Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Формирование представлений о геометрических фигурах в процессе подвижных игр

  • 26 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 17.04.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Проблема формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
1.2. Особенности формирования представлений о форме старших дошкольников
Глава 2. Особенности формирования геометрических представлений старших дошкольников в процессе подвижных игр
2.1. Понятие и значение подвижных игр
2.2. Особенности работы по формированию геометрических представлений в процессе подвижных игр
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Игры органически включаются в систему работы по формированию представлений о геометрически формах. Они позволяют не только уточнить и закрепить представления детей о форме, но и обогатить их.
В старшей группе усложняются формы проведения игр. Также, по мнению Л.А. Венгера, усложняются и методы обучения [9, c. 35]. Все большее значение приобретает самостоятельная деятельность с включением разнообразных игровых приемов: соревнование, составление и отгадывание загадок, поиск предметов и др. Одним из средств формирования математических представлений дошкольников многие исследователи называют занимательную математику.
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи — шутки, игры, головоломки, логические задачи. Занимательные задачи, головоломки составлены на основе знания законов мышления. Догадке как способу решения головоломки предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных признаков. Выполняющий задачу-головоломку приходит к решению в результате тщательного ознакомления с задачей, подробного анализа ее условий [16, c. 85].
З. Михайлова занимательную математику предлагает в качестве средства формирования геометрических представлений. Автор указывает, что успех игровой деятельности зависит от сформированности у детей представлений о геометрических фигурах, от умения ориентироваться в пространстве. Поэтому на занятиях необходимо предлагать упражнения, способствующие более глубокому усвоению этих умений: на составление и преобразовывание геометрических фигур, выделение их свойств и классификацию по признакам цвета, формы, размера [19, c. 50].
Так, в качестве занимательных игр, направленных на формирование представлений о геометрических формах, З.А. Михайлова предлагает следующие [20, с. 43-47]:
Игра «Танграм». Для ее проведения требуется квадрат из картона размером 8*8 см, который разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Из данных фигур составляются всевозможные изображения (геометрические и фигуры – силуэты животных, различных предметов). В качестве образца приводится фигура зайца.
Руководство играми и упражнениями со стороны педагога направлено на развитие творческой активности ребенка. Воспитатель в трудных случаях напоминает детям уже знакомые им внешние приемы обследования формы предметов и их сопоставления по форме и величине (обведение контура, приемы ощупывания, прикладывание вплотную). Но решающее значение приобретает обучение детей выполнению правил: обследованию и описанию формы предметов по строго определенной постоянной схеме, составлению ряда величин по правилу [9, c. 75].
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с геометрическими формами игровой характер занятий имеет важное значение. При этом степень запоминания материала зависит от включенности детей в игру. Подвижные игры активны и требуют непосредственного участия всех участников. Поэтому их роль в формировании и закреплении геометрических представлений велика.
Так, при знакомстве с кругом Д. Альтхауз и Э. Дум предлагают следующие виды подвижных игр [1, c. 35]:
1. Игра с мячом.
Цель: закрепление представлений о круге, сравнение круглого и квадратного.
Ход. Дети сидят по кругу на полу и катают друг другу мяч. Затем воспитатель дает кубик и предлагает его покатать. Дети пытаются это сделать и ничего не получается. Воспитатель обсуждает причину и формулирует выводы.
2. Построим поезд.
Цель: закрепление представлений о круге, многоугольниках.
Ход. Детям предлагается построить поезд из пластин – кругов и многоугольников с их чередование. При этом каждый ребенок называет фигуру, которую кладет.
3. Едем – едем – едем.
Цель: закрепление представлений о кругах, квадратах, треугольниках.
Ход. Игра осуществляется на прогулке. Дети, играя в водителей и пассажиров, обращают внимание на знаки дорожного движения и называют их форму.
Также в процессе ознакомления дошкольников старшей группы с представлениями о геометрических фигурах используются такие подвижные игры, как [9]:
- «Угадай, что в мешочке» - дети по одному подходят к педагогу и вытаскивают из мешочка по одной фигуре, отгадав ее на ощупь.
-«Тук – тук» - дети сидят полукругом, по одному подходят к столу, поворачиваясь к группе лицом, берет со стола посуду и описывает ее:
-тук – тук,
-кто там?
- это я…(имя),
- за чем пожаловал?
- мне нужно, не скажу, как называется, а оно …(описывает предмет – круглая, с выпуклыми боками, сбоку треугольная ручка – «чашка»)
-«Цветочный магазин» - дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен дать описание растения с помощью геометрических форм, а продавец должен отгадать данный цветок.
-«У кого такая же игрушка» - дети делятся на две подгруппы и садятся лицом друг к другу, прикрывая рукой свои фигурки; затем каждый ребенок описывает свою фигуру, не называя. Дети из другой подгруппы должны отгадать.
-«Быстрое выкладывание форм» - дети в быстром темпе составляют узор из геометрических фигур.
- «Мастер с молотком» - дети с помощью молотка и гвоздей прибивают к прессованному материалу изображение из геометрических фигур.
А.А. Столяр предлагает следующие подвижные игры при формировании представлений о геометрических фигурах [6]:
-«игра с обручем» - дети должны из общего комплекта одни фигуры сложить в центр обруча, другие – вне его.
- «игра с двумя обручами» - перед началом игры выделяется 4 области: внутри красного обруча, вне красного обруча, внутри зеленого обруча, вне зеленого обруча. Внутри красного обруча должны оказаться квадратные фигуры, внутри зеленого – круглые, вне красного – треугольные, вне зеленого – овальные.
Среди подвижных игр, направленных на формирование представлений о геометрических фигурах можно отметить роль эстафет, игр соревнований, например:
-Эстафета «Кто быстрее» две команды детей должны переносить различные геометрические фигуру из одной корзины в другую в определенной последовательности (сначала шары, затем цилиндры, потом кубы).
- Соревнование «Нарисуй фигуру» - дети по команде по одному подбегают к доске и мелом рисуют фигуры (по одной детали). Сначала фигуру задает педагог, затем дети рисуют по замыслу.
Таким образом, работа по формированию представлений о геометрических фигурах в процессе подвижных игр должна учитывать ряд особенностей: возрастные возможности детей, нарастающая сложность заданий, степень подготовки дошкольников. Несмотря на ряд требований, необходимо отметить, что в подвижных играх дети участвуют «всем телом», что позволяет им наиболее эффективно запоминать предлагаемый материал.
Таким образом, формирование математических представлений, а именно представлений о форме предмета, осуществляется с раннего детства. Знания о геометрических фигурах, а также признаках предметов к старшему дошкольному возрасту усложняются, обогащаются и совершенствуются. Старшие дошкольники имеют представления об основных геометрических фигурах, однако зачастую их сравнение и классификация может вызывать затруднения. Поэтому в старшем дошкольном возрасте, учитывая подготовительный характер обучения к школе, воспитатель должен обращать внимание на закрепление геометрических представлений. Данная работа осуществляется как на занятиях, так и вне их: на прогулке, во время игр и т.д. Только спланированная, четко организованная работа способствует формированию у дошкольников геометрических представлений.
Литература

Альтхауз Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. / Пер. под ред. В.В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984. – 64 с.
Блехер Ф.И. Математика в дошкольном саду и нулевой группе. – М., 1991
Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. – М., 1968
Венгер Л.А. О способах зрительного восприятия формы предмета в раннем и дошкольном детстве /Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1965
Водопьянов Е. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1980. - №3. – С. 17-18
Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет /Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991 – 80 с.
Детские подвижные игры народов СССР. /Сост. А.В. Кенемон; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство – пресс, 2005. – 244 с.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1978. – 96с.
Ерофеева Т.И.. Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: 1992
Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии. – М.: Просвещение, 1991
Игнатьева Т.Н. Особенности представлений детей дошкольного возраста о форме предметов и геометрических фигур. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. – СПб, 1994
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. /Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.,
Козлова С. А., Куликов Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000
Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974
Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. / Сост. В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1984
Михайленко Н., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №1. – С. 26 - 31
Михайлова З. А. Формирование самостоятельности средствами занимательной математики. // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5. – С. 50-54
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.
Монтессори – материал. Ч. 1. Школа для малышей. – М.: Мастер, 1992
Плеханов А. Овид Декроли и его метод //Дошкольное воспитание. – 1991 - №11
Программа «Истоки». /Алиева Т.И., Антонова Т.В. и др. – М., 2003
Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – синтез, 2005
Рогалев Е.С. К вопросу о классификации плоских геометрических форм детьми подготовительной к школе группы. //Теория и методика элементарных математических представлений у дошкольников. – СПб., 1994
Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981
Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Педагогика, 1988
Тихеева Е.И., Морозова М. Счет в жизни маленьких детей. – М., 1927
Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М.: Просвещение, 1981
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./ Р. Л. Березина, 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988











2

1.Альтхауз Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. / Пер. под ред. В.В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984. – 64 с.
2.Водопьянов Е. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1980. - №3. – С. 17-18
3.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство – пресс, 2005. – 244 с.
4.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1978. – 96с.
5.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. /Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
6.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
7.Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. / Сост. В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
8.Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1984
9.Михайленко Н., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №1. – С. 26 - 31
10.Михайлова З. Формирование самостоятельности средствами занимательной математики. // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5. – С. 50-54
11.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
12.Мухина В.С. Психология дошкольника. / Под ред. Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
13.Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
14.Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981
15.Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984

ВВЕДЕНИЕ

Наш век - век информации и технологий. Динамичное развитие человечества приводит к увеличению объема знаний, который необходим для человека.

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они имеют отвлеченный характер, оперирование ими требует от системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в повседневной жизни и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же решения математических, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и так далее, Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети устраняет проблемы.

Таким образом, в дошкольном возрасте дети знакомятся с содержанием математического и усваивает элементарные вычислительные навыки, а также и для ее формирования элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.

В младшей группе начинают конкретную работу по формированию элементарных математических представлений. Независимо от того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как "число", "геометрическая фигура" и так далее, основан на теории множеств. Таким образом, формирование понятий в процессе курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.

Выполнение детьми дошкольного возраста различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о природе, в том числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их уполномоченный - важное условие перехода от качественных наблюдений количественные.

Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения целей в игре, как в классе, так и в повседневной жизни. Игра для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности: в нем психика ребенка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается.

Узнать стоимость работы