Вам нужен реферат?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Основные этапы истории развития социологической мысли

  • 9 страниц
  • 4 источника
  • Добавлена 10.04.2007
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

К первому относится франкфуртская школа и радикально-критическая социология в США, ко второму - структурализм, структурный функционализм, постпозитивизм, неоэволюционизм, к третьему - этнометодология, символический интеракционизм, феноменологическая социология.
Новым и важным является подход к анализу современного состояния социологии, основанный на сложившихся парадигмах. Понятие парадигмы было введено в широкий исследовательский оборот Т. Куном, американским философом и историком науки, в середине 70-х годов и означает определенную совокупность фундаментальных оснований научного знания. В связи с наличием целого ряда фундаментальных теорий, социология выступает как «мультипарадигматическая» дисциплина, то есть как наука, имеющая множество парадигм.
Исследуя ее современное состояние, российский социолог Г.В. Осипов выделяет несколько парадигм, базирующихся на теориях Маркса, Дюркгейма, Вебера, Скиннера. Это парадигмы социальных факторов, социальных дефиниций, социального поведения. Несколько иные подходы к определению парадигм встречаются в западной социологической литературе. Так, Гидденс в качестве таковых рассматривает концепции Конта, Дюркгейма, Маркса, Вебера, применительно же к современному состоянию социологии - функционализм и структурализм, символический интеракционизм, марксизм, теорию конфликтов.
Вместе с тем представляется целесообразным говорить не о множестве социологических парадигм, а о двух - классической и современной для 80-х годов XX в., ввиду того, что в связи с переломным характером современной эпохи описывать социальные сдвиги на уровне взглядов Маркса, Вебера, Дюркгейма уже невозможно. Поэтому на смену созданной ими картины социальной реальности, их представления об обществе, его социальной структуре и организации, индивиде должна прийти новая парадигма.
Неомарскистская парадигма представлена немецкими социологами франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас). Еще в 30-е годы XX в. сложилось направление социальной западной социологии, давшее начало неомарксизму. Центральным понятием для его представителей выступает понятие «отчуждение» как социально-экономическая категория. Неомарксизм провозглашает приход на смену «марксовому» капитализму «позднего капитализма», изменяющего трудовую основу общества.
В социологии ХХ века наметились две тенденции - одна к увлечению чисто эмпирическими исследованиями без опоры на высокую науку, и другая - разработка очень абстрактных схем, из которых было очень трудно получить конкретные указания для конкретных исследований. «В современной социологии существуют и другие направления, связанные с использованием идей новейшей, феноменологической философии. Здесь можно назвать имена Альфреда Щюца, Гарольда Гарфинкеля, Юргена Хабермаса».
Если во второй половине XX века многие социальные изменения ученые пытались объяснять модернистскими теориями, в настоящее время ряд социологов считает, что социальные изменения конца XX - начала XXI века столь значительны, что уже не могут быть объяснены даже с помощью социологических теорий, относящихся к модерну и постмодерну.
«Многие ученые, проявляя воистину незаурядное социологическое воображение, пытаются создать теории, которые позволяли бы углублять наши представления о характере новейших социальных тенденций, о том, каковы сегодня наши самопредставления, в каких направлениях идет развитие человеческой цивилизации».
Библиография
Арон Р. Этапы развития социологической мысли // Полис,1993, №2.
Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии ХIX-XX вв.: Пособие / Институт «Открытое общество». - М.: Онега, 1995. - 288 с.
Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. - М.: Экзамен, 2002. - 511 с.
Социология: Лекционный курс / Под общ. ред. доктора философских наук, профессора М.И. Ненашева. - Киров: Институт бизнеса и политики, 2003. - 156 с.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли // Полис,1993, №2.
Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии ХIX-XX вв.: Пособие / Институт «Открытое обество». - М.: Онега, 1995. - С. 52.
Социология: Лекционный курс / Под общ. ред. доктора философских наук, профессора М.И. Ненашева. - Киров: Институт бизнеса и политики, 2003. - С. 69.
Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. - М.: Экзамен, 2002. – С. 310.












7

Библиография
1.Арон Р. Этапы развития социологической мысли // Полис,1993, №2.
2.Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии ХIX-XX вв.: Пособие / Институт «Открытое общество». - М.: Онега, 1995. - 288 с.
3.Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического во-ображения: Учеб. пособие для вузов. - М.: Экзамен, 2002. - 511 с.
4.Социология: Лекционный курс / Под общ. ред. доктора философских наук, профессора М.И. Ненашева. - Киров: Институт бизнеса и политики, 2003. - 156 с.

Негосударственное образовательное учреждение

образования

Московский психолого-социальный институт

Кафедра экономики и управления

Реферат на тему:

"Основные этапы развития социологической мысли"

выполнил: студентка

группа 10эк/1-02

Ровенская Татьяна

Викторовна

Учитель: Ильичев

Сергей Николаевич

, Конаково 2011 года,

Содержание

I. Донаучный этап развития социологии

1. Античности

2. Средние века и Новое время

II. Научный этап развития социологии

1. О. Конт - основатель социологии

2. Французская школа

- "Социологии" Эмиль Дюркгейм

3. Немецкая школа

- "Понимаю" социология Макс Вебер

- Социология марксизма

4. Английская школа

5. Формирование социологии в США

- Chicago board of trade school

III. Развитие социологии в России

1. Концепция М. М. Ковалевского

2. Социология П. А. Сорокина

Список литературы

I. До научный этап развития социологии

1. Античности

Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них особенно выделяются два из самых ярких представителей той эпохи - Платон (428/427 - 348/347, e.) и Аристотель (384-322 е.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, построили концепцию о том, как улучшить общество.

Первым в истории трудом по общей социологии "Государство" Платона. Его главный тезис правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества. Общество остается в состоянии клея, пока он не будет установлен твердый порядок, в котором каждый гражданин будет заниматься домашними делами и не вмешиваться в чужие дела. Стабильным следует считать общество, поделенное на три класса: высший, состоящий из мудрецов, которые регулируют это состояние; средний, включающий воинов; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. В современном обществе высший класс постоянно злоупотребляет властью. У Платона все не так. Он лишил элиту право иметь свое имущество, но обязан регулярно проходит специальную подготовку. Элита - не элита, если она не знает литературы, музыки, философии, математики. К управлению следует допускать только в возрасте до 50 лет. Платон требовал от элиты нравственной чистоты. Не сила и власть - главный инструмент управления обществом. Подданные берут пример с правителей и вести себя как они. Отсюда вывод: природа правительства, в конечном счете, определяется социальный характер людей. Это, в общих чертах "социологическая теория" правильного государства Платона.

Узнать стоимость работы