Роль экономических законов и научных подходов в повышении качества и эффективности упр. решений

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управленческие решения
  • 2626 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 16.04.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Условия обеспечения эффективности управленческих решений
2. Сущность основных экономических законов
3. Сущность законов организации в статике и динамике
4. Сущность научных подходов к управлению
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Термин "интеграция "означает усиление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления. Интеграция по стадиям жизненного цикла объекта управления обеспечивается формированием единой согласованной информационной системы управления, включающей показатели качества, количества, затрат и т. д. по стадиям стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, собственно производства, внедрения у потребителя, эксплуатации, утилизации. Согласованность перечисленных показателей по стадиям жизненного цикла объектов дает возможность обеспечить оперативность управления и рациональность структуры ресурсоемкости.
Интеграция по вертикали достигается на основе объединения юридически самостоятельных мелких фирм для обеспечения новых конкурентных преимуществ за счет создания мощных научно-исследовательских баз, новых информационных технологий, сложного оборудования и т. д. Интеграция дает фирме дополнительные возможности повышения качества выпускаемой продукции, улучшения взаимодействия элементов управления в результате расширения сотрудничества по горизонтали независимых организаций, учреждений, фирм, выполняющих различные услуги, по принципу: "Ты помогаешь мне, я — тебе".
Маркетинговый подход
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозирования жизненных циклов будущих товаров, анализа конкурентоспособности товаров фирмы и товаров конкурентов, прогнозирования их конкурентных преимуществ, прогнозирования механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.
При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев управления являются следующие: 1) повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей; 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов; 3) экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента. В настоящее время маркетинговый подход на стадии формирования стратегии объекта применяется редко в связи со значительными трудностями в прогнозировании потребностей потребителей, нежеланием большинства менеджеров и специалистов применять современные методы и подходы.
функциональный подход
Сущность функционального подхода заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые, нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта: потребности -», функции -> показатели будущего объекта -> изменение или формирование структуры системы.
В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путем доработки существующей системы по результатам маркетинговых', исследований, анализа научно-технического прогресса в заданной области, замечаниям и предложениям потребителей. Поэтому на практике перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня.
Процессный подход
Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию (рис. 2.14). В центре круга — координация работ. Рассмотрим краткое содержание функций управления.

Рис. 2. Цикл (колесо) функций управления
Структурный подход
Структурный подход к проблемам управления — это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов. Разновидностью структурного подхода, точнее определяющего важность факторов в их совокупности, является более сложный метод ранжирования, который подробно описан в специальной литературе. Приведем примеры применения структурного подхода.
Соотношение стратегических, тактических и оперативных задач в структуре рабочего дня менеджера высшего звена (руководителя фирмы и его заместителей) рекомендуется принимать равным 6:2:2, в структуре менеджера низшего звена — 1 : 2 : 7, т. е. руководители должны больше заниматься разработкой стратегических задач, а мастера их исполнением.
Значимость факторов достижения конкурентоспособности товара — качества, цены, качества сервиса, затрат у потребителя — должна быть примерно следующей: 4:3:2: 1, т. е. в распределении ресурсов при формировании стратегий приоритет должен быть отдан обеспечению качества товаров. Прежде чем применить структурный подход, рекомендуется провести структуризацию проблемы, например, построить дерево показателей конкурентоспособности товара.
Ситуационный (вариантный) подход
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодности различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время. Поскольку имеется такое обилие факторов как в самой фирме, так во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (плана и т. д.), на учете непредвиденных обстоятельств.
Оптимизационный подход
Сущность оптимизационного подхода к управлению заключается и переходе от качественных оценок к количественным при помощи методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др. Лучше сегодня потратить единицу валюты на прогнозирование и оптимизацию эффективности управленческого решения, чем завтра терять тысячи, исходя из следующей пропорции: I : 10: 100:1000, где "1" —денежная единица, "сэкономленная" на стадии стратегического маркетинга путем игнорирования методов оптимизации; 10, 100 и 1000 — потери соответственно на стадиях НИОКР, производства, в сфере потребления из-за материализации необоснованных нормативов конкурентоспособности.
Оптимизационный подход реализуется также путем установления зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления, зависимостей между показателями качества товара и затратами в сфере его производства и др.
Директивный (административный) подход
Сущность директивного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, 'нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, планы, программы, положения, методики и т. п.). В основе директивного подхода лежат методы принуждения, которые опираются на:
1) систему законодательных актов страны и региона;
2) систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации;
3) систему планов, программ, заданий;
4) систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами.
Поведенческий подход
Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании его возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению
и управлению фирмой. Основной задачей этого подхода являете повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом.
Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель дол жен координировать работу и принуждать, побуждать и убеждать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения, в дела применяя на практике различные методы управления и принцип мотивации. Мотивация — это процесс побуждения работников деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.

Заключение
В данной работе рассмотрены основные законы экономики, законы организации в статике и динамике (Законы: композиции, пропорциональности, наименьших, онтогенеза, синергии, упорядоченности, единства анализа и синтеза, самосохранения) основные научные подходы к менеджменту ( системный; комплексный; интеграционный; маркетинговый; функциональный; динамический; воспроизводственный; процессный; административный; поведенческий; ситуационный.) как факторы повышения эффективности управленческого решения.
Необходимость использования этих законов и применения этих научных подходов вызвана сложностью принятия грамотного управленческого решения в современных условиях. Эти подходы не дублируют а дополняют друг друга. характеризуя тот или иной аспект менеджмента. Некоторые подходы применяются в разных сферах деятельности.
Список использованной литературы
.
Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б. А. Райзберга. 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2000.
Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник. — М.: ДЕЛО, 2000.
Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева. — М.: Луч, 1999.
Уткин Э.А. История менеджмента.–М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”, Издательство ЭКМОС, 1997.–224 с.
Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов.– ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1998.–272 с.
Обзор основных экономических законов сделан по материалам Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б. А. Райзберга. 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2000
Обзор законов организации составлен по материалам книги Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева. — М.: Луч, 1999.

.Анализ научных подходов сделан по материалам книги Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов.– ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1998.–С.64-100












2

1.Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
2.Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б. А. Райзберга. 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2000.
3.Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник. — М.: ДЕЛО, 2000.
4.Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
5.Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева. — М.: Луч, 1999.
6.Уткин Э.А. История менеджмента.–М.: Ассоциация авторов и изда-телей “Тандем”, Издательство ЭКМОС, 1997.–224 с.
7.Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов.– ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1998.–272 с.

Вопрос-ответ:

Какие условия обеспечивают эффективность управленческих решений?

Эффективность управленческих решений обеспечивается выполнением ряда условий: определение целей и задач, сбор и анализ данных, выбор оптимальных вариантов решений, реализация и контроль за выполнением принятых решений.

Какова сущность основных экономических законов?

Основные экономические законы определяют закономерности и принципы функционирования экономики. Например, закон спроса и предложения, закон доходности, закон экономии, закон единства и борьбы противоположностей.

Чем отличаются законы организации в статике и динамике?

Законы организации в статике описывают принципы организации и управления в стабильных условиях, когда внешние факторы не изменяются. Законы организации в динамике учитывают изменчивость условий и рассматривают принципы организации и управления в изменяющейся среде.

Какая сущность научных подходов к управлению?

Научные подходы к управлению базируются на применении научных методов и принципов для анализа проблем, разработки решений и контроля за их выполнением. Это системный подход, экономический подход, экономико-математическое моделирование и др.

Что означает термин "интеграция" в контексте управления?

Термин "интеграция" в управлении означает усиление сотрудничества различных субъектов, их объединение и углубление взаимодействия. Это включает укрепление взаимосвязей и взаимодействия между компонентами системы управления на разных стадиях ее жизненного цикла.

Какие условия обеспечивают эффективность управленческих решений?

Для обеспечения эффективности управленческих решений необходимы внимательный анализ ситуации, доступ к актуальной информации, компетентные руководители, ясные цели и планы действий, правильное распределение ресурсов, эффективное использование технологий и инструментов управления.

Как можно охарактеризовать сущность основных экономических законов?

Основные экономические законы описывают взаимосвязи и зависимости в экономике. Они регулируют процессы производства, распределения и потребления товаров и услуг. Эти законы определяют важные экономические понятия, такие как спрос, предложение, цена, прибыль, рынок и другие.

Что подразумевается под законами организации в статике и динамике?

Законы организации в статике определяют эффективное использование ресурсов и структурирование организации без изменений во времени. Законы организации в динамике отражают процессы изменений в организации из-за внутренних или внешних факторов, таких как изменения в спросе, технологии или конкуренции.

Как можно охарактеризовать сущность научных подходов к управлению?

Научные подходы к управлению основаны на использовании научных методов и знаний для принятия управленческих решений. Эти подходы включают анализ данных, моделирование, прогнозирование и эксперименты. Использование научных подходов позволяет достичь более точных и эффективных результатов в управлении.

Что означает термин "интеграция" в контексте управления?

Термин "интеграция" в управлении означает усиление сотрудничества и взаимодействия между различными субъектами управления. Это объединение компонентов системы управления для достижения общих целей и улучшения эффективности процессов. Интеграция может включать в себя координацию действий, обмен информацией, улучшение коммуникации и совместное использование ресурсов.