Педагогические условия формирования мотивации учения младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 2727 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 30.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Проблема мотивации учения в психолого – педагогической литературе
1.1. Учебные мотивы как компоненты учебной деятельности
1.2. Развитие мотивации младших школьников
Глава 2. Педагогические условия формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте
2.1. Формирование мотивации учения
2.2. Активное обучение как условие повышения мотивации учения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников. Проблемное обучение сопровождается ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности.
Формирование учебной мотивации осуществляется в процессе активизации познавательной деятельности. Исследования, которые ведутся в русле решения общей проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, выявили богатый арсенал средств, стимулирующих активность учащихся. Ведущую роль среди них играют разные виды самостоятельной работы, создание проблемных ситуаций, побуждающих учащихся к поискам, к проявлению волевых усилий.
Средства познавательной активности в учебной деятельности рассматриваются как материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно достигаются поставленные цели обучения. П. И. Пидкасистый предлагает под средствами обучения в целом понимать материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний. При этом к материальным средствам обучения относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги- первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства, лабораторное оборудование. В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков (устная речь, письмо), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат), достижения культуры (живопись, музыка, литература), учебные компьютерные программы, организующее – координирующая деятельность учителя, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований.
С. А. Смирнов предлагает выделить средства обучения на уроке, а также средства обучения на уровне предмета. К средствам обучения на уроке автор относит языковую систему, достижения культуры (живопись, музыка, литература), учебные компьютерные программы, уровень квалификации и внутренней культуры урока, формы организации учебной деятельности, отдельные тексты, задания, упражнения, задачи, тестовый материал, технические средства обучения, лабораторное оборудование.
Таким образом, формированию мотивации учения способствуют такие условия как организация педагогического процесса, использование средств и методов обучения. Разина Н. А. к педагогическим условиям формирования учебной мотивации относит специальную организацию учебного процесса, в которой необходимо:
Во-первых, использовать системы задач, в которых ученик должен самостоятельно найти теоретические законы, основные принципы предмета, поскольку это способствует формированию обобщенной мотивации к учению.
Во-вторых, использовать задачи, требующие применения операций анализа, синтеза и обобщений. В этом случае формируются специальные познавательные мотивы, обеспечивающие направленность мыслительной деятельности на раскрытие вполне определенных свойств и отношений познаваемого объекта.
В-третьих, применять занимательные необычные формы изложения, преподнесения материала.
В-четвертых, опираться на анализ жизненных ситуаций.
Таким образом, специально организованное обучение дает возможность формировать мотивацию учения младшего школьника. На сегодняшний день нетрадиционные формы обучения занимают все большее место в общей системе учебно – воспитательного процесса.
2.2. Активное обучение как условие повышения мотивации учения
В последнее время наблюдается устойчивый интерес к разработке новых образовательных систем. Особенно ярко он представлен в дошкольном и школьном образовании. В зависимости от типа познавательной деятельности обучающихся, в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности. При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Таким образом, инновационные технологии образования прибегают к активному обучению.
Технология активного обучения - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый учащийся имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Активное обучение — это способ организации и реализации учебного процесса, обеспечивающий возможность осуществления каждым студентом во время занятий непрерывной целенаправленной и эффективной учебно-познавательной деятельности на основе прямой и обратной связи с преподавателями. Наряду с активным обучением Т. С. Панина рассматривает понятие интерактивного обучения. Наиболее часто термин интерактивное обучение упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернет, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме он-лайн и т.д. Интерактивное обучение рассматривается Т. С. Паниной как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
В целом к активным относятся такие технологии, как проблемное, игровое, диалоговое обучение.
Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи.
Игровые технологии в учебном процессе дают возможность повысить у учащихся интерес к учебным занятиям и к тем социальным проблемам, которые проектируются с их помощью, позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогают ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.
Некоторые авторы в активные технологии включают метод проектов. Метод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.
Таким образом, современная подготовка школьников требует создания определенной учебной мотивации. С этой целью педагог должен учитывать психологические и педагогические условия, в которых бы учебная мотивация формировалась наиболее оптимально. Среди таких условий организация учебного процесса является, пожалуй, одним из главных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учение — это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее и своей деятельности), звено контроля, оценки своей учебной работы. Смысл учения, его значимость для школьника лежат в основании мотивационной сферы. От смысла учения зависит направленность школьника, т. е. мотивы учения.
Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. К основным видам мотивов учения относят: познавательные и социальные. Эти виды мотивов выделены М.В. Матюхиной, Л. И. Божович и др. При этом познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
Доминирующими в младшем школьном возрасте являются широкие социальные мотивы. Среди таких мотивов у учащихся младшего школьного возраста на первом месте находятся мотивы самосовершенствования и самоопределения: ребенок осознает общественную значимость учения и это создает личностную готовность к учению в школе. Также у младших школьников сформирован определенный уровень развития познавательных интересов. Однако в начале обучения познавательные интересы довольно неустойчивы и не занимают ведущей позиции в общей системе мотивации. Решая проблему становления мотивации учения в младшем школьном возрасте, педагогу необходимо помнить, что на первом этапе необходимо создавать педагогические условия, в которых бы формировалась познавательная учебная мотивация. К таким условиям относятся организация педагогического процесса, использование средств и методов обучения. При этом активное обучение способствует формированию познавательной мотивации младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968
Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. // Психологическая наука и образование. – 2002 - №2
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1987. - №5
Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов/ Под ред. И. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
Разина Н. А. Организационно – педагогические условия формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации. // Автореф. дисс…к.п.н. – Ставрополь, 2007
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 703 с.
Святогорова М.В., Вачков И.В. Динамика мотивации учения и адаптации к школе в младшем школьном возрасте. // Психологическая наука и образование. – 2000. - №3
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: Владос, 1995. – 544 с.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. С. 4
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. 3инченко. М.: Педагогика, 1989. – С. 555

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. С. 5
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. С. 7
там же
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 703 с.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.С. 3
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.С. 3
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. – С. 38
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. с. 97
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. – С. 11
Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. // Психологическая наука и образование. – 2002 - №2
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. – 144 с. С. 76
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – С. 499
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. – 144 с. С. 69
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. – 144 с. С. 69
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с. С. 133
там же
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. – С. 143
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с. С. 134
там же
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с. С. 135
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. С. 46
Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов/ Под ред. И. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с. С. 232
Разина Н. А. Организационно – педагогические условия формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации. // Автореф. дисс…к.п.н. – Ставрополь, 2007
Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. – М.: Академия, 2006. – 176 с. С. 5
Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. – М.: Академия, 2006. – 176 с. С. 8












27

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968
2.Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. // Психологическая наука и образование. – 2002 - №2
3.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
4.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
5.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
6.Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1987. - №5
7.Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
8.Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов/ Под ред. И. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998
9.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
10.Разина Н. А. Организационно – педагогические условия формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации. // Автореф. дисс…к.п.н. – Ставрополь, 2007
11.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 703 с.
12.Святогорова М.В., Вачков И.В. Динамика мотивации учения и адаптации к школе в младшем школьном возрасте. // Психологическая наука и образование. – 2000. - №3
13.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: Владос, 1995. – 544 с.
14.Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.
15.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989

Вопрос-ответ:

Что такое учебные мотивы и как они связаны с учебной деятельностью?

Учебные мотивы - это психологические состояния, которые побуждают ученика к активности и участию в образовательном процессе. Они определяют направленность и целенаправленность учебной деятельности и имеют прямую связь с достижением учебных целей.

Как формируется мотивация учения у младших школьников?

Мотивация учения у младших школьников формируется через создание благоприятных педагогических условий. Важными условиями являются: создание интересных и понятных для детей заданий, поощрение их успехов, поддержка их усилий и развитие самостоятельности и ответственности в учебной работе.

Какие педагогические условия способствуют формированию мотивации учения у младших школьников?

Для формирования мотивации учения у младших школьников необходимо создание условий активного обучения, которые включают: использование разнообразных методов и приемов обучения, ориентацию на индивидуальные особенности каждого ученика, создание доброжелательной и поддерживающей обстановки, поощрение усилий и успехов учащихся.

В чем заключается связь между активным обучением и повышением мотивации учения?

Активное обучение, при котором учащийся активно участвует в образовательном процессе, принимает решения, осуществляет поиск информации и самостоятельно решает поставленные задачи, способствует повышению мотивации учения. Это связано с тем, что дети проявляют больший интерес к учебе, они видят результат своих усилий и испытывают удовлетворение от достижения поставленных целей.

Какие методы и приемы целеполагания помогают младшим школьникам стать более зрелыми в своей мотивации учения?

Для развития зрелости мотивации учения у младших школьников, важно использование методов и приемов целеполагания. Они помогают ученикам определить свои учебные цели, распределить свое время и ресурсы, контролировать свой прогресс и оценивать достижение результатов. Такие методы включают в себя планирование учебных задач и расписания, составление списка целей, анализ прогресса и самооценку.

Какие мотивы включаются в учебную деятельность младших школьников?

Учебные мотивы младших школьников могут быть разнообразными и зависят от интересов и потребностей каждого ребенка. Некоторые из них включают желание получить хорошие оценки, стремление угодить учителю или родителям, интерес к предмету, активное участие в классных проектах и т. д.

Как развивается мотивация учения у младших школьников?

Мотивация учения у младших школьников развивается постепенно. В начальных классах дети могут испытывать различные эмоции относительно учебы. При правильной поддержке и создании педагогических условий, таких как интересные и разнообразные уроки, поощрение и поддержка со стороны учителя и родителей, дети начинают проявлять все больший интерес и мотивацию к учению.

Какие педагогические условия способствуют формированию мотивации учения у младших школьников?

Педагогические условия, которые способствуют формированию мотивации учения у младших школьников, включают активное обучение, использование игровых и практических заданий, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, поощрение и поддержка со стороны учителя и родителей, создание учебной среды, стимулирующей интерес и участие детей.