Влияние СМИ на формирование Я подростка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 3131 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 11.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение.
1. Особенности подрасткового возраста. «Образ Я» подростка.
1.1 Исторический очерк развития представлений о подрастковом возрасте.
1.2 Характеристики подросткового возраста.
1.3 Особенности развития самосознания в подростковом возрасте. «Образ Я»
1.4. Кризис подрасткового возраста.
2. Влияние СМИ на формирования «образа Я» подростка.
2.1 Принципы влияния.
2.2 СМИ и его влияние на подростка.
3. Эмпирическое исследование поставленной задачи.
3.2 Характеристика выборки и способа проведения обследования.
3.3 Анализ полученных результатов.
Заключение.
Список литературы.

Фрагмент для ознакомления

[20]
Зависимость к телевидению относится к информационным зависимостям. Телемания – так называется эта зависимость. А само телевидение называют электронным наркотиком, по силе зависимости не уступающем даже героину. Но может вполне резонно возникнуть вопрос: что плохого в том, что подросток, например, смотрит мультфильм?
Более сильно воздействуя на воображение ребенка, мультфильмы дают новые установки и модели поведения. Смотря мультфильм, ребенок индентифицирует себя с его героями. Таковы законы восприятия художественного произведения. А идентифицируя себя с существом, которое успешно уничтожает других существ, ребенок постепенно усваивает агрессивные модели поведения, вознаграждаемые чувством победного торжества. В его психике вырабатывается своебразная канавка агрессивности. Накатанная колея, по которой уже привычно движутся его чувства. В каждом человеке в скрытом виде существует садо-мазохистский комплекс, и современные западные мультфильмы его эксплуатируют, заставляя ребенка переживать наслаждение, когда герой мультфильма причиняет кому-нибудь боль. Это умело стимулируется аудио- и видеорядом. Многократное повторение подобных сцен вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.[4]
«Посмотрите, что с ними сделало телевидение. Это разжиревшие дети, у которых плохо заживают раны, имеются дефицит внимания, проблемы с метаболизмом, гормональные нарушения. Это близорукие дети с аутизмом, раком, диабетом, слабоумием и преждевременным половым созреванием. Столько бед, один ответ – телевизор.».[14] В этом ни на секунду не сомневается британский учёный — психолог и биолог Эрик Сигман, который проанализировал и суммировал 35 различных научных исследований, проведённых в разное время его коллегами из Великобритании и США. В итоге доктор назвал основные негативные последствия просмотра телевизора детьми, опубликовав доклад по теме в уважаемом журнале Biologist.
Итак, чем же «телебомба замедленного действия» угрожает?
1. Ожирением. Уставившись в «зомбоящик», дети не гуляют, не играют, а валяются на диване и механически едят чёрт знает что.
2. «Приклеенностью» зрителя к экрану пользуется и иммунитет, который ослабляется. Не дремлют и сердечно-сосудистые заболевания, приступ получает шанс. А также портится зрение.
3. Утрачивается и способность человека концентрироваться на «нетелевизионных предметах»: рассеянное внимание, проблемы с памятью и скоростью реакций повышают риск развития болезни Альцгеймера, то есть — старческого слабоумия.
4. Телевизор «подавляет» производство мелатонина, ключевого гормона и мощного антиоксиданта, который играет важные роли в иммунной системе, цикле «сон-бодрствование» и половом созревании, которое начинается раньше, чем нужно.
5. Негативно влияет на сон (в частности, яркий свет нарушает ход внутренних часов организма), а нехватка сна улучшает аппетит, и гормональные различия между голодом и сытостью стираются. На выходе, опять же, ожирение.
Выводы.
Итак, рассмотрев теоретические основы поставленной проблемы, мы можем сделать промежуточные выводы:
1. Период является самым важным, и вместе с тем наиболее трудным этапом онтогенетического развития ребенка.
2. На данном этапе формируется «Я-концепция», которая в последствии будет оказывать огромное влияние на жизнь и деятельность человека.
3. СМИ оказывают негативное влияние на формирование образа «Я» в подростковом периоде, в особенности телевидение и Интернет.

Глава 3. Эмпирическое исследование поставленной задачи
3.1 Выбор адекватных методик
1. Для определения отношения подростков к телевидению, обследуемые писали сочинение по статье В. Солоухина, которую он посветил проблеме негативного влияния телевидения на развитие детей и человека в целом.
2. Для исследования мотивационного компонента просмотра телевизионных задач была составлена анкета-опросник, которая состояла из следующих вопросов:
1) Сколько часов в день ты смотришь телевизор?
2) Сколько часов в день ты проводишь в сети Интернет?
3) Какие программы тебе нравятся?
4) Какие фильмы ты предпочитаешь смотреть?
5) Смотришь ли ты новости?
6) Что тебе нравится на телевидении?
7) Обратишь ли ты внимание на рекламу? Если да, то на какую?
8) Что для тебя значит телевидение?
9) Укажите свой пол.
3.2 Характеристика выборки и способа проведения обследования
Исследование проводилось в МОУ школа-лицей №. Города Санкт-Петербурга. В исследовании приняло участие 20 человек. Из них 8 мальчиков и 12 девочек. Средний возраст испытуемых – 13-14 лет. Сочинение писало 8 человек.
Обследование носило групповой характер, проводилось на уроке в удобное для детей время. На сочинение отводилось 15 минут. Анкета предъявлялась на специально заготовленных бланках.

3.3 Анализ полученных результатов
Таблица 1. Данные по сочинению.
№ Вырабатывает телевидение пассивность? Функции телевидения 1 Да Познавательная 2 Зависит от человека Познавательная 3 Да Досуг/развлечение 4 Да Досуг/развлечение 5 Да Досуг/развлечение 6 Зависит от человека Досуг/развлечение 7 Да Негативизм по отношению к телевидению 8 Да Негативизм по отношению к телевидению Анализируя таблицу №1 мы отметим, что только два человека не согласились с мнением автора о том, что телевидение вырабатывает пассивность. Они указывают на то, что это сугубо индивидуально зависит от конкретного человека. Действительно, если у подростка сформированы определенные интересы, выражением которых может являться и хобби, то в данном случае может произойти замещение потребности в просмотре телевизионной программы на хобби. На мой взгляд, данные ответы могут также служить показателем сформированности образа «Я» у этих испытуемых. Потому что, согласившись с автором, испытуемые давали желаемый результат, не давая четкое ему пояснение.
Интересен тот факт, что, несмотря на то, что большинство приняло мнение о негативном влиянии телевидения на человека, только 2 человека выразили открыто негативизм по отношению к нему. Остальные все же не могут отказаться от телевизора (несмотря на то, что понимают его неготивное влияние). Это также может служить подтверждением о присутствии такого артефакта, как «желательный ответ». Большинство испытуемых считает, что проводя время у телевизора они расслабляются и получают, таким образом, удовольствие от такого отдыха. И только 2 человека отмечают позновательную функцию телевидения, которая отражается в позновательных телепередачах.
Таблица 2. Табулированные данные результатам анкеты.
№ пол Время перед телевизором Время в Интернет Люб программа Любим канал Любимый жанр Отношение к новостям 1 м 4 0 Самый умный стс Фантастика, комедии нет 2 м 3 1,5 нет нет Боевики, фантастика да 3 м 3 3 нет стс ужасы Да 4 м 5 0 Камеди клаб спорт Фантастика, комедии да 5 м 2 1 Камеди клаб тнт комедии да 6 м 2 0 сериал RenTV Боевики, фантастика Да 7 м 2 1 нет НТВ Боевики, фантастика Нет 8 м 8 1 Камеди клаб стс Боевики, фантастика да 9 ж 5 0 Истории в деталях стс Комедии ужасы да 10 ж 3 0 Квартирный вопрос MTV комедии Да 11 ж 3 0 Камеди клаб НТВ комеди да 12 ж 4 3 сериал тнт Фантастика, комедии Нет 13 Ж 1 0 Позноват-е стс Фантастика, комедии да 14 Ж 5 0 сеериал тнт Фантастика, комедии да 15 Ж 2 0 нет мтв Комедии ужасы Да 16 Ж 2 0 Позноват-е Россия Фантастика, комедии Да 17 Ж 2 0 Доброе утро»
ОРТ) орт Комедии ужасы да 18 Ж 1 2 нет стс Фантастика, комедии Да 19 Ж 3 0 Фильмы ВВС стс Фантастика, комедии Да 20 ж 6 4 Дом-2 тнт комедии нет Анализируя данные по таблице 2, мы отметим, что среднее времяпрепровождение перед телевизором 3,3 часа, а перед монитором компьютера - 0 около часа. Возможно, такое отличие связано с тем, что интернет является 0 платной услугой (в отличие от телевизора). Поэтому времяпрепровождание за компьютером мало. Но с дальнейшим развитием услуг Интернет – связи есть вероятность, что данная цмфра будет рости.
Только 5 человек отметили в качестве своих любимых передач позновательне. В остальном, все любимые передачи носят развлекательный характер, что также подтверждается и рейтингом телеканалов (лидируют ТНТ и СТС). Интересен тот факт, что большинство испытуемых смотрит новости, что можно отнести к позновательной мотивации.
11 испытуемых смотрят рекламу, а 9 человек нет. Этот факт можно объяснить тем, что любая передача, фильм и т.д. в изобилии предоставлют нам рекламные ролики. И от них невозможно скрыться. Поэтому мы не можем сделать вывод о прднамеренности данного действия.
Большинство испытуемых в качестве любимого жанра указывают такие, как фантастика и комедии. Интересным является тот факт, что никто не указывает такой жанр как мелодрама, несмотря на то, что подростковый возраст является еще и возрастом романтики, а большинство обследуемых были девочкам.
Подводя общий итог по результатам анкеты, мы отметим, что только 2 человека посчитали телевидение не нужным для себя – в обоих случаях происходило замещение телевидения хобби (занятие спортом). В одном случае – прослеживается позновательная мотивация. Все остальные испытуемые (17 человек) считают телевидение для себя способом проведения досуга, который несет в себе много полезного: информационную нагрузку, позновательную и т.д.













Заключение
Итак, проведя наше эмпирическое исследование, мы можем говорить о подтверждении поставленной ранее гипотезы о том, что основной мотив просмотра телевидения есть снятие физического и умственного напряжения. И в данном случае задача взрослых состоит в том, чтобы передачи, которые смотрят дети, способствовали снятию этого напряжения и имели положительное влияние на формирование «Я-концепции» ребенка. Но все равно, чтобы предупредить телезависимость, время проведения перед экраном телевизора должно быть ограничено.
В связи с перечисленным выше, Сигман утверждает: дети в возрасте до трёх лет не должны смотреть телевизор вообще (американские психологи считают, что нельзя до двух лет). Дети от трёх до пяти, с позволения родителей, могут получать не больше получаса детских программ хорошего качества. С 5 до 12 лет время просмотра можно увеличить до 1 часа, а затем, уже подросткам, разрешается прибавить 30 минут. Итого – полуторачасовой просмотр в день до наступления совершеннолетия.
Проблема негативного влияния СМИ на детей в целом и на подростков в частности имеет два подхода в современной науке. С одной стороны, данная проблема считается «раздутой», и тревогу бить рано. А с другой стороны, данная проблема является наиболее актуальной и требует непосредственного вмешательства различного рода структур: образовательных, административных, научных и т.д. Но даже в этом случае нельзя говорить, что виноват в подобных проблемах телевизор и СМИ. А в первую очередь за этим должны следить родители. В Великобритании подсчитали, что нынешний ребёнок из шести лет жизни проводит один год перед экраном. Дети постарше (11-15 лет) уже тратят на это 55% своей «бодрствующей» жизней, или больше четверти суток. А через десятилетие ожидается серьёзное увеличение количества «телевизионного времени».

Список литературы
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М: 1968 – 282с.
Войскунский А.Е. Психологическая характеристика потенциально негативных последствий информационных технологий http://www.cybermama.ru/whitepages.php?id_article=7
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. / Из неопубликованных трудов. - М.: Изд-во АПН, 1960. - 500 с.
Заика Е.В. Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. http://www.voppsy.ru/issues/1990/904/904083.htm
Интервью с Е.Бунимовичем в "Московской правде" от 12 апреля 2006 г. об образовательных программах на телеканалах. http://bunimovich.ru/news/index.phtml
Кон И.С. Психология старшеклассника М: Просвещение, 1980 – 193 с.
Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология – М:УРАО, 1998, - 176 с.
Кутехова С.Ю. Подрастковый возраст. http://pmsc.shkola.spb.ru/r/kutekhova/2002_06/index.html
Кяе М. Психология подростка М , 1991
Мухина В.С. Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия Учеб. пособие для студ. пед. вузов 5-е изд.,испр. – М: ИЦ Академия , 2005 – 624 с.
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
Познание: проблемы взаимосвязи личностных и когнитивных особенностей: Сб.научн.статей. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина, 2003. – С.147-219.
Телевидение делает из школьников – хулиганов. http://www.membrana.ru/lenta/?4480
Телевидение: манипуляция сознанием. Электронный ресурс. Сборник статей. http://gorod.4bb.ru/viewtopic.php?pid=19066
Телевизор ломает детские жизни. Эл. Ресурс http://www.membrana.ru/articles/health/2007/02/20/174800.html
Телевизор оказался хорошим болеутоляющим для детей. http://www.membrana.ru/lenta/?6308
Техника дезинформации и обмана. / ред. Я.Н. Засурского. – М: «Мысль», 1978 – 246 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение) – Спб.: Питер Ком, 1998. – 608 с.
Чалдини Р. Психология Влияния – Спб: Питер, 2006 - 288 с.












2

Список литературы
1.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М: 1968 – 282с.
2.Войскунский А.Е. Психологическая характеристика потенциально негативных последствий информационных технологий http://www.cybermama.ru/whitepages.php?id_article=7
3.Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. / Из неопубликованных трудов. - М.: Изд-во АПН, 1960. - 500 с.
4.Заика Е.В. Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. http://www.voppsy.ru/issues/1990/904/904083.htm
5.Интервью с Е.Бунимовичем в "Московской правде" от 12 апреля 2006 г. об образовательных программах на телеканалах. http://bunimovich.ru/news/index.phtml
6.Кон И.С. Психология старшеклассника М: Просвещение, 1980 – 193 с.
7.Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
8.Кулагина И.Ю. Возрастная психология – М:УРАО, 1998, - 176 с.
9.Кутехова С.Ю. Подрастковый возраст. http://pmsc.shkola.spb.ru/r/kutekhova/2002_06/index.html
10.Кяе М. Психология подростка М , 1991
11.Мухина В.С. Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия Учеб. пособие для студ. пед. вузов 5-е изд.,испр. – М: ИЦ Академия , 2005 – 624 с.
12.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
13.Познание: проблемы взаимосвязи личностных и когнитивных особенностей: Сб.научн.статей. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина, 2003. – С.147-219.
14.Телевидение делает из школьников – хулиганов. http://www.membrana.ru/lenta/?4480
15.Телевидение: манипуляция сознанием. Электронный ресурс. Сборник статей. http://gorod.4bb.ru/viewtopic.php?pid=19066
16.Телевизор ломает детские жизни. Эл. Ресурс http://www.membrana.ru/articles/health/2007/02/20/174800.html
17.Телевизор оказался хорошим болеутоляющим для детей. http://www.membrana.ru/lenta/?6308
18.Техника дезинформации и обмана. / ред. Я.Н. Засурского. – М: «Мысль», 1978 – 246 с.
19.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение) – Спб.: Питер Ком, 1998. – 608 с.
20.Чалдини Р. Психология Влияния – Спб: Питер, 2006 - 288 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет подрастковый возраст?

В подростковом возрасте происходят значительные физические, эмоциональные и психологические изменения. Подростки часто испытывают сильные эмоции и стремятся к самоидентификации

Какие особенности развития самосознания в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания. Подростки начинают задаваться вопросами о своей личности, появляется стремление к самопознанию и самоопределению

Что такое "образ Я" подростка?

"Образ Я" подростка - это совокупность представлений о себе, которые формируются под влиянием различных факторов, включая СМИ

Каково влияние СМИ на формирование "образа Я" подростка?

СМИ оказывает значительное влияние на формирование "образа Я" подростка. Реклама, модели, идеалы красоты, образы героев из фильмов и сериалов - все это создает стереотипы и идеалы, которыми подростки стремятся соответствовать

Какие принципы влияния используют СМИ на подростковую аудиторию?

СМИ используют принципы эмоционального воздействия, создания идеалов и стереотипов, а также игры на эмоциях и желаниях подростков. Они используются для формирования потребностей и мотивов, а также для создания потребительской мотивации

Какие особенности характеризуют подрастковый возраст?

Подрастковый возраст характеризуется резкими изменениями в физическом, психологическом и социальном развитии. В этот период происходят значительные изменения в теле, появляются половые характеристики, развивается мышление и самосознание, формируются нравственные ценности и идентичность.

Какие особенности развития самосознания в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте самосознание начинает формироваться как отношение к себе и своему месту в обществе. Подросток начинает задаваться вопросом о своей идентичности, самооценке и принадлежности к определенной социальной группе. Важную роль в формировании самосознания подростка играют социальные среды, включая СМИ.

Какая роль СМИ в формировании «образа Я» подростка?

СМИ играют значительную роль в формировании «образа Я» подростка. Они предлагают различные стереотипы, идеалы, ценности и нормы, которые могут влиять на самооценку и самопонимание подростка. СМИ также могут формировать определенные стереотипы о подростках и создавать иллюзию о том, что конкретные идеалы и внешность являются нормой или желательными.

Каковы принципы влияния СМИ на подростка?

Принципы влияния СМИ на подростка включают доступность, повторность, убедительность и эмоциональный эффект. СМИ доступны подростку в любое время и могут повторяться многократно, что делает их влияние более значимым. Кроме того, СМИ часто используют убедительные стратегии, такие как использование популярных и успешных людей для продвижения определенных идеалов. Эмоциональный эффект также играет важную роль, поскольку СМИ часто используют эмоциональные образы и истории для привлечения внимания подростков.

Какие особенности характерны для подрасткового возраста?

Подрастковый возраст отличается от других возрастных периодов особыми характеристиками. В этот период происходит активное формирование личности подростка, происходят значительные изменения в физическом, психологическом и социальном развитии. Ребенок начинает искать свое место в обществе, формируя свои ценности, интересы, желания и цели. Важным аспектом подрасткового возраста является развитие самосознания и поиска себя, формирование собственного "образа Я".

Каково влияние СМИ на формирование "образа Я" подростка?

СМИ (средства массовой информации) имеют значительное влияние на формирование "образа Я" подростка. Реклама, фильмы, музыка, социальные сети и другие медийные ресурсы играют важную роль в формировании представлений о желаемой внешности, стиле жизни, ценностях и идеалах. Они создают определенные стандарты и нормы, которые подросток может попытаться следовать, чтобы соответствовать общепринятым идеалам. Влияние СМИ может быть как положительным, помогая подросткам расширять свои знания и развиваться, так и отрицательным, формируя нереальные и непрактичные образы, приводящие к комплексам, неуверенности и недовольству собой.

Какие принципы влияния присутствуют в СМИ на подростка?

СМИ используют различные принципы влияния на подростковую аудиторию. Некоторые из них включают использование эмоций, привлечение внимания через необычные или шокирующие сюжеты, представление идеалов и желаемых образов, создание необходимости в потреблении определенных товаров или услуг, манипуляции сознанием через повторение и убеждение в определенных идеях. Все это помогает формировать в подростках определенные представления, установки и желания, влияя на формирование их "образа Я" и установку на соответствие определенным стандартам.