Влияние византийской культуры на педагогическую мысль и образовательную практику древней Руси

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История педагогики
  • 3434 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 21.05.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Влияние византийской культуры на педагогическую мысль и образовательную практику древней Руси

Оглавление


Введение
Глава I. Особенности истории русской и византийской цивилизации
Глава II. Влияние Византии на педагогику Руси
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Пространная Правда состояла из Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха – систематизированного сборника правовых норм, входящих в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 года. Пространную Правду составили в XII веке.
В Русской Правде содержался ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По тексту трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Только два юридических критерия, особо выделяют эти группы в составе общества – нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителя этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименнованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане.
Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми были посадские люди и смерды-общинники, которые уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства.
Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, рабочие), наряду со свободными были и зависимые «крепостные» смерды. Свободный смерд – общинник – обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность.
Более сложной юридической фигурой являлся закуп – это человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» – заем, в который могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги и пр.
Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 году. Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа.
Холоп – наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом.
В Русской Правде описывается определенная система договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа. Закон в виде объекта займа предусматривал не только деньги, но и хлеб, мед.
На Руси существовало три вида займа: обычный (бытовой) заем; заем, совершаемый между купцами с упрощенными формальностями; заем с самозакладом – закупничество. Кроме того, предусматривались различные виды процентов в зависимости от срока займа. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую ставку процентов (до 50).
В этом юридическом документе упоминается договор купли-продажи. Закон больше всего интересовали случаи купли-продажи холопов и краденного имущества.
Существовал договор хранения (поклажи). Поклажа рассматривалась как дружеская услуга, была безвозмездной и не требовала формальностей при заключении договора. Были случаи договора личного найма: наем в тиуны (слуги) или ключники. Если человек поступал на такую работу без специального договора, он автоматически становился холопом.
В Древней Руси существовал договор перевозки и комиссии. Русская Правда в статье 54 упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужой товар, данный ему то ли для перевозки, то ли для продажи.
На Руси существовал такой древний договор, как мена, хотя в законодательстве он не отражен, то же можно сказать и об имущественном займе.
Порядок заключения договоров был преимущественно простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символических действий, рукобитья, связывания рук. В некоторых случаях требовались свидетели.
Известно, что имеются определенные сведения и о зарождении письменной формы заключения договора о недвижимости.
Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица еще нет. Среди видов преступлений нет еще преступления против государства.
Система доказательств состояла из свидетельских показаний, вещественных доказательств, присяги. В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах.
Нормы Русской правды защищали частную собственность, регламентировали порядок ее передачи по наследству, по обстоятельствам и договорам.
В древнейших летописных памятниках встречаются явления семейного права.
«Приданое служило основой отдельного имущества жены; с появлением приданого началось юридическое определение положения дочери или сестры в семье, ее правового отношения к семейному имуществу. По Русской Правде сестра при братьях не наследница; но братья обязаны устроить ее свадьбу, выдать замуж, «како си могут», с посильным приданым. Как накладная обязанность, которая ложится на наследство, приданое не могло быть приятным для наследников институтом…
При отсутствии братьев дочь – полноправная наследница отцовского имущества в землевладельческой служилой семье и сохраняет право на часть крестьянского имущества, если осталась после отца незамужней. Все отношения по наследованию заключены в тесные пределы простой семьи; наследники из боковых не предусматриваются как случайные участники в наследстве. Строя такую семью и заботливо очищая ее от остатков языческого родового союза, христианская церковь имела для того бытовой материал, заготовленный еще в языческую пору, между прочим, в браке с приданным».
Более всего на Руси были регламентированы процессуальное и уголовное право.
К процессуальному праву относятся:
презумпция невиновности – договор 911 года установил, что при наличии сомнений в преступности деяния бремя доказывания невиновности ложится на обвиняемого;
состязательность и равноправие сторон (обе стороны наделены правом голоса в равной степени), обладание сходными процессуальными правами;
обязательность исполнения судебных решений;
соразмерность преступления и наказания – договор 911 года прямо установил, что «и боудеть казнь, якож явиться согрешение».
Почти большая часть статей Русской Правды была посвящена имущественным преступлениям, прежде всего охране имущества феодалов. Устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников) и пашенных межей. Суровое наказание следовало за поджог двора и гумна (ст. 83) – поток и разграбление. Подробно было написано об ответственности за кражу самых различных видов имущества (скота, зерна, ладьи). Высшее наказание – поток и разграбление – устанавливалось за конокрадство.
Этот памятник письменности и наказания за аморальное поведение в воспитательных целях дошел до нас практически целиком. Известно, что многие по нему учились грамоте и письму.
Заключение

Безусловно, уникальными памятниками дохристианской Руси являются Летописи.
Принятие христианства сыграло революционную роль в развитии образования и воспитания, выдвинуло церковь, монастыри, их служителей, монахов, старцев на первую роль в накоплении знаний, формировании системы обучения и воспитания.
С принятием христианства усилилась педагогическая составляющая в распространении знаний. Догматы новой веры стали основой и воспитания, и образования. Литература поучительного характера периода Киевской Руси представлена многими удивительными творениями, среди которых выделяются «Изборник» Святослава 1073 года, «Изборник» 1075 года, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Моление Даниила Заточника».
Основная социальная миссия христианства состояла не только в том, что славянская цивилизация восприняла новую стройную систему веры: с самого зарождения христианство было образовательной религией. Семья, с приходом в нее христианства, становилась школой воспитания и образования одновременно.
В формировании государственности Древней Руси огромное значение имело русское феодальное право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Создание единого государства произошло не само собой, а после длительного исторического развития восточнославянских племен. Большое значение имели такие факторы, как необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение войн, организация торговых отношений.
Складывание крупного Древнерусского государства началось еще в первой половине IX века. Под властью Киева во второй половине IX века объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и Новгородское. Позднее киевскому князю подчинились все основные восточнославянские земли. Древнерусское Киевское государство просуществовало до середины XII века. Оно занимало огромную территорию. К концу X века его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива.
Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая ее заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе.
Объединение восточных славян в единое государство обеспечило дальнейшее развитие их экономики, усилило военную мощь, помогло укреплению международных связей. Это был первый период в истории формирования государственности будущей России.

Список использованной литературы

1. Августин А. О Троице: в пятнадцати книгах против ариан / Перевод, вступ. ст., прим. А. А. Тациана. – Краснодар: Глагол, 2004. – 416 с. – (Патристика. Тексты и исследования).
2. Административно-территориальное устройство России: История и современность/под общ. ред. А. В. Пыжикова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 318 с.
3. Гараджа В. И. Социология религии: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2005. – 344 с.
4. Греков Б. Киевская Русь. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2004. – 672 с. – (Историческая библиотека).
5. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 400 с.
6. Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. – М.: Изд-ко-книгот. Центр Маркетинг; Изд-во МГСУ Союз, 2001. – 848 с.
7. Западная Европа. Древний Восток: Хрестоматия / Сост. Д. М. Зарецкая, В. В. Смирнова. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 332 с.
8. Искусство: Живопись, скульптура, архтектура, графика: Книга для учителя в 3-х ч. Ч. 1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения / Сост. М. В. Алпатов и др. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1987. – 288 с.: ил.
9. История и культура Отечества: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. перераб. и доп. / Под ред. В. В. Гуляевой. – М.: Академический проект, Трикста, 2005. – 752 с. – (Gaudeamus).
10. История печати: Антология. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 420 с. – (Классика журналистики).
11. История политических и правовых Учений: Хрестоматия / Под ред. канд. Философ. наук В. П. Малахова. – М.: Академический проект, 2000. – 414 с. – (Gaudeamus).
12. Каждан А. П. Византийская культура (X–XII вв.). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Алетейя, 1997. – 280 с.
13. Казарезов В. В. Самые знаменитые реформаторы России. – М.: Вече, 2002. – 480 с.
14. Каптерев П. Ф. История русской педагогии / Предисл. Н. В. Бордовской; послесл. В. П. борисенкова. – СПб.: Алетейя, 2004. – 560 с. – (Библиотека русской педагогики).
15. Ключескский В. О. Русская история. Полный курс лекций / Послесл., коммент. А. Ф. Смирнова. – М.: ОЛМА-Пресс, 2005. – 832 с.: ил.
16. Кондратьев Э. В., Абрамов Р. Н. Связи с общественностью: Учебное пособие / Под общ. ред. С. Д. Резника. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Акад. проект, 2004. – 432 с. – (Gaudeamus).
17. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. – М.: Мысль, 1979. – 432 с.: ил.
18. Мировая художественная культура: Учеб. пособие / Б. А. Эренгросс, В. Р. Арсеньев, Н. Н. Воробьев и др.; под ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Высш. школа, 2001. – 768 с.
19. Мчедлов М. П. Политика и религия. – М.: Сов. Россия, 1987. – 252 с.
20. Петров И. В. Государство и право древней Руси. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2003. – 414 с.
21. Почекаев Р. Ю. История связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2007. – 288с.
22. Русский язык. Введение в науку о языке. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография: Учебник / Под ред. Г. Г. Инфантовой. – М.: Флинта; Наука, 2003. – 256 с.
23. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 560 с.: ил.
24. Соколова М. В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 368 с.
25. Ушаков Д. Н. Русский язык: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1995. – 320 с.
26. Филин Ф. П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Историко-диалектологический очерк. – Л.: Наука, 1972. – 656 с.
27. Филюшкин А. И. История России с древнейших времен до 1801 года: Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 336 с.: ил.
28. Цечоев В. К., Асташин В. Е. Отечественная история: Учеб. пособие / Под ред. В. К. Цечоева. – М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/ Д: Изд-кий центр МарТ, 2004. – 528 с.
29. Шевцов И. История России. – М.: Эксмо, 2001. – 326 с.
30. Юхвидин П. А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах. – М.: Новая школа, 1996. – 288 с.

Почекаев Р. Ю. История связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2007. – С. 7.
Петров И. В. Государство и право древней Руси. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2003. – с. 32.
Административно-территориальное устройство России: История и современность / Под. общ. ред. А. В. Пыжикова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – с. 6.
Административно-территориальное устройство России: История и современность / Под. общ. ред. А. В. Пыжикова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – с. 6.
Каждан А. П. Византийская культура (X–XII вв.). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 176.
Там же. С. 176.
Там же. С. 177.
Там же. С. 178.
Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. – М.: Изд-ко-книгот. Центр Маркетинг; Изд-во МГСУ Союз, 2001. – С. 24.
Там же. С. 25.
Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. / Послесловие, коммент. А. Ф. Смирнова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – с. 87–88.
Там же. С. 74.









1


2

Список использованной литературы

1. Августин А. О Троице: в пятнадцати книгах против ариан / Перевод, вступ. ст., прим. А. А. Тациана. – Краснодар: Глагол, 2004. – 416 с. – (Патристика. Тексты и исследования).
2. Административно-территориальное устройство России: История и современность/под общ. ред. А. В. Пыжикова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 318 с.
3. Гараджа В. И. Социология религии: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2005. – 344 с.
4. Греков Б. Киевская Русь. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2004. – 672 с. – (Историческая библиотека).
5. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 400 с.
6. Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. – М.: Изд-ко-книгот. Центр Маркетинг; Изд-во МГСУ Союз, 2001. – 848 с.
7. Западная Европа. Древний Восток: Хрестоматия / Сост. Д. М. Зарецкая, В. В. Смирнова. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 332 с.
8. Искусство: Живопись, скульптура, архтектура, графика: Книга для учителя в 3-х ч. Ч. 1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения / Сост. М. В. Алпатов и др. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1987. – 288 с.: ил.
9. История и культура Отечества: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. перераб. и доп. / Под ред. В. В. Гуляевой. – М.: Академический проект, Трикста, 2005. – 752 с. – (Gaudeamus).
10. История печати: Антология. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 420 с. – (Классика журналистики).
11. История политических и правовых Учений: Хрестоматия / Под ред. канд. Философ. наук В. П. Малахова. – М.: Академический проект, 2000. – 414 с. – (Gaudeamus).
12. Каждан А. П. Византийская культура (X–XII вв.). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Алетейя, 1997. – 280 с.
13. Казарезов В. В. Самые знаменитые реформаторы России. – М.: Вече, 2002. – 480 с.
14. Каптерев П. Ф. История русской педагогии / Предисл. Н. В. Бордовской; послесл. В. П. борисенкова. – СПб.: Алетейя, 2004. – 560 с. – (Библиотека русской педагогики).
15. Ключескский В. О. Русская история. Полный курс лекций / Послесл., коммент. А. Ф. Смирнова. – М.: ОЛМА-Пресс, 2005. – 832 с.: ил.
16. Кондратьев Э. В., Абрамов Р. Н. Связи с общественностью: Учебное пособие / Под общ. ред. С. Д. Резника. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Акад. проект, 2004. – 432 с. – (Gaudeamus).
17. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. – М.: Мысль, 1979. – 432 с.: ил.
18. Мировая художественная культура: Учеб. пособие / Б. А. Эренгросс, В. Р. Арсеньев, Н. Н. Воробьев и др.; под ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Высш. школа, 2001. – 768 с.
19. Мчедлов М. П. Политика и религия. – М.: Сов. Россия, 1987. – 252 с.
20. Петров И. В. Государство и право древней Руси. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2003. – 414 с.
21. Почекаев Р. Ю. История связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2007. – 288с.
22. Русский язык. Введение в науку о языке. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография: Учебник / Под ред. Г. Г. Инфантовой. – М.: Флинта; Наука, 2003. – 256 с.
23. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 560 с.: ил.
24. Соколова М. В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 368 с.
25. Ушаков Д. Н. Русский язык: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1995. – 320 с.
26. Филин Ф. П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Историко-диалектологический очерк. – Л.: Наука, 1972. – 656 с.
27. Филюшкин А. И. История России с древнейших времен до 1801 года: Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 336 с.: ил.
28. Цечоев В. К., Асташин В. Е. Отечественная история: Учеб. пособие / Под ред. В. К. Цечоева. – М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/ Д: Изд-кий центр МарТ, 2004. – 528 с.
29. Шевцов И. История России. – М.: Эксмо, 2001. – 326 с.
30. Юхвидин П. А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах. – М.: Новая школа, 1996. – 288 с.

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказала византийская культура на педагогическую мысль Древней Руси?

Византийская культура оказала значительное влияние на педагогическую мысль Древней Руси. Она внесла важные изменения в систему образования, включая организацию школ, методы преподавания и содержание учебных программ. Византийская культура также повлияла на формирование ценностей интеллектуального развития, морали и этики учеников.

Какие особенности истории русской и византийской цивилизации привели к взаимному влиянию на педагогическую мысль Древней Руси?

Исторические особенности русской и византийской цивилизации, такие как близость географического расположения, религиозные и культурные связи, политические события и обмен знаниями, способствовали взаимному влиянию на педагогическую мысль Древней Руси. Оба общества разделяли общие ценности и требовали знания и умений, которые можно было получить через образование и воспитание.

Какие конкретные изменения внесла византийская культура в систему образования Древней Руси?

Византийская культура внесла несколько изменений в систему образования Древней Руси. Она способствовала организации школ, в которых преподавались различные предметы, включая чтение, письмо, математику, грамматику, музыку и религиозное образование. Византийская педагогика также пропагандировала использование методов обучения, основанных на развитии логического мышления, памяти и моральных ценностей.

Какая роль уставов князя Ярослава и Владимира Мономаха влияла на педагогическую мысль Древней Руси?

Уставы князя Ярослава и Владимира Мономаха, входящие в состав Краткой Правды, играли значительную роль в формировании педагогической мысли Древней Руси. Они содержали нормы и правила, регулирующие образование и воспитание, а также указывали на необходимость развития моральных и этических ценностей учеников. Уставы также регулировали роль учителя и требования к его квалификации.

Какие особенности истории русской и византийской цивилизации были влиянием на педагогическую мысль и образовательную практику древней Руси?

Одной из особенностей влияния византийской культуры на педагогическую мысль и образовательную практику древней Руси было принятие христианства как государственной религии. Это потребовало организации церковного образования и распространения знаний среди населения. Византийская цивилизация также внесла вклад в развитие литературы, искусства и архитектуры, что имело непосредственное отражение на образовательной сфере древней Руси.

Какие источники права были основой педагогической системы Византии, которая также повлияла на образовательную практику древней Руси?

Византийская педагогическая система была основана на двух источниках права: Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Эти документы были систематизированными сборниками правовых норм и стали основой для регулирования образовательной деятельности в Руси. Они определяли права и обязанности учителей и учеников, порядок обучения и воспитания, а также стандарты знаний, которым должны были соответствовать учащиеся.

Какое влияние византийская культура оказала на систему церковного образования древней Руси?

Византийская культура существенно повлияла на систему церковного образования древней Руси. Она стала основой для развития православной традиции, внедрения греческой философии и теологии, а также разработки канонического права. Византийская церковь имела качественные образовательные учреждения, что стало примером для создания подобных институтов на Руси. Таким образом, византийская культура сыграла важную роль в формировании и развитии церковной образовательной системы в древней Руси.

Какая связь была между византийской и русской цивилизациями?

Византийская и русская цивилизации имели тесные культурные и политические связи. Византийская империя оказывала значительное влияние на Русь, передавая ей знания и традиции в различных сферах, включая педагогическую мысль и образовательную практику.

Какова роль Византии в развитии педагогической мысли на Руси?

Византийская культура сыграла важную роль в формировании педагогической мысли на Руси. Монашеские школы, основанные в Византии, стали прототипом русских монастырских учебных заведений. Они пропагандировали идеи образования и воспитания, формировали систему ценностей и знаний.

Какие особенности византийской педагогической мысли были переняты на Руси?

Византийская педагогическая мысль признавала ценность образования и воспитания как основы развития личности. Она подчеркивала значимость нравственного воспитания, знания православия и христианской этики. Русская педагогическая практика также ориентировалась на эти принципы.

Какие источники информации использовались для передачи византийских знаний на Руси?

Одним из источников передачи византийских знаний на Русь были монастыри, где осуществлялось образование и обучение. Некоторые русские князья и бояре отправляли своих детей учиться в Византию, чтобы освоить там знания и послужить мостом между византийской и русской культурами.

Какое значение имела Византия в образовательной практике древней Руси?

Византия имела огромное значение в образовательной практике древней Руси. Оттуда приходили учителя и мастера, которые распространяли знания искусства, истории, письма, музыки и других областей знания. Благодаря этому обмену культурами развивалось образование и интеллектуальный потенциал Руси.