Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Дидактические игры, как средство развития внимания дошкольников с нарушением интеллекта.

  • 16 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 15.05.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Развитие внимания дошкольников с нарушением интеллекта
1.1 Средства развития внимания у детей дошкольного возраста
1.2 Способ развития внимания у детей дошкольного возраста
1.3 Дидактическе игры. Их использование для развития внимания у детей дошкольного возраста
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

И которые по своим характеристикам можно выделить в 2 группы: универсальные и ситуативные.
1.2 Способ развития внимания у детей дошкольного возраста
Для описания данной проблематики исследования способов развития внимания, обратимся к культурно-исторической концепции С.Л. Выгодского. Он писал, что «история внимания ребенка есть история развития организованности его доведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием»[6, стр. 186]. Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого, ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Генетическое развитие представляется в процессе перехода внимания от непроизвольной формы к произвольной. Каждая возрастная стадия характеризуется определенным уровнем развития этих основных форм внимания.
Итак, подведя итог по этой главе можно выделить следующий момент: зная возрастные особенности развития внимания и сочетая культурное развитие внимания можно подобрать необходимое средство для коррекции и развития внимания.
1.3 Дидактическе игры. Их использование для развития внимания у детей дошкольного возраста
Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).
Богатые возможности для развития психических процессов и моторики таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями, что в свою очередь будет формировать процесс перехода непроизвольной формы внимания к произвольной. К тому же все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые методистом дидактически направленные занятия и игры. На них методист имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать психические процессы детей. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами (большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы). Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития, а именно способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый, т.е формируется произвольное внимание. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.
Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность.
Примеры дидактической игры на внимание: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови?». В данных играх дети отвечают на заданные вопросы по картинкам.
Итак, подведя итоги, можно отметить, что дидактические игры по своей сущности представляют собой игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ребенка в целом.









Список использованной литературы
1. Радина Е.И. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», под ред. С.Л.Новоселовой; М.: Просвещение, 1985 г. – 200 с.
2. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие /Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.
3. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986. - Гл.2. - 174с.
4. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997 г. – 21 с.
5. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. /Под ред. М.И. Буянова. М: Просвящение, 1990 - 128 с.
6. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983 г. Т. 3. С. 5-328.
7. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте//Хрестоматия по вниманию.- М., 1976,- С. 186.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1998 – 688 с.
9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996. - 336с.
10. Специальная психология. Учебное пособие. Под редакцией В.И.Лубовского – Саратов: «Академия», 2004 г.
Данный опыт был проведен Выгодским.












3

. Радина Е.И. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», под ред. С.Л.Новоселовой; М.: Просвещение, 1985 г. – 200 с.
2. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие /Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.
3. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986. - Гл.2. - 174с.
4. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997 г. – 21 с.
5. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. /Под ред. М.И. Буянова. М: Просвящение, 1990 - 128 с.
6. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983 г. Т. 3. С. 5-328.
7. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте//Хрестоматия по вниманию.- М., 1976,- С. 186.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1998 – 688 с.
9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996. - 336с.
10. Специальная психология. Учебное пособие. Под редакцией В.И.Лубовского – Саратов: «Академия», 2004 г.

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственный бюджет учреждение высшего образования Республики Крым

"Крымский инженерно-педагогический университет "

Психолого-педагогичекский факультет

Кафедра специального (дефектологического) образования

Дидактические игры в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта

Курсы по олигофренопедагогике

студентки 3 курса, группы AP(E)-5-12

Специальное дефектологическое образование

ИВАНОВА ЕЛЕНА Сергеевна

Научный руководитель:

k. p. n. доцент кафедры С(D),

Petrov I. V.

К защите допускаю:

Заведующий кафедрой(D)О

k. p. н., доцент

Сидоров А. Н.

Симферополь, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических игр и приемов в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта

1.1 Дидактические игры, их виды и значение

1.2 Коррекционно-развивающее значение дидактических игр и упражнения в обучении умственно отсталых учащихся

Выводы по главе I

ГЛАВА II. Общие требования к руководству дидактическими играми

2.1 Методика организации дидактических игр

2.2 Значение дидактических игр в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта

Выводы по главе II

ВЫВОД

СПИСОК литературы

Введение

На современном этапе развития российского общества, его стратегии является наличие молодых людей на образование и поддержание образования в соответствии с их предпочтений и интересов. И, самое главное, независимо от материального положения семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Основная цель специального образования - обеспечить доступное, качественное образование для детей с ограниченными возможностями, для формирования наиболее эффективных путей для их максимальной адаптации и интеграции в общество. Сегодня в центре внимания ученик, его личность, богатый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать наиболее эффективные методы и формы организации процесса обучения учащихся, который будет соответствовать цели развития и коррекции личности учащихся с ограниченными возможностями в развитии [21].

Узнать стоимость работы