Роль банковского сектора в формировании внешнеэкономической стратегии Саудовской Аравии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные экономические отношения
  • 121121 страница
  • 94 + 94 источника
  • Добавлена 25.03.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Экономическая история и современные аспекты развития банковского сектора в королевстве Саудовская Аравия
§ 1. Характер и пути формирования финансово-кредитной структуры Королевства.
§ 2 . Особенности и пределы образования рынка ссудного капитала с участием саудовских банков.
§ 3 . Некоторые позитивные сдвиги и объективные трудности перехода банков к обслуживанию ВЭД монархии.
Глава 2. Основные направления ВЭД Королевства с участием соответствующих банковских структур
§ 1. Ключевые составляющие хозяйственного комплекса страны, ориентированные на внешние рынки.
§ 2. Саудовские банки на службе расширения инвестиционных связей: международные и региональные аспекты процесса.
Глава 3. Некоторые прогнозы и сценарии возрастания роли банковского сектора Саудовской Аравии в осуществлении эффективной мирохозяйственной стратегии в предлагаемых условиях
§ 1. Перспективы диверсификации структур и функций банков Королевства в условиях новых тенденций и вызовов в международных экономических отношениях.
§ 2. Дальнейшее усиление финансово-экономической роли Саудовской Аравии в ССАГПЗ в контексте интегрированного решения внешнеэкономических проблем.
Заключение
Библиография
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, банк кредитует клиента, на которого возлагается долговое обязательство. Структура саляма на первый взгляд подпадает под понятие гарар (наличие элемента неопределенности в контракте), поскольку клиент продает, а банк покупает фактически несуществующий контракт, как это имело бы место в форвардной операции. Очевидно, что Шариат в данном случае демонстрирует способность гибко применяться к реальным потребностям субъектов экономики, учитывая особенности производственного цикла многих отраслей народного хозяйства, в частности в отраслях с выраженной сезонностью спроса на оборотные средства. В данном случае степень гарара признается несущественной в силу того, что вероятность поставки товара высокая. Если по объективным причинам вероятность поставки товара низкая, то сделка по контракту салям будет признан ничтожной.
Использование контракта салям наиболее приемлемо в сельском хозяйстве и малом бизнесе, однако может найти применение и в промышленности.
Для производства крупного объема используется специальный вид контракта - истисна. По своему содержанию его считают подвидом саляма. Основным отличием является тот факт, что поставщиком товара выступает в данном случае не клиент, а банк.
Сделка на основе контракта истисна имеет свойство купли - продажи с отсрочкой или рассрочкой платежа. Получив заказ от клиента, банк заключает договор с производителем товара или работ, осуществляя плату за свой счет. Прибыль банка возникает из разницы между ценой, согласованной в первом контракте, и ценой, уплачиваемой им по второму контракту. Еще одно отличие истисны от саляма состоит в том, что в первом случае финансируемый объект имеет уникальные характеристики, в саляме же финансируется производство чего - либо, имеющего родовые признаки, свойственные целой группе, представители которой обладают полной взаимозаменяемостью. С подобным подходом связано еще одно различие между данными контрактами - в истисне клиент может оговорить конкретного производителя и определенный материал, в саляме же это не разрешено.
Поскольку торговые контракты типа салям и истисна имеют высокий уровень риска, в том числе и производственный, они не получили широкого распространения среди банковских продуктов в Саудовской Аравии.
С развитием финансового рынка Саудовской Аравии все более привлекательным для банков становятся лизинг и аренда в различных видах.
Лизинг, очевидно, представляет собой продажу не самого товара, а его потребительной стоимости. Реализация потребительной стоимости приносит арендные платежи лизингодателю и поступления от производимой работы активом - лизингополучателю. Данные операции банка с движимым и недвижимым имуществом объединены общим понятием иджара и проводятся в двух формах:
1. Операционный лизинг (иджара);
2. Лизинг с последующим выкупом (иджара ва иктина).
При операционном лизинге важна цель использования арендуемого имущества. Если его назначение будет противоречить принципам Шариата (осуществление незаконной деятельности, например открытие в арендуемом помещении игрового клуба, казино), то такой контракт будет признан ничтожным.
В случае аренды с последующим выкупом, то есть финансового лизинга, имущество приобретается по заказу клиента. Лизинговые платежи рассчитываются исходя из стоимости имущества и прибыли банка. С договором иджара ва иктина связано положение исламского права (фикха), несоблюдение которого влечет за собой гарар, а, следовательно, отказ в сделке. При оформлении данной формы лизинга заключается два договора. Первый - это договор непосредственно аренды, а предметом второго договора выступает обязательство клиента выкупить лизинговое имущество.
В течение десятилетия с 1 января 1997 до 31 декабря 2006, кредиты Саудовских банков частному сектору (включая ссуды и ценные бумаги) возросли на 177 %, со 113 миллиардов Саудовских риалов до 313 миллиардов. В тот же самый период, кредиты банков общественному сектору, увеличились на 129 % с 77 миллиардов Саудовских риалов до 176 миллиардов.
Инвестиции банков Саудовской Аравии в ценные бумаги оставались стабильными и выросли за тот же период незначительно: с 6.1 миллиардов Саудовских риалов до 10.9 миллиардов.
Что касается кредитования, то больше всего выросли потребительские ссуды: с 5 миллиардов риалов в 1997 до 119 миллиардов в 2006.
Основные причины быстрого роста потребительского кредитования в Саудовской Аравии:
1.Молодое и быстро растущее население, которое желает тратить деньги на автомобили, образование, отдых, недвижимость и т.д.
2. Учреждение Саудовского Бюро Кредитных историй, которое обеспечивает банки последней информацией относительно кредитоспособности клиентов.
3. Банки также представили новые типы потребительских ссуд под залог различного имуществом.
Таблица ниже показывает главные отрасли экономической деятельности в Саудовской Аравии, куда направляется банковский кредит.

Таблица 3.2.
Банковское кредитования экономической деятельности по отраслям (млрд. сауд. риалов)
Январь 1997 Декабрь 2006 Изменение Процентное изменение (%) Сельское хозяйство и рыболовство 2.7 3.8 1.1 41 Обрабатывающая промышленность 12.9 26.6 13.7 106 Добывющая промышленность 0.8 1.3 0.5 62 Электроэнергетика и водоснабжение 2.6 3.3 0.7 27 Строительство 14.1 23.1 9.0 64 Торговля 28.3 62.8 34.5 122 Транспорт и связь 6.2 13.4 7.2 116 Финансы 8.4 33.8 25.4 302 Услуги 3.8 12.3 8.5 223 Разное 27.3 122.8 95.5 349 Итого 107.1 303.1 196.0 183
В течение периода 1997-2006 объём кредитов общественному сектору увеличился с 77 миллиардов до 176 миллиардов Саудовских риалов, то есть на 129%. Следующая таблица показывает некоторые компоненты, обеспечившие это увеличение.

Таблица 3.3
Кредиты банков общественному сектору
(млрд. сауд. риалов)
1997 2006 Изменение Процентное изменение (%) Общий объём 77 176 99 193 Ссуды и авансы 27 29 2 7.5 Казначейские счета 11 0.3 (10.73) (97) Правительственные обязательства 39 146 107 274
Таблица 3.3. указывает, что объем ссуд предприятиям общественного сектора увеличивался за последнее десятилетие не на много. Это может быть в значительной степени следствием сильного финансового положения правительства Саудовской Аравии, которое было способно финансировать многие государственные проекты за счёт собственных средств.
Несмотря на столь успешное развитие банковского сектора Саудовской Аравии за последние годы все же остается ряд нерешенных вопросов, которые препятствуют дальнейшему усилению системы.
Одной из важнейших задач является разработка системы управления, надзора и регулирования деятельности саудовских банков. Согласно одной из двух точек зрения, которой придерживаются органы регулировании в Саудовской Аравии, режим надзора и регулирования, применяемый центральными банками в отношении исламских кредитных учреждений, должен радикально отличаться от режима в отношении традиционных банков. Вторая распространенная точка зрения признает уникальный характер деятельности исламских банков, но отдает предпочтение применению к ним такого же надзора и регулирования, что и к традиционным банкам, с небольшими изменениями и специальными правилами.
Следующей проблемой в области развития саудовской банковской системы является несоблюдение многими банками четкого разделения управления средствами и инвестиционной деятельности от коммерческой банковской деятельности. С точки зрения надзора исламские банки часто сравнивают с универсальными банками и взаимными фондами, что может повлечь за собой технические сложности для органов регулирования. Например, банк, выступающий в качестве мудариба, может рассматриваться в большей степени как компания по управлению фондами, а не как коммерческий банк. Для банков, которые используют инструмент салям и применяют принцип объединения сбережений и распределения рисков по итогам деятельности, необходим более тщательный анализ характера базовой операции со стороны органов надзора.
Из-за рисков, связанных с деятельностью таких учреждений и договорами, которые регулируют осуществляемое ими привлечение средств, необходим гораздо более широкий охват в области надзора, выходящего за рамки банковского сектора. Кроме того, распределение рисков, характерное для договоров долгового финансирования, вызывает трудности определения капитала и нормы достаточности собственного капитала.
Многие аналитики также утверждают, что надлежащая система регулирования банковской деятельности должна уделять больше внимания управлению операционными рисками и раскрытию информации, чем это принято в традиционной банковской системе. Это утверждение исходит из особого характера структуры рисков, присущих исламскому финансовому посредничеству. Инвестиционный риск считается наиболее серьезным операционным риском, влияющим на исламские банковские операции в Саудовской Аравии, проводимые на основании долевого участия. Такие условия могут привести к переносу прямого риска на инвестиционных вкладчиков, но в то же время могут подвергнуть исламские банки рискам, которые обычно несут инвесторы. Условия долевого финансирования означают ведение банками деятельности, которая выходит за рамки традиционного банковского дела, например, определения коэффициентов распределения прибыли и убытков по инвестиционным проектам в различных секторах экономики. Кроме того, подверженность банков риску возрастает ввиду отсутствия возможности признания дефолта со стороны контрагента за исключением случаев ненадлежащего управления.
Если, например, реализуемый по договору мудараба проект приведет к убыткам, исламский банк не сможет взыскать предоставленные в кредит денежные средства, поскольку он несет все финансовые убытки самостоятельно. Кроме того, отсутствуют законные средства, позволяющие банкам контролировать предпринимателя, который непосредственно управляет инвестируемым проектом через договор мудараба, а в рамках финансирования на долевой основе банки не могут снизить риск, потребовав залогового обеспечения или иной гарантии.
Международная экспансия банковских институтов из Саудовской Аравии выступает закономерным результатом действия таких факторов, как: рост миграции капиталов между развивающимися и промышленно развитыми государствами, размежевание национальных и международного рынков ссудного капитала, высокая прибыльность международного банковского бизнеса. Для Саудовской Аравии экспорт капитала, возникшего на основе валютных доходов от экспорта нефти, выступил дополнительным фактором, который способствовал выходу саудовского банковского капитала на международную арену.
Внешнеэкономическая экспансия кредитных учреждений Саудовской Аравии выражается в росте международных операций данных учреждений, а в структурно-институциональном аспекте - в создании за пределами Саудовской Аравии соответствующих подразделений национальных кредитных институтов и формально независимых банковских учреждений, контрольные пакеты которых принадлежат саудовскому национальному капиталу. К зарубежным подразделениям национальных кредитных институтов Саудовской Аравии относятся филиалы, отделения и представительства. Представительства, в отличие от филиалов и отделений, обладают ограниченным статусом. Представительства не могут принимать вклады, осуществлять кредитные и инвестиционные операции. Они только представляют интересы головных учреждений своих банков. С конца 60-х гг. кредитные учреждения Саудовской Аравии начали широкое проникновение в крупнейшие финансовые и расчетные центры международного рынка капиталов и кредитов: Лондон, Нью-Йорк, Париж, Женеву, Рим, Сингапур и др. Создание в этих центрах филиалов, отделений и представительств позволяло кредитным учреждениям Саудовской Аравии прибыльно размещать свои временно свободные средства, пользуясь услугами всех звеньев кредитных институтов развитых государств, расширить участие в операциях на рынке европейских валют. В Лондоне, например, функционируют крупнейшие филиалы национальных банков Саудовской Аравии: “Нэшнл Коммершл Бэнк”, “Рияд Бэнк”, “Сауди Американ Бэнк”. В Нью-Йорке, с 1983 г., функционирует филиал «Нэшнл Коммершл Бэнк».
Четыре крупнейших зарубежных банка были образованы Саудовской Аравией для прямого выхода на международный рынок капиталов и кредитов. В 1975 г. в Лондоне, в виде Британской акционерной компании, был образован “Сауди Интернэшнл Бэнк”. Учредитель - САМА, которому принадлежит 50% уставного капитала. Еще 5% уставного капитала принадлежит саудовским, а 45% - иностранным банкам. Вторым крупнейшим банком Саудовской Аравии стал созданный в 1976 г. полностью частный “Ас-Сауди Бэнк” в Париже. Впоследствии были созданы два крупных саудовских зарубежных банка, расположенных в Западной Европе: “Банко Сауди Эспаньол” и “Сауди Юропиан Бэнк”.
Говоря о зарубежных кредитных учреждениях Саудовской Аравии, следует упомянуть также исламские банки. В основном, к таким учреждениям относятся кредитные учреждения с преобладанием саудовского финансового капитала, который занял лидирующие позиции в деле создания исламских банков.
Саудовский банковский капитал выходит на международную арену также посредством создания многонациональных банков (так называемых мегабанков) с участием капитала нескольких государств, либо через объединение банков в группу под контролем единого координационного центра (банковский консорциум). Такие структуры создаются с участием не только саудовского капитала, но и капитала других государств. Примером аравийско-арабского многонационального банка является крупнейший международный банк стран Персидского залива “Галф Интернэшнл Бэнк” (ГИБ), созданный в 1975 г. правительствами Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, ОАЭ, Омана, Катара и Ирака. Другой известнейший арабский мегабанк - “Араб Бэнкинг Корпорэйшн” (АБК), созданный в 1980 г. Минфином Кувейта, Центральным Банком Ливии и “Абу-Даби Инвестмент Осорити”. Примером не чисто арабского консорциального мегабанка, в частности, является “Юнион де Банк Араб э Фрэнсез” (ЮБАФ), в состав которого входят 26 разных соучредителей. Существуют и банки на двусторонней основе (Сингапуро-Кувейтский Банк, Индокувейтская Инвестиционная Компания и др.).

§ 2. Дальнейшее усиление финансово-экономической роли Саудовской Аравии в ССАГПЗ в контексте интегрированного решения внешнеэкономических проблем.
На межарабской арене государства, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), объединяющий соседние с Саудовской Аравией страны, составляют «ближний круг» ее союзников и самых надежных партнеров. Для Саудовской Аравии Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ и Оман, вошедшие в ССАГПЗ, несмотря на существовавшие между ними противоречия главным образом территориального характера, на протяжении всего времени после создания этой организации были надежной опорой саудовского королевства в регионе
С начала 1980 г. события в Заливе стали развиваться в сторону обострения отношений между Ираном и Ираком, что вызвало опасения у будущих членов Совета сотрудничества, активизировавших обмен мнениями по вопросу региональной безопасности. В ноябре 1980 г. Саудовская Аравия выдвинула проект обеспечения безопасности всех арабских государств. Против него выступили Иран и Ирак.
Объединение арабских государств Залива в рамках единой организации означало наступление нового этапа в их взаимоотношениях, характеризующегося стремлением к следованию в русле единой внешнеполитической стратегии. Это, несомненно, усиливало региональные позиции Саудовской Аравии в ее борьбе за лидирующую роль в зоне Персидского залива, которую она на протяжении всей своей современной истории вела с двумя другими претендентами на нее – Ираном и Ираком. Начало войны между этими двумя соперниками Саудовской Аравии в сентябре 1980 г. послужило толчком для реализации давно вынашивавшейся идеи о создании регионального объединения, естественно, не включившего в свои ряды воюющие страны.
В феврале 1981 г. было проведено совещание министров иностранных дел шести стран – будущих членов вновь создававшегося объединения, которое подготовило проведение совещания глав государств и правительств участников ССАГПЗ. Это совещание прошло в мае 1981 г. в Абу-Даби.
Речь шла, во-первых, о том, что Совет сотрудничества связан с арабскими странами, во-вторых, с мусульманским миром, и, наконец, в-третьих, о мирном характере вновь созданного объединения. Конечно, новая организация нуждалась в поддержке со стороны как арабских, так и мусульманских стран. Но, главным было стремление ее создателей исключить возможность того, чтобы Иран попытался воспользоваться самим фактом создания этого объединения в своих целях. В условиях войны с Ираком он мог спровоцировать втягивание государств-членов этой организации в вооруженное противостояние, чего они всеми силами стремились избежать.
Для Саудовской Аравии отношения с Ираном имели принципиальное значение. Хотя на протяжении всего периода существования современного саудовского государства эти две страны и выступали в качестве региональных соперников, их отношения не были враждебными. Ситуация изменилась только после провозглашения в 1979 г. Исламской Республики Иран (ИРИ), выступившей с претензиями на роль лидера мусульманского мира, противостоящего Саудовской Аравии, которая считала себя ведущим «центром силы» мусульманского региона по праву «хранительницы» святынь Мекки и Медины.
Саудовская Аравия, обладающая самым многочисленным населением, военным и экономическим потенциалом по сравнению с другими арабскими государствами, вошедшими в Совет сотрудничества, брала на себя ответственность за обеспечение региональной безопасности.
В момент создания ССАГПЗ саудовское руководство было озабочено проблемой обострения международной ситуации, ставшей итогом ввода советских войск в Афганистан. Оно стремилось к тому, чтобы не допустить втягивания Совета сотрудничества в усиливавшееся противостояние двух супердержав – Соединенных Штатов и Советского Союза.
Саудовское королевство выступает в роли единственного государства Совета сотрудничества, обладающего потенциальными возможностями для проведения в рамках этой организации действенной и эффективной «центросиловой» политики. По сути дела, речь идет о естественном процессе развития региональной интеграции. Королевство представляет собой ось политического взаимодействия внутри этого объединения. При этом неуклонное развитие им двусторонних контактов со странами, входящими в ССАГПЗ, укрепляет региональные позиции Саудовской Аравии.
При этом «центросиловые» возможности Саудовской Аравии обусловлены целым рядом факторов. Большинство исследователей, занимающихся изучением этой страны и ее роли в системе региональных отношений, выделяют в качестве главного фактора, определяющего возможности влияния Саудовской Аравии на региональную и международную обстановку, ее нефтяные богатства.
Еще одним существенным фактором внешнеполитической силы Саудовской Аравии является непрерывное наращивание военной мощи страны. В то же время Саудовская Аравия, несмотря на обладание значительным арсеналом современных вооружений, не может считаться мощной военной державой, так как для обороны своей территории от возможной иракской агрессии ей пришлось обращаться за помощью к США. В то же время фактор военной силы не является преобладающим при определении возможности государства оказывать влияние на изменения, происходящие в регионе. На современном этапе эволюции мира для определения центросиловых возможностей того или иного государства на первый план выдвигаются такие критерии, как его экономический, технологический и научный потенциал, а также его внутренняя социально-политическая стабильность. Впрочем, определяя возможности Саудовской Аравии как «центра силы» по отношению к малым арабским государствам зоны Персидского залива, стоило бы добавить, что эта страна, несомненно, превосходит другие государства – члены ССАГПЗ и по численности своего населения, размеру национальной территории, уже достигнутому ею международному финансовому могуществу, как и по определяемому этим могуществом престижу в сфере мировой экономики и политики.
Вытягивая за нефтяное звено всю национальную экономику, включая, соответственно, банковский сектор, государство в странах ССАГПЗ сохраняло за собой важнейшие функции в экономике, используя все возможности, как для развития новых укладов, так и для смягчения и стабилизации негативных издержек ускоренной модернизации.
В 1970-1980-е годы эти страны создали достаточно современные работоспособные банковские системы, что было достигнуто, с одной стороны, благодаря мощной финансовой базе данных систем, а с другой, - за счет серьезного участия государственного капитала в кредитных учреждениях и многопланового государственного регулирования, удерживающего банки и кредит в рамках, соответствующих задачам конкретных этапов социально-экономического развития.
Заимствованная из мировой практики схема, при которой банковская система состоит из нескольких крупных банков, а все остальные представляют собой их филиалы и дочерние компании успешно применялась в нефтяных монархиях Аравии и была рационально для переходной экономики дополнена весомым "огосударствленным" компонентом, когда держателями контрольных пакетов акции основных коммерческих банков, других кредитных учреждений выступали государственные органы и организации, специализированные госбанки. При этом рыночные принципы в главном сохранялись, коммерческие банки, страховые компании вели операции в любом выгодном для них секторе хозяйства, без жестких правительственных директив. Вместе с тем, определяющее контрольное воздействие оказывалось на политику банков в части качества активов и их обеспечения, удельного веса рисковых активов, непосредственного подбора заемщиков, что поддерживало стабильность банковской системы как стратегического звена экономики.
Банки стремятся вкладывать средства в операции, имеющие максимально короткие сроки окупаемости. В 1970-е - 1980-е годы такое положение для стран ССАГПЗ характерно.
В целом по аравийским монархиям на протяжении 1970-х и основной части 80-х гг. кредитование непроизводительного характера составляло у коммерческих банков от 90 до 96%.
Риск в коммерческой деятельности банков потенциально содержит угрозу нарастания просроченной задолженности, невозвратных ссуд и банкротств. В случае провала 40-50% банков под угрозой мог бы оказаться весь процесс социально-экономической модернизации в аравийских нефтяных монархиях. Очевидно, что именно совокупность серьезных мероприятий государственного вмешательства в сферу кредита посредством системы участий и разнообразных методов регулирования рынка ссудных капиталов обеспечила стабилизацию банковской системы стран ССАГПЗ в условиях бурного развития в период нефтяного "бума". В 1970-е - 1980-е годы экспансия банков там происходила рекордными темпами. С 1970 по 1989 гг. совокупные активы депозитных банков Саудовской Аравии возросли с 2,4 млрд. сауд. риалов до 200 млрд.; Кувейта - с 580 млн. до 8 580 млн. кув. динар. Во второй половине 1980-х прирост активов стал меньшим и более равномерным. Банки в странах Совета демонстрировали рентабельность, часто намного превышающую общемировые уровни. Например, в 1983 г. даже в среднем отдача активов саудовских коммерческих банков составила целых 2,56%. Характерно, что практически ни один банк не провалился, когда в I-й половине 1980-х гг. вследствие спада цен на нефть и ухудшения хозяйственной конъюнктуры в странах ССАГПЗ имел место кризис сомнительной задолженности, затронувший в 1982-1983 гг. Кувейт, в 1984 г. Саудовскую Аравию, в 1985 г. ОАЭ. Кувейт, где более либерально относились к развитию кредита, испытал наибольшие сложности.
Широкий комплекс мероприятий по реорганизации задолженности, программы погашения, усложнение административного регулирования кредитования со стороны центральных банков; пределы на кредиты одному заемщику, обязательные нормативы обеспечения ссуд высоколиквидными активами в зависимости от сроков, введение в советы директоров банков представителей правительства, регламентация допуска компаний на биржу в зависимости от их кредитоспособности и многие другие мероприятия наряду с финансовой поддержкой правительства дали возможность банковским системам аравийских монархий сохранить устойчивость и преодолеть многие негативные явления 1980-х годов. В первой половине 90-х гг. банковский сектор аравийских стран-экспортеров нефти представлял собой современный кредитный рынок с развитой инфраструктурой, способный предоставлять самые разнообразные формы и методы банковского обслуживания и обеспечивать соответствующие гарантии и страхование.
Факторы, положительно влияющие на развитие банковской системы в странах ССАГПЗ:
Стабильность и устойчивость экономического развития в 1990-е годы при постепенной диверсификации экспорта, расширении взаимосвязанных производств и замещении импорта.
Роль государства, проявляемая в создании возможностей для развития инвестиционной активности частного капитала.
Экономическая интеграция стран ССАГПЗ.
Приобретение регионом роли стабильного финансового центра международного значения (МФЦ).
Экспансия исламского банковского дела.
Такие факторы, как стабилизация экономической ситуации, интеграция экономических систем стран ССАГПЗ, равно как и интеграция в кредитно-финансовой сфере с образованием общего кредитно-инвестиционного рынка, закрепление за регионом роли международного финансового центра создают прочную базу для ускорения поступательного движения кредитно-банковских систем аравийских монархий на путях повышения устойчивости и расширения сферы обслуживаемых предприятий и компаний.
Вместе с тем, чрезмерная зависимость от государственных программ и ассигнований, подрядов и контрактов, особенно той части банковского сектора, где преобладает частный капитал, будет обуславливать сохранение во многом искусственных "тепличных" условий для аравийских банков, что в общем плане должно обусловливать определенное отставание от банков промышленно развитых государств.
Следует, однако, принимать во внимание, что за банками промышленно развитых государств стоит мощь финансового капитала этих государств, базирующаяся на соответствующей экономической основе, возникшей в ходе длительной эволюции.
При конкуренции с подобными банковскими учреждениями банковские институты арабских государств в обозримом будущем не обойдутся без государственной поддержки и продолжат функционировать в условиях оптимального воздействия со стороны государства в создании подходящего экономического климата для полноценного выполнения банками своих функций. Так или иначе в любой экономической системе одновременно взаимодействуют два механизма - как саморегуляция, так и государственное регулирование в пропорциях, обусловленных экономической стратегией государства и комбинацией показателей хозяйственного развития. Возможности резкой либерализации рынка ссудных капиталов в странах ССАГПЗ достаточно ограничены.
Несмотря на это, весьма сильный импульс развитию банковского сектора стран ССАГПЗ, выводящий его на особое место среди кредитных систем "третьего мира" сообщает особое положение региона в системе международного разделения труда, в том числе и в финансовой сфере, его роль в целом как стабильного и прибыльного инвестиционного рынка и международного финансового центра.
В настоящее время на банки Кувейта, ОАЭ, Бахрейна приходится соответственно 13,0; 11,5 и 10,1% от всего капитала 100 крупнейших арабских банков. На банки Саудовской Аравии - 29,4%. В целом вместе с банками Катара и Омана на банки шести государств ССАГПЗ приходится более 67,4% от совокупного капитала арабских банков и 57% от совокупного капитала 100 крупнейших арабских банков.
В этом срезе конкуренция аравийских и международных и западных банков, укрепление многонациональных банков стран Залива, активно формирует среду для усложнения и диверсификации кредитно-банковских операций аравийских кредитных институтов, снижения их производственных издержек, расширения географического и функционального диапазона обслуживания, повышения оперативности деятельности, возрастания роли информационных и коммуникативных услуг.
Уже сейчас характерными чертами развития кредитно-банковских систем в аравийских странах-экспортерах нефти становятся возросшая конкуренция, сложная и требовательная клиентура, ускоренное внедрение новых современных банковских услуг, новых технологий, включая банковское обслуживание на дому, по телесвязи, через цифровые компьютерные терминалы, централизованный автоматический учет сделок и автоматический клиринг чеков и т.п.
Заключение

Саудовская Аравия – одна из крупнейших стран арабского мира с рыночной экономикой. Она играет значительную роль в мире, в частности, в нефтяной индустрии. Саудовская Аравия является доминирующим в экономическом отношении государством среди всех стран Персидского залива. Кроме того, главными экономическими партнерами Королевства являются такие ведущие страны, как США, Япония, Германия, Великобритания.
Исламский бэнкинг означает финансирование не с помощью ссудного, а с помощью рискового капитала. Для своего приращения последний должен принять на себя часть риска потери, «наградой» же за инвестирование должен быть не процент, а доля в прибыли. Таким образом шариат фиксирует свою позицию по поводу социальной значимости труда и справедливого вознаграждения активному (неспекулянту и нерантье) капиталу. При этом «человеческий капитал», представленный предпринимательским и управленческим талантом и усилиями, затраченными в ходе реализации проекта или сделки, приравнивается по значению к финансовому капиталу как монетизированному прошлому труду.
С одной стороны банковская система Саудовской Аравии представляет собой развитую и устойчивую структуру. Вместе с тем, с другой стороны, видно, что изменения ментальноcти населения страны и правовых норм в финансовой сфере происходят крайне медленно, что наряду со спецификой национальной экономики препятствует дальнейшему развитию банковской системы.
Конкуренция саудовских и международных и западных банков, укрепление многонациональных банков стран Залива, активно формирует среду для усложнения и диверсификации кредитно-банковских операций аравийских кредитных институтов, снижения их производственных издержек, расширения географического и функционального диапазона обслуживания, повышения оперативности деятельности, возрастания роли информационных и коммуникативных услуг.
Уже сейчас характерными чертами развития кредитно-банковских систем в аравийских странах-экспортерах нефти становятся возросшая конкуренция, сложная и требовательная клиентура, ускоренное внедрение новых современных банковских услуг, новых технологий, включая банковское обслуживание на дому, по телесвязи, через цифровые компьютерные терминалы, централизованный автоматический учет сделок и автоматический клиринг чеков и т.п.
Учитывая, что такие страны, как Королевство Саудовская Аравия, имеют узловое значение для нефтеснабжения всего мирового хозяйства, со стороны развитых государств мирового сообщества по отношению к этим странам должна проводиться гибкая политика сотрудничества, строящаяся на учете долгосрочных интересов, в том числе касающихся поддержания стабильных, взаимовыгодных хозяйственных связей развитых стран с аравийскими нефтедобывающими странами, на проведении линии на оказание помощи аравийским странам в плане большей интеграции в разносторонние экономические связи с развитыми государствами.
Позитивный вклад аравийских монархий в обстановку на Ближнем Востоке будет поддерживаться нахождением в определенной степени взаимовыгодного баланса между развитыми странами-потребителями нефти и странами Аравии, при котором нефтяной фактор продолжит оказывать благоприятное воздействие на облик аравийских обществ и послужит препятствием для деструктивных процессов, позволяя в то же время осуществлять продуманное и эффективное в местных условиях внедрение в экономику рыночных принципов. Этого подхода придерживаются, в том числе, и многие эксперты из развитых государств-импортеров нефти.
Определенный потенциал диверсификации в ненефтяной сфере хозяйства Саудовская Аравия обрела за счет развития деятельности в непроизводственной сфере, в сфере кредитно-банковской системы, финансов, коммерции, транспорта, в ходе направления части доходов на создание инфраструктурных объектов международного значения, а также за счет выхода саудовских банковских, инвестиционных, холдинговых учреждений и компаний на международную арену.
Вместе с тем потенциал устойчивости Саудовской Аравии – «нефтяного гиганта» Персидского залива, базирующийся на её роли как распорядителя больших запасов стратегически важного топливного сырья, создает запас прочности на довольно длительную перспективу и может до определенного уровня компенсировать издержки структурной неразвитости национального хозяйства.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что финансовый рынок Саудовской Аравии, несмотря на всю свою нелогичность с точки зрения человека европейской цивилизации, является реальными и быстро развивающимися. Если в середине 90-х годов многие эксперты говорили, что исламские финансы в частности и исламская экономика в целом, основанные на принципе отрицания процента (рибы) достаточно быстро проявят свою несостоятельность, то сейчас такой точки зрения придерживается все меньшее количество экспертов.
Фундаментальное отличие построения финансовой системы Саудовской Аравии от традиционной заключается в специфических основах ее организации и функционирования. Базовым регулятором финансовых отношений выступают не экономические законы, а в первую очередь нравственные основы деятельности. Коран, как основной свод правил, регламентирует цель экономической системы государства и финансового рынка как ее составляющей — достижение общего благосостояния для населения страны. В соответствии с нормами Шариата на рынке установлены определенные правила построения финансовых отношений в исламском мире. Основными из них являются:
1) Свобода заключения контракта;
2) Отсутствие процента (риба);

3) Отсутствие неопределенности при возникновении договорных обязательств (гарара);
4) Запрет на получение «незаработанного дохода» (мейсир);
5) Отсутствие ценового контроля и манипулирования;
6) Продажа по справедливым ценам;
7) Предоставление равноценной, адекватной и точной информации.
Внешнеэкономическая экспансия кредитных учреждений Саудовской Аравии выражается в росте международных операций данных учреждений, а в структурно-институциональном аспекте - в создании за пределами Саудовской Аравии соответствующих подразделений национальных кредитных институтов и формально независимых банковских учреждений, контрольные пакеты которых принадлежат саудовскому национальному капиталу. К зарубежным подразделениям национальных кредитных институтов Саудовской Аравии относятся филиалы, отделения и представительства. Представительства, в отличие от филиалов и отделений, обладают ограниченным статусом. Представительства не могут принимать вклады, осуществлять кредитные и инвестиционные операции. Они только представляют интересы головных учреждений своих банков. С конца 60-х гг. кредитные учреждения Саудовской Аравии начали широкое проникновение в крупнейшие финансовые и расчетные центры международного рынка капиталов и кредитов: Лондон, Нью-Йорк, Париж, Женеву, Рим, Сингапур и др. Создание в этих центрах филиалов, отделений и представительств позволяло кредитным учреждениям Саудовской Аравии прибыльно размещать свои временно свободные средства, пользуясь услугами всех звеньев кредитных институтов развитых государств, расширить участие в операциях на рынке европейских валют.
На межарабской арене государства, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), объединяющий соседние с Саудовской Аравией страны, составляют «ближний круг» ее союзников и самых надежных партнеров. Для Саудовской Аравии Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ и Оман, вошедшие в ССАГПЗ, несмотря на существовавшие между ними противоречия главным образом территориального характера, на протяжении всего времени после создания этой организации были надежной опорой саудовского королевства в регионе
Конкуренция аравийских и международных и западных банков, укрепление многонациональных банков стран Залива, активно формирует среду для усложнения и диверсификации кредитно-банковских операций аравийских кредитных институтов, снижения их производственных издержек, расширения географического и функционального диапазона обслуживания, повышения оперативности деятельности, возрастания роли информационных и коммуникативных услуг.
Уже сейчас характерными чертами развития кредитно-банковских систем в аравийских странах-экспортерах нефти становятся возросшая конкуренция, сложная и требовательная клиентура, ускоренное внедрение новых современных банковских услуг, новых технологий, включая банковское обслуживание на дому, по телесвязи, через цифровые компьютерные терминалы, централизованный автоматический учет сделок и автоматический клиринг чеков и т.п.
Библиография

Али М. Исламские банки и стратегия экономического развития. Лондон. 1982
Ахмедов В.М., Гашев Б.Н., Герасимов О.Г. и др. Современная Саудовская Аравия. Справочник. М., 1998
Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М., 1998
Гукасян Г.Л. Кредитно-банковская система в развивающихся странах Аравийского полуострова, диссертация на соискан. уч. степ. к. э. н. М., 1994.
Гусаров В.В. Экономическая независимость арабских стран. М., 1993
Журавлев А.Ю. Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты. М., «Умма», 2004
Котова Е.В. Процессы монополизации в экономике стран Востока. М., 1990.
Миркин Я.М.Рынок ценных бумаг: воздействие фундаментальный факторов, прогноз и политика развития. Москва, Альпина Паблишер, 2002
Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики, М., 1986
Федорова Б.Г. Англо-русский банковский энциклопедический словарь, СПб, 1995
Арабскому миру нужны инвестиции // Эксперт, №26 (427), 2004
Банковская система и фондовый рынок в инвестиционном процессе, Рынок ценных бумаг, №14, 2005
Бахмутская А.А. Исламский банкинг // Банковские услуги, №6 2006
Займы вместо инвестиций // Эксперт, №9 (410), 2004
Зафар Икбал Захид. Развитие и современное состояние фондового рынка Пакистана // Диссертация на соискание ученой степени к.э.н., 2001
Исламские банки. Мирошник Е.Н. /Банковское дело/ №8, 1999, с.20-21
Милославский Г.В. Возможна ли экономика по Шариату?// Независимая Газета-Религии. №001(13). 23.01.1998
Насколько привлекательны облицации для инвестора // Эксперт, №21 (130), 2004
Новости Центра макроэкономических исследований Б ДО Юникон, 11.03.2004, www.bdo.ru
Петров В.В. Нефтяная геополитика// ЭКО.-2005-№5
Развивающиеся рынки: в поисках утраченного счастья. // www.k2kapital.com
Яковлев А. Аравийские реформы и российская вестернизация. "Азия и Африка сегодня", М., №7, 1994, с. 2-6.
AAOIFI. 2003. Shariah Standards, The Accounting & Auditing Organization for Islamic Financial Institutions: Manama, Bahrain.
Abdul Hamid, Norashikin. 2005. Guide to the Malaysian Bond Market, Rating Agency Malaysia Berhad: Kuala Lumpur, Malaysia.
Authorized Financial Institutions list, Capital Market Authority
Bahrain Monetary Agency. 2002. Annual Report. Bahrain
Bahrain Monetary Agency. 2005. Annual Report. Bahrain.
Bank of New York Annual Report for 2005
BP Statistical Review of World Energy, June 2006.
Bursa Malaysia Berhad Brokers Ranking, September 06.
BURSA Malaysia Berhad, Annual Report 2006
Business Recorder, 21.11.1999
Citibank History, http://www.citibank.com/bahrain/gcb/info/
Cox, Stella. 2004. "The Development of the Islamic Capital Market", 3rd Annual Finance Sumit, Euromoney Seminar: London, UK.
Country Profile: Saudi Arabia. DRI-WEFA, Inc. (Canada), October 2001
Financial statement RHB, June 2005, www.rhb.com.my
Germidis D.K., Meghir R.D. Financial Systems and Development: What Role For the Formal and Informal Financial Sectors. Paris, 1991
Global Financial Stability Report, IMF, 2005.
Gulf News/13.04.2006//www.gulf-news.com
History of TADAWUL, http://www.tadawul.com.sa
Hussein, Khalid. 2004. "Ethical Investment: Empirical Evidence from FTSE Islamic Index", Islamic Economic Studies, Vol.12, no.1 (August), pp. 21-40.
International Federation of Stock Exchange. Annual Report 1998
International Financial Statistics Database. Economic Panorama: History & Forecast/Trade Horizons, Vol. IX, No. II. Economist Intelligence Unit, Spring 1999.
International Islamic Financial Markets annual report for 2006, http://www.iifm.net/publication.php
International Monetary Fund. 2006. International Financial Statistics.
IOSCO. 2006. Islamic Capital Market Fact Finding Report. Report of the Islamic Capital Markets Task Force of the International Organization of Securities Commissions, July.
Iqbal, Munawar; and Tariqullah Khan. 2004. Financing Public Expenditure: An Islamic Perspective, Occasional Paper No. 7, IRTI, Islamic Development Bank.
Islamic capital market fact-finding report 2007, IOSCO.
Islamic Development Bank Assessment of the Practice of Islamic Financial Instruments: The Case of the IDB Unit Investment Fund and Islamic Banks' Portfolio, Jeddah: Islamic Development Bank, 1996
Islamic financial services industry development, Islamic Financial Services Board, 2006
Islamic indexes, http://www.djindexes.com/mdsidx/?event=showIslamic
Islamic international journal of financial services, Vol.2, No.2, July- Sept. 2000.
List of Shariah-compliant Securities, Shariah Advisory Council of the Securities Commission, 2006
Mutual funds annual report, 2005, Bursa Malaysia
Obaidullah M. Islamic financial services, Islamic economics research center, King Abdulaziz University Jeddah, Saudi Arabia, 2005
Obaidullah, M. Regulation of Stock Markets in an Islamic Economy, Proceedings of the Third International Conference on Islamic Banking and Finance, August, Loughborough University, Leicester, UK, 2000
Obaidullah, M. Strategies in Islamic Funds Industry; An Exploratory Analysis (coauthor; Zafar Sareshwala), Proceedings of yhe 5 th Harvard Forum on Islamic Finance, USA, 2001
OPEC Annual Statistical Bulletin, 2007
Publication of Economic Development, Fourth Quarter of 2005, Saudi Arabian Monetary Agency, Research and Statistics Department.
Resolution from Organization of Islamic Conference, http://www.oic-oci.org/press/english/1977/un-activities.htm
Resolution of International Institution of Islamic Banks, http://www.oic-oci.org
Resolution of the Council of the Islamic Fiqh Academy of Organization of Islamic Countries (OIC), 2001
SAMA Actuals and Est., 2001
Saudi Arabia At A Glance, World Bank, Development Economics Central Database, September 19, 2006
Saudi Arabia Country Commercial Guide-2002, U.S. & Foreign Commercial Service, 2001
Saudi Arabia: Financial System Stability Assessment, IMF, 2006.
Saudi Arabia 1999 Economic Trends Update”, American Embassy at Riyadh, October 1999.
Securities Commission Malaysia. 2005. Capital Market Masterplan, Securities Commission: Kuala Lumpur, Malaysia.
Special Report: Islamic Finance Matures And Expands, Standard and Poors, http://www2.standardandpoors.com
Sukuk issuing report for 2006, http://www.zawya.com/sukuk/default.cfm?cc
Supreme economic council report, http://www.sec.gov.sa/
TADAWUL Quarter Report on 01.03.2006, www.tadawul.com.sa
TADAWUL Quarter Report on 01.03.2006, www.tadawul.com.sa
The Islamic Capital Market, BURSA Malaysia Berhad, 2006, http://www.klse.com.my/website/bm/bursa basics/downloads/
World Development Indicators (2005) Таблица 5.4 Фондовый рынки, World Bank, http://econ.worldbank.org
World Federation of Stock Exchange. Annual Report and statistics, 2005
www.klse.com.my
http://www.sc.com.my/
www.hsbc.com
www.bankislam.com.my
www.amanahfinance.hsbc.com
www. sabic. sa/en
http://www.bankislam.com.my
http://www.sedco.com/
http://www.ifsb.org/index.php?ch=4&pg=140
http://www.cbr.ru
http://www.gks.ru
www. fortebank.ru
www.islam.ru
www.cgey.com
www.bis.org
www.dowjones.com
The Financial Times, www.news.FT.com
http://www.nlu.ru/analysis/fin




ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.

Основные индикаторы развития экономики Саудовской Аравии
Показатель (млрд. долл., если не указано иное) 1980 г. 1990 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Средняя цена нефти Arabian Light, $/бар. 33,97 22,2 17,15 20,58 18,62 12,14 17,27 27,68 22,02 — ВВП (в текущих ценах, млрд. долл.) 156,5 104,7 127,8 141,3 146,4 128,5 142,9 171,4 155,2 — ВВП (в ценах 1970 года, млрд. риалов) — — 62,9 63,8 65,0 66,2 65,6 68,6 — — Рост реального ВВП (%) — — 0,5 2,3 3,0 -1,0 -3,4 4,0 3,4 3,2 Индекс потребительских цен (%) — 1,8 4,9 1,2 0,1 -0,4 -1,6 -0,8 -0,5 — Уровень безработицы (%) — — 6,5 — — — — 7,2 6,7 7,3 Стоимость экспорта 109,1 44,4 50,0 60,7 60,7 38,8 50,8 80,5 70,0 — Стоимость импорта 30,2 24,1 28,1 27,7 28,7 30,0 28,0 36,9 25,0 — Сальдо торгового баланса 78,9 20,3 24,4 35,4 34,4 11,3 25,0 49,8 44,4 — Баланс счета текущих операций 41,5 -4,2 -5,3 0,7 0,3 -13,1 0,4 14,3 14,5 — Прямые иностранные инвестиции — — -1,88 -1,13 3,04 4,29 -0,78 -1,88 0,02 — Доходы госбюджета (млрд. риалов) — 146,5 147,0 131,5 164,0 178,0 121,0 157,0 230,0 157,0 Расходы госбюджета (млрд. риалов) — 173,9 181,0 150,0 181,0 196,0 165,0 185,0 255,0 202,0 Дефицит госбюджета (млрд. риалов) — — -27,5 -18,5 -17,0 -18,0 -44,0 -28,0 -25,0 -45,0 Обменный курс (сауд.риал/долл.США) 3,33 3,745 3,745 3,745 3,745 3,745 3,745 3,745 3,745 3,75 Источники: “Saudi Arabia At A Glance”, World Bank, Development Economics Central Database, September 19, 2000;. International Financial Statistics Database. “Economic Panorama: History & Forecast”/”Trade Horizons”, Vol. IX, No. II. Economist Intelligence Unit, Spring 1999; “Country Profile: Saudi Arabia”. DRI-WEFA, Inc. (Canada), October 2001; “ SAMA Actuals and Est.”, 2001; “2000 OPEC Annual Statistical Bulletin”.;“Saudi Arabia Country Commercial Guide-2002”, U.S. & Foreign Commercial Service, 2001; сайт “Saudia Online”; CSIS; Банк Саудовской Аравии Ryiadh Bank. Приложение 2.
Активы банковской системы Саудовской Аравии
(миллионы Саудовских риалов)


      Bank Reserves         Claims     End of   Cash Deposits with SAMA   on     Period   in Total Cur- Statu-   Foreign Private Other Total   Total Vault Deposits rent tory Other Assets Sector Assets Assets   (2+3)   (4+5+6)             (1+7+8+9)   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                     1988 10 689 1 336 9 353 411 5 867 3 075 114 741 70 523 20 286 216 239 1989 11 751 1 293 10 458 1 196 5 853 3 409 118 844 73 281 29 709 233 585 1990 11 636 1 726 9 910 751 5 780 3 379 123 467 65 295 31 657 232 055 1991 12 678 1 768 10 910 1 424 7 270 2 216 118 951 73 616 53 085 258 330 1992 10 725 2 006 8 719 491 7 746 482 101 566 86 608 74 673 273 572 1993 11 529 2 511 9 018 627 8 132 260 111 586 101 932 95 707 320 754 1994 11 647 2 442 9 205 1 003 8 202 0 98 147 113 192 109 245 332 231 1995 11 178 2 464 8 714 402 8 312 0 97 971 121 153 110 856 341 158 1996 11 208 2 134 9 074 199 8 831 44 106 171 123 547 117 021 357 947 1997 12 555 2 916 9 639 141 9 498 0 99 515 133 684 136 034 381 787 1998 12 574 2 657 9 917 91 9 826 0 85 944 160 655 145 133 404 306 1999 16 545 5 468 11 077 572 10 504 1 91 487 162 190 145 006 415 228 2000 18 883 5 971 12 912 116 11 191 1 605 101 204 172 238 160 947 453 272 2001 19 122 3 453 15 669 197 12 599 2 874 99 364 187 064 166 881 472 431 2002 28 643 4 892 23 752 1 750 14 270 7 732 95 490 205 829 178 274 508 237 2003 26 663 4 257 22 406 847 15 465 6 094 81 082 228 486 208 976 545 208 2004 32 035 4 474 27 561 3 415 19 090 5 056 92 798 313 928 216 620 655 382 2005 32 646 7 201 25 445 2 238 21 039 2 167 91 430 435 926 199 074 759 075 2006 52 061 ##### 39 843 1 012 23 759 15 072 129 796 476 020 203 212 861 088 2007                     Q1 67 888 8 227 59 661 505 25 048 34 109 142 525 482 252 204 532 897 197
Приложение 3.
Пассивы банковской системы Саудовской Аравии
(миллионы Саудовских риалов)


  Deposits             Demand                 Business           Total End of Total Total & Indivi- Official Quasi Foreign Capital & Other Liabilities Period (2+5) (3+4) duals Entities Monetary* Liabilities Reserves Liabilities** (1+6+7+8)   1 2 3 4 5 6 7 8 9                   1988 142 473 57 719 54 494 3 225 84 754 28 727 14 954 30 085 216 239 1989 146 304 57 875 55 640 2 235 88 429 34 603 15 719 36 959 233 585 1990 143 662 57 488 55 338 2 150 86 174 30 172 17 359 40 862 232 055 1991 171 223 75 850 72 879 2 971 95 372 27 936 18 783 40 389 258 330 1992 179 234 81 692 78 979 2 713 97 542 28 636 25 072 59 705 292 647 1993 186 029 78 880 76 797 2 083 107 149 37 292 30 193 67 241 320 754 1994 191 474 80 680 77 319 3 361 110 794 39 150 33 313 68 294 332 231 1995 198 883 81 384 78 782 2 602 117 499 39 678 34 727 67 870 341 158 1996 215 473 89 890 87 696 2 194 125 583 38 653 37 005 66 815 357 947 1997 226 880 95 361 92 254 3 107 131 519 46 044 38 354 70 511 381 788 1998 238 570 95 253 92 648 2 605 143 317 43 105 40 259 82 371 404 305 1999 250 881 101 605 98 975 2 630 149 276 51 153 42 338 70 855 415 228 2000 268 216 114 481 110 823 3 658 153 735 64 444 43 525 77 088 453 273 2001 290 992 130 192 126 829 3 364 160 800 59 614 43 793 78 032 472 431 2002 338 097 150 010 147 029 2 981 188 088 42 999 47 298 79 843 508 237 2003 362 021 167 578 163 831 3 747 194 443 40 063 47 023 96 101 545 208 2004 435 965 211 170 199 285 11 886 224 795 45 748 52 238 121 432 655 382 2005 489 387 219 251 208 041 11 210 270 136 65 040 66 608 138 041 759 075 2006 591 259 243 418 229 289 14 128 347 842 59 199 79 947 130 683 861 088 2007                   Q1 612 771 257 600 243 654 13 945 355 172 64 054 109 151 111 222 897 197                    
Приложение 4.
Банковские депозиты
(миллионы Саудовских риалов)


      Other Total Quasi- End of   Time & Quasi- Monetary Total   Demand Savings Monetary Deposits Deposits Period Deposits Deposits Deposits* (2+3) (1+4)   1 2 3 4 5             1988 57 719 40 479 44 275 84 754 142 473 1989 57 875 44 662 43 767 88 429 146 304 1990 57 488 39 281 46 893 86 174 143 662 1991 75 850 44 623 50 749 95 372 171 223 1992 81 692 46 333 51 209 97 542 179 234 1993 78 880 47 892 59 256 107 149 186 029 1994 80 679 51 417 59 377 110 794 191 474 1995 81 384 61 223 56 276 117 499 198 883 1996 89 890 71 081 54 503 125 584 215 474 1997 95 361 77 166 54 353 131 519 226 880 1998 95 253 83 436 59 881 143 317 238 570 1999 101 605 85 341 63 935 149 276 250 881 2000 114 481 90 832 62 903 153 735 268 216 2001 130 192 91 685 69 115 160 800 290 992 2002 150 010 108 028 80 059 188 088 338 097 2003 167 578 113 382 81 061 194 443 362 021 2004 211 170 136 673 88 122 224 795 435 965 2005 219 251 165 266 104 869 270 136 489 387 2006 243 418 226 027 121 815 347 842 591 259 2007           Q1 257 600 238 989 116 182 355 172 612 771            
Приложение 5.
Кредитование частного сектора
(миллионы Саудовских риалов)


End of Bank Credit Investments in Private Securities Total Period 1 2 ( 1 + 2 )               1988 67 408 3 115 70 523 1989 69 269 4 012 73 281 1990 60 796 4 500 65 295 1991 68 903 4 714 73 616 1992 83 865 2 743 86 608 1993 97 442 4 490 101 932 1994 107 126 6 066 113 192 1995 113 407 7 746 121 153 1996 116 920 6 627 123 547 1997 128 353 5 331 133 684 1998 155 229 5 426 160 655 1999 151 975 10 214 162 190 2000 161 094 11 144 172 238 2001 176 803 10 261 187 064 2002 198 697 7 132 205 829 2003 221 123 7 363 228 486 2004 302 998 10 929 313 928 2005 420 828 15 097 435 926 2006 462 103 13 917 476 020 2007       Q1 468 153 14 099 482 252
Приложение 6.
Кредитование общественного сектора
(миллионы Саудовских риалов)

Loans & Advances to Public Sector Enterprises Investments in Govt. securities   End of Treasury Government   Grand Period Bills Bonds Total Total         1982 3 056 -- -- -- 3 056 1983 1 878 -- -- -- 1 878 1984 2 766 -- -- -- 2 766 1985 3 708 -- -- -- 3 708 1986 3 599 -- -- -- 3 599 1987 3 469 -- -- -- 3 469 1988 3 569 -- 7 683 7 683 11 252 1989 5 010 -- 10 225 10 225 15 235 1990 6 323 -- 12 696 12 696 19 019 1991 15 952 -- 24 816 24 816 40 768 1992 24 675 10 830 27 086 37 916 62 591 1997 20 861 7 282 75 927 83 209 104 070 1998 23 599 3 559 85 807 89 366 112 965 1999 14 347 2 287 99 979 102 266 116 613 2000 12 439 2 211 110 062 112 273 124 712 2001 10 817 1 990 121 843 123 833 134 650 2002 11 960 7 094 131 556 138 650 150 610 2003 25 844 175 150 548 150 722 176 566 2004 29 138 266 146 390 146 656 175 794 2005 31 672 715 127 091 127 806 159 478 2006 34 965 9 131 114 122 123 253 158 218 2007           Q1 34 863 5 752 118 650 124 402 159 265            
Приложение 7.
Кредитование по срокам
(миллионы Саудовских риалов)

End of Short Term Medium Term Long Term Total Period                   1995 119 379 10 305 8 175 137 859 1996 106 008 15 650 11 966 133 623 1997 116 174 22 264 10 775 149 214 1998 134 153 27 157 17 517 178 828 1999 116 622 27 281 22 420 166 323 2000 114 858 32 049 26 626 173 533 2001 113 453 31 951 42 216 187 620 2002 124 578 31 646 54 433 210 657 2003 146 040 37 758 63 170 246 967 2004 192 481 42 990 96 664 332 136 2005 250 841 53 495 148 164 452 501 2006 276 232 64 633 156 202 497 067 2007         Q1 275 231 79 427 148 358 503 016
Приложение 8.
Иностранные активы и пассивы коммерческих банков
(миллионы Саудовских риалов)

End of Foreign Assets Foreign Liabilities Net Foreign Assets Period             1988 114 741 28 728 86 014 1989 118 844 34 603 84 241 1990 123 467 30 172 93 295 1991 118 951 27 936 91 016 1992 101 566 28 636 72 930 1993 111 586 37 292 74 294 1994 98 147 39 150 58 997 1995 97 971 39 678 58 293 1996 106 171 38 653 67 518 1997 99 515 46 044 53 471 1998 85 944 43 105 42 839 1999 91 487 51 153 40 334 2000 101 204 64 444 36 761 2001 99 364 59 614 39 750 2002 95 490 42 999 52 491 2003 81 082 40 063 41 019 2004 92 798 45 748 47 051 2005 91 430 65 040 26 390 2006 129 796 59 199 70 597 2007       Q1 142 525 64 054 78 472
Приложение 9.
Отделения банков в Саудовской Аравии

  The     The       Saudi       National Banque Arab Saudi   Saudi Invest-   Samba Period Commercial Riyad Saudi National British Bank Hollandi ment Al-Rajhi Financial   Bank Bank Fransi Bank Bank Al-Jazira Bank Bank Bank Group(2)                                   1994 248 179 60 126 60 23 39 10 347 45 1995 241 177 58 118 61 13 37 11 350 46 1996 244 178 58 117 65 13 37 11 352 46 1997 245 181 55 115 67 12 37 11 357 43 1998 247 193 55 115 68 12 36 13 364 43 1999 246 191 56 115 70 13 37 13 375 80 2000 246 196 56 114 69 13 37 13 375 64 2001 245 193 56 115 71 13 37 13 392 63 2002 246 193 56 117 69 13 37 15 391 65 2003 246 193 58 117 69 15 37 15 393 65 2004 246 193 62 117 68 17 38 15 393 65 2005 243 195 61 116 60 21 40 16 385 62 2006 260 198 68 116 61 23 41 23 390 63 2007                     Q1 262 198 68 121 61 23 41 23 392 65
Приложение 10.
Распределения банковских отделений по регионам

End of Western & Northern & Eastern Total Period Southern Central Province   Provinces Provinces             1988 379 375 172 926 1989 409 397 179 985 1990 425 421 186 1 032 1991 440 443 197 1 080 1992 455 471 205 1 131 1993 464 481 215 1 160 1994 478 510 226 1 214 1995 468 503 221 1 192 1996 473 507 228 1 208 1997 466 509 226 1 201 1998 474 518 237 1 229 1999 467 507 222 1 196 2000 468 497 219 1 184 2001 473 505 221 1 199 2002 480 503 220 1 203 2003 480 509 220 1 209 2004 482 513 221 1 216 2005 488 533 227 1 248 2006 502 561 226 1 289 2007         Q1 508 570 230 1 308
Богданович О., Семеницкий С.А. Страны мира. - М.: ИНФРА-М, 2001. С. 320.
Гукасян Г.Аравийская интеграция// МЭ и МО.-2004-№2.-С.84
Мелкумян Е. Персидский залив// МЭ и МО.-2000-№9.-С.91
Global Financial Stability Report, IMF, 2005. P. 171
Publication of Economic Development, Fourth Quarter of 2005, Saudi Arabian Monetary Agency, Research and Statistics Department.
42ой ежегодный отчет Финансового агентства Саудовской Аравии, 1427 (2006) год. (На арабском языке). С. 64.
Saudi Arabia: Financial System Stability Assessment, IMF, 2006. P. 16-18.
42ой ежегодный отчет Финансового агентства Саудовской Аравии, 1427 (2006) год. (На арабском языке). С. 63.
Eighth Development Plan, 2005-2009 (АН 1429/30 - 1435/36), Ministry of Economy and Planning, Kingdom of Saudi Arabia, 2003. P. 321.
Gulf News. 12.11.1996.
А.Яковлев. Король Фейсал. "Азия и Африка сегодня." М., №12, 1994. С. 16.
Wilson R. The Impact of Oil Revenues on Arab Gulf. P. 141
В.В. Гусаров. Экономическая независимость арабских стран. М., 1993.
Е.В. Котова. Процессы монополизации в экономике стран Востока. М., 1990.
Яковлев А. Саудовская Аравия: достижения реформ//МЭ и МО.-2001-№1.-С. 101
Петров В.В. Нефтяная геополитика// ЭКО.-2005-№5.- С.29
По данным ОПЕК (www.opec.org.)
 SAMA Actuals and Est., 2006.
 Saudi Arabia At A Glance. World Bank, Development Economics Central Database, September 19, 2006.
 Country Profile: Saudi Arabia. DRI-WEFA, Inc. (Canada), October 2007.
 Statistics Canada World Trade Database. 2006
 Country Profile: Saudi Arabia. DRI-WEFA, Inc. (Canada), October 2006.
BP Statistical Review of World Energy, June 2006.
 “2000 OPEC Annual Statistical Bulletin” (www.opec.org).
 “Saudi Arabia 1999 Economic Trends Update”, American Embassy at Riyadh, October 1999.
Business week, September 9, 2005, p. 118.
Арабскому миру нужны инвестиции // Эксперт, №26 (427), 2004, С. 12
Создана в 1974 г. как общеарабская финансовая ассоциация со штаб-квартирой в Кувейте. Цель Организации – поддержка межарабского экономического сотрудничества и содействие свободному движению капиталов в границах арабского мира.
Создан по решению совещания министров финансов мусульманских стран, состоявшегося в 1973 г. в Джидде (Саудовская Аравия), где и расположена его штаб-квартира. Цель Банка – содействовать экономическому развитию и социальному прогрессу народов государств-членов, а также мусульманских сообществ различных стран мира.
Создан в 1964 г. на основе решения Экономической комиссии по Африке ООН и Организации африканского единства. Штаб-квартира Банка – Абиджан. Членами Банка являются пятьдесят африканских и двадцать пять неафриканских государств. Его цель – реализация экономического развития и социального прогресса в африканских государствах.
International Financial Statistics Database. Economic Panorama: History & Forecast/Trade Horizons, Vol. IX, No. II. Economist Intelligence Unit, Spring 1999.
www.bankislam.com.my
Saudi Arabia At A Glance, World Bank, Development Economics Central Database, September 19, 2007
Islamic capital market fact-finding report 2007, IOSCO.
Islamic capital market fact-finding report 2007, IOSCO.
Germidis D.K., Meghir R.D. Financial Systems and Development: What Role For the Formal and Informal Financial Sectors. Paris, 1991. P. 112.
Источник для приложений 2-10: www.sama.gov.sa












99

Библиография

1.Али М. Исламские банки и стратегия экономического развития. Лондон.
1982
2.Ахмедов В.М., Гашев Б.Н., Герасимов О.Г. и др. Современная Саудовская Аравия. Справочник. М., 1998
3.Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М., 1998
4.Гукасян Г.Л. Кредитно-банковская система в развивающихся странах Аравийского полуострова, диссертация на соискан. уч. степ. к. э. н. М., 1994.
5.Гусаров В.В. Экономическая независимость арабских стран. М., 1993
6.Журавлев А.Ю. Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты. М., «Умма», 2004
7.Котова Е.В. Процессы монополизации в экономике стран Востока. М., 1990.
8.Миркин Я.М.Рынок ценных бумаг: воздействие фундаментальный факто-ров, прогноз и политика развития. Москва, Альпина Паблишер, 2002
9.Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики, М., 1986
10.Федорова Б.Г. Англо-русский банковский энциклопедический словарь, СПб, 1995
11.Арабскому миру нужны инвестиции // Эксперт, №26 (427), 2004
12.Банковская система и фондовый рынок в инвестиционном процессе, Ры-нок ценных бумаг, №14, 2005
13.Бахмутская А.А. Исламский банкинг // Банковские услуги, №6 2006
14.Займы вместо инвестиций // Эксперт, №9 (410), 2004
15.Зафар Икбал Захид. Развитие и современное состояние фондового рынка Пакистана // Диссертация на соискание ученой степени к.э.н., 2001
16.Исламские банки. Мирошник Е.Н. /Банковское дело/ №8, 1999, с.20-21
17.Милославский Г.В. Возможна ли экономика по Шариату?// Независимая
Газета-Религии. №001(13). 23.01.1998
18.Насколько привлекательны облицации для инвестора // Эксперт, №21 (130), 2004
19.Новости Центра макроэкономических исследований Б ДО Юникон, 11.03.2004, www.bdo.ru
20.Петров В.В. Нефтяная геополитика// ЭКО.-2005-№5
21.Развивающиеся рынки: в поисках утраченного счастья. // www.k2kapital.com
22.Яковлев А. Аравийские реформы и российская вестернизация. "Азия и Африка сегодня", М., №7, 1994, с. 2-6.
23.AAOIFI. 2003. Shariah Standards, The Accounting & Auditing Organization for Islamic Financial Institutions: Manama, Bahrain.
24.Abdul Hamid, Norashikin. 2005. Guide to the Malaysian Bond Market, Rating Agency Malaysia Berhad: Kuala Lumpur, Malaysia.
25.Authorized Financial Institutions list, Capital Market Authority
26.Bahrain Monetary Agency. 2002. Annual Report. Bahrain
27.Bahrain Monetary Agency. 2005. Annual Report. Bahrain.
28.Bank of New York Annual Report for 2005
29.BP Statistical Review of World Energy, June 2006.
30.Bursa Malaysia Berhad Brokers Ranking, September 06.
31.BURSA Malaysia Berhad, Annual Report 2006
32.Business Recorder, 21.11.1999
33.Citibank History, http://www.citibank.com/bahrain/gcb/info/
34.Cox, Stella. 2004. "The Development of the Islamic Capital Market", 3rd An-nual Finance Sumit, Euromoney Seminar: London, UK.
35.Country Profile: Saudi Arabia. DRI-WEFA, Inc. (Canada), October 2001
36.Financial statement RHB, June 2005, www.rhb.com.my
37.Germidis D.K., Meghir R.D. Financial Systems and Development: What Role For the Formal and Informal Financial Sectors. Paris, 1991
38.Global Financial Stability Report, IMF, 2005.
39.Gulf News/13.04.2006//www.gulf-news.com
40.History of TADAWUL, http://www.tadawul.com.sa
41.Hussein, Khalid. 2004. "Ethical Investment: Empirical Evidence from FTSE Is-lamic Index", Islamic Economic Studies, Vol.12, no.1 (August), pp. 21-40.
42.International Federation of Stock Exchange. Annual Report 1998
43.International Financial Statistics Database. Economic Panorama: History & Forecast/Trade Horizons, Vol. IX, No. II. Economist Intelligence Unit, Spring 1999.
44.International Islamic Financial Markets annual report for 2006, http://www.iifm.net/publication.php
45.International Monetary Fund. 2006. International Financial Statistics.
46.IOSCO. 2006. Islamic Capital Market Fact Finding Report. Report of the Is-lamic Capital Markets Task Force of the International Organization of Securi-ties Commissions, July.
47.Iqbal, Munawar; and Tariqullah Khan. 2004. Financing Public Expenditure: An Islamic Perspective, Occasional Paper No. 7, IRTI, Islamic Development Bank.
48.Islamic capital market fact-finding report 2007, IOSCO.
49.Islamic Development Bank Assessment of the Practice of Islamic Financial In-struments: The Case of the IDB Unit Investment Fund and Islamic Banks' Port-folio, Jeddah: Islamic Development Bank, 1996
50.Islamic financial services industry development, Islamic Financial Services Board, 2006
51.Islamic indexes, http://www.djindexes.com/mdsidx/?event=showIslamic
52. Islamic international journal of financial services, Vol.2, No.2, July- Sept. 2000.
53.List of Shariah-compliant Securities, Shariah Advisory Council of the Securi-ties Commission, 2006
54.Mutual funds annual report, 2005, Bursa Malaysia
55.Obaidullah M. Islamic financial services, Islamic economics research center, King Abdulaziz University Jeddah, Saudi Arabia, 2005
56.Obaidullah, M. Regulation of Stock Markets in an Islamic Economy, Proceed-ings of the Third International Conference on Islamic Banking and Finance, August, Loughborough University, Leicester, UK, 2000
57.Obaidullah, M. Strategies in Islamic Funds Industry; An Exploratory Analysis (co¬author; Zafar Sareshwala), Proceedings of yhe 5 th Harvard Forum on Is-lamic Finance, USA, 2001
58.OPEC Annual Statistical Bulletin, 2007
59.Publication of Economic Development, Fourth Quarter of 2005, Saudi Arabian Monetary Agency, Research and Statistics Department.
60.Resolution from Organization of Islamic Conference, http://www.oic-oci.org/press/english/1977/un-activities.htm
61.Resolution of International Institution of Islamic Banks, http://www.oic-oci.org
62.Resolution of the Council of the Islamic Fiqh Academy of Organization of Is-lamic Countries (OIC), 2001
63.SAMA Actuals and Est., 2001
64.Saudi Arabia At A Glance, World Bank, Development Economics Central Da-tabase, September 19, 2006
65.Saudi Arabia Country Commercial Guide-2002, U.S. & Foreign Commercial Service, 2001
66.Saudi Arabia: Financial System Stability Assessment, IMF, 2006.
67.Saudi Arabia 1999 Economic Trends Update”, American Embassy at Riyadh, October 1999.
68.Securities Commission Malaysia. 2005. Capital Market Masterplan, Securities Commission: Kuala Lumpur, Malaysia.
69.Special Report: Islamic Finance Matures And Expands, Standard and Poors, http://www2.standardandpoors.com
70.Sukuk issuing report for 2006, http://www.zawya.com/sukuk/default.cfm?cc
71.Supreme economic council report, http://www.sec.gov.sa/
72.TADAWUL Quarter Report on 01.03.2006, www.tadawul.com.sa
73.TADAWUL Quarter Report on 01.03.2006, www.tadawul.com.sa
74.The Islamic Capital Market, BURSA Malaysia Berhad, 2006, http://www.klse.com.my/website/bm/bursa basics/downloads/
75.World Development Indicators (2005) Таблица 5.4 Фондовый рынки, World Bank, http://econ.worldbank.org
76.World Federation of Stock Exchange. Annual Report and statistics, 2005
77.www.klse.com.my
78.http://www.sc.com.my/
79.www.hsbc.com
80.www.bankislam.com.my
81.www.amanahfinance.hsbc.com
82.www. sabic. sa/en
83.http://www.bankislam.com.my
84.http://www.sedco.com/
85.http://www.ifsb.org/index.php?ch=4&pg=140
86.http://www.cbr.ru
87.http://www.gks.ru
88.www. fortebank.ru
89.www.islam.ru
90.www.cgey.com
91.www.bis.org
92.www.dowjones.com
93.The Financial Times, www.news.FT.com
94.http://www.nlu.ru/analysis/fin

Вопрос-ответ:

Какой была роль банковского сектора в формировании внешнеэкономической стратегии Саудовской Аравии?

Банковский сектор играл важную роль в формировании внешнеэкономической стратегии Саудовской Аравии, предоставляя финансовую поддержку и кредиты для различных отраслей экономики и развития внешней торговли. Банки активно сотрудничали с правительством и национальными компаниями, осуществляя финансирование проектов, инвестиции и обслуживание внешней торговли.

Как формировалась финансово-кредитная структура Саудовской Аравии?

Финансово-кредитная структура Саудовской Аравии формировалась характерным образом, приоритетными направлениями были банковская система и кредитное обеспечение различных отраслей экономики, а также развитие внешней торговли. Важную роль играли саудовские банки, которые предоставляли финансовую поддержку и кредиты для различных проектов и инвестиций.

Какие были особенности и пределы образования рынка ссудного капитала с участием саудовских банков?

Образование рынка ссудного капитала с участием саудовских банков имело свои особенности. Одной из них была ориентация на развитие внутреннего рынка и национальных компаний, что ограничивало возможности участия банков в международной финансовой сфере. Пределами образования рынка были ограниченные инвестиционные возможности и зависимость от нефтяного сектора экономики.

Какие были позитивные сдвиги и объективные трудности перехода банков к обслуживанию внешней экономической деятельности Саудовской Аравии?

Переход банков к обслуживанию внешней экономической деятельности Саудовской Аравии сопровождался несколькими позитивными сдвигами, включая увеличение объема международных транзакций и сотрудничество с иностранными партнерами. Однако, были и объективные трудности, такие как ограниченные финансовые ресурсы, конкуренция на международном рынке и суровая конкуренция.

Какая роль банковского сектора в формировании внешнеэкономической стратегии Саудовской Аравии?

Банковский сектор играет важную роль в формировании внешнеэкономической стратегии Саудовской Аравии. Саудовские банки предоставляют финансовую поддержку для различных отраслей экономики, включая внешнеэкономическую деятельность. Они предоставляют кредиты для экспорта и импорта товаров, инвестиций в иностранные компании, поддерживают финансовую стабильность и способствуют развитию банковской системы страны.

Как формировалась финансово-кредитная структура в Королевстве Саудовская Аравия?

Финансово-кредитная структура в Королевстве Саудовская Аравия формировалась на протяжении многих лет. В начале своего развития страна полагалась на международные банки и заемщиков, затем саудовские банки начали играть все более важную роль. Они активно участвовали в финансировании различных секторов экономики, в том числе во внешнеторговых операциях. Сегодня финансово-кредитная структура Королевства состоит из саудовских и международных банков, которые сотрудничают и взаимодействуют друг с другом.

Чем отличается образование рынка ссудного капитала с участием саудовских банков?

Образование рынка ссудного капитала с участием саудовских банков отличается от других стран. В Саудовской Аравии существуют особенности и пределы в образовании такого рынка. Одной из таких особенностей является регулирование государством, которое контролирует и ограничивает деятельность банков на этом рынке. Также саудовские банки сталкиваются с ограничениями и трудностями в оказании финансовой поддержки определенным секторам экономики, что создает некоторые ограничения для развития рынка ссудного капитала.

Какую роль играет банковский сектор в формировании внешнеэкономической стратегии Саудовской Аравии?

Банковский сектор играет важную роль в формировании внешнеэкономической стратегии Саудовской Аравии. Банки предоставляют финансовую поддержку и кредиты для различных проектов, инвестирования и развития экономики страны. Они также обеспечивают услуги по переводу и обмену валюты, что способствует улучшению торговых отношений Саудовской Аравии с другими странами.

Как формировалась финансово-кредитная структура Королевства Саудовская Аравия?

Финансово-кредитная структура Саудовской Аравии формировалась через различные пути. В начале своей истории страна полагалась на масличную индустрию и доходы от нефтяных экспортов. С развитием экономики и увеличением потребностей, Королевство развивало свой банковский сектор и привлекал инвестиции из других стран. Сейчас Саудовская Аравия имеет разветвленную и разнообразную финансово-кредитную структуру.