
Не смотря на то, что Паустовский пишет свои рассказы, сказки без особых ярко описательных, образных слов, дети понимают, что хотел сказать автор.
Детям этого возраста ещё трудновато до конца осмысливать текст произведений К. Паустовского, только под руководством взрослого и его объяснениям, ребёнок понимает то, что хотят до него донести.



Вывод
Творчество К Паустовского лаконично, гармонично включается в работу по ознакомлению с основными эстетическими, нравственными основами воспитания детей. Его творчество несёт в себе заряд положительных, чувственных эмоций. Помогает детям приобрести образность мышления.
Доступность описания событий помогает осмыслить, осознать то, что хотел передать автор. Его произведения заставляют вдумываться в смысл того, что окружает, как надо поступать, необычайно обогащают чувства и эмоции читателей, детей в частности. Им передаётся вера в силу и красоту человека, в торжество правды и справедливости, его гуманизм, глубокая любовь к человеку и природе. Принести в дар народной аудитории личные способности, сокровища памяти, ювелирное владение словом, высокий профессионализм талантливого рассказчика: он знает, что значит в новелле "точка, поставленная вовремя", и первые фразы повествовательного зачина, и трудное искусство заглавий, и яркий финал - завершение.
К. Паустовский помогает детям понять, в чём смысл жизни, учит быть их добрыми, душевно щедрыми.
Поэтому необходимо включать в работу с детьми произведения К. Паустовского, чтобы приобщать детей к морально – нравственным основам, вызывать чувство красоты, воспитывать эстетически.
Творчество К. Паустовского может быть использовано для развития творческого мышления у детей, как образец формирования личностных качеств человека, для образности и наглядности мышления.
Таким образом, изучив особенности влияния некоторых произведений К Паустовского в работе с детьми, можно сказать о том, что его творчество благотворно, созидательно влияет на мировоззрение детей. Они учатся видеть красоту окружающего мира, понимать что можно, чего нельзя, любить окружающую природу, животных, уважительно относиться к людям.
Литература
Воспоминания о Константине Паустовском/ Сост. Л. Левицкий. – М.: 1975, с.- 386
Кременцов А. И. Паустовский К. Г. Жизнь и творчество. – М.: 1982, с. - 287
Левицкий Л. Константин Паустовский: Очерк творчества. – М.: 1977, с. – 403
Трефилова Г. Паустовский К. Г. – мастер прозы. – М.: 1983, с. – 274
Русская литература для детей/ Сост. Т. Д. Полозова. – М.: 1997, с. 512
Русские детские писатели 20 века: библиографический словарь. М.: 1997, с – 504
Паустовский К. Мещорская сторона. Собр. соч. в 8-ми т., т. 6. М.: 1969, с. 257











2

1.Воспоминания о Константине Паустовском/ Сост. Л. Левицкий. – М.: 1975, с.- 386
2.Кременцов А. И. Паустовский К. Г. Жизнь и творчество. – М.: 1982, с. - 287
3.Левицкий Л. Константин Паустовский: Очерк творчества. – М.: 1977, с. – 403
4.Трефилова Г. Паустовский К. Г. – мастер прозы. – М.: 1983, с. – 274
5.Русская литература для детей/ Сост. Т. Д. Полозова. – М.: 1997, с. 512
6.Русские детские писатели 20 века: библиографический словарь. М.: 1997, с – 504
7.Паустовский К. Мещорская сторона. Собр. соч. в 8-ми т., т. 6. М.: 1969, с. 257

Вопрос-ответ:

Для какого возраста предназначены произведения К. Паустовского?

Произведения К. Паустовского предназначены для чтения детям старшего дошкольного возраста.

Почему К. Паустовский прислушивается к голосам деревенских детей?

К. Паустовский прислушивается к голосам деревенских детей, так как они хорошо знают и понимают природу и ее разнообразие. Это помогает писателю погрузиться в мир, описываемый им, и передать его искренность и живость.

Что означает слово "ворчл", на которое К. Паустовский относится с вниманием?

Слово "ворчл" ассоциируется с реальными звуками, которые могут издавать животные. К. Паустовский, как писатель, обращает на них внимание, так как они являются яркими элементами живой природы, и он стремится передать всю ее гамму и разнообразие в своих произведениях.

Какая цель констатирующего эксперимента, связанного с чтением произведений К. Паустовского детям дошкольного возраста?

Целью констатирующего эксперимента является изучение влияния чтения произведений К. Паустовского на развитие детей дошкольного возраста. В ходе эксперимента изучаются реакции детей на произведения, их понимание и восприятие, а также развиваются коммуникативные и познавательные навыки детей.

Какое впечатление производит творчество К. Паустовского на детей старшего дошкольного возраста?

Творчество К. Паустовского производит глубокое впечатление на детей старшего дошкольного возраста. Они оценивают его яркое и красочное описание природы, интересные сюжеты и переживания героев. Произведения К. Паустовского вызывают у детей эмоциональное вовлечение и развивают их воображение и эстетическое восприятие.

Какое влияние оказывало чтение произведений К. Паустовского на детей старшего дошкольного возраста?

Чтение произведений К. Паустовского развивало в детях интерес к чтению, способствовало эмоциональному развитию, расширяло кругозор и формировало устойчивые жизненные ценности.

В чем заключалась цель констатирующего эксперимента по чтению произведений К. Паустовского детям дошкольного возраста?

Целью констатирующего эксперимента было определить, как произведения К. Паустовского влияют на развитие детей старшего дошкольного возраста.

Почему К. Паустовский прислушивался к голосам деревенских детей?

К. Паустовский прислушивался к голосам деревенских детей, так как они хорошо знали природу и животных, что отражалось в его произведениях, их мудрость и простота помогали писателю создавать яркие образы и уникальную атмосферу.

Какие задачи были поставлены перед констатирующим экспериментом по чтению произведений К. Паустовского детям дошкольного возраста?

Основные задачи эксперимента заключались в выявлении влияния чтения произведений К. Паустовского на развитие речи, воображения и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Почему К. Паустовский относился с глубоким вниманием к словам ворчл?

Слова ворчл, которые использовал К. Паустовский, были похожи на вопросы реальных читателей, и он относился к ним с глубоким вниманием, чтобы учесть интересы и потребности своей аудитории.

Какой путь прошел К. Паустовский в своей жизни и творчестве?

Константин Паустовский прошел трудный и сложный путь в своей жизни и творчестве. Он родился в 1892 году в Москве и уже с детства увлекался чтением и писательским творчеством. В юности он мечтал стать актером, но в 1912 году его жизнь изменилась после встречи с А. П. Чеховым, который посоветовал ему заняться литературой. В дальнейшем Паустовский работал на различных должностях, путешествовал по стране и совершал морские плавания. Он активно участвовал в Гражданской войне и Великой Отечественной войне. В своих произведениях Паустовский описывал непростые времена и события, которые он пережил. Его работы отличаются красочными описаниями природы и глубокими мыслями о жизни и судьбе человека.