Основные этапы истории развития социологической мысли

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 99 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 10.04.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

К первому относится франкфуртская школа и радикально-критическая социология в США, ко второму - структурализм, структурный функционализм, постпозитивизм, неоэволюционизм, к третьему - этнометодология, символический интеракционизм, феноменологическая социология.
Новым и важным является подход к анализу современного состояния социологии, основанный на сложившихся парадигмах. Понятие парадигмы было введено в широкий исследовательский оборот Т. Куном, американским философом и историком науки, в середине 70-х годов и означает определенную совокупность фундаментальных оснований научного знания. В связи с наличием целого ряда фундаментальных теорий, социология выступает как «мультипарадигматическая» дисциплина, то есть как наука, имеющая множество парадигм.
Исследуя ее современное состояние, российский социолог Г.В. Осипов выделяет несколько парадигм, базирующихся на теориях Маркса, Дюркгейма, Вебера, Скиннера. Это парадигмы социальных факторов, социальных дефиниций, социального поведения. Несколько иные подходы к определению парадигм встречаются в западной социологической литературе. Так, Гидденс в качестве таковых рассматривает концепции Конта, Дюркгейма, Маркса, Вебера, применительно же к современному состоянию социологии - функционализм и структурализм, символический интеракционизм, марксизм, теорию конфликтов.
Вместе с тем представляется целесообразным говорить не о множестве социологических парадигм, а о двух - классической и современной для 80-х годов XX в., ввиду того, что в связи с переломным характером современной эпохи описывать социальные сдвиги на уровне взглядов Маркса, Вебера, Дюркгейма уже невозможно. Поэтому на смену созданной ими картины социальной реальности, их представления об обществе, его социальной структуре и организации, индивиде должна прийти новая парадигма.
Неомарскистская парадигма представлена немецкими социологами франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас). Еще в 30-е годы XX в. сложилось направление социальной западной социологии, давшее начало неомарксизму. Центральным понятием для его представителей выступает понятие «отчуждение» как социально-экономическая категория. Неомарксизм провозглашает приход на смену «марксовому» капитализму «позднего капитализма», изменяющего трудовую основу общества.
В социологии ХХ века наметились две тенденции - одна к увлечению чисто эмпирическими исследованиями без опоры на высокую науку, и другая - разработка очень абстрактных схем, из которых было очень трудно получить конкретные указания для конкретных исследований. «В современной социологии существуют и другие направления, связанные с использованием идей новейшей, феноменологической философии. Здесь можно назвать имена Альфреда Щюца, Гарольда Гарфинкеля, Юргена Хабермаса».
Если во второй половине XX века многие социальные изменения ученые пытались объяснять модернистскими теориями, в настоящее время ряд социологов считает, что социальные изменения конца XX - начала XXI века столь значительны, что уже не могут быть объяснены даже с помощью социологических теорий, относящихся к модерну и постмодерну.
«Многие ученые, проявляя воистину незаурядное социологическое воображение, пытаются создать теории, которые позволяли бы углублять наши представления о характере новейших социальных тенденций, о том, каковы сегодня наши самопредставления, в каких направлениях идет развитие человеческой цивилизации».
Библиография
Арон Р. Этапы развития социологической мысли // Полис,1993, №2.
Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии ХIX-XX вв.: Пособие / Институт «Открытое общество». - М.: Онега, 1995. - 288 с.
Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. - М.: Экзамен, 2002. - 511 с.
Социология: Лекционный курс / Под общ. ред. доктора философских наук, профессора М.И. Ненашева. - Киров: Институт бизнеса и политики, 2003. - 156 с.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли // Полис,1993, №2.
Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии ХIX-XX вв.: Пособие / Институт «Открытое обество». - М.: Онега, 1995. - С. 52.
Социология: Лекционный курс / Под общ. ред. доктора философских наук, профессора М.И. Ненашева. - Киров: Институт бизнеса и политики, 2003. - С. 69.
Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. - М.: Экзамен, 2002. – С. 310.












7

Библиография
1.Арон Р. Этапы развития социологической мысли // Полис,1993, №2.
2.Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии ХIX-XX вв.: Пособие / Институт «Открытое общество». - М.: Онега, 1995. - 288 с.
3.Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического во-ображения: Учеб. пособие для вузов. - М.: Экзамен, 2002. - 511 с.
4.Социология: Лекционный курс / Под общ. ред. доктора философских наук, профессора М.И. Ненашева. - Киров: Институт бизнеса и политики, 2003. - 156 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные этапы истории развития социологической мысли?

Основные этапы развития социологической мысли можно выделить следующие: франкфуртская школа и радикально-критическая социология в США, структурализм, структурный функционализм, постпозитивизм, неоэволюционизм, этнометодология, символический интеракционизм, феноменологическая социология.

Какая школа считается первым этапом развития социологической мысли?

Первым этапом развития социологической мысли является франкфуртская школа и радикально-критическая социология в США. Эти направления были активно развивались в первой половине XX века и занимались изучением таких проблем, как взаимодействие культуры и общества, социальные неравенства, политические структуры и др.

Какие течения относятся ко второму этапу развития социологической мысли?

Ко второму этапу развития социологической мысли относятся следующие течения: структурализм, структурный функционализм, постпозитивизм, неоэволюционизм. В рамках этих направлений исследовались структуры общества, социальные функции институтов, процессы смены и развития социальных форм и др.

Какие течения относятся к третьему этапу развития социологической мысли?

К третьему этапу развития социологической мысли относятся этнометодология, символический интеракционизм, феноменологическая социология. Эти направления фокусировались на изучении микроуровня социальной жизни, включая смысловые аспекты общения и поведения в социальных ситуациях.

Какая новая методология используется для анализа современного состояния социологии?

Для анализа современного состояния социологии используется подход, основанный на сложившихся парадигмах. Понятие парадигмы было введено в широкий исследовательский оборот Т. Куна и предполагает систему взглядов и методов, принятых сообществом ученых. Понимание парадигм позволяет анализировать научные школы и течения, их взаимосвязь и вклад в развитие социологии.

Какие школы социологической мысли относятся к первому этапу?

К первому этапу развития социологической мысли относятся франкфуртская школа и радикально-критическая социология в США.

Какие направления социологии относятся ко второму этапу?

Ко второму этапу относятся структурализм, структурный функционализм, постпозитивизм, неоэволюционизм.

Какие течения социологической мысли входят в третий этап?

В третий этап развития социологической мысли входят этнометодология, символический интеракционизм, феноменологическая социология.

Какой подход к анализу современного состояния социологии является новым и важным?

Новым и важным является подход к анализу современного состояния социологии, основанный на сложившихся парадигмах.

Какое понятие было введено в широкий исследовательский оборот Т. К?

Понятие парадигмы было введено в широкий исследовательский оборот Т. К.

Какие школы социологической мысли относятся к первому этапу истории развития социологии?

К первому этапу истории развития социологии относятся франкфуртская школа и радикально-критическая социология в США.

Что известно о франкфуртской школе и родится-критической социологии в США?

Франкфуртская школа была основана в 1920-х годах в немецком городе Франкфурт и объединяла группу мыслителей, занимавшихся исследованием социальных проблем и феноменов с использованием марксистской критики капитализма. Радикально-критическая социология в США развивалась в том же временном периоде и связана с именами таких ученых, как Саймон, Миллс и Маркс.