Ценности семьи в современном мире

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 2525 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 16.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
1.1. Понятие «семья»
1.2. Традиционные семейные ценности
1.3. Основные социологические аспекты изучения семьи
ГЛАВА 2.
2.1. Кризис института современной семьи и его причины
2.2. Семья в изменяющихся социокультурных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В-четвертых, социальная и географическая мобильность при традиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца) отличается от высокой мобильности, присущей в условиях модернизма, тем, что проявляет индивидуальную активность.
В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость родителей доминирование родительского авторитета и мужского влияния по мере модернизации становится менее престижным, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижений, самоактуализация и т. п., что вызывается сменой основного типа семьи - расширенной семьи - нуклеарной семьей.
В-шестых, переход от централизованной расширенной семейнородственной системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых - родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).
В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.
В-восьмых, от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом).
В-девятых, переход от традиционной культуры с жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т. с. к предупреждению и прерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни (посредством приближения к физиологическим границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака).
Своеобразной квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше семейных изменений является, в-десятых, переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены реальные изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для общества уровне).
«Получается, что индивид в современном обществе при рождении у него троих и более детей (т.е. в количестве, выходящем за рамки «подобающего» их числа) испытывает «затруднения в своей личностной самореализации», проще говоря, ощущает себя неполноценным. Это же подтверждает доказанный и объяснённый современной наукой т.н. парадокс обратной связи между уровнем и качеством жизни семей и числом детей в них». Дело здесь не только и не столько в том, что многодетное репродуктивное поведение в современном обществе осуждается общественным мнением (хотя и это имеет место), а в том, что его социальная структура такова, что практически невозможно одновременно занимать в нём некий достаточно высокий социальный статус (профессиональный, например) и социальный статус многодетного родителя. Достижение одного почти исключает достижение другого ввиду их прямой конкуренции, а малодетное репродуктивное поведение является формой адаптации подавляющего большинства индивидов и создаваемых ими семей, а следовательно семьи как социального института к современным условиям жизнедеятельности в обществе.
Таким образом, в современной семье ценности сместились – акцент теперь делается на карьере, на личном развитии супругов, а не на продолжении рода. Как нельзя наглядно эту картину иллюстрирует недавно возникшее и уже приобретающее сторонников движение под названием «Child Free» - «свобода от детей». Основная идея этого движения примерно следующая: дети мешают построению успешной карьеры, жизнь можно провести в свое удовольствие и для себя, «не делясь» ни с кем (имеются в виду дети) тем, что можно заработать. Люди, провозглашающие себя «свободными от детей» являются достаточно ярким примером того, насколько меняются (или, как в данном случае, вовсе нивелируются семейные ценности). Однако, вышеуказанный пример скорее крайность, чем норма.
Надо отметить, что в последние годы также увеличилось количество «неполных» семей. Н. А. Аитовым в работе «Моя социальная философия» приводит такие статистические данные: удельный вес детей «рожденных женщинами, не состоящими в браке, в 1980 году составлял 8,8 %, а в 1985 - 9,1~о, в 1988 году - 10,2 % всех рожденных детей. По данным выборочной переписи 1994 года в РФ 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были «неполными», преимущественно материнскими». Многие отцы не поддерживают никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими (мы уже не говорим здесь об отцах-донорах, которые пока не получили распространение у нас). Как результат снижения рождаемости, увеличивается число однодетных родителей.
«Многочисленные социологические опросы последних лет выявляют общий ценностный и нормативный кризис у молодежи. ... Анализ результатов убеждает, что за прошедшее десятилетие в молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта». Система социального контроля, прямо навязывая индивиду в традиционном обществе многодетное репродуктивное поведение, в современном – неявно и опосредованно способствует обратному, выдвигая на первый план ценности благосостояния, индивидуального бытового комфорта, материальных благ. Названные ценности в современных западных обществах провозглашаются в качестве приоритетных при активном и целенаправленном содействии государства – основного института социального контроля в любом обществе. Личность же в процессе социализации всего лишь усваивает господствующие в обществе нормы, ценности, образцы и стереотипы мышления и поведения, результатом чего является массовое стремление к материальным благам в ущерб всему остальному.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что ценности семьи, которые всегда стояли во главе угла – дети, внутрисемейные традиции – сейчас не занимают того же места, что раньше. Изменения, происходящие в ценностных ориентациях современных семей, безусловно, свидетельствуют о серьезных изменениях, происходящих в обществе.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сказать, что ценности семьи в современном мире значительно изменились за последние несколько десятков лет. Безусловно, это связано с событиями, происходящими в последнее время в нашей стране.
Развитие обществ после промышленной революции идет в направлении постепенной ликвидации посреднической функции семьи, которую она выполняла тысячи Лет и которая постепенно переходит от семьи к государству и другим социальным институтам. Поэтому постепенно «…жизнь в семье теряет свою привлекательность и люди, особенно молодежь, больше не хотят платить своей свободой за ту защиту от внешнего мира, которую давала семья своим членам в течение многих веков и тысячелетий. Поэтому именно молодежь, едва вступив в брак и создав свою семью, спешит отделиться от родителей, освободиться от подчинения им. В результате семей становится все больше, но размеры их уменьшаются, а структура упрощается».
На что же может опереться молодежь в поисках своего самоопределения и утверждения себя в мире провозглашенных безграничных свобод и возможностей? С какой системой ценностей себя идентифицировать? – Эти вопросы занимают в последнее время и социологов, и психологов, и политологов, и многих других исследователей. Современные молодые люди, период взросления которых пришелся на становление постсоветской России, отличаются размытыми представлениями о ценностях семьи. Идеализация рынка, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало - своеобразный социально-психологический феномен молодежного сознания, в основании которого - обогащение и жизненный успех, достигаемый любой ценой. И именно эти ценности сегодня берут верх над уже устоявшимися и традиционными ценностями семьи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Аитов Н. А. Моя социальная философия. – А.: Галым, 1996.
Антонов А.И. Возродить семейную жизнь //Социологические исследования. 1992.  № 10. С. 96-100.
Антонов А.И. Демографическое будущее России: депопуляция навсегда? // Соцологические исследования. 1999. № 3. С. 80 - 87.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.
Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Борисов В. А. Демография — М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001.
Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.
Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.
Гурко Т. А. Карпушова А. П. Тенденции брачности и брачный выбор в России // Россия в глобальном контексте: Статьи российских социологов для участников «Русского форума» на XV Всемирном конгрессе социологов в г. Брисбейн, Австралия, 7-13 июля 2002 г. М.: ИСПИ РАН, 2002. С. 372-376.
Карпухин О. И, Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // www.i-u.ru
Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
Орлов А. Б. Эвлюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции // Magister, 1996, № 1// http://www.trialog.ru/library/scipubl/magister96.html
Форсова В. В. Православные семейные ценности // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 64 – 72.
Большой толковый социологический словарь. Т. 2.: Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2001. С. 194.
Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 914.
Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. С. 101.
Барулин В. С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000.С. 365.
Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. С. 67.
Гурко Т. А. Карпушова А. П. Тенденции брачности и брачный выбор в России // Россия в глобальном контексте: Статьи российских социологов для участников «Русского форума» на XV Всемирном конгрессе социологов в г. Брисбейн, Австралия, 7-13 июля 2002 г. М.: ИСПИ РАН, 2002. С. 372.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. С. 101.

Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. С. 98.
См.: Антонов А.И. Демографическое будущее России: депопуляция навсегда? // Соцологические исследования. 1999. № 3. С. 80 - 87.
Антонов А.И. Демографическое будущее России: депопуляция навсегда? // Соцологические исследования. 1999. № 3. С. 82.
Аитов Н. А. Моя социальная философия. – А.: Галым, 1996. С. 38.
Карпухин О. И, Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // www.i-u.ru
Борисов В. А. Демография — М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001. С. 94.












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аитов Н. А. Моя социальная философия. – А.: Галым, 1996.
2.Антонов А.И. Возродить семейную жизнь //Социологические исследования. 1992. № 10. С. 96-100.
3.Антонов А.И. Демографическое будущее России: депопуляция навсегда? // Соцологические исследования. 1999. № 3. С. 80 - 87.
4.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международ¬ного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.
5.Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
6.Борисов В. А. Демография — М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001.
7.Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.
8.Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.
9.Гурко Т. А. Карпушова А. П. Тенденции брачности и брачный выбор в России // Россия в глобальном контексте: Статьи российских социологов для участников «Русского форума» на XV Всемирном конгрессе социологов в г. Брисбейн, Австралия, 7-13 июля 2002 г. М.: ИСПИ РАН, 2002. С. 372-376.
10.Карпухин О. И, Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // www.i-u.ru
11.Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
12.Орлов А. Б. Эвлюция межличностных отношений в семье:

Вопрос-ответ:

Что такое понятие "семья"?

Понятие "семья" означает социальную группу, состоящую из родственников, обычно живущих вместе и имеющих общий быт.

Какие традиционные семейные ценности существуют?

Традиционные семейные ценности включают в себя верность, взаимопонимание, заботу о детях, поддержку и взаимную помощь в трудностях.

Какие основные аспекты изучаются в социологии семьи?

Основными социологическими аспектами изучения семьи являются социальные роли членов семьи, структура семьи, семейные ценности и изменения в семейных отношениях в современном обществе.

Какие причины кризиса института современной семьи?

Причинами кризиса института современной семьи могут быть изменение социокультурных условий, увеличение числа разводов, рост экономической нагрузки на семью, недостаток времени для семейных отношений и т.д.

Как семья адаптируется в изменяющихся социокультурных условиях?

Семья адаптируется в изменяющихся социокультурных условиях путем изменения своих семейных ролей, взаимоотношений и ценностей, чтобы соответствовать новым требованиям и вызовам современного общества.

Какое понятие включает в себя термин "семья"?

Понятие "семья" включает в себя группу лиц, объединенных браком или кровным родством, проживающих вместе и имеющих общие обязательства и ответственность друг перед другом.

Какие являются традиционные семейные ценности?

Традиционные семейные ценности обычно включают в себя стабильность, взаимопонимание, уважение, поддержку, любовь и заботу друг о друге.

Какие социологические аспекты изучаются в семье?

В исследованиях семьи обычно изучаются такие социологические аспекты, как структура семьи, роли и обязанности членов семьи, взаимодействие и коммуникация внутри семьи, а также семейные ценности и их изменения в современном обществе.

Какие причины вызывают кризис института семьи?

Кризис института семьи может быть вызван различными факторами, такими как изменение социокультурных условий, рост разводов, изменение ролей мужчин и женщин, экономические трудности, нарушение коммуникации и т.д.