Вам нужна курсовая работа?
Интересует Языкознание?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Проблема устаревания перевода или зачем переводить заново

  • 37 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 10.04.2007
246 руб. 820 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕВОДА
1.1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕРЕВОДА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
1.2. ВРЕМЕННАЯ ДИСТАНЦИЯ ПЕРЕВОДА
ГЛАВА II. МНОГООБРАЗИЕ ПЕРЕВОДОВ
2.1. ВИННИ-ПУХ ИЛИ WINNIE-THE-POOH А. МИЛНА
2.2. МИР ПЕРЕВОДОВ «ВЛАСТЕЛИНА КОЛЬЦА» Д.Р. Р. ТОЛКИНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Это и английские междометия, простейший сигнал остраненности: crack! bump! splush! bang! (у Заходера «трах!», «бум», «плюх»); восклицают же звери Леса у Руднева «О!» (Oh!), а не «Ой!». Это и сохранение некоторых слов по-английски, например Happy Birthday, иногда и в написании кириллицей: «хэлло», «бэби» или «...наступает Время Ленча» (столь важного для Winnie-Пуха). Это и постоянное указание на необычность текста, для чего используется множество типографских возможностей, заложенных уже в подлиннике: курсив, прописные буквы для выделения слов, крупный шрифт. Все это усиливает юмористический эффект, поскольку это является также отказом от привычного. Так, например, у Заходера осел Иа перед уходом в «искпедицию» говорит: «Тронулись. Но я тут ни при чем» (с.93); а у Руднева и Михайловой осел И-Ё перед «экспотицией»: «Мы идем. Только не сваливайте потом на меня!» (с.142). Даже при маркировке прямой речи переводчики следуют английскому, пользуясь не тире, а кавычками.
Из этого следует, что для Бориса Заходера адресная группа — малыши (что не делает его перевод заведомо неинтересным для старших). Однако латинскому шрифту русские дети — в возрасте Кристофера Робина — учатся не только в начальных классах, но и по этикеткам и рекламе иностранных товаров. Аккуратный читатель посмотрит в словаре, а менее сознательный положится на контекст, помогающий догадаться о значении слова. Если в шестой главе звери только и говорят, что о дне рождения осла И-Ё, и без устали его поздравляют, то легко догадаться, что Happy Birthday — поздравление на родном языке зверя, а именно — на английском. Новообразование же бонсировать, может быть, не сразу будет понято в своем двойственном значении, однако, со временем ребенок узнает на уроках английского языка своего давнего знакомца — глагол bounce. И наконец, как бы двойное остранение в переводе стишков, которое делается опять лексически близко к оригиналу, но с воспроизведением (цитированием) русской метрики и с русскими поэтическими ассоциациями, включая и цитаты из советских популярных песен. Такая насыщенность нового перевода «Вини-Пуха» интересна будет даже тем детям и взрослым, которые привыкли к старому переводу Б. Заходера. Однако его восприятие вызывает неоднозначную реакцию, так как для одних новый перевод кажется слишком модернизированным и не совсем понятным, тогда как для других (особенно для подрастающего поколения) такой перевод вызывает любопытство и интерес.
2.2. Мир переводов «Властелина Кольца» Д.Р. Р. Толкина
Неоднозначность положения эпопеи Д. Р. Р. Толкина в контексте современной литературы ставила в тупик еще издательство «Аллен и Анвин», которое и дало «жизнь» «Властелину Колец». Так, Рейнер Анвин писал своему отцу: «Честно говоря, не представляю, кто это будет читать: дети половины не поймут; однако, если взрослые не сочтут ниже своего достоинства прочесть все это, им, безусловно, понравится». Данное описание книги не потеряло своей актуальности и сегодня, так как очень трудно отнести «Властелина Колец» к какому-либо определенному жанру.
Как известно, своим появлением «Властелин Колец» обязан неожиданному успеху «Хоббита» — сказки, написанной Толкиным для своих детей и случайно привлекшей внимание издательства «Аллен и Анвин».
Из воспоминаний Толкина известно, что летом 1930 года он сидел в своем кабинете, проверяя экзаменационные работы: «Мне повезло: один из экзаменующихся великодушно оставил последний лист чистым… И я написал на нем: «В норе на склоне холма жил да был хоббит». У меня из имен всегда вырастают истории. Я подумал и решил, что стоит выяснить, кто же такие хоббиты. Но это было только начало».
Очевидно, что когда произведение невозможно определить в рамки одного перевода, то благодаря переводчикам есть возможность получить удовольствие именно от их разнообразия. Ведь читая новый перевод любимой книги, читатель каждый раз сталкиваемся, хоть и со знакомым, но все-таки уже чуть-чуть другим произведением. Так у поклонников Толкина, не знакомых с оригиналом, в отличие от англоязычных читателей, есть преимущество - вместо одной несколько «версий» оригинала.
Переводов Толкина за последние годы было немалое количество. Причина здесь не только в популярности книги, но и в ее лингвистических особенностях. Несмотря на оставленное Толкиным «Руководство по переводу имен», горячие споры вокруг «правильного» перевода не затихают до сих пор. Именно поэтому интересным представляется рассмотреть наиболее известные переводы «Властелина Кольца»:
1) В. Муравьев, А. Кистяковский («Властелин Колец»)
Самый первый (первая книга — «Хранители» — вышла еще в 1982 г.) и самый спорный перевод «Властелина Кольца». По сути дела, это пересказ истории о Кольце «на русский лад». Переводчики постарались сделать «Властелина Кольца» как можно ближе русскому читателю. Саксонский архаизм повествования плавно превратился в древнерусский (Король — Государь, Глорфиндейл — Всеславур, Shadowfax — Светозар). Появились витязи, прибаутки Сэма приобрели русский народный колорит («Хошь — день, а не хошь — как хошь»), а разговор орков — жаргон или так называемый язык арго. Безусловно, подобное обращение с оригиналом вряд ли порадовало бы профессора Толкина, но невзирая ни на что, перевод получился довольно ярким, своеобразным и привлек большое количество читателей.
Так некоторые из находок В. Муравьева и А. Кистяковского бесспорно интересны («умертвия», «Бродяжник», «Лихолесье» и т.д.), а стихи в переводе А. Кистяковского по своему воздействию и изяществу до сих пор являются лучшими. Данный вариант перевода рекомендуется, прежде всего, детям и тем взрослым, которых бы тяготила тяжеловесность материала. Для тех же, кто хотел бы составить более точное мнение об оригинале, этот перевод не годится.
2) В. Маторина («Хоббит», «ВК»)
Долгое время В. Маторина скрываясь за аббревиатурой В.А.М. К тому же, найти полное издание ее перевода в 1990-е годы было непосильным трудом, до тех пор, пока издательство ЭКСМО не выпустило в 2002 г. и «Хоббита», и «Властелина Колец» в одном томе.
Маторинский перевод - один из самых буквальных, со своими недостатками и достоинствами. Тем не менее, её перевод будет интересен всем тем, кто с оригиналом не знаком, но желает все-таки ближе к тексту узнать, что же писал Толкин. Рекомендуется для любителей и сравнительного чтения. Стоит также отметить, что в новом издании данного перевода издательством ЭКСМО некоторые имена и названия изменены переводчиком («Лихолесье» — «Темнолесье», «Гэндальф» — «Гэндальв» и др.).
3) Н. Григорьева, В. Грушецкий («Властелин Колец», «Сильмариллион»)
Второе название, закрепившееся за этим переводом — «северо-западный», так как впервые он вышел в знаменитом издательстве «Северо-Запад» в 1991 г. и стал первым полным русскоязычным переводом «Властелина Кольца». Известен тот факт, что В. Муравьев с А. Кистяковским раньше начали свой перевод, однако позже закончили. Это была первая сознательная альтернатива муравьевскому «пересказу». Поэтому, по сравнению с переводом В. Муравьева и А. Кистяковского, он более «взрослый». Сами переводчики писали: «В работе по переводу трилогии для нас принципиально важно было попытаться передать смысловую составляющую (не всегда прямо выраженную), не отрываясь слишком далеко от текста». «Сильмариллион» в переводе В. Муравьева и А. Кистяковского достаточно упрощен, но при этом и более доступен для первого ознакомления. Таким образом,, «северо-западный» перевод — попытка найти золотую середину между буквальностью и русификацией.
4) М. Каменкович, В. Каррик, С. Степанов («Властелин Колец», «Хоббит»)
Это «трио» переводчиков органично дополняет «пары» Муравьев — Кистяковский и Григорьева — Грушецкий. Перевод М. Каменкович, В. Каррик, С. Степанова знаменателен тем, что к эпопее Толкина переводчики подошли с большой основательностью. «Многие переводчики, — говорила М. Каменкович, — кто неволей, а кто волей, задавались целью «приблизить» книгу к читателю. Но мы категорически против такого подхода! Это далёкая книга! А Толкин прекрасно знал, что далёкое подчас гораздо могущественнее близкого».
Данное издание привлекательно также обилием подробных комментариев с поясняющими выдержками из писем и статей, как самого автора, так и его критиков.
Однако, точность не всегда способна адекватно отобразить эмоциональное воздействие оригинала. Некоторые имена и названия переведены по-другому — «Скадуфакс», «Навьи», «Заселье». Такие изменения в значительной мере оправдывают комментарии, которые даются в самой книге с подробным объяснением причин перевода того или иного слова.
Данное издание будет интересно для повторного ее прочтения только после ознакомления с более «близкими» русскому читателю переводами.
5) Н. Эстель («Сильмариллион»)
Один из первых переводов Толкина (1993 г.). Язык перевода, подобно оригиналу, в меру архаизирован, красочен и несколько витиеват. Однако, это, к сожалению, затрудняет чтение книги неподготовленному читателю.
6) Н. Рахманинова («Хоббит»)
Первый перевод «Хоббита» (и вообще Толкина), изданный в СССР в 1976 г. Блестящий по слогу, но сильно «сглажен» и «инфантилизирован» (в частности лишен многих географических описаний, скучных для детской аудитории). Такой перевод предназначен именно детям.
7) Собрание сочинений Толкина издательства ACT («Сильмариллион» — Н. Эстель; «Хоббит» — К. Королев, «Властелин Колец» — В. Волковский).
Главный плюс этого издания — попытка свести все произведения Толкина к некоему общему переводу, несмотря на разных переводчиков. Для этого Н. Эстель приходится «подстраивать» свой перевод под общую «концепцию», что в сочетании с неграмотной работой корректора приводит ко множеству «ляпов», например, разные переводы одних и тех же имен в одном тексте.
Перевод «Хоббита» вышел еще более «детским», чем у Рахманиновой.
В «Властелине Колец» переводчик взял за основу многое из перевода В. Муравьева. Так, он сохранил неизменными самые удачные из муравьевских имен, а тон повествования сильно приблизил к отечественному «менталитету».
8) А. Немирова («Властелин Колец»)
Еще одна попытка улучшить муравьевский перевод. Переводчица пишет: «Чтобы не затруднять читателям восприятие, нельзя было менять уже знакомые имена и названия — тем более, что многие из них мне самой представлялись единственно возможными… Адекватным называется в теории тот перевод, который на читателей производит в целом то же впечатление, что и оригинал, с использованием средств своего языка. …те, кто считает правильным перевод буквальный, вряд ли одобрят мою работу. С другой стороны, я не позволяла себе дописывать за автора, как это иногда делается. Стиль автора достаточно строг: минимум синтаксиса, минимум эпитетов, повторяющиеся формулы и лишь изредка сложные цветистые обороты».
9). Бобырь («Сильмариллион», «Хоббит», «Властелин Колец»)
Перевод, практически единогласно принятый поклонниками Толкина как самый худший. Вышел одним из первых, в спешке. Текст произвольно сокращался, лишался стихов и даже переставлялся местами. Особенно примечательно то, что «Властелин Колец» начинается сразу с того, что «Когда Бильбо ушел и оставил Кольцо Фродо…» (т.е., полностью убрана первая глава).
И в заключении, хотелось бы привести несколько примеров имен и названий в оригинале и в разных переводах.
1) Оригинал: Shir — традиционный английский топонимический корень, входящий в название исторических областей (например, Девоншир).
Муравьев и Кистяковский: Хоббитания
Григорьева и Грушецкий: Шир
В. А. М. (В.Маторина): Хоббитшир
Каменкович и Каррик: Заселье
Другие варианты: Удел (пер. Волковского), Край (пер. Немировой)
2) Оригинал: Rivendell — (англ. «раздвоенная долина»)
Муравьев и Кистяковский: Раздол
Григорьева и Грушецкий: Дольн
В. А. М. (В.Маторина): Райвенделл
Каменкович и Каррик: Ривенделл
Другие варианты: Разлог (пер. Волковского)
3) Оригинал: Mirkwood — (англ. Mirk —темный, мрачный, зловещий, Wood —лес).
Муравьев и Кистяковский: Лихолесье
Григорьева и Грушецкий: Сумеречье
В. А. М. (В.Маторина): Темнолесье
Каменкович и Каррик: Чернолесье
Другие варианты: Кромешный Лес (пер. Рахманиновой)
4) Оригинал: Old Man Willow — (англ. старик Ива).
Муравьев и Кистяковский: Старый Вяз
Григорьева и Грушецкий: Старый Лох
В. А. М. (В.Маторина): Старуха Ива
Каменкович и Каррик: Старая Ива
Другие варианты: Дядька Ива (пер. Волковского), Старина Осокорь (пер. Немировой)
5) Оригинал: Barrow-wight — (англ. Barrow —курган, могильный холм, wight" —существо, все вместе —могильный призрак").
Муравьев и Кистяковский: Умертвие
Григорьева и Грушецкий: Нежить
В. А. М. (В.Маторина): Умерлие
Каменкович и Каррик: Навьи
6) Оригинал: Strider — существительное от англ. stride —большой шаг, быстрая походка.
Муравьев и Кистяковский: Бродяжник
Григорьева и Грушецкий: Колоброд
В. А. М. (В.Маторина): Бродяжник
Каменкович и Каррик: Бродяга-Шире-Шаг
Другие варианты: Шатун (пер. Немировой)
7) Оригинал: Theoden - — различия в переводах такого простого слова связаны исключительно с фонетикой. В нашем языке нет звука, адекватного «th», поэтому его нередко переводят как «ф».
Муравьев и Кистяковский: Теоден
Григорьева и Грушецкий: Теоден
В. А. М. (В.Маторина): Феоден
Каменкович и Каррик: Теоден
Другие варианты: Тейоден (пер. Волковского).
Таким образом, такое разнообразие переводов «Властелина Кольца» свидетельствует о вкусах и предпочтений современных читателей. Популярность данного произведения позволяет многим переводчикам экспериментировать с оригиналом текста, изменять и менять сюжетную линию, а также добавлять что-то свое. Однако, несмотря на то, что старые переводы «Властелина Кольца» давно отошли на «второй план», всё-таки нельзя забывать о качестве перевода, так как любой из рассмотренных переводов, а также будущие переводы могут оказаться в руках как взрослого читателя, так и ребёнка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, количество переводов одного и того же произведения говорит о том, что издатели заказывают переводы только тех авторов, которые были уже переведены в России и имели успех, так как чтобы на книгу обратили внимание, нужно не только перевести и издать, но еще и за большие деньги её разрекламировать. Устарелость перевода - сравнительное свойство: читая книгу в оригинале читатель видит, что она живее и современнее, чем ее русский перевод. Поэтому, прежде всего, устаревают переводы классических произведений, так как чем больше людей будут для себя читать хорошие иностранные книги, тем чаще будут появляться новые переводы и, соответственно, устаревать переводы прежние.
Проблема заключается в том, что читателя как единой группы не было никогда, а обязательное школьное обучение и массовое производство книг не смогли очень расширить круг их читателей. Так обстоит дело в России. Как и на Западе, громадное большинство людей, умеющих читать, потребляет появившееся в изобилии «дешевое чтиво», а те, кого в книгах всегда интересовало только содержание, фабула – перешли на телевизор, где наслаждаются сериалами. Когда дело касается чтения «высокой» художественной литературы, среди читателей — два полюса: относительно стабильная группа тех, для кого чтение — привычка, и разросшаяся масса тех, кто таких книг не читает никогда. Это одна сторона. Вторая же состоит в том, что именно стабильный, русский читатель тоже изменился. Он уже не тот любитель словесности, которого имел в виду Гёте, когда писал, что переводы, максимально приближенные к оригиналу, годятся только для «бесед ученых между собой». Имея теперь возможность ездить и в ближние, и в дальние страны, пользоваться Интернетом, он получает не только больше непосредственной информации о странах, породивших оригинал, но и больше знаний о культурной среде и литературных традициях, в которых оригинал возник (это касается и ранее мало известных литератур — таких, как латиноамериканская или японская). Кроме того, сегодняшний читатель лучше знает языки, и не только английский. И главное: с распадом тоталитарной монолитности он (на Западе ли, в России ли) постепенно адаптируется к многообразию — национальному, культурному, политическому. Потребитель новых российских художественных переводов стал квалифицированнее. Расширившийся горизонт читательских ожиданий делает его более восприимчивым ко всякого рода новшествам. И конечно, сама литература как объект перевода (и не обязательно сугубо постмодернистская, а просто современная) обеспечивает готовность читателя участвовать в переводческом эксперименте, иначе — в реализации текста. Нынешний читатель достаточно далеко ушел от слепо верующих во все написанное читателей лютеровской Библии, равно как и от восторженных барышень и юношей, заучивавших «Людмилу» Жуковского. Он знает, что перевод (художественный) — это жанр литературы, следующий своим собственным временным законам.
Список использованной литературы
Бархударов Л. С. Язык и перевод (Вопросы общей и частной теории перевода). М.: Междунар. отношения», 1975.-240 с.
Виноградов В. В. О языке художественной литературы. - М.: Искусство, 1959.- 673 с.
Виноградов В.С. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы). М.: Издательство института общего среднего образования РАО, 2001. — 224 с.
Гарбовский Н.К. Теория перевода. М.: Изд. Моск. ун-та, 2004.- 544 с.
Джон Р. Р. Т. Властители колец: Фантастические романы / Джон Р. Р. Толкиен; Пер. с англ. З. И. Бобырь; Художник М. И. Сивенкова. - М.: Молодая гвардия, 1991.- 797 с.
Джон Роналд Руэл Толкин. Властители колец: Фантастические романы/ Джон Р. Р. Толкиен; [Пер. с англ. З. И. Бобырь; Художник М. И. Сивенкова.]. - М.: Молодая гвардия, 1991. - Ч. 1.: Хоббит, или Туда и Обратно; Содружество. - 1991.
Иностранная литература. Постмодернистская концепция перевода №9, М.: 1996. – 120 с.
Кашкин И. Для читателя — современник. М.: Просвещение, 1968.- 534 с.
Любимов Н. Перевод — искусство. М.: Изд. литературы на иностранных языках, 1982. - 211 с.
Мигель С. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Часть I. / Пер. с исп. Н. Любимова. М. Междунар. отношения, 1963.- 534 с.
Милн А. Винни-Пух и все-все-все // Пер. с англ. Б. Заходер. М.: Олма-Пресс, 2001.- 224 с.
Рохас Ф. Селестина // Пер. с исп. Н. Фарфель. (Редакция перевода Е. Лысенко). М.: Союз, 1959.- 289 с.
France A. De un horrible paincture qui fust veue en ung temple... // Les Contes de Jacques Tournebroche. Paris, 1909.- P. 125—126.
Швейцер А.Д. Теория перевода: Статус, проблемы, аспекты. М.: РАО, 1988.- 254 с.











2

1.Бархударов Л. С. Язык и перевод (Вопросы общей и частной теории перевода). М.: Междунар. отношения», 1975.-240 с.
2.Виноградов В. В. О языке художественной литературы. - М.: Искусство, 1959.- 673 с.
3.Виноградов В.С. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы). М.: Издательство института общего среднего образования РАО, 2001. — 224 с.
4.Гарбовский Н.К. Теория перевода. М.: Изд. Моск. ун-та, 2004.- 544 с.
5.Джон Р. Р. Т. Властители колец: Фантастические романы / Джон Р. Р. Толкиен; Пер. с англ. З. И. Бобырь; Художник М. И. Сивенкова. - М.: Молодая гвардия, 1991.- 797 с.
6.Джон Роналд Руэл Толкин. Властители колец: Фантастические романы/ Джон Р. Р. Толкиен; [Пер. с англ. З. И. Бобырь; Художник М. И. Сивенкова.]. - М.: Молодая гвардия, 1991. - Ч. 1.: Хоббит, или Туда и Обратно; Содружество. - 1991.
7.Иностранная литература. Постмодернистская концепция перевода №9, М.: 1996. – 120 с.
8.Кашкин И. Для читателя — современник. М.: Просвещение, 1968.- 534 с.
9.Любимов Н. Перевод — искусство. М.: Изд. литературы на иностранных языках, 1982. - 211 с.
10.Мигель С. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Часть I. / Пер. с исп. Н. Любимова. М. Междунар. отношения, 1963.- 534 с.
11.Милн А. Винни-Пух и все-все-все // Пер. с англ. Б. Заходер. М.: Олма-Пресс, 2001.- 224 с.
12.Рохас Ф. Селестина // Пер. с исп. Н. Фарфель. (Редакция перевода Е. Лысенко). М.: Союз, 1959.- 289 с.
13.France A. De un horrible paincture qui fust veue en ung temple... // Les Contes de Jacques Tournebroche. Paris, 1909.- P. 125—126.
14.Швейцер А.Д. Теория перевода: Статус, проблемы, аспекты. М.: РАО, 1988.- 254 с.

Содержание

Введение

Глава 1. Жанр и лингвопереводческая специфику специального текста

1.1 Транслатологические аспекты специального перевода

1.2 Предпереводческий анализ текста оригинала

Глава 2. Способы перевода терминов искусствоведческой тематики

2.1 Подходы к переводу терминов

2.2 Транслатологическая специфика перевода терминов

Вывод

библиография

Текст перевода

Введение

Отправной точкой в истории перевода можно считать Карфаген, где бок о бок жили люди десятков национальностей, в этом случае существовала особая каста "профессиональных". Кроме того, члены этой касты были освобождены от всех повинностей и были заняты только перевод (Гарбовский, 2007). Важность перевода люди были в курсе еще с тех времен, считая работу переводчика трудным, но необходимым. С тех пор прошло уже более двух тысяч лет, перевод стал одним из самых важных способов обмена информацией. Увеличилось количество переводящих языков, тематика текстов стала еще более разнообразной. С рождением науки о переводе - переводоведения - было уделено больше внимания теоретическим аспектам перевода. Тексты были проанализированы с точки зрения их стилистической принадлежности и потенциальных рецепторов перевода.

Вместе с перевод текстов художественной литературы, быстрое развитие в XX веке получили переводы текстов других стилей, в том числе искусствоведческого характера. Говоря о тех же вещей, людей, иногда, их называют по-разному, используя определенные ассоциации, связанные с ними. Применительно к переводоведению стоит говорить о языковой картине мира, определяется для каждой нации. Наибольшее влияние картины мира определяет различия в терминологии некоторых дисциплин, например, арт. Соответственно, для того, чтобы установить эти различия возможно путем изучения текста, участвуют в области искусств, и его перевод на русский язык.

Актуальность диссертации обусловлена тем, что, терминологический аппарат современного искусства активно пополняется десятками новых терминов, ранее неизвестных общественности. Понимание особенностей перевода таких терминов, делает интерпретации текстов, в целом, более адекватно и представляют людей с достижениями в различных областях культурной жизни.

Объектом нашего диссертационного исследования, исходя из сказанного выше, с точки зрения искусствоведческой темы, предмет исследования - способы перевода искусствоведческих терминов с немецкого на русский язык.

Узнать стоимость работы