"Принципы, определяющие функционирование налоговой системы"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоговое право
  • 2727 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 28.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ОСНОВ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1.1. Развитие представлений о принципах построения налоговых систем и налогообложения в историческом аспекте
1.2. Понятие налоговой системы
1.3. Принципы формирования национальных налоговых систем
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Характеристика принципов налоговой системы
2.2. Функции налогообложения в экономической системе общества
2.3. Роль налогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент для ознакомления

Наибольший удельный вес той или иной налоговой группы, вида налога позволяет судить об их значительной роли в формировании доходов бюджета. Этот анализ проводится в динамике, в сопоставимых ценах, что позволяет определить значение налогообложения в проведении стабилизации бюджетной политики, выявить роль налогов в решении социальных задач.
4.4. Сущность налоговой системы России и принципы налогообложения
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделение общества на классы и появление государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - справедливо подчёркивал К. Маркс. Изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога, и, следовательно, налоговой системы в целом. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счёт налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с оной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.
А. Смит в своём классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определённость и удобность. Подданные государства, отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем это перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращён в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:
прибыль (доход);
стоимость определённых товаров;
добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
имущество юридических и физических лиц;
передача имущества (дарение, наследование);
операции с ценными бумагами;
отдельные виды деятельности;
другие объекты, установленные законом.
Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Налоговая система РФ предоставлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.



























Рис. 1. Принципиальные основы налогообложения и функционирования российской налоговой системы






















Рис. 2. Принципиальные основы построения функциональной системы бюджетно-налоговых отношений (основы бюджетно-налогового федерализма).
Рис.3. Направления конечного действия системы налогообложения и раскрытие её роли в конкретной практике (с.29-30).




























































Заключение
На основе проделанной работы можно сделать некоторые выводы.
Налоговые отношения развиваются под воздействием целого комплекса законов. Исторически государственные финансы и их масштабная часть – налоги регламентировались специальными юридическими нормами. С течением времени правоприменительная практика в области государственных финансов осмысливалась с территориальных позиций, устанавливались и её связи с экономическими тенденциями общественного развития, отслеживались закономерности и, в конечном счёте, формировались законы.
Законность и чёткие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, определяют стратегию и тактику их развития, предают налогообложению долговременный характер действия. Налоговое право как важный научно-практический раздел налоговедения связывает в органичное целое экономику и политику.
В работе раскрыто понятие налоговой системы России, её сущность, рассказано о проблемах и перспективах её развития.






Список литературы
Конституция Российской Федерации // Информационная система «Гарант».
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)// Информационная система «Гарант».
Налоговый кодекс Российской федерации (часть вторая)// Информационная система "Гарант".
Гражданский кодекс Российской Федерации // Информационная система "Гарант".
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 09.07.99 г. № 155-ФЗ.// Информационная система "Гарант".
Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21.03.1991 г. № 943-1// Информационная система "Гарант".
Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый Вестник.-2001.-№ 5. - С. 36.
Астапов К.Л. О реформе налоговой политики // Финансы.-2000.-№ 10. - С.30.
Бирючев О.И. О некоторых вопросах оптимизации налогообложения // Финансы.-2001.-№ 7. - С.56.
Волкова Н.Д., Лихтерман С.С., Ревазов М.А. Налоговая система России. – М.: МГГУ, 1996.
Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы.-2000.- № 7. - С.6.
Каширина М.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: МГЭИ, 2001. – 198 с.
Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. – М. Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2001. – 360 с.
Люсов А.Н./Налоговая система России. Налогообложение банков. – М.: Учебный центр «Банкцентр», 1994.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 4.
Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2000.
Налоги. Учебник для вузов. изд. 4-е/Под ред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. – 2-е изд. стереотип. – М.: Изд. НОРМА (Изд. группа НОРМА_ИНФРА-М), 2001. – 271 с.
Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы / Учебное пособие - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: ЮНИТИ-2000.





Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 4. – С. 308.
Важность и выгодность соразмерности податей умели ценить ещё во времена Римской империи. Один из губернаторов писал Тиберию, что он легко может увеличить налоги в своей провинции. Тиран отвечал, что хороший пастырь должен стричь овец своих, но не резать.












2



КЛАССИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Справедливость, равномерность, удобство, дешевизна

Принципы построения российской системы налогообложения

Эластичность налоговой техники и предупредительность налогового пр-ва

Стремление к универсальному налогообложению (4 кл. правила)

Однократность взимания налогов

Стремление к обеспечению относ. равн-я эконом. интересов.

Недопущение репрессивного хар-ра действий налоговых админ-й

децентрализации

единства

Единства с предоставлением в федеральном законе права субъектам РФ регулировать налоговый механизм в пределах региональной доли налогов и рег. льгот

Включение исключительно налоговых форм перераспределения доходов

Стабильность, устойчивость, запрет обратной силы налоговых законов

Организационно-правовые принципы (подробнее см. рис. 2)

Нейтральность, прозрачность и дискретность налогообложения (объект, ставки)

Равнонапряжённость налогового бремени для всех субъектов налогового права

Стремление к достижению относительного равновесия между налоговыми функциями

Экономико-функциональные принципы

Принципиальные основы и правовые условия организации бюджетно-налоговых отношений в России

Принцип единства

Принцип децентрализации

Формы (способы) реализации принципиальных установок при законодательном оформлении налоговой системы в России

2. Разные ставки

3. Разные доходы

1. Разные налоги

Полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов с верхним пределом для предотвращения конфискационных налоговых изъятий

Федеральный центр определяет основной регламент взимания налогов, а на местах определяются ставки исчисления налогов, зачисляемых в территориальные бюджеты

Свобода правовых действий на местах незначительно. Налоги распределяются по территориальным бюджетам на условиях, определяемых фед-м центром

Частичное распределение централизованно определяемого перечня налогов, на основании которого региональные власти устанавливают перечень налогов для собственных бюджетов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ

НАЛОГИ

ЗАЙМЫ

По функциональным признакам отнесены к налогам

Платежи обособленного характера

Критерии разграничения налогов и других форм обеспечения бюджета доходами

Доходы от приватизации, реализации гос. Имуществ, и другие

Собственно налоги

ЦЕНЫ

СБОРЫ

ПОШЛИНЫ


На основе принуждения и безэквивалентном варианте.
По отношению к расходам обезличены.
Утверждаются фед. Законом.
Являются экон. стимулом по отношению к воспроизводству.
Базируются на фундаментальной эконом. Теории и стремятся к классическим принципам налогообложения.
Обеспечивают повсеместный охват юр-х и физ-х лиц.
Лишены абсолютной территориальной прикреплённости.
Используются вне зависимости от конкретного расхода
Лишены при исполнении бюджета дискреционной власти.
В основном носят безвозвратный характер.

1. Взыскиваются со встречным предоставлением услуги, ценности.
2. Уплачиваются без принуждения.
3. Процесс уплаты выражает монопольное право собственности гос-ва на данные ценности.
4. Подвержены колебаниям рыночной коньюктуры.
5. По своей природе являются своего рода компенсацией гос-ву за пользование фед-й собственностью.
6. На порядок взимания влияет не только налоговые законы, но в основном Лесной, Земельный, Водный и др. кодексы и законы, регулирующие использование природных ресурсов.
7. В большинстве своём носят антисоциальный характер, если взимаются при продаже товаров народного потребления.
8. Ставки мобильны и зачастую определяются политическими соображениями.


1. В основном на целевое финансирование коллективных потребностей (благоустройство городских территорий, содержание муниципальной милиции, озеленение территории, другие аналогичные цели) – при этом не менее 70 % данных сборов должно быть использовано по назначению.
2.Существует определённое соотношение между сбором, взимаемым с собственника, и стоимостью услуг, предоставляемых ему со стороны местных органов власти.
3. Соблюдается соотношение между величиной затрат, понесённых местными органами власти, и размером устанавливаемого сбора.
4. Не нуждается в фундаментальном теоретическом обосновании.
5. Не выполняет функций, присущих системе налогообложения.
6. Могут вводиться подзаконными актами.
7. Часто изменяются и единовременны.

1. Взимаются за конкретную услугу, оказанную плательщику по его просьбе.
2. Услуга специфична и адресна, её предоставляет госорган: таможня, суд, арбитраж и др.
3. Взимается без принуждения и вне законом установленных сроков(по мере обращения за услугой, кроме таможни). Но и в отношении таможни действует правило: не хочешь платить – не пересекай границу.
4. Нет соотношения между суммой пошлины и стоимостью предоставляемых услуг.
5. Не нуждаются в глубоком научном обосновании их экономической природы, функций и роли.
6. Зачастую носят протекционистский характер.
7. Обеспечивают охрану государственной собственности, препятствуя перемещению сырья и других национальных ценностей за границу.


Через фискальную функцию

Проявляется при перераспределении совокупного дохода общества (корпоративных и индивидуальных доходов) через функции системы налогообложения

Проявляется при перераспределении совокупного дохода общества (корпоративных и индивидуальных доходов) через функции системы налогообложения

Роль системы налогообложения

Сферы экономической и социальной деятельности, где может выявляться роль налогообложения

Общие конечные цели фискального действия системы налогообложения

Юридические лица

Физические лица

Достижение максимально возможного баланса между доходами и расходами бюджета государства

Равномерное распределение сумм налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы

Выравнивание регионального уровня социального обеспечения граждан и социальных выплат

Достижение высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и каждом отдельном регионе

Обеспечение потребностей науки, образования, культуры, здравоохранения, обороны и управления

Демонополизация

Регулирование спросаи предложения

Конверсия

Стимулирование сбережений

Развитие сферы малого и среднего бизнеса

Выравнивание индивидуальных доходов граждан

Регулирование экспортно-импортной сферы деятельности

Стимулирование индивидуальной предпринимательской инициативы

Сдерживание инфляции и роста цен

Сдерживание инфляции

Стимулирование технологического обновления производства, инвестиций,
Проведение реструктуризации отраслей хозяйства

Способствование созданию новых рабочих мест

Развитие традиционных народных промыслов, прикладного творчества

Через регулирующую функцию

Сферы экономической и социальной деятельности, где может выявляться роль налогообложения

Общие конечные цели фискального действия системы налогообложения

Юридические лица

Физические лица

Достижение максимально возможного баланса между доходами и расходами бюджета государства

Равномерное распределение сумм налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы

Выравнивание регионального уровня социального обеспечения граждан и социальных выплат

Достижение высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и каждом отдельном регионе

Обеспечение потребностей науки, образования, культуры, здравоохранения, обороны и управления

Демонополизация

Регулирование спросаи предложения

Конверсия

Стимулирование сбережений

Развитие сферы малого и среднего бизнеса

Выравнивание индивидуальных доходов граждан

Регулирование экспортно-импортной сферы деятельности

Стимулирование индивидуальной предпринимательской инициативы

Сдерживание инфляции и роста цен

Сдерживание инфляции

Стимулирование технологического обновления производства, инвестиций,
Проведение реструктуризации отраслей хозяйства

Способствование созданию новых рабочих мест

Развитие традиционных народных промыслов, прикладного творчества

1.Конституция (Основной закон) Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - № 237.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.
3.Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов» от 23.12.1999 № 18-П // Российская газета 2000. № 13.
4.Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 258-О «По жалобам акционерного общества «Энергомаш» и открытого акционерного общества «Табачная фабрика «Омская» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 8 закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» // Российская газета. 2001. № 32-33.
5.Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 21.03.1997 № 5-П // Российская газета. 01.04.1997. № 64.
6.Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый Вестник.-2001.-№ 5. - С. 36.
7.Дедов Д.И. Общеевропейский принцип соразмерности ограничения свободы предпринимательства // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2002. С. 22.
8.Демин А. Общие принципы налогообложения (Анализ судебно-арбитражной практики) // Хозяйство и право. 1998. N 2. С. 95 – 100
9.Демин А.В. Налоговое право. Учебное пособие. М.: 2006. – 400 с.
10.Кочергина М.Э. Конституционно-правовая основа формирования налоговой системы РФ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.: 2000. - 230 с.
11.Кучерявенко Н.П. Теоретические проблемы правового регулирования налогов и сборов в Украине. Харьков: Фирма «Консум» 1997. – 200 с.
12.Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. – 500 с.
13.Смирнов Д.А. Классификация принципов налогового права: постановка проблемы // Финансовое право. 2006. № 4. С. 15.
14.Соколов Д.В. Принципы налогообложения, обеспечивающие реализацию конституционных принципов в налоговой системе РФ и информирование участников налоговых отношений об их правах и обязанностях // Налоги (журнал). 2006. № 1. С. 36.

Вопрос-ответ:

Что такое налоговая система России?

Налоговая система России - это комплекс правовых и организационно-распорядительных мер, установленных государством, и направленных на регулирование процессов налогообложения в стране.

Какие принципы определяют функционирование налоговой системы России?

Функционирование налоговой системы России определяется следующими принципами: принцип легитимности налогообложения, принцип равенства налогоплательщиков, принцип пропорциональности налогов, принцип справедливого распределения налоговых нагрузок, принцип градуирования налогов и принцип соотношения налогов с другими экономическими регуляторами.

Какие принципы формирования национальных налоговых систем существуют?

Существуют такие принципы формирования национальных налоговых систем: принцип правовой одобренности, принцип общественной солидарности, принцип налоговой эффективности, принцип административной эффективности и принцип экономической необходимости.

Какие функции выполняет налогообложение в экономической системе?

Налогообложение выполняет следующие функции в экономической системе: фискальная функция, стимулирующая функция, регулирующая функция и социальная функция.

Какие принципы налоговой системы Российской Федерации являются ключевыми?

Ключевыми принципами налоговой системы Российской Федерации являются: принцип легитимности налогообложения, принцип равенства налогоплательщиков, принцип пропорциональности налогов и принцип справедливого распределения налоговых нагрузок.

Какие принципы определяют функционирование налоговой системы в России?

Принципы, определяющие функционирование налоговой системы в России, включают принцип законности, равенства, справедливости, целевого использования доходов, налоговой нейтральности и экономической эффективности.

Какие принципы налогообложения были разработаны в историческом аспекте?

В историческом аспекте были разработаны такие принципы налогообложения, как принцип способности платить, принцип равенства, принцип пропорциональности и прогрессивности налогового бремени, принцип справедливости и принцип экономической эффективности.

Что означает понятие "налоговая система"?

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, налоговых норм, правил и процедур, которые регулируют отношения между налогоплательщиками и государством в сфере налогообложения.

Какие принципы формируют национальные налоговые системы?

Национальные налоговые системы формируются на основе принципов оптимальности, эффективности, справедливого распределения налогового бремени, прозрачности и простоты налогообложения.

Какие основные принципы определяют функционирование налоговой системы в Российской Федерации?

Основные принципы определяющие функционирование налоговой системы России включают принцип законности, равенства, справедливости, целевого использования доходов, налоговой нейтральности и экономической эффективности.

Какие были представления о принципах построения налоговых систем и налогообложения в прошлом?

В прошлом представления о принципах построения налоговых систем и налогообложения были различными и часто зависели от политической и экономической ситуации в стране. Некоторые из основных принципов включали принцип пропорциональности, принцип справедливого распределения налоговой нагрузки, принцип учета экономической способности налогоплательщика и принцип общей пользы налогообложения.

Какие принципы формирования налоговой системы России?

Принципы формирования налоговой системы России включают такие принципы, как принцип справедливости налогообложения, принцип экономической целесообразности, принцип налоговой конкуренции, принцип прозрачности и принцип обеспечения налоговой стабильности. Эти принципы направлены на обеспечение эффективного и справедливого функционирования налоговой системы в России.