Политические и правовые взгляды Вл. Соловьева

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История политических и правовых учений
  • 1515 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 06.04.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Философские воззрения В.С. Соловьева
ГЛАВА 2. Проблема государства и права в работах В.С.Соловьева
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Он дает такое определение права: «Право есть принудительное требование реализации определенного минимума добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла».
Важное место в системе политических воззрений Соловьева занимает национальный вопрос. Все народы, отмечает он, соединены общностью происхождения от Адама и Евы и в перспективе опять должны вернуться к состоянию единства в форме всемирной теократии. Соловьев признает, что между нациями существует вражда как зоологический факт, но он убежден в победе христианских ценностей над национальным эгоизмом. В национализме Соловьев усматривает одну из основных угроз для России. По его мнению, уже в Средневековье сформировался «слепой национализм» Московского царства, который в какой-то мере был преодолен «просвещенным патриотизмом» Петра I. «Что касается до России, то, не говоря о княжеских усобицах и о кулачных «народоправствах», те дикие инородческие элементы, которые Московское царство и всероссийская империя с таким трудом и постепенностью оттесняли все далее и далее к пределам страны, без сомнения более покорились, чем переродились, и, если бы на закавказской, туркестанской и сибирской границах штык и пика — избави Боже — исчезли или ослабели, всякому моралисту пришлось бы сразу понять истинную ценность этих превосходных учреждений».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовые воззрения Соловьева так же, как и политические, противоречивы. Его правовая теория — это попытка включить либеральные кантианские идеи в консервативный контекст собственного теократического идеала. К изложенным выше в целом либеральным теоретико-правовым положениям Соловьев делает одно существенное добавление, которое едва ли их не перечеркивает. Он утверждает, что подлинный прогресс права и его нормальное функционирование возможны лишь при наличии христианского самодержца. В этом случае авторитет и мнение неограниченного в своей власти монарха фактически оказываются выше права.
В обсуждении проблем организации теократии («богочеловеческого теократического общества») Соловьев выделяет три элемента ее социальной структуры: священники (часть божия), князья и начальники (часть активно-человеческая) и народ земли (часть пассивно-человеческая). Такое расчленение, по мнению философа, естественно вытекает из необходимости исторического процесса и составляет органическую форму теократического общества, причем эта форма «не нарушает внутреннего существенного равенства всех с безусловной точки зрения» (т.е. равенства всех в своем человеческом достоинстве).
Правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия «для достойного существования и совершенствования людей».
Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством. Естественное право для него не есть некое обособленное натуральное право, предшествующее исторически праву положительному Право в его историческом измерении предстает «исторически-подвижным определением необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов – личной свободы и общего блага». То же самое в другой формулировке раскрывается как равновесие между формально-нравственным интересом личной свободы и материально-нравственным интересом общего блага.
Появление национального государства готовит почву для превращения его в правовое. Достигнутый уровень национального единства должен быть очерчен соответствующими границами, а национальная целостность — скреплена обручами внутренней солидарности. Наиболее активные силы народа участвуют в формировании общественной жизни, механизмах власти. Именно эти силы противостоят деспотизму государства. На этом этапе развития государственности стремительно возрастает значение индивида как личности и на первый план выдвигается проблема либерализма и социализма.
Национализм является перевернутым патриотизмом. Трагическая ошибка национализма заключается прежде всего в том, что он пытается реальное и относительное превратить в абсолютное: заменить Бога и его универсальную церковь абсолютом национального государства.
Таким образом, мы можем сказать, что Идея патриотизма, поиск Россией своей национальной идентичности, защита и распространение русского языка, развитие русской культуры, тема русскости как образа жизни в широком смысле слова, проблематика национальных культур народов многонациональной России, наконец, утверждение «Мы это мы, и это наша страна», выдвигаемое в противовес идее глобализма, становятся важным симптомом роста национального самосознания масс в период трансформации.

ЛИТЕРАТУРА
Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. – Вып. 1. – М., 1994.- 541с.
Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909 — 1910 / Сост., коммент. Н. Казаков; Предисл. В. Шелохаева. — М.: Мол. гвардия, 1991. — 462 с.
Государство Российское: власть и общество. С древнейших времен до наших дней. Сб. документов. Учебное пособие / Под ред. Ю.С. Кукушкина. – М., 1996.402с.
Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. – М., 1995.-414с.
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений.М.: Издательство Норма, 2004. – 933с.
П.И. Новгородцев. Об общественном идеале. — М.: Прогресс, 1991. — 640 с.
Соловьев В.С. Соч. в 2-х томах. Т. 1 / Сост., общ. ред. вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; С.Л. Кравца и др. — М.: Мысль, 1990. — 892с.
Соловьев В.С. Сочинение в двух томах. Философская публицистика. Т. 1. — М.: Правда, 1989. — 688 с.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. – М., 1995.с. 325
Государство Российское: власть и общество. С древнейших времен до наших дней. Сб. документов. Учебное пособие / Под ред. Ю.С. Кукушкина. – М., 1996.с. 214

Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909 — 1910 / Сост., коммент. Н. Казаков; Предисл. В. Шелохаева. — М.: Мол. гвардия, 1991. с. 112
Соловьев В.С. Соч. в 2-х томах. Т. 1 / Сост., общ. ред. вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; С.Л. Кравца и др. — М.: Мысль, 1990. с. 314
Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. – Вып. 1. – М., 1994.с. 426
Соловьев В.С. Сочинение в двух томах. Философская публицистика. Т. 1. — М.: Правда, 1989. с. 316
Соловьев В.С. Сочинение в двух томах. Философская публицистика. Т. 1. — М.: Правда, 1989. с. 316
Там же с. 316-317
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений.М.: Издательство Норма, 2004. – 933с.
П.И. Новгородцев. Об общественном идеале. — М.: Прогресс, 1991. с. 231
Соловьев В.С. Сочинение в двух томах. Философская публицистика. Т. 1. — М.: Правда, 1989. с. 226













2

1.Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. – Вып. 1. – М., 1994.- 541с.
2.Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909 — 1910 / Сост., коммент. Н. Казаков; Предисл. В. Шелохаева. — М.: Мол. гвардия, 1991. — 462 с.
3.Государство Российское: власть и общество. С древнейших времен до наших дней. Сб. документов. Учебное пособие / Под ред. Ю.С. Кукушкина. – М., 1996.402с.
4.Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. – М., 1995.-414с.
5.Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений.М.: Издательство Норма, 2004. – 933с.
6.П.И. Новгородцев. Об общественном идеале. — М.: Прогресс, 1991. — 640 с.
7.Соловьев В.С. Соч. в 2-х томах. Т. 1 / Сост., общ. ред. вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; С.Л. Кравца и др. — М.: Мысль, 1990. — 892с.
8.Соловьев В.С. Сочинение в двух томах. Философская публицистика. Т. 1. — М.: Правда, 1989. — 688 с.

Вопрос-ответ:

Какие философские воззрения выражает Вл. Соловьев?

Вл. Соловьев выражает философские воззрения, основанные на идеях единства, целостности и всеединства. Он полагает, что мир является единой органической системой, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимопроникают. Он также выступает за гармонию между разумом и чувствами, духовностью и материальным миром.

Какое определение права дает Вл. Соловьев?

Вл. Соловьев определяет право как принудительное требование реализации определенного минимума добра или порядка, которое не допускает проявлений зла. Он считает, что право должно быть основано на идеалах справедливости и моральности, и служить защите интересов общества и индивида.

Как Вл. Соловьев относится к национальному вопросу?

Вл. Соловьев придает важное значение национальному вопросу. Он считает, что все народы связаны общностью происхождения и должны стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Он противостоит национализму и поддерживает идею космополитической гражданской идентичности, основанной на принципах взаимного уважения и толерантности.

Какие проблемы государства и права обсуждаются в работах Вл. Соловьева?

В работах Вл. Соловьева обсуждаются проблемы связи государства и религии, вопросы о том, как должно быть устроено идеальное государство, и как право может способствовать установлению справедливого и гармоничного общественного порядка. Он также рассматривает роль права в защите прав и свобод граждан, а также в содействии развитию моральных и духовных ценностей.

Какие идеи политических воззрений выделяются у Вл. Соловьева?

У Вл. Соловьева выделяются идеи о необходимости объединения разума и духовности в политике, о приоритете этических и моральных принципов перед политическими интересами, а также о значимости развития гражданской идентичности на основе космополитических принципов. Он также подчеркивает важность рационального и морального развития общества и государства.

Какие философские воззрения имел Вл. Соловьев?

У Вл. Соловьева были разносторонние философские воззрения, в которых он объединял элементы религии, этики, метафизики и социологии. Он стремился создать универсальную философскую систему, которая объяснила бы место человека в мире и его отношение к божественному началу.

Как Соловьев определяет право?

По мнению Соловьева, право - это принудительное требование реализации определенного минимума добра или порядка, который не допускает некоторых проявлений зла. Он считал, что право должно быть основано на высших нормах справедливости и морали, и его целью должно быть достижение общего блага.

Какую роль в системе политических воззрений Соловьева играл национальный вопрос?

Для Соловьева национальный вопрос занимал важное место в его системе политических воззрений. Он считал, что все народы объединены общностью происхождения от Адама и Евы, и поэтому должны стремиться к единству и сотрудничеству. Он поддерживал идею международного братства и уважения к различиям народов.