Сравнение русского и английского устава масонства 18-19вв (по уставам).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История 20 века
  • 2828 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 13.10.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Сравнение русского и английского устава масонства 18-19в.
Введение
Глава 1. Происхождение масонства
Глава 2.Образование Великой ложи Англии и распространение масонства в мире
2.1 Организационная структура масонства
2.2. Распространение масонства
Глава 3. Масонство в России
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

«Розенкрейцерство придавало работе лож шведской системы таинственность и ярко выраженный мистический характер (теософия, пиэтизм, алхимия).
Что касается степеней посвящения, то их у шведских братьев было 10: иоанновские первые три, андреевские или шотландские 4-я и 5-я, рыцарские (6-я - 9-я).
10-ю степень составляли братья Розового креста (просветленный капитул), членами которого могли быть лишь потомственные дворяне, насчитывающие не менее 4 поколений своих предков-дворян».
В тоже время к началу 1780-х годов центром масонства станосится Москва. Именно Москва, или, правильнее сказать, особая, отличающаяся от казенного Петербурга, более свободная московская духовная атмосфера как раз и помогла вдохнуть в уже угасавшие вследствие очевидной пустоты их занятий русские масонские ложи новые силы. Именно здесь действовали розенкрейцеры, или мартинисты. Коренное отличие масонских лож этой системы состояло в том, что главной задачей они ставили нравственное совершенствование человека.
Мартинисты внесли огромный вклад в дело просвещения в России и здесь огромную роль сыграл известный просветитель и книгоиздатель Н.И.Новиков.
Среди известных масонов того времени можно отметить также И.-Г.Шварца, практическая деятельность которого сопоставима с деятельностью Новикова. По его инициативе в России начинают действовать первое научно-литературное студенческое общество в России, которое выпускало даже свой журнал Был у членов этого общества и свой печатный орган – журнал «Утренний свет». Также стараниями Шварца была открыта переводческая гимназия. Еще одним начинанием неутомимого И.-Г.Шварца стала организация им Дружеского ученого общества.
В 1780 году Н.И.Новиков и И.-Г.Шварц учредили свою собственную масонскую ложу «Гармония». В состав ее сразу же вошли практически все вожди тогдашнего масонства: князь Н.Н.Трубецкой, М.М.Херасков, князь А.А.Черкасский, князь К.М.Енгалычев, И.П.Тургенев, А.М.Кутузов и другие.
Ложа эта называлась еще и «сиентифической», и главной задачей ее была не обрядность, а научные изыскания и изучение истории масонства.
Когда Россия была признана самостоятельной масонской державой в Москве был организован «Капитул Русской провинции». Приором его (должность чисто номинальная) стал Петр Алексеевич Татищев (1730-1810), канцлером - И.-Г.Шварц. Н.И.Новиков был казначеем.
После признания Россией самостоятельной масонской провинцией Шварц развил бурную деятельность и все они были приняты в состав главного розенкрейцерского братства.
Крупным успехом И.-Г.Шварца стал переход на его сторону сразу четырех московских лож, в одночасье решивших отложиться от изрядно уже надоевшей им тамплиерской системы (Брауншвейгский ритуал) и перейти в розенкрейцерство. Это были ложи «Трех знамен» (П.А.Татищев), «Озириса» (Н.Н.Трубецкой), «Латоны» (Н.И.Новиков) и «Сфинкса» (Г.П.Гагарин). В 1783 году все они официально вошли в Орден Злато-розового Креста. В 1784 году, еще при жизни И.-Г.Шварца московские розенкрейцеры учредили еще один масонский центр - ложу теоретического градуса, или степени, как своего рода подготовительный класс или переходную ступень к масонству высших розенкрейцерских степеней.
Бурный рост розенкрейцерского сообщества продолжался. «Как и берлинские братья, московские розенкрейцеры XVIII века были глубокими и убежденными мистиками. Практическим руководством для них являлся «теоретический градус Соломоновых наук», официальное сочинение для работ в теоретической степени. Высшая степень ордена – степень мага. Она сулила ее обладателям непосредственное общение с самим Высшим существом. Но до степени этой русским братьям было еще далеко, так как теоретический градус - это, как мы уже знаем, самая младшая степень розенкрейцерства. На ней и остановилось большинство русских адептов ордена. Обладателей более высоких степеней среди них было немного: И.-Г.Шварц, Н.И.Новиков, А.М.Кутузов, Г.Я.Шредер, Н.Н.Трубецкой, Ю.Н.Трубецкой.
Итак, в царствование Екатерины II московские розенкрейцеры помимо работы, направленной на собственное моральное усовершенствование они перешли к работе внешней, направленной на усовершенствование, просвещение не отдельных индивидуумов, а всего русского общества. Основной работой была книгоиздательская деятельность розенкрейцеров.
Особое внимание берлинских масонов уделялось Павлу Петровичу.
Французская революция напугала Екатерину чрезвычайно и деятельность масонов в России была запрещена. Новиков был арестован . Он был освобожден сразу же после вступления на престол Павла I.
Кроме того, Павел I демонстративно приблизил к себе многих видных масонов. А в 1798 году Павел I принимает титул магистра католического полумасонского ордена Мальтийских рыцарей . «Масоны не могут считать своим суверенный Мальтийский орден. Ведь это религиозный орден католической церкви», - пишет современный исследователь В.Л.Захаров.
С началом царствования Александра I в России начали поднимать голову ложи и других масонских «систем». В историографии нет определенного мнения по поводу того, был ли Александр масоном. Но известно, что император особенно благосклонно относился к ложам шведской системы.
К этому периоду относят первое появление в России лож «французской системы».Начало им положила ложа «Соединенные друзья», открытая 10 июня 1802 года Александром Жеребцовым. Особенностью этой ложи было то, что она работала на французском языке и по французским обрядам. Ложа имела свой собственный храм, оркестр и даже гимн. Символическим знаком ложи «Соединенных друзей» был масонский треугольник с изображением внутри него рук, соединенных в рукопожатии. Но серьезной работы эти ложи не вели.
«Еще одним направлением, или, правильнее, «системой» в русском масонстве начала XIX века может считаться так называемая система Фесслера. Игнаций-Аурелиус Фесслер основал новую масонскую ложу – «Полярная звезда", работавшую по системе ложи «Рояль-Йорк» трех символических иоанновских степеней плюс «степень познания» для избранных, где бы масоны могли знакомиться с сущностью всех в то время известных масонских систем».
В это же время в России возрождаются ложи шведских систем. Вскоре произошло объединение масонских лож в единую организационную структуру. Это позволило уже в 1811 году полностью восстановить под именем Верховного Орденского совета работу тщательно законспирированного и фактически бездействовавшего все это время Капитула Феникса с Директорией.
Можно также отметить появление так называемых походных военных масонских лож в армии, что связано с войной 1812 года. К этому времени относится появление в некоторых масонских клятвах пункта рапространять православную веру. Тогда же начинают переводиться на русский язык и некоторые масонские обрядники.
В 1815 г. был учрежден новый союз под управлением Великой ложи «Астрея». Цель союза Великой ложи «Астреи», как она была сформулирована в ее учредительных документах, заключалась в «усовершенствовании благополучия человеков исправлением нравственности, распространением добродетели, благочестия и неколебимой верности государю и отечеству и строгим исполнением существующих в государстве законов» . Великая ложа «Астрея» работала по шведской системе, приняв однако за правило, когда каждая из лож вправе была, тем не менее, выбирать себе любую из существовавших тогда в Европе масонских систем. Членам были гарантированы право свободного избрания должностных лиц и распоряжение финансами. «Уложение Великой ложи «Астреи» регламентировало ее деятельность. Его особенностью было постоянное дополнение и ограниченный срок действия.
Одним из важных пунктов «Уложения Великой ложи «Астреи», была полная лояльность нового масонского союза перед правительством и давалось обязательство не иметь от него никаких тайн, сообщать ему свой устав, а также обязательство не зависеть от иностранных лож. Данная свобода в выборе систем привела к разнобою и в конечном итоге к формальному объединению лож.
В 1822 года августовским рескриптом Александра I деятельность масонских лож была запрещена и продолжалась лишь их тайная деятельность. После же восстания декабристов Николай I повторил указ о запрете масонства и на этом деятельность масонских организаций практически прекращается до XX века.


Заключение
Нет ничего случайного в мире. И поэтому для действительно мыслящего человека возникновение и действие тайных обществ не являются странными необъяснимыми явлениями. Это вполне ясный и предвиденный результат определенных причин. Во все века и во всех государствах существовали места, где кончалось владычество силы, где кумирам не поклонялись, где фетиши были осмеяны. Такими местами оказывались кабинет философа,храм жреца, лаборатория алхимика.
Масонское движение зародилось в Англии , где и возникли основные принципы масонского существования. Английская система масонства была наиболее простой и включала всего три степени.
В основе идей масонства лежат античная философия и важнейшие постулаты крупнейших мировых религий (христианство, иудаизм, отдельные элементы буддизма). Так, от христианства масонство взяло идеи добра, мира, справедливости и равенства между людьми. Эпоха Возрождения привнесла в идеи масонства идеалы гуманизма, мистику, социальную утопию.
В России масонское движение связывают с Петром I. В XYIII- XIX Россия последовательно прошла несколько стадий. Историю русского масонства XVIII века условно делят на два периода. В первом периоде(1731 - 1770-е гг.) преобладало английское масонство первых трех степеней. Само масонство было всего лишь модным течением. Во втором периоде этого же века(конец 1770-х - 1780-е гг.) распространяются шведская система и розенкрейцерство с высокими степенями.
В XIX веке в России происходит появление лож с учетом профессиональных, конфессиональных и национальных интересов адептов ордена. Масонские же системы были самыми разнообразными, но с преобладанием той же шведской системы и розекрейцерства.

Список литературы
Андреев А., Захаров В., Настенко И. История Мальтийского ордена.- М., 1999.
Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – [Б. м.; б. и, 2004].- Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/konspiracy/brachev_massony.htm#1.- Загл. с экрана
Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II.- СПб., 1917.
История масонства / Под ред. С.П. Мельгунова – Смоленск: Русич, 2002.
Соколовская Т.О. Обрядность прежнего русского масонства // Русская старина. – 1907. -№ 11.
Уложение Великой ложи Астрея на Востоке Санкт-Петербурга. –СПб., 1815.
Элбакян Е.С. Масоны, их деятельность в современной России // Словарь религий народов современной России. Отв. ред. М.Мчедлов. - М., 1999.

История масонства . – Смоленск: Русич, 2002. – С13
Элбакян Е.С. Масоны, их деятельность в современной России // Словарь религий народов современной России. Отв. ред. М.Мчедлов. - М., 1999. - С.214.
История масонства . – Смоленск: Русич, 2002. – С.17
История масонства . – Смоленск: Русич, 2002. – С. 23
Цит. по : История масонства . – Смоленск: Русич, 2002. – С.34
Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – [Б. м.; б. и, 2004].- Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/konspiracy/brachev_massony.htm#1.- Загл. с экрана.

Цит. по: История масонства . – Смоленск: Русич, 2002. – С. 45
Цит. по: История масонства . – Смоленск: Русич, 2002. – С. 52
там же, С.56
там же, С.57
История масонства . – Смоленск: Русич, 2002. – С.59
Соколовская Т.О. Обрядность прежнего русского масонства // Русская старина. – 1907. -№ 11.- С.351-352.

Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – [Б. м.; б. и, 2004].- Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/konspiracy/brachev_massony.htm#1.- Загл. с экрана.

Цит. По : Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – [Б. м.; б. и, 2004].- Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/konspiracy/brachev_massony.htm#1.- Загл. с экрана.

Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – [Б. м.; б. и, 2004].- Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/konspiracy/brachev_massony.htm#1.- Загл. с экрана.
Уложение Великой ложи Астрея на Востоке Санкт-Петербурга. –СПб., 1815.- С.121.
Цит. По : Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – [Б. м.; б. и, 2004].- Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/konspiracy/brachev_massony.htm#1.- Загл. с экрана.
Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – [Б. м.; б. и, 2004].- Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/konspiracy/brachev_massony.htm#1.- Загл. с экрана.
Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – [Б. м.; б. и, 2004].- Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/konspiracy/brachev_massony.htm#1.- Загл. с экрана.
Там же
Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – [Б. м.; б. и, 2004].- Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/konspiracy/brachev_massony.htm#1.- Загл. с экрана.
Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II.- СПб., 1917. -С.11.
Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – [Б. м.; б. и, 2004].- Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/konspiracy/brachev_massony.htm#1.- Загл. с экрана.
Андреев А., Захаров В., Настенко И. История Мальтийского ордена.- М., 1999.- С.290.
Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – [Б. м.; б. и, 2004].- Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/konspiracy/brachev_massony.htm#1.- Загл. с экрана.
Уложение Великой ложи Астрея на Востоке Санкт-Петербурга. –СПб., 1815. – С.14













28

Список литературы
1.Андреев А., Захаров В., Настенко И. История Мальтийского ордена.- М., 1999.
2.Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – [Б. м.; б. и, 2004].- Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/konspiracy/brachev_massony.htm#1.- Загл. с экрана
3.Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II.- СПб., 1917.
4.История масонства / Под ред. С.П. Мельгунова – Смоленск: Русич, 2002.
5.Соколовская Т.О. Обрядность прежнего русского масонства // Русская старина. – 1907. -№ 11.
6.Уложение Великой ложи Астрея на Востоке Санкт-Петербурга. –СПб., 1815.
7.Элбакян Е.С. Масоны, их деятельность в современной России // Словарь религий народов современной России. Отв. ред. М.Мчедлов. - М., 1999.

Вопрос-ответ:

Какая связь между русским и английским уставами масонства 18-19 вв?

Сравнение русского и английского устава масонства 18-19 веков позволяет выявить различия и сходства в организационной структуре и целях масонства в обоих странах.

Какое происхождение имеет масонство?

Масонство имеет древнее происхождение и культистические корни, связанные с ремесленными ложами Средневековья.

Каким образом была образована Великая ложа Англии и как масонство распространилось в мире?

Великая ложа Англии была образована в 1717 году, объединив несколько лож, и стала центром масонской организации во всем мире. Масонство распространилось в мире через создание Гранд-Лоджей и обмен опытом между различными масонскими организациями.

Какая организационная структура есть в масонстве?

Масонство имеет сложную организационную структуру с большим числом рангов и должностей, где на вершине находится Великий Мастер, а на нижних уровнях - братья-масоны.

Какое место занимает масонство в России?

Масонство в России имело свои особенности и существовало под производными названиями, такими как "масонские ложи" или "славянская масонская система". Оно было запрещено в ряде периодов российской истории и возрождалось в различные эпохи.

Каково происхождение масонства?

Масонство имеет свои корни в средневековых кузнецах и каменщиках, которые объединялись в общности секретных знаний и навыков.

Какое место занимает Россия в распространении масонства?

Россия была одной из стран, где масонство достигло высокого расцвета, особенно в 18-19 веках.

Какие основные организации включены в организационную структуру масонства?

Организационная структура масонства включает ложи и общии советы, а также Великие ложи и Великие капитулы.