Вам нужен реферат?
Интересует Политология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Геополитический анализ борьбы за мировое лидерство Великобритании.

  • 45 страниц
  • 25 источников
  • Добавлена 07.03.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение
1.Общая геополитическая характеристика Великобритании
2.История формирование геополитических идей страны.
3.Основные геополитические доктрины Великобритании.
4.Влияние Великобритании на мировую геополитику.
5.Анализ перспектив Великобритании на геополитической карте мира.
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

По оценке Всемирного банка Великобритания – пятая страна по простоте занятия бизнесом. Лондон – известный мировой финансовый и деловой центр. Британияявляется мировым лидером в науке и технике, медицине, творческих отраслях, СМИ и спорте, и домом для некоторых лучших университетов мира. Великобританияпродолжает привлекать большие потоки внутренних инвестиций, занимая первое место наравне с США в Организации Экономического Сотрудничества и Развития, а так же держит $50 миллиардов собственных инвестиций за рубежом.Вероятнее всего, в ближайшие десятилетия, экономический рост будет обусловлен мировой экономикой знаний, в которой британские компании весьма конкурентоспособны на глобальном уровне. Развивающиеся государства, особенно Китай и Индия, будут направлять усилия на увеличение внутреннего потребления и развития сферы услуг. С продвижением, финансовых, профессиональных, творческих и услуг СМИ, с университетами мирового класса и научными центрами, Великобритания будет обладать преимуществом. Сильная экономика – жизненно важная основа британской безопасности. Великобритания находится в центре многих глобальных сетей, имеет космополитическое расположение и является как географическим, так и виртуальным центром международной активности. Координаты и часовой пояс позиционирует страну, как связь между экономическими центрами Азии и Америки, а также как часть единого европейского рынка.Великобритания имеет глобальную досягаемость, которая непропорциональна ее размерам. Это приносит огромные возможности для торговли, построению отношений, и работы с партнерами. За рубежом проживают 5.5 миллионов британцев. У Великобритании есть сильные исторические и экономические связи с развивающимися рынками в Азии, Африки и на Ближнем Востоке, так же как и беспрецедентные трансатлантические отношения с Северной Америкой. Лондон – мировой город, выступающий как второй дом для принимающих решения граждан из многих стран. Это предоставляет уникальную возможность для неофициального влияния, имеющего значение в сетевом мире.Великобритания связана со многими частями мира через многообразное население. Это включает многочисленные сообщества, этническое происхождение которых происходит из многих стран; и целый ряд родственных связей для людей британского наследия в Содружестве – сети, охватывающей 54 стран, и в том числе США. В настоящее время 400 000 иностранных студентов, получают образование в Британских университетах, 47 000 из которых являются Китайцами.Поскольку мир становится более связанным через торговлю, новые рынки, общие интересы, технологию и киберпространство, вероятно, будет расти ценность этих связей, как для страны, так и для ее союзников.У Великобритании есть система взаимосвязей по всему миру, занимая уникальную позицию главного члена таких разнообразных многосторонних организаций, как Совет Безопасности ООН, НАТО, ЕС, G8, G20 и Содружество Наций. Британияпродолжает играть главную роль в формировании международных организаций, включая появление G20, и грядущая реформа Совета Безопасности ООН. Сильная оборона, безопасность и отношения британской разведки с США, тесно связаны и играют центральную роль для национальных интересов Великобритании. Британские Вооруженные силы и спецслужбы уважаемы во всем мире. Великобритания – ведущий спонсор НАТО, третий по величине финансовый спонсор операций по поддержанию мира ООН, и одно из пяти государств имеющих ядерное оружие, признанных в Договоре о нераспространении ядерного оружия. Безопасность, процветание и свобода Великобритании взаимосвязаны и поддерживают друг друга. У страны существуют навыки и способности, которые необходимы для продвижения безопасности от военной подготовки и оружия, к техническому и научному мастерству и оборудованию. Сетевой мир дает для страны большие возможности. Но чрезмерная открытость Великобритании и глубокая взаимосвязь с миром означают, что Британия можем быть особенно уязвимой для зарубежных событий. Это включает конфликты в Южной Азии, на Ближнем Востоке или Северной Африке, которые могут привести к террористической деятельности в стране; экономическим потрясениям.Актуальность российско-британского сотрудничества на современном этапе определяется рядом факторов.1. Статусом Великобритании как мировой политической, экономической и военной мощи. В частности, политический вес Великобритании на мировой арене обеспечивают следующие преимущества: статус одного из постоянных членов Совета Безопасности ООН, членство в Большой Восьмерке, членство в ЕС, тесные союзнические отношения с США, большое влияние в Британском Содружестве. Великобритания входит в семерку экономически и технологически развитых государств мира, занимает 5-е место по объемам ВВП среди стран мира, является влиятельным членом ведущих международных экономических, финансовых и кредитных организаций, таких, как Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Всемирный Банк, МВФ, ЕБРР, Парижский клуб. Кроме того, Лондон является мировым финансовым и банковским центром. Статус мировой военной мощи Великобритании обеспечивают: наличие собственного ядерного оружия и стратегических средств их доставки, членство в НАТО, высокопрофессиональная армия, военное присутствие в более чем 80-ти странах (в частности, в Афганистане, Боснии, Брунее, на Кипре, Фолклендских островах, Гибралтаре, Ираке, странах Африки и др.).2. Традиционной поддержкой официальным Лондоном процесса расширения Европейского Союза. Этот процесс рассматривается Великобританией как противодействующий фактор углублению интеграционных тенденций внутри ЕС и его федерализации. Такую позицию можно считать одной из фундаментальных для современной британской внешней политики. Она поддерживается как нынешней оппозиционной консервативной, так и правящей Лейбористской партией и определяется рядом исторических геополитических факторов:традиционным «особым статусом» и ролью в Европе, что обуславливает нежелание уступать национальным суверенитетом в сферах внешней политики, судебной системы, монетарной политики;тесными политическими, экономическими, культурными связями с США;глобальным направлением внешнеполитических и внешнеэкономических усилий, которое не ограничивается Европой и опирается на прочные связи со странами Британского Содружества.Официальный Лондон выступал активным сторонником присоединения к ЕС Центрально и Балканских стран и сейчас продолжает поддерживать процесс расширения за счет Западных Балкан и Турции. Основной характерной чертой внешнеполитического курса нового британского правительства являются наследственность в отношении внешней политики предыдущего кабинета министров. Это обусловлено тем, что изменение состава правительства Великобритании состоялась с сохранением у власти лейбористской партии. Соответственно, остаются в силе положения британской внешнеполитической концепции, где очерчены основные внешнеполитические приоритеты Соединенного Королевства:1) борьба с глобальным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения;2) борьба с международной преступностью, включая торговлю наркотиками, людьми, и отмыванием денег;3) предупреждение и урегулирование конфликтов путем построения прочной системы международного сотрудничества;4) развитие эффективного и глобально конкурентоспособного Евросоюза;5) поддержка британской экономики и безопасности путем продвижения открытой глобальной экономики, науки и инноваций и обеспечения надежных поставок энергоресурсов;6) содействие устойчивому развитию и уменьшению бедности путем продвижения принципов соблюдения прав человека, демократии, эффективного управления и защиты окружающей среды;7) управление миграционными потоками и борьба с нелегальной миграцией;8) предоставление высококачественной поддержки британским подданным за рубежом, в том числе в кризисных ситуациях;9) обеспечение эффективного управления в британских заморских территориях.В своих заявлениях и выступлениях премьер-министр Великобритании неоднократно подтверждал преемственность внешнеполитического курса, в частности в том, что касается сохранения приоритетности двусторонних отношений с США как с основным союзником и обеспечение активного участия Великобритании в ЕС как приоритетном многостороннем механизме, что усиливает позиции государства в мире.Признавая тот факт, что наследственность остается основной чертой внешнеполитического курса нового британского правительства, следует, однако, определить ряд факторов, влияющих на его корректировку.Важен фактор новых личностей. Приход к власти нового премьер-министра и назначения на ключевые посты команды молодых министров, ответственных за внедрение внешней политики Великобритании, влияет на расстановку внешнеполитических акцентов. Значительное влияние на выработку внешнеполитического курса Великобритании оказывает необходимость адекватного реагирования на современные внешнеполитические вызовы и тенденции в динамическом внешнеполитическом среде.Одним из таких вызовов стала насущная необходимость успешного завершения институциональной реформы ЕС. В этом контексте европейское направление внешней политики Великобритании дополнительно актуализируется потребностью сохранить статус влиятельной и активной государства-члена ЕС. ЗаключениеЖесткаяпозицияновогобританскогоправительстваподелуЛитвиненкоиофициальныйотказРоссиивэкстрадициироссийскогогражданинаЛуговоговСоединенноеКоролевствопривеликзначительномуухудшениюбританско-российскихотношений.ОсуществляядавлениенаРоссию,британскоеправительствопошлонавысылку4-хроссийскихдипломатов,приостановкепереговоровсРоссиейобупрощениивизовогорежимаиужесточенияпроцедурывыдачибританскихвизроссийскимгражданам.Россияприбеглаканалогичныммерам.Британско-российскийконфликтприводиткусложнениюдвустороннейкооперациикакнаполитическом,такинаэкономическомигуманитарномуровнях.Вчастности,вдекабре2007годароссийскийМИДобъявилозакрытииотделенийБританскогоСоветавроссийскихрегионах.Следуетотметить,чторезкоеухудшениеотношенийВеликобританиисРоссиейпроисходилонафоне(ивзначительнойстепениявлялосьотражением)общейтенденцииохлажденияотношениймеждуЗападомиРоссией,конкретнымипроявлениямикоторойявляются:приостановлениеРоссиейучастиявДОВСЕ;оживлениероссийскойвоеннойактивности(возобновленииполетовстратегическойавиациииактивизацияученийВМС);обостренияразногласийповопросамПРО,проблемыобеспеченияэнергетическойбезопасностиЕвропыит.п..Важнымфактором,позволяющимВеликобританиизаниматьжесткуюпозициювотношенииРоссииявляетсяминимальныйуровеньзависимостиотпоставокроссийскихэнергоносителей.Согласнобританскойэнергетическойстратегией,вближайшейисреднесрочнойперспективезависимостьВеликобританииотроссийскихнефтиигазабудетнезначительным,чтопозволитофициальномуЛондонуидальшесохранятьмаксимальнуюсвободуполитическогоманевра.СписоклитературыАфонцев, С.А. Экономическая политика в современном мире:глобальное управление» или глобальный политический рынок? / С.А. Афонцев // Внешняя политика и безопасность современной России. В 4-х тт. - М.: РОССПЭН, 2002, т.П, с.287-309.Борко Ю.А., Буторина О.В. Европейский союз на пороге XXI века. Выбор стратегии развития / под ред. Ю.А. Борко (отв. ред.), О.В. Буториной.-М.: Эдиториал УРСС, 2001.-471 с.Великобритания. Эпоха реформ / под ред. Ал.А. Громыко. - М.: «Весь мир», 2007Гаджиев К. С. Введение в геополитику. М., 2004. С. 273Громыко Ал.А. Великобритания евроамерика западного мира / Ал.А. Громыко // Независимая газета. 2001. - 07.06.Громыко Ал.А. Политическая модернизация Великобритании. От Вестминстерской к плюральной модели демократии / Ал.А. Громыко. М.: «Огни ТД», 2005Громыко, Ал.А. Британия на внутрицивилизационном надломе / Ал.А. Громыко // Доклад на круглом столе «Россия и Британия в процессахевропейской интеграции», 10.12.2002Громыко, Ал.А. Великобритания: после захода солнца / Ал.А. Громыко // Россия в глобальной политике. 2005. - № 6. - С. 10-24Громыко, Ал.А. Внешняя политика Великобритании: от империи к «осевой державе» / Ал.А. Громыко // Космополис. 2005. - № 1Громыко, Ал.А. По дороге в евроленд / Ал.А. Громыко // МОБИ Журнал Посольства Великобритании в России). 2003. - № 61Громыко, Ал.А. Тони Блэр: Десять лет во главе Британии / Ал.А. Громыко // Современная Европа. 2007. - № 2. - С.5-21Западно-Европейская политическая и военная интеграция / Под ред. М.И. Бурлакова. М, 1984. С. 40.Зуев В.Н. Англия и «Общий рынок» / В.Н. Зуев. М.: Наука, 1988.245 с.Капитонова Н.К. Приоритеты внешней политики Великобритании (1990-1997) / Н.К. Капитонова. -М.: «РОССПЭН», 1999. 144 с.Мировая политика и международные отношения на пороге третьеготысячелетия. Под ред. М.М.Лебедевой.// Научные доклады Московскогообщественного научного фонда. М., 2000, вып. 104. — С. 29-61Остапенко Г.С. Британская монархия от королевы Виктории до Елизаветы II: концепция управления и личность суверена. М., 2006, С. 3.Перегудов С.П. Тони Блэр / С.П. Перегудов. М.: ИНИОН РАН, 1999Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм / С.П. Перегудов. М.: «Наука»,1996Стрежнева М.В. Великобритания в Западной Европе: политический аспект / М.В Стрежнева. М., 1988Терентьев А.А. Торийская внешняя политика Тони Блэра / А.А. Терентьев // МЭМО. 2005. - № 10. - С.45-53Трухановский В. Г. Антони Иден. М., 1984. Гл. 5. С. 282Тэтчер М. Искусство управления государством: стратегии меняющегося мира. М, 2003. С. 3293Хесин Е.С. Великобритания / Е.С. Хесин // МЭМО. 2001. - № 8Хесин Е.С. Великобритания: седьмой год подъема / Е.С. Хесин // МЭМО.-2000.-№ 8Churchill W. In defence of freedom. London, 1978. Р. 81.

Список литературы

1.Афонцев, С.А. Экономическая политика в современном мире:глобальное управление» или глобальный политический рынок? / С.А. Афонцев // Внешняя политика и безопасность современной России. В 4-х тт. - М.: РОССПЭН, 2002, т.П, с.287-309.
2.Борко Ю.А., Буторина О.В. Европейский союз на пороге XXI века. Выбор стратегии развития / под ред. Ю.А. Борко (отв. ред.), О.В. Буториной.-М.: Эдиториал УРСС, 2001.-471 с.
3.Великобритания. Эпоха реформ / под ред. Ал.А. Громыко. - М.: «Весь мир», 2007
4.Гаджиев К. С. Введение в геополитику. М., 2004. С. 273
5.Громыко Ал.А. Великобритания евроамерика западного мира / Ал.А. Громыко // Независимая газета. 2001. - 07.06.
6.Громыко Ал.А. Политическая модернизация Великобритании. От Вестминстерской к плюральной модели демократии / Ал.А. Громыко. М.: «Огни ТД», 2005
7.Громыко, Ал.А. Британия на внутрицивилизационном надломе / Ал.А. Громыко // Доклад на круглом столе «Россия и Британия в процессахевропейской интеграции», 10.12.2002
8.Громыко, Ал.А. Великобритания: после захода солнца / Ал.А. Громыко // Россия в глобальной политике. 2005. - № 6. - С. 10-24
9.Громыко, Ал.А. Внешняя политика Великобритании: от империи к «осевой державе» / Ал.А. Громыко // Космополис. 2005. - № 1
10.Громыко, Ал.А. По дороге в евроленд / Ал.А. Громыко // МОБИ Журнал Посольства Великобритании в России). 2003. - № 61
11.Громыко, Ал.А. Тони Блэр: Десять лет во главе Британии / Ал.А. Громыко // Современная Европа. 2007. - № 2. - С.5-21
12.Западно-Европейская политическая и военная интеграция / Под ред. М.И. Бурлакова. М, 1984. С. 40.
13.Зуев В.Н. Англия и «Общий рынок» / В.Н. Зуев. М.: Наука, 1988.245 с.
14.Капитонова Н.К. Приоритеты внешней политики Великобритании (1990-1997) / Н.К. Капитонова. -М.: «РОССПЭН», 1999. 144 с.
15.Мировая политика и международные отношения на пороге третьеготысячелетия. Под ред. М.М.Лебедевой.// Научные доклады Московскогообщественного научного фонда. М., 2000, вып. 104. — С. 29-61
16.Остапенко Г.С. Британская монархия от королевы Виктории до Елизаветы II: концепция управления и личность суверена. М., 2006, С. 3.
17.Перегудов С.П. Тони Блэр / С.П. Перегудов. М.: ИНИОН РАН, 1999
18.Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм / С.П. Перегудов. М.: «Наука»,1996
19.Стрежнева М.В. Великобритания в Западной Европе: политический аспект / М.В Стрежнева. М., 1988
20.Терентьев А.А. Торийская внешняя политика Тони Блэра / А.А. Терентьев // МЭМО. 2005. - № 10. - С.45-53
21.Трухановский В. Г. Антони Иден. М., 1984. Гл. 5. С. 282
22.Тэтчер М. Искусство управления государством: стратегии меняющегося мира. М, 2003. С. 3293
23.Хесин Е.С. Великобритания / Е.С. Хесин // МЭМО. 2001. - № 8
24.Хесин Е.С. Великобритания: седьмой год подъема / Е.С. Хесин // МЭМО.-2000.-№ 8
25.Churchill W. In defence of freedom. London, 1978. Р. 81.

1. США: проблемы современности

Как ни относиться к США - дружелюбно, враждебно или нейтрально, нельзя не признать, что в формировании сегодняшнего мира Соединенные Штаты сыграли аналогичную роль с играла Италия в эпоху Возрождения, Франция в эпоху Просвещения или Великобритания в эпоху индустриализации, стал творцом современной жизни и форм ее организации. Соединенные Штаты были первыми, кто сформулировал современные общечеловеческие ценности в государственном устройстве, достигли невиданных успехов в развитии технологий и уровня жизни населения, разработали совместно с другими странами принципы организации объединенных наций, имеют огромную материальную помощь другим в период второй мировой войны и после нее ("ленд-лиз", "план Маршалла", "помощь для развития" и др.).

Трудно представить себе современный мир без провозглашена американская Декларация независимости концепции права каждого человека на свободу и на стремление к счастью. На роль "творца современности", почти до гегемонии, а это было основной задачей американской политики на протяжении всего XX века, вместе с желанием не допустить военно-политического руководства-одно государство (будь то Германия в первой половине века или СССР - во втором).

Рубеж XX - XXI веков увенчал триумфом эту американскую политику: нет больше претендентов на доминирование в Европе и, следовательно, в Соединенных Штатах могут не опасаться, что в этом регионе может вновь возникнуть угроза для национальной безопасности. Тем не менее, этот лидер стал иметь проблемы.

Желание контролировать мировую финансовую систему приводит к нестабильности финансовых рынков и финансовый кризис, желание усилить политическое влияние в странах Европы и Восточной Азии - к явлениям глобализации и ненависти к американской культуре. Военные действия, предпринятые Америке, на Ближнем востоке может составлять доли между христианским и мусульманским миром, так и установки противоракетной обороны в Европе, негативно оценивается например в России, вызывает охлаждение отношений и может вызвать агрессию.

В самой Америке происходят резкие изменения в расово-этнической структуре американского общества из-за иммиграции. По прогнозам через 40 лет белое большинство станет меньшинством, уступив испаноязычному, африканскому и азиатскому населению - на 66% (200 млн человек) долю до 46%. Количество нелегальных иммигрантов в США ежегодно увеличивается примерно на 770 тыс. человек, половина из них живет в соединенные ШТАТЫ из Мексики, нарушая, как правило, границы.

Узнать стоимость работы