Социально-педагогические аспекты социальной защиты ребенка,находящегося в сложной жизненной ситуации(на примере неблагополучной семьи0.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 3434 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 31.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Освещение теоретических вопросов в исследовании проблем социальной защиты ребенка, находящегося в сложной жизненной ситуации
1.1. Социально-личностные, психо-возрастные особенности ребенка, находящегося в сложной жизненной ситуации
1.2. Решение задач социальной защиты детей в нормативно-правовых документах (воспитание ребенка в неблагополучной семье)
Глава 2. Экспериментальное изучение технологий оказания социально-педагогической помощи ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации
2.1. Диагностика социально-личностных проблем ребенка воспитывающегося в неблагополучной семье
2.2. Использование методов социально-педагогической помощи для решения проблем ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

В отделении психологической и педагогической помощи работа ведется по нескольким программам, охватывая все возрастные группы населения. Это программы: «Детский сад», «Дошколенок», «Семья», «Школа «Vita», «Психологические аспекты алкоголизма», «Подросток», «Я и моя профессия», «Персонал».
По программе «Детский сад» проводится обследование детей 4-5 лет, данные закладываются в компьютер. Это характеристика физического состояния детей, своеобразный паспорт здоровья ребенка, который дает возможность родителям наблюдать развитие ребенка по годам, ежегодно анализировать его состояние, создавать для каждого воспитательную программу.
В программе «Дошколенок» определяется психологическая готовность детей к школе, их психическое развитие, адаптация в среде сверстников.
По программе «Подросток» оказывается помощь подросткам, совершившим правонарушения, ребятам из семей «группы риска». Социальный педагог изучает окружение, ориентации и ценности, характер и психологические особенности, взаимоотношения с окружающими такого подростка. Вся работа социального педагога направлена на его социальную реабилитацию, преодоление социальных отклонений.
Программа «Я и моя профессия» направлена на формирование умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку, развитию свойств личности, необходимых при выборе профессии.
По программе «Семья» проводятся консультации молодых людей, вступающих в брак, помогая лучше узнать друг друга, их готовность вступить в брак, психологическую совместимость, спрогнозировать будущее семьи. Родители консультируются по проблемам воспитания детей, их возрастных особенностей, развития задатков и способностей. С детьми работает психолог, выясняя причины нарушений норм поведения, помогает выйти из кризисной ситуации.
В это отделение приходят ребята, которые испытывают трудности в учебе, в общении с взрослыми, со сверстниками в школе и во дворе, с родителями. На занятиях по психогимнастике дошкольникам прививаются навыки общения, снятие стрессов, страхов, энуреза, неуверенности, застенчивости и замкнутости. С теми ребятами, которые не усваивают школьной программы, ведутся занятия по развитию мышления, внимания, памяти.
По программе «Vita» подросткам читаются лекции на темы: «Родители и дети», «Ровесники», «Любовь и семья», «Критические ситуации», «Совращение, развращение, насилие». Программа предусматривает обучение подростков общению между собой и родителями, умению разбираться в своих чувствах. Уделяется внимание формированию ответственности за свое сексуальное поведение и здоровье, пропаганде положительных результатов воздержания от ранних половых связей, о безопасности секса и контрацепции.
В Центре «Радуга» созданы условия, приближенные к дому, доброжелательное отношение к детям, уважительные отношения между педагогами, между педагогами и ребятами. Ребят консультируют врачи, логопед, дефектолог, психолог, юрист.
В Центре функционируют два отделения: организационно-методическое и отделение психологической, педагогической и социальной помощи.
1. В организационно-методическом отделении изучаются состояние здоровья детей (подростков) с отклонениями в развитии, социальное положение семьи, разрабатываются индивидуальные программы реабилитации.
2. В отделении психолого-педагогической реабилитации осуществляется медицинская, социальная, педагогическая и психологическая реабилитация детей дошкольного возраста с 4 до 7-8 лет с ограниченными возможностями. Это дети с речевыми нарушениями различной степени. У некоторых задержка психического развития на органической основе, а также сопутствующие заболевания органов дыхания, сердца, почек, ортопедические отклонения, неврозы, аллергия, соматическая ослабленность. Группы составляются по заболеваниям и возрасту.
Большинство – это дети из неполных или неблагополучных семей.
Во всем многообразии социальных служб современной России особый интерес вызывают: медико-социальной и психолого-педагогическая служба; служба общих социальных услуг; специальная служба социальной помощи; служба занятости, «телефон доверия», «бытовая консультация» и некоторые другие.
В 1994 г. в Магнитогорске было создано учреждение медико-социальной и психолого-педагогической защиты детей в возрасте от 3 до 7 лет, оставшихся без попечения родителей. Это учреждение нового типа, ориентированное на воспитание, психологическую и социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на защиту их прав, свобод и интересов.
Основными задачами Центра являются:
изучение особенностей личности и состояния здоровья каждого ребенка, определение наиболее целесообразной формы его устройства на дальнейшее воспитание;
оказание медико-социальной, психолого-педагогической и правовой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в период нахождения в Центре, и лицам, воспитывающим их в дальнейшем.
Структурными подразделениями Центра являются:
диагностическое отделение, где осуществляется прием детей, первичная диагностика физического, психического состояния.
стационарное отделение (психолого-педагогическая реабилитация детей).
В Центр принимаются на временное содержание дети, нуждающиеся в социальной адаптации:
сироты;
подкинутые и заблудившиеся;
отказавшиеся жить в семье;
оставшиеся (постоянно или временно) без попечения взрослых, постоянного места жительства, средств к существованию;
задержанные за бродяжничество;
подвергнутые любым формам физического и психического насилия;
проживающие в остро нуждающихся семьях с критически низким уровнем жизни.
Деятельность сотрудников Центра строится на основе специальных программ, разработанных с учетом поставленных задач и специфики работы Центра:
диагностика психического развития детей;
коррекционная программа работы с детьми, имеющими недоразвитие психических процессов;
программа социальной адаптации и психической реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.
Диагностическая программа направлена на тщательное обследование каждого ребенка, поступающего в Центр, выявление особенностей его умственного, психического и эмоционального развития.
Заключение
Семья, как всякое объединение людей, не является застывшим образованием и претерпевает существенные изменения в процессе общественного развития. В ходе социально-экономических изменений в стране осложнилось положение семьи, детей, молодежи, не обеспечивается решение их проблем. Семья конца XX и начала XXI в. озабочена прогрессирующей инфляцией, безработицей, недостаточным заработком. Возрастает опасная тенденция самоустранения многих родителей от воспитания собственных детей.
В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи (увеличение количества неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.
В результате оказалась разрушенной многовековая, спонтанная передача народного педагогического опыта от родителей к детям, от старших к младшим, утрачены многие ценности, которые веками считались основой воспитания. Снижение роли семьи в формировании личности, ухудшение условий жизни и воспитания детей в родном доме, в школе – это факты, имеющие место в нашей действительности.
Семья – сложный целостный организм, который может существовать только в определенной системе отношений. Некоторые родители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности, выказывают недоверие образовательному учреждению из-за негативного влияния процесса обучения на здоровье ребенка и неудовлетворительного качества образования. В то же время многие родители не в состоянии преодолеть возникающие трудности собственными силами.
Две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, проблемы в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи, допускают серьезные просчеты и ошибки в воспитании детей, так как не осознают всей силы влияния на детей уклада жизни семьи. Имеют место неумение управлять собой, скрытый родительский авторитаризм, ведущий к неуважению личности ребенка, формирование комплекса родительской неполноценности по отношению к детям. Особенно это проявляется в неполных семьях. Подобные несоответствия имеют как объективные, так и субъективные причины. Объективные причины состоят в том, что общество пока не создает условий для нормальной жизнедеятельности семьи; субъективные – в том, что ограничена мера вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, так как отношения в каждой отдельной семье могут формировать лишь ее члены.
Обнаруживается, что семья и школа не в состоянии в полной мере противостоять негативным процессам в обществе. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей, утраты всей системы наследования культурно-исторического опыта. С одной стороны, требуется консолидация усилий семьи и школы для создания нормальных условий развития ребенка, с другой – им нужны помощь и поддержка.
Это обусловило создание института семейных социальных педагогов как координаторов, объединяющих все воспитывающие силы, и посредников во взаимодействии личности, семьи и общества.
Список используемой литературы
Беличева С. А. Современное состояние превентивной политики и практики России. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 2. – 94 с.
Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.: Сфера, 2004. – 352 с.
Василъкова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: 2001. – 322 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. – 440 с.
Иванов А. В. Защита ребенка как педагогическое понятие. Гуманизация воспитания в современных условиях. Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А. М.: 1995. – 142 с.
Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть I. Гуманистическая педагогика: Пособие для самообразования специалиста по социальной работе. Орел: Правда, 2002. – 226 с.
Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М.: Академия, 2003. – 192 с.
Миньковский Г.М. Проблемы совершенствования социального воспитания и социально-правовой охраны семьи и детства в свете Конвенции о правах несовершеннолетних. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.: Сфера, 2004. – 212 с.
Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: ЭКСМО-пресс, 2004 – 414 с.
НагавкинаЛ. С, Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. материалов. СПб.: Речь, 2004. – 418 с.
Никитина Л. Е. Технология социально-педагогической работы. М.: Академия, 2002. – 315 с.
Технология социальной работы. Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: 2000. – 284 с.
Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. Т. 1,2. Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г. М.: МарТ, 2003. – 352 с.
Рыбинский Е.М. Конвенция о правах ребенка в действии. Защити меня: М.: Наука, 2000. — № 1. 146 с.
Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. Под редакцией Кукушкина В.С. М.: МарТ, 2005 – 118 с.
Управление социальной сферой. Под ред. Гордина В.Э. СПб.: Питер, 2004. – 452 с.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ЭКСМО, 2005 – 356 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. – 272 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. – 314 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. – 316 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. – 302 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. с 303– 305.
Миньковский Г.М. Проблемы совершенствования социального воспитания и социально-правовой охраны семьи и детства в свете Конвенции о правах несовершеннолетних.Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М..: Сфера, 2004. – 21 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. – 24 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. – 27с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. – 41 с.
Никитина Л. Е. Технология социально-педагогической работы. М.: Академия, 2002. – 15 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. – 44 с.
Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М.: Академия, 2003. – 86 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. – 72 с.
Технология социальной работы. Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: 2000. – 124 с.
Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М.: Академия, 2003. – 88 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. – 337 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. – 342 с.
Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. Под редакцией Кукушкина В.С. М.: МарТ, 2005 с 10 – 16.












33

Список используемой литературы
1.Беличева С. А. Современное состояние превентивной политики и практики России. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 2. – 94 с.
2.Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.: Сфера, 2004. – 352 с.
3.Василъкова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: 2001. – 322 с.
4.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. – 440 с.
5.Иванов А. В. Защита ребенка как педагогическое понятие. Гуманизация воспитания в современных условиях. Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А. М.: 1995. – 142 с.
6.Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть I. Гуманистическая педагогика: Пособие для самообразования специалиста по социальной работе. Орел: Правда, 2002. – 226 с.
7.Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М.: Академия, 2003. – 192 с.
8.Миньковский Г.М. Проблемы совершенствования социального воспитания и социально-правовой охраны семьи и детства в свете Конвенции о правах несовершеннолетних. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.: Сфера, 2004. – 212 с.
9.Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: ЭКСМО-пресс, 2004 – 414 с.
10.НагавкинаЛ. С, Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. материалов. СПб.: Речь, 2004. – 418 с.
11.Никитина Л. Е. Технология социально-педагогической работы. М.: Академия, 2002. – 315 с.
12.Технология социальной работы. Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: 2000. – 284 с.
13.Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. Т. 1,2. Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г. М.: МарТ, 2003. – 352 с.
14.Рыбинский Е.М. Конвенция о правах ребенка в действии. Защити меня: М.: Наука, 2000. — № 1. 146 с.
15.Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. Под редакцией Кукушкина В.С. М.: МарТ, 2005 – 118 с.
16.Управление социальной сферой. Под ред. Гордина В.Э. СПб.: Питер, 2004. – 452 с.
17.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ЭКСМО, 2005 – 356 с.
18.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. – 272 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности ребенка, находящегося в сложной жизненной ситуации?

Ребенок, находящийся в сложной жизненной ситуации, может иметь социальные, личностные и психо-возрастные особенности. Это могут быть проблемы в общении со сверстниками, повышенная тревожность, низкая самооценка, агрессивное поведение и другие.

Какие задачи решаются в нормативно-правовых документах по социальной защите детей в неблагополучной семье?

В нормативно-правовых документах определены задачи по социальной защите детей в неблагополучной семье. Это включает предоставление детям доступа к образованию, здравоохранению и социальным услугам, а также защиту их прав и интересов.

Какие проблемы встречаются при решении задач социальной защиты детей в неблагополучной семье?

При решении задач социальной защиты детей в неблагополучной семье могут возникать различные проблемы. Некоторые из них включают недостаток финансирования, ограниченный доступ к услугам, сложности в организации работы семейных служб и недостаточная координация между различными организациями и учреждениями.

Какие теоретические аспекты рассматриваются в исследовании проблем социальной защиты ребенка?

В исследовании проблем социальной защиты ребенка рассматриваются различные теоретические аспекты, включая социально-личностные и психо-возрастные особенности ребенка, а также нормативно-правовые аспекты воспитания ребенка в неблагополучной семье.

Какие документы регулируют воспитание ребенка в неблагополучной семье?

Воспитание ребенка в неблагополучной семье регулируется различными документами, включая Конституцию Российской Федерации, Закон об основах охраны здоровья граждан, Закон об образовании и др. Эти документы определяют права и обязанности родителей, установленные нормы и условия воспитания ребенка в неблагополучной семье.

Какие особенности личности и возраста имеет ребенок, находящийся в сложной жизненной ситуации?

Ребенок, находящийся в сложной жизненной ситуации, имеет свои особенности как личности, так и возраста. Личностные особенности могут включать повышенную ранимость, низкую самооценку, проблемы в общении и формировании связей. Возрастные особенности могут зависеть от того, на каком этапе развития находится ребенок, и могут проявляться в разных аспектах развития - физическом, интеллектуальном, эмоциональном и социальном.

Какие задачи решаются в нормативно-правовых документах для социальной защиты детей в неблагополучной семье?

В нормативно-правовых документах для социальной защиты детей в неблагополучной семье решаются различные задачи. Одной из главных задач является обеспечение безопасности и благополучия ребенка, защита его прав и интересов. Документы также регулируют вопросы организации социальной помощи и поддержки для ребенка и его семьи, а также работу социально-педагогических служб и специалистов в данной сфере.

Какие теоретические аспекты освещаются в исследовании проблем социальной защиты ребенка, находящегося в сложной жизненной ситуации?

В исследовании проблем социальной защиты ребенка, находящегося в сложной жизненной ситуации, освещаются различные теоретические аспекты. В частности, рассматриваются социально-личностные особенности таких детей, психологические и воспитательные аспекты их развития, роль и задачи социально-педагогических служб и специалистов в работе с ними. Также исследуется влияние нормативно-правовых документов на решение проблем социальной защиты ребенка в неблагополучной семье.

Какие особенности имеет ребенок, находящийся в сложной жизненной ситуации?

Ребенок, находящийся в сложной жизненной ситуации, обычно обладает рядом социально-личностных и психо-возрастных особенностей. Такие дети часто испытывают эмоциональную нестабильность, низкую самооценку, агрессивное поведение. Они могут быть более ранимыми и часто имеют проблемы с адаптацией в школе и социальными взаимодействиями.