Организация социальной педагогической поддержки детей из неблагополучных семей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 3232 страницы
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 27.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей
1.1.Сущность понятия «социально-педагогическая поддержка»
1.2. Социально-педагогическая характеристика детей из неблагополучных семей
1.3.Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в образовательных учреждениях
Выводы к главе I
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Педагогическо-подозрительный стиль, при котором родители не доверяют своим детям, подвергают их к оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общение.
Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя при этом все доступные средства воздействия - от убеждения до административно- уголовного принуждения, защищенного ребенка от жестокости.
Увещевательный стиль. Родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову». От социального педагога в данном случае нужна твердость, требовательность как в отношении несовершеннолетнего, так и его родителей.
Отстраненно-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие дети с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю, относятся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе.
1.3.Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в образовательных учреждениях
Необходимо дать ребенку почувствовать, что он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и соответствует этому месту.
Если ребенок вошел в какую-то группу, подчеркнуть, что это хорошо. Но не принуждать ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помнить, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим с собой.
Поощрять ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими. Это для такого ребенка лучше чем занятия в одиночку.
Выставлять его рисунки, сочинения и другие вещи, которые могут интересовать окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе, чувство самооценки.
Очень полезно хвалить ребенка, когда он высказывает какие-либо конструктивные мысли.
Выбрать такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший интерес, привлечь ребенка к работе над этими предметами, пусть он продемонстрирует перед классом, что может внести в данную область нечто ценное.
Помочь ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву, создание кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др.
Попросить помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы.
Многие робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.
Вместе с ребенком нарисовать схему, чтобы узнать, с кем бы он хотел работать в группе и кто в классе оказывает наибольшее влияние на него.
Подобрать ребенку напарника и наметить с ним план действий, в котором они могут хорошо сотрудничать.
Записывать каждый день, сколько раз вы обращались с неблагополучным ребенком и сколько раз вы произносили разные реплики, комментарии в его адрес. Проверить список в конце дня; это будет напоминанием о том, как вы работаете, а также о том, какие успехи делает ребенок.
Воспитание по типу «кумир семьи» часто возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться. Все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
Помощь «кумиру семьи»:
Уделять ему как можно больше внимания, постараться лучше узнать его, общаясь один на один.
Постараться завоевать его доверие. Если это произойдет, ребенок сбросит маску удачливого счастливчика и откроется вам.
Помочь ребенку понять, что испытывать негативные чувства - нормально. Сочинить рассказ о ком-либо, кто всегда смеется сквозь невидимые миру слезы. Это может быть и своего рода послание к ребенку.
Взять куклу-клоуна; объяснить, что может чувствовать клоун, что у него внутри (грусть), когда он смешит окружающих. А потом пусть кукла сыграет ту же роль уже в руках самого ребенка.
Хорошо, если ребенок сможет проявить себя в любой творческой деятельности - в рисовании, в музыке.
Не упустить случая подчеркнуть, какие чувства уместно выражать в том или ином случае. Мы смеемся над смешными вещами, но становимся грустными, когда случаются тяжелые события. Мы раздражаемся, когда кто-то делает нам плохо. Если ребенок смеется когда кому-то плохо, побудить его задуматься над этой ситуацией и обычным голосом - ни в коем случае не раздражаясь! - произнести: «Было вовсе не смешно, когда Вася упал. Он ушиб ногу, ему было очень больно».
Старшим детям предложить вести дневник с записями - ежедневными и еженедельными. Заверить, что его никто не прочтет. Сказать ребенку, что он может говорить с вами обо всем на что его волнует, в любое время - или с глазу на глаз, или через этот дневник. Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.
Для внимательного взгляда педагога, психолога ошибки в воспитании не представляют трудности в различении.
Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимоотношение.
К человеческим отношениям, в том числе и к семейным, так же, как и к чувствам их окрашивающим, требуется постоянное внимание и немалый «труд души» для их своевременного восстановления, иначе однажды закрывшаяся неприязнь, враждебность, конфликтность разъединят теплоту родственных отношений, становится необратимыми и создают в доме невыносимую для ребенка атмосферу.
Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослых детей.
Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое в настоящее время нередко проявляется у многих женщин. Такого рода жесткое авторитарное поведение депривирует психическое развитие детей и чревато разными неприятностями. В том случае, если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям. В случае же, когда у ребенка сильный тип нервной системы, доминантность, жесткость матери приводит к тяжким невосполнимым дефектам моциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяжким преступлениям.
Выводы к главе I
1.Педагогическая несостоятельность семьи должна предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики. В этом отношении своевременным профилактическим средством можно считать тот психолого-педагогический ликбез, который проводится для родителей.
2.Психические службы, обеспечивающие помощь семье и детям помогут разрешить хроническую конфликтную ситуацию, помогут родителям понять индивидуальные половозрастные психологические особенности своих детей и скорректировать свою позицию, провести социально-психологические тренинги, формирующие новые формы социально-ролевого поведения супругов, родителей, взрослеющих детей. Эти же службы могли бы осуществлять психологическую коррекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних. То есть тех, чья практическая деятельность непосредственно связана с детьми, подростками и неблагополучными семьями.
3.Однако вряд ли советы психологов способны оказать заметную помощь в работе с криминально-аморальными семьями, где степень моральной деградации родителей такова, что увещания и меры психологического воздействия оказываются безуспешными в плане избавления людей от их пороков: пьянства, развратного образа жизни, жестокости и прочего.
4.В данном случае требуется решительные меры по изоляции детей от крайне нездоровой домашней обстановки и оказанию социально-правовой помощи.

Список литературы
Беличева С. А. Основы превинтивной психологии. М., 1993
Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара. М., 1988
Брязгунов И. Не управляемые./2трудные подростки./ //Семья и школа - 1999 
Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001
Гарбузов, Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация
Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып.9. 1971.
Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6
Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2005
Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996
Макаренко А. С. Сочинения. В 7 т.М., 1951
Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого – педагогические основы коррекционно – профилактической работы). – М., 2004
Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. – М., 2003
Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001
Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005
Мудрик А.В.Социальная педагогика. М., 2002
Научно – методический журнал «Заместителя Директора школы по воспитательной работе» № 5/2004
Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 1/1997
Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 4/1998
Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 5/1998
Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 6/2004
Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 7/2004
Новикова Е .В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. М., 1981
Некрасов Е. Утомленные пивом. //Народное образование -2003
Организационная социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации. М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.
Сборщикова К. Ребенок в алкогольной семье: возможности психокоррекции и реабилитации.//Социальная педагогика-2004
Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. - Мн., 1998.
Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 № 3
Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000
Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. - М., 1987.
Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000.
Социология семьи:Учебник/ Под.ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. – М., 2005
Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. 1998 №3
Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.. 2002
Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.
Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 1999
Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л. Э. Кунельского и М.С. Мацковского . М., 1994


Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996,с.22

Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000,с.177

Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000,с.176-184

Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000,с.188-191

Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.. 2002,с.159-160
Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000,с.191

Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними. //Народное образование- 2002-6-с.161.
Некрасов Е. Утомленные пивом. //Народное образование -2003-6-с.194
Нелидов А. Профилактика формирования асоциальных групп в школе/психолого-педагогические аспекты/. //Воспитание школьников- 2003-3
Якимова Т. Конференция на актуальную тему "Алкоголизм - социальное зло". //Открытая школа- 2003-3-с.60
Маркова Н. Защитим детей от растления./размышления на парламентских слушаниях/ // Народное образование- 2002-5-с.207
Беляева Л. Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей. // Педагогика- 2002-6-с.78

. Лахнина Е. Проблемы в обучении и поведении у детей: в чем их причина. //Учитель-2003-6-с.35
Макаренко С. Проблема наркомании в школе. //Социальная педагогика-2003-6-с.60
Сборщикова К. Ребенок в алкогольной семье: возможности психокоррекции и реабилитации.//Социальная педагогика-2004-2-с.98
Брязгунов И. Не управляемые./2трудные подростки./ //Семья и школа - 1999-1-с.12
Брязгунов И. Не управляемые./2трудные подростки./ //Семья и школа - 1999-1-с.12
Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи:Записки детского психиатара. М., 1988

БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии. М., 1993

БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии. М., 1993
БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии. М., 1993
БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии. М., 1993

Москаленко
Москаленко
БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии. М., 1993

БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии. М., 1993













30



Социально – педагогическая поддержка

Психологическая

Посредническая

Образовательная

Организация

Обучение

Поддержка

Координация

Коррекция

Воспитание

Информирование

1.Беличева С. А. Основы превинтивной психологии. М., 1993
2.Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара. М., 1988
3.Брязгунов И. Не управляемые./2трудные подростки./ //Семья и школа - 1999
4.Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001
5.Гарбузов, Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация
6.Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып.9. 1971.
7.Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001
8.Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6
9.Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2005
10.Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996
11.Макаренко А. С. Сочинения. В 7 т.М., 1951
12.Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого – педагогические основы коррекционно – профилактической работы). – М., 2004
13.Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. – М., 2003
14.Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001
15.Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005
16.Мудрик А.В.Социальная педагогика. М., 2002
17.Научно – методический журнал «Заместителя Директора школы по воспитательной работе» № 5/2004
18.Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 1/1997
19.Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 4/1998
20.Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 5/1998
21.Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 6/2004
22.Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 7/2004
23.Новикова Е .В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. М., 1981
24.Некрасов Е. Утомленные пивом. //Народное образование -2003
25.Организационная социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации. М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.
26.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.
27.Сборщикова К. Ребенок в алкогольной семье: возможности психокоррекции и реабилитации.//Социальная педагогика-2004
28.Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. - Мн., 1998.
29.Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 № 3
30.Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000
31.Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. - М., 1987.
32.Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000.
33.Социология семьи:Учебник/ Под.ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. – М., 2005
34.Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. 1998 №3
35.Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.. 2002
36.Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.
37.Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 1999
38.Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л. Э. Кунельского и М.С. Мацковского . М., 1994


Вопрос-ответ:

Что такое социально-педагогическая поддержка?

Социально-педагогическая поддержка - это комплексная работа педагогов и специалистов социальной сферы, направленная на оказание помощи детям из неблагополучных семей в их социальной адаптации и развитии.

Какие характеристики имеют дети из неблагополучных семей?

Дети из неблагополучных семей обычно испытывают трудности в социальном взаимодействии, имеют проблемы в обучении, слабую мотивацию к учебе, низкий уровень самооценки и веры в свои силы, а также возможно влияние негативных факторов на их психологическое и физическое развитие.

В чем заключается социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в образовательных учреждениях?

Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в образовательных учреждениях включает в себя оказание помощи в организации занятий с детьми, проведение индивидуальной работы с каждым ребенком, психологическую поддержку, включение в дополнительные образовательные программы и многое другое.

Какие теоретические подходы изучают проблему социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей?

Теоретические подходы к изучению проблемы социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей включают социологический, психологический и педагогический аспекты. Изучаются социальные условия, влияющие на формирование неблагополучной семьи, особенности психологического развития детей и педагогические методы, направленные на поддержку и помощь им.

Какой список литературы может быть полезен для изучения данной темы?

Для изучения данной темы полезно обратиться к следующим источникам: 1. Название книги/статьи. 2. Название книги/статьи. 3. Название книги/статьи.

Какая сущность имеет понятие «социально-педагогическая поддержка»?

Социально-педагогическая поддержка - это система мер и действий, направленных на помощь и развитие детей из неблагополучных семей, с целью обеспечения их социальной адаптации, успешного обучения и полноценного развития.

Как можно охарактеризовать детей из неблагополучных семей с социально-педагогической точки зрения?

Дети из неблагополучных семей часто имеют проблемы социализации, низкий уровень личностного развития, отставание в учебе, повышенную агрессивность и негативные поведенческие реакции. Они нуждаются в специальной социально-педагогической поддержке для преодоления этих проблем.

Как осуществляется социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в образовательных учреждениях?

В образовательных учреждениях социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей осуществляется через организацию специализированных групп, классов или целых школ для таких детей, проведение индивидуальных и групповых консультаций, психологическую помощь, поддержку в учебе и социализации.

Какие выводы можно сделать по главе I статьи?

На основе анализа различных теоретических подходов к проблеме социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей, можно сделать вывод, что эта проблема требует комплексного и системного подхода. Дети из неблагополучных семей нуждаются в специальной поддержке и помощи для успешной адаптации в обществе и достижения полноценного развития.

Какие стили педагогической работы могут быть предпочтительны при организации социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей?

При организации социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей желательно использовать такие стили педагогической работы, как эмоционально-значимый стиль, социально-гуманистический стиль и социально-преобразующий стиль. Эти стили позволяют эффективно воздействовать на детей, помогая им преодолеть трудности и стимулируя положительное развитие.

Что такое социально-педагогическая поддержка?

Социально-педагогическая поддержка - это комплексное воздействие педагогических и социальных мер, направленных на помощь детям из неблагополучных семей, в целях их социализации и успешного развития.