Социально-педагогическая поддержка детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 8080 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 15.02.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание


Введение
Глава 1. Научно-педагогические основы социально-педагогической поддержки ребенка в социальном развитии
1.1. Научно-методические характеристики сущности социально-педагогической поддержки ребенка
1.2. Содержание деятельности социального педагога по оказанию социально-педагогической поддержки ребенку
Глава 2. Основные пути социально-педагогической поддержки ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации
2.1. Организация эксперимента по теме “Социально-педагогическая поддержка ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации ”
2.2. Методические рекомендации по оказанию социально-педагогической поддержки ребенка
2.3. Педагогические условия поддержки ребенка
Заключение
Список литературы………………………………………………………………61
Приложения

Фрагмент для ознакомления

- М., 1993.
Волкова А. И. Психологическая поддержка развития личности субъекта воспитания как фундаментальная основа современной педагогики / Развитие личности в образовательных системах Южно- Российского региона // Тезисы докладов VI годичного собрания Южного отделения РАО и XXVII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д., 1999.
Болотина Л.Р. Словарь-справочник социального педагога общеобразовательных учреждений. - М.: Академический проект, 2004. - 320 с.
Брутман, В.И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей / В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, М.Г. Панкратова. – М.: Педагогика, 1994. – кн.1. – 182 с.
Виенанд М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики: / Пер. с нем. Г. Вильнера. // Социальная работа. 1992, № 6, с. 52-55.
Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. – М., 1989. – С. 221-237.
Газман О. С. Педагогика свободы - путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века. Новые ценности образования. Вып. 6. 1996.
Газман О. С. Потери и обретения в воспитании 10 лет перестройки / Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании // Материалы всероссийской конференции. – М.: УВЦ «Инноватор», 1996.
Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2006. - 192 с.
Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев. – М.: Феникс, 1994. – 135 с.
Гуров В., Шинкаренко Н. Открытая школа и социально-педагогическая работа с детьми// Воспитание школьника.- 1994.- № 2.
Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. СПб., СПбГУ, 2002- 147 с.
Каблукова, И.Г. Сопровождение детей в трудной жизненной ситуации / И.Г.Каблукова // Сборник программ спецкурсов для специальностей «Дошкольная педагогика и психология», «Социальная педагогика» и «Социальная работа». Красноярск: ИПК КГПУ им. В.П. Астафьева, 2006 – С. 16-25.
Кевля Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка / Ф.И. Кевля. – Вологда, 1999. – 270 с.
Келасьев В.М. Проблемы самореализации человека в современных условиях: Социология и социальная антропология: В.М. Келасьев; – СПб.: Алетея, - 380 с.
Кобринский М.Е. Образ жизни как фактор формирования личности воспитанников интернатных учреждений / М.Е. Кобринский;Обл. ин-т повышения квалификации. – Гомель.: Просвещение, 1996. – 160 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. - 511с.
Кодификатор нормативных документов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Международная программа “Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию” Издательство СПбГУ., 2001. - 174 с.
Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004.-352 с.
Кон И. С. Ребенок и общество.- М.,Наука, 1988. - 240 с.
Котова И. Б. , Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. – Ростов н/Д., 1994. - 512 с.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М.: "Академический проект", 1999- 375 с.
Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. – М.: Мирос, 2002. – 208 с.
Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. - М.: Академия, 2006. - 205 с.
Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М., Класс, 1994.- 315 с.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2005. - 479 с.
Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 256 с.
Организация работы с приемной семьей: метод. рекомендации. – Екатеринбург 1997. – 358 с.
Ослон В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решение проблемы сиротства в России / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2001. - № 3. – С. 79 – 80.
Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. В кн.: введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – М., Феникс, 1997.
Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: Защита детства в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2005. – 474 с.
Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000– 400 с.
Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
Расчетина С.А. Социальная педагогика - развивающаяся область образования. - Псков, 1998. - 180 с.
Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002- 720 с.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. – М.: Школа Пресс, 1995. С. 354 – 355.
Социальные и психолого-педагогические проблемы воспитания детей. Международная программа “Уличные дети: от эксплуатации к образованию” Издательство СПбГУ., 2001. - 198 с.
Строкова Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. – 2002. – № 4. – С. 20 – 27.
Темникова Л.А. Теория и методика социальной работы / Л.А. Темникова: учеб. программа. – Калуга: Изд-во КГПИ, 1993. – 310 с.
Холл Кэлвин С. , Линдсей Гарднер. Теории личности. – СПб., Речь, 1999. - 971 с.
Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., Педагогика, 1998 – 228с.
Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., Ун-т рос. акад. образования. 2002- 480 с.
Щуркова Н.Е. Методы педагогического взаимодействия / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогика, 1989. – 331 с.


Приложения


Приложение 1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
Инструкция испытуемому: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.
Обработка и интерпретация результатов: при обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
Похож ли ты на своих одноклассников?
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
Боишься ли ты временами вступать в спор?
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Приложение 2. Образец «Журнала» для занятий № 11-12

Учащийся - Иванов Александр

№ Предмет Текущие отметки Предполагаемая Отметка за триместр Утвержденная отметка за триместр 1 Русский язык 454545454545454 2 Литература 55н53нЗЗЗннЗЗ 3 Математика 22232333323 4 Естествознание 542244444 5 История 334334343444 6 Английский язык 333323333242 7 Физическая культура освобожден 8 Изобразительная деятельность 5544545444 9 ОБЖ 45 10 Общие учебные навыки 4444455455 11 Труд 5555555 12 Правоведение 54545543 13 История СПб 34 Примечание: Этот лист копируется по числу учеников на уроке и раздается каждому для удобства работы. «Учителя» проставляют в первый свободный столбец итоговую отметку, какую они считают нужно выставить этому ученику, а во второй столбик - ту итоговую отметку, которую утвердил «Педсовет».
Приложение 3. План-конспект занятий

Занятие № I. Вводное занятие
План.:
1 .Знакомство с задачами курса и со структурой занятий
2. Чтение рассказа Джанни Родари «Почему»
3.Анонимный опрос «Наши почему»
4.Тестирование
Материалы к занятию 1. Тест школьной тревожности Филлипса
2. Тест Люшера
З.Бланки к тесту на каждого ученика
4.Листки для анонимного вопроса
Задачи занятия
1 .Формирование контакта с учащимися
2. Формирование безопасной среды
3. Стимулирование мышления и учебной мотивации (через вопросы)
4. Первичная диагностика
5. Выявление особенностей психологических интересов детей и их проблем.
Описание методики работы. На первом занятии важным является принятие во внимание потребности в безопасности. В этом контексте преподаватель представляется учащимся, делая свою личность и индивидуальность знакомой, а значит, безопасной. Параллельно формируется контакт. Второй аспект безопасности – структура. Поэтому учащиеся знакомятся со структурой занятий, но времени и содержательной структурой, а также некоторыми ожидаемыми правшами поведения. Также вносятся пояснения, зачем проводится тестирование. Напоминается аспект добровольности тестирования. Интересующие их вопросы дети записывают анонимно (без указания фамилий). Представления о потребности безопасности используются из концепции Маслоу об иерархии потребностей (2), представления о структуре – из транзактного анализа (5)

Занятия № 2-3 Учебная мотивации
1. Сообщение результатов тестирование
2. Вручение грамот за лучшие вопросы
З. Чтение рассказа Джанни Родари «Вопросы наизнанку»
4. Какие вопросы помогают человеку изучать окружающий мир.
5. Ответы на вопросы
Материалы к занятию 1 .обработанные результаты тестирования
2.Подготовленные ответы на вопросы
Задачи занятия 1. Повышение психологической заинтересованности и учебной мотивации.
Через ответы на вопросы
Ответ на интеллектуальные нужды, заполнение пробелов в знаниях (тж. вопросы лежат в ближайшей зоне развития)
Консультирование по результатам тестирования с ориентацией па анализ классных взаимоотношений и на индивидуальные особенности учеников в их реакции па стрессовые ситуации.
Описание методики работы. Час п. работы на втором уроке также принимает во внимание потребность в безопасности. Однако теперь фактор безопасности просматривается скорее не во взаимоотношениях учитель - ученик, а у отношениях ученик- другие ученики. С этой точки 8 зрения рассматриваются результаты тестирования по Филлипсу. Как правило, значительная часть детей отвечает на вопрос - будут ли другие дети смеяться при совсем неправильном ответе на уроке - «да», и ударяли ли тебя в классе - тоже «да». Результаты тестирования могут сделать это для класса наглядным. Важно дать классу осознание, что дети сами создают атмосферу в классе своим поведением и реакциями на уроке.
Когда потребность в безопасности удовлетворена, начинают работать на учебный процесс потребности в самоуважении, признании и потребность в познании (ориентации в окружающем мире). Урок включает в себя признание учащихся за самые лучшие, интересные вопросы об окружающем мире, которые они писали на первом уроке, а также за большее количество вопросов. Часть учащихся получает за вопросы отметки. Выдаются грамоты (см приложение) за самые глубокие, интересные вопросы.
Далее проводится коллективная работа на тему «Какие вопросы помогают человеку изучать окружающий мир». (Как, что, почему, зачем и т.п.) Предлагается провести эту работу в форме игры-соревнования, кто больше назовет слов-вопросов, и кто назовет последний. Отметки выставляются трем учащимся, кто придумал слово последним, а также тем, кто придумал наибольшее количество вопросительных слов. Названные слова фиксируются на классной доске, а также они записываются детьми в тетрать.
По крайней мере на часть вопросов, перечисленных на первом уроке, даются предварительно подготовленные преподавателем ответы.

Занятие № 4. Креативность в решении дивергентных задач.
План.
Деление на рабочие группы для работы в группах
Теоретическое объяснение - различие дивергентных и конвергентных задач
3. Работа в группах по методике Гатанова Ю.Б. (1)
Материалы, необходимые для проведения занятий - тетрадь учащихся Задачи 1 .Развитие креативности
2.Подготовка к использованию креативности для решения задач, поставленных на занятии № 6.
3.Формирование навыка работы в группе на групповой результат. Описание методики работы. Работа проводится по методике, описанной Гатановым Ю.Б. (1)

Занятия 5-7. Анализ учебного результата
Занятие 5. Анализ динамики оценок.
План. 1.Формулирование задачи урока
2.Составление таблицы
3.Занесение отметок в таблицу
4.Вычисление среднего арифметического
5.Фиксирование результатов сравнения
Материалы, необходимые для проведения занятия - тетради учащихся, личные дела, дневники за этот и предыдущий год обучения, возможно использование калькуляторов.
Задачи урока
Формирование навыка фиксирования учебного результата в наглядном виде
Формирование умения прогнозировать учебный результат
Формирование умения анализировать результат учебной деятельности
Описание методики работы.
Методика работы является авторской. Учащиеся под руководством преподавателя рисуют в тетради таблицу и вносят в нее итоговую отметку по предметам за предыдущий год (года), а также текущие отметки по всем предметам. Если работа выполняется во втором или третьем триместре, вносятся в таблицу итоговые отметки за предыдущий триместр. Таблица, в которую вносятся отметки учащихся, дана в приложении.
Далее учащиеся под руководством учителя высчитывают среднюю арифметическую оценку по каждому учебному предмету.(предварительно даются теоретические объяснения о среднем арифметическом), и осуществляют предварительный прогноз того, какую отметку они получат по предмету (предметам) в триместре. Эта предварительно спрогнозированная отметка также сравнивает с отметкой, полученной в предыдущем году (в предыдущем триместре).
Учащиеся также просматривают динамику оценок по годам, триместрам, и фиксируют (отмечают) динамику (изменения) балла стрелкой наверх, если идет увеличение балла, и стрелкой вниз, если идет снижение балла.
Также высчитывается средняя отметка за год и просматривается динамика средней отметки за год.
Одно из открытий, которое должны сделать для себя учащиеся, состоит в том, что их учебный результат не является постоянной величиной.

Занятие 6. Анализ причин успешности и/или неуспешности в учебной деятельности.
План. 1 .Самоанализ причин недостаточной успешности по предметам с низкими оценками с записью в тетради
2.Самоанализ причин успешности по предметам с высокими отметками или с улучшением результата с записью в тетради Материалы для занятия - тетрадь с записями урока № 5 Задачи 1. Формирование навыка самоанализа, способности критической оценки своего поведения
2. Формирование чувства ответственности за собственный учебный результат. 4. Формирование навыка к опоре и использованию сильных сторон личности и способностей
в обучении.
Описание методики работы. Методика работы является авторской. На уроке учениками под руководством учителя проводится самоанализ причин успешности и/или недостаточной успешности освоения знаний по тому или иному предмету. Для проведения анализа учащиеся сами выбирают из списка один из учебных предметов, в котором они считают себя успешными, и один из предметов, в котором они считают себя недостаточно успешным (оценки 2 или 3) или по которому они хотят достичь большей успешности (отметка 4, если у данного учащегося нет троек).Обучение по предмету считается успешным, если отметка по нему улучшилась,0 либо учащийся по данному предмету имеет стабильно высокий результат (5).
Учащийся фиксирует результат данной работы в своей тетради в форме таблицы. (Образец заполнения приведен в приложении).Целью данной работы является выявление учащимся собственных сильных качеств, сторон личности, и навыков, помогающих получить хороший результат в обучении, и слабых, недостаточно развитых качеств личности, неразвитых навыков, препятствующих эффективному обучению, а также факторов внешней среды, влияющих на обучение.
Самоанализ направлен на актуализацию имеющегося личностного и жизненного опыта, для того, чтобы в дальнейшем позитивный опыт он мог расширять и перенести на обучение другим предметам.
Также работа строится таким образом, чтобы учащиеся могли обмениваться опытом друг с другом и расширять свое представление о факторах, влияющих на обучение, через других учеников.
Для этого используются ответы учеников, запись на доске и разбор пример на доске, составление коллективного списка причин (работа в группах по методике Гатанова Ю.Б.).
В данном случае не должно быть навязываемо учителем его собственное понимание и представление о причинах успешности или неуспешности того или иного ученика.

Занятие 7.Выборы в поведении - что я могу сделать, чтобы улучшить отметку.
План 1. Разработка вариантов возможных решений, стратегий, поведения для эффективного решения учебных задач.
2.Разработка индивидуального плана каждым учащимся по улучшению или подтверждению оценки по предмету (предметам) Материал к занятию - тетрадь с записями. Задачи 1.Расширение выборов в поведении
2.Осознавание возможностей выбора
3.Формирование умения использовать результат работы группы
4.Формирование умения просить о помощи и использовать помощь других Описание методики работы. Работа проводится в коллективной форме, класс разбивается на подгруппы и работа осуществляется в группах. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность учиться друг у друга, использовать опыт других. Группы сообщают выработанный ими опыт. Предложения записываются на доске. Недостающие в итоговом списке возможные выборы в поведении подсказывает или подводит к ним преподаватель. Неэтичные или неконструктивные, опасные предложения отклоняются учителем или специально выбранном для этого жюри (Экспертной комиссией)
Далее список возможных выборов в поведении каждый участник заносит к себе в тетрадь. Отметка за урок выставляется за наибольшее количество предложений, за оригинальные предложения, за последнее внесенное предложение.
Далее следует составление личного плана каждым участником урока. Каждый учащийся сам выбирает один или два предмета, по которому он составляет план улучшения отметки. В тетради он записывает -что я буду использовать (из этого списка, а возможно что-то еще индивидуально), для того, чтобы достичь результата в обучении.
В процессе данной работы обязательно объясняется необходимость позитивной формулировки (без частицы «не»). Негативные формулировки, как в групповой работе, так и в индивидуальной работе учителем и/или «экспертной комиссией» отклоняются.

Занятия № 8-16 Школьные правила
Занятие № 8 Подготовка к проведению деловой игры. Изучение принципов выбора группового лидера.
План. 1 .Краткое ознакомление детей с планом игры.
2. Деление на три команды, выбор экспертной группы (жюри). 3.Работа в группах по составлению черт и качеств, необходимых для лидера, руководителя.
4. Пред ставите л и групп делают сообщение для класса 5.Экспертная группа дает оценку. 6.Занесение записей в тетрадь
Необходимые материалы, подготовка к уроку. Тетради, листы для работы в группах, из парт составляются «круглые столы» для каждой команды. Задачи. 1 .Формирование навыков работы в группе
2.Формирование умения использовать результат группы
3. Осознание учащимися качеств, для выполнения задач лидера группы.
4. Осознание преимуществ групповой работы
5. Структурирование группы, освоение различных внутригрупповых ролей.
б. Формирование навыков взаимодействия со взрослыми, (работа «экспертной комиссии»)
7.Проработка страха публичного выступления (для отдельных детей)
Описание методики работы. Учащиеся с помощью учителя разделяются на три примерно равные команды. Сначала каждый учащийся самостоятельно пишет список качеств лидера, которые он считает важными. Затем дети в каждой команде формируют общий список путем обсуждения, добавляют новые качества в список. После того, как список составлен, учитель предлагает каждой группе выбрать представителя (лидера), который будет представлять мнение команды. После выбора лидера команды каждая команда выдвигает в экспертную группу одного своего представителя. Жюри состоит из трех детей и 1-2 преподавателей. Выбранные группой лидеры по очереди вызываются к доске преподавателем, они зачитывают список качеств, составленный группой, и они должны дать объяснения, обоснования по каждому выбранному (перечисленному) качеству. Если кто-либо из «лидеров» испытывает затруднения с ответом у доски, он может выйти с «помощником» («помощниками»). Оценку работы команд осуществляет экспертная комиссия путем обсуждения и голосования. Командам выставляется коллективная оценка, выставляется отметка лидерам, представлявшим итог работы группы, и также группе, занявшей первое место по количеству и важности представленных качеств.

Занятие № 9. Подготовка к деловой игре. Распределение ролей.
Для проведения данного занятия дети предварительно делятся на две группы, и вся ролевая игра до конца уже проводится в этих сформированных группах.
План 1. Сообщение преподавателем плана работы на уроке
2.Выдвижение и самовыдвижение кандидатур на пост директора, завучей.
3.Самопредставление кандидатов (1-2 мин)
4. Проведение выборов тайным голосованием.
В случае равного количества голосов - повторное голосование.
Распределение остальных ролей путем свободного выбора, дискуссии и/или назначением директора.
Оформление ролевой атрибутики - бейджи. - (Фамилия, имя и отчество учителя, преподаваемый им предмет и/или должность вносятся на бейдж)
Материалы для проведения занятия - «Бюллетени» для проведения тайного голосования, бейдж на каждого учащегося плюс преподаватель, фломастеры у каждого учащегося, в классе должны быть доска и мел. Задачи 1 .Развитие социальных навыков
- освоение принципа выборности и порядка проведения выборов развитие самоконтроля (через соблюдение регламента)
2.Вхождение в роль учителя через процесс и атрибутику
3.Выявление детей с низкой самооценкой (испытывающих трудности с освоением ролевой атрибутики и присвоением роли учителя)
Описание методики работы. Учитель предлагает детям провести выборы, необходимые для проведения ролевой игры, а именно, выбрать директора и завучей школы. На первом этапе фамилии выдвигаемых и самовыдвигаемых кандидатур записываются на доске мелом. Учитель всячески поощряет самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатур. Затем каждый кандидат (по возможности) кратко излагает свои позиции или программу избирателям (здесь может понадобиться помощь учителя). Декларируемые правила выборов - можно вписывать свою фамилию (так как все равно будут себя вписывать, даже если запретить). Результаты голосования выписываются на доске помощниками учителя. Если количество голосов по какой-либо должности совпадает, то голосование проводится повторно по этим двум кандидатурам. После того, как выборы закончены, и роли директора и завучей распределены, преподаватель поздравляет выбранных и «педагогический коллектив», затем следует распределение оставшихся ролей по выбору. Каждый учащийся выбирает себе сам, преподавателем какого предмета он хотел бы быть. Преподаватель отслеживает, чтоб не возникало споров и неконструктивного соревнования в решении этого вопроса, а также за тем, что роли распределялись равномерно (например, чтобы не было одновременно четырех учителей математики). «Завучи» и «директор» в этой игре также могут преподавать какой-либо предмет. На выданные бейджи фломастерами они заносят свое имя, отчество, преподавателем какого предмета они являются и какую должность занимают.

Занятие 10. Ролевая игра «Педагогический совет по выработке правил взаимодействия»
План 1 .Краткое сообщение плана игры
2.Проведение игры по выработке правил проведения совещания, педсоветов. Необходимые материалы Круглый стол (составленные парты), бейджи с подготовленными надписями, тетради для фиксации правил
Задачи: 1. Повышение самооценки через проигрывание роли учителя
2. Осознанное принятие правил взаимодействия и поведения в группе
Активизация социальной креативности
Осознание своих нужд и потребностей во взаимодействии с другими
Развитие у учащихся понимания нужд и потребностей других
Развитие самоконтроля над поведением
Формирование умения слушать и слушать других, соблюдать регламент в дискуссии.
Освоение роли и функций лидера отдельными участниками процесса
Формирование навыка защитить, обосновать, объяснить свою точку зрения в групповой дискуссии.
Описание методики работы. На данном занятии предполагается самостоятельная выработка правил учащимися в ролевой игре. Координатором игры является преподаватель, так как сами дети не обладают для этого достаточными навыками. Координация игрой осуществляется преподавателем на правах эксперта по данной проблеме, а также через косвенное регулирование через избранного группой «директора».
Для проведения игры из парт собирается «круглый стол», за которым и проводится совещание. «Учителя» выдвигают правила, и затем они утверждаются через общее обсуждение и голосование. «Учитель», выдвигающий правило, должен его защитить, обосновать.
Совещание ведет «директор». Если «директор» слабый, он будет нуждаться в подсказках. Однако он будет обучаться через эти подсказки новым выборам в поведении и новому стилю поведения. Преподаватель предлагает «учителям» перед каждым выступлением представлять себя, то есть называть себя по имени и отчеству, и свою должность - например - Маргарита Васильевна, учитель физкультуры или - Ольга Викторовна, завуч по внеклассной работе и т.п. Такой способ представления направлен на освоение взрослой роли и присвоение качества профессиональной компетентности. Дети с низкой самооценкой будут испытывать трудности в назывании себя по имени и отчеству. Такая работа является одновременно и диагностической, и коррекционной.
Результатом работы должен стать записанный для себя каждым участником игры список правил взаимодействия.

Занятия № 11-12. Ролевая игра «Выставление итоговых отметок за триместр»
План. 1.Краткое сообщение задач и плана игры.
2. Реализация игры
Материал для проведения игры. Круглый стол, бейджи, подготовленные листки с текущими отметками (см. приложение) - аналог классного журнала, для каждого «учителя».
Задачи. 1. Освоение участниками игры принципов, правил выставление отметок.
2. Освоение мотивации учителя при выставлении отметок
3.Развитие у учащихся понимания сложности работы учителя, ответственности принимаемых им решений.
4.Освоение социальных навыков
- диалога с группой
- публичного выступления
- обоснования своей точки зрения
- умения ждать, пока выскажутся другие
- предоставлять другим возможность высказаться
- коллегиальности решения
- уважительного отношения к другим
- самоуважения
Описание методики работы. «Журнал» с отметками, с использованием которого «учителя» работают на совещании, составлен таким образом, чтобы в нем присутствовали разнообразные проблемы, возникающие у учителей при выставлении итоговых отметок. Например, это проблема, какую итоговую отметку выставить, если ученик имеет приблизительно равное количество четверок и пятерок за устный ответ. Или, один из учеников по сумме отметок должен получить в триместре двойку и учитель принимает ответственность за это решение. В целом, это такие проблемы, в которых учащиеся должны использовать для решения задачи такие качества, как великодушие, щедрость, справедливость, забота, ответственность, уважение и т.п.
В первой части игры «учителям» предлагается путем обсуждения и голосования принять решения о выставлении триместровых отметок 2-3 ученикам. Для данной работы для удобства каждый из них получает рабочий лист, на котором проставлены текущие отметки ученика. «Учителя», представляясь, по очереди берут слово и высказывают свою точку зрения относительно отметок. «Преподаватель», ведущий данный предмет, характеризует ученика в наибольшей степени, как тот обучается по данному предмету. «Классный руководитель» выступает в роли защитника и посредника. После того, как все высказали свою точку зрения, проводится голосование. Ведущий преподаватель совместно с «директором» следят за соблюдением правил, очередности, за ритуалом и т.п.
Во второй части предлагается провести обсуждение, как учителя могут помочь отстающим ученикам, слабым, получившим в триместре двойку. Совещание по этому вопросу проводится по аналогичным принципам.

Занятия № 13-14 Ролевая игра «Педагогический совет по разработке правил взаимодействия учеников и учителей» или проект «Новая школа».
План
Материал для проведения. Круглый стол, бейджи, тетради. Задачи 1.Осознанное принятие школьных правил
2.Рост (стимулирование) социальной креативности 3.Понимание мотивации учителя в его требованиях к ученикам 4.Освоение социальных навыков (см. занятие 11-12)
Описание методики работы. «Учителя» коллегиально а) вырабатывают и составляют список правил, необходимых для работы школы и обучения учеников б) формулируют цели, задачи школы. Преподаватель исполняет роль координатора и эксперта. Он отклоняет по ходу процесса те предложения, которые не касаются непосредственно учебного взаимодействия, (например, затрагивают хозяйственные проблемы школы).

Занятие №15. Договор как способ регулирования отношений.
План 1 Теория контракта
А) определение
Б) необходимые аспекты эффективного контракта - добровольность (взаимное согласие), равноценность (адекватная компенсация), законность (легальность), компетентность сторон, реальность и проверяемость.
2.упражнения по заключению контракта в парах, тройках, «на сцене» Материалы - тетрадь Задачи 1.Обучение осознанному использованию эффективных правил
2.Воспитание законопослушности
Описание методики работы. Первая часть работы - лекционная. Лекционный материал построен на теории, изложенный в книге Ян Стюарта и Вэнн Джойса (5). Для упражнений подобраны ситуации из школьной жизни, из профессиональной жизни, из семейной жизни.
Занятие №16 Завершение итогового текста договора.
План. 1 .Чтение текста договора
2.Дискуссия по отдельным пунктам, уточнение. 3.Разработка санкций за нарушение.
Материал, необходимый для проведения занятия. Текст договора, предварительно оформленный на компьютере.
Задачи. 1.Стимулирование осознания учащимися своих потребностей в учебном процессе.
2.Согласование договора двумя сторонами.
3.Составление окончательного текста договора.
Описание методики работы. Преподаватель предлагает учащимся разделиться на две группы с различной ролью. Вошедшие в первую группу представляют учеников, вошедшие во вторую группу - учите л ей. (возможна третья группа - администрации). Далее преподаватель предлагает еще раз просмотреть текст договора и медленно его зачитывает. Каждая ролевая группа рассматривает договор со своей точки зрения и вносит дополнительные предложения, уточнения, поправки. Далее предлагается разработать санкции и взаимодействия в случае, если принятое правило нарушается. (Основными формами компенсации должны быть извинения и компенсация принесенного ущерба).

Занятие № 17. Контрольное тестирование
План 1. Анкета «Что мне понравилось на занятиях»
Анкета «Чему я научился»
Контрольное тестирование с использованием теста Филлипса
Материал. Бланк для ответов по тесту Филлипса на каждого учащегося, а также листки для ответа; на анкету для каждого учащегося.
Задачи 1 .Закрепление полученного в ходе занятий результата (через его формулирование)
2.Проверка эффективности проведенного курса
3. Формирование навыка самоанализа собственной учебной работы Описание методики работы. Анкетирование по анкетам 1 и 2 проводится анонимно. Анкетирование по методике Филлипса проводится по процедуре, описанной в литературе (3)

Занятие № 18. Завершающее занятие. Подписание договора.
План 1 .Торжественное подписание договора учениками и учителем /учителями/
2.Вручение памятных грамот.
Материалы, необходимые для проведения. Окончательный текст учебного договора между учителями и учениками набран на компьютере и распечатан. Образец приводится в приложении. Желателен экземпляр на каждого ученика, чтобы он мог пользоваться им. Подготовлены и заполнены памятные грамоты на каждого участника процесса. Образец приводится в приложении
Задачи 1. Завершение ситуации
2. Закрепление выхода из игровой роли 3.Стимулирование осознанного следования правилам 4.Повышение самооценки учащихся
Описание методики работы. Подписание договора проводится в торжественной форме. Текст договора зачитывается, участники процесса поздравляются. Далее каждому участнику вручается памятная грамота и копия договора.

Занятие №19 Резервное время для индивидуальных и групповых консультаций по результатам тестирования.
План 1. Консультирование по результатам тестирование Материалы, необходимые для проведения - Данные тестирования.
Задача 1. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися
Описание методики работы. Консультирование проводится по результатам повторного тестирования для желающих, а также приглашаются дети, попавшие в так называемую группу риска. Намечается дальнейшая, индивидуальная коррекционная работа с учащимися группы риска.




65



самооценка

упражнение

убеждение

Стимулирования оценки и самооценки:
замечание;
ситуация контроля;
поощрение и наказание;
ситуация критики и самокритики;
доверие;
общественное мнение.

Организации деятельности:
поручение;
требование;
состязание;
показ образцов и примеров;
создание ситуации успеха;
перспектива.

Формирование взглядов и обмен информацией:
- внушение;
- повествование;
диалог;
доказательство;
инструктаж;
лекция;
призыв.

Методы педагогического взаимодействия

Психологические методы

организационные методы;
методы педагогической диагностики;
методы обучения;
методы воспитания;
методы организации социально-педагогического взаимодействия

психодиагностические методы;
психокоррекционные методы;
методы психического консультирования;
методы психотерапии;
методы психического воздействия

методы социальной диагностики;
методы социальной профилактики;
методы социального контроля;
методы социальной реабилитации;
социально-экономические методы;
организационно-распорядительные методы;
метод как эксперимент социального воспитания

Педагогические методы

Методы социальной работы

Социально-педагогические методы работы

Список литературы

1.Федеральный закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” от 15 ноября 1995 г.
2.Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. - 370 с.
3.Андреева А. Г. Социальная психология. – М., 1988. – С. 331-348.
4.Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб.: Новые ценности образования: забота – поддержка – консультирование. – М.: Инноватор, 1996. Вып. 6.
5.Беличева С.А. Основы превентивной психологии М. Прогресс, 1994- 610 с.
6.Березина В.,Ермоленко Г. Социальный педагог в школе// Воспитание школьника. -1994.- № 2.
7.Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М: Институт практической психологии, 1995- 511 с.
8.Болотина Л.Р. Словарь-справочник социального педагога общеобразовательных учреждений. - М.: Академический проект, 2004. - 320 с.
9.Бондаревская Е. В. , Кульневич С. В. Педагогика. – Ростов на/Д, Наука, 1999. - 482 с.
10. Бочарова В. Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт.- М., 1993.
11.Волкова А. И. Психологическая поддержка развития личности субъекта воспитания как фундаментальная основа современной педагогики / Развитие личности в образовательных системах Южно- Российского региона // Тезисы докладов VI годичного собрания Южного отделения РАО и XXVII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д., 1999.
12.Болотина Л.Р. Словарь-справочник социального педагога общеобразовательных учреждений. - М.: Академический проект, 2004. - 320 с.
13.Брутман, В.И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей / В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, М.Г. Панкратова. – М.: Педагогика, 1994. – кн.1. – 182 с.
14.Виенанд М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики: / Пер. с нем. Г. Вильнера. // Социальная работа. 1992, № 6, с. 52-55.
15.Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. – М., 1989. – С. 221-237.
16.Газман О. С. Педагогика свободы - путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века. Новые ценности образования. Вып. 6. 1996.
17.Газман О. С. Потери и обретения в воспитании 10 лет перестройки / Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании // Материалы всероссийской конференции. – М.: УВЦ «Инноватор», 1996.
18.Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2006. - 192 с.
19.Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев. – М.: Феникс, 1994. – 135 с.
20.Гуров В., Шинкаренко Н. Открытая школа и социально-педагогическая работа с детьми// Воспитание школьника.- 1994.- № 2.
21.Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. СПб., СПбГУ, 2002- 147 с.
22.Каблукова, И.Г. Сопровождение детей в трудной жизненной ситуации / И.Г.Каблукова // Сборник программ спецкурсов для специальностей «Дошкольная педагогика и психология», «Социальная педагогика» и «Социальная работа». Красноярск: ИПК КГПУ им. В.П. Астафьева, 2006 – С. 16-25.
23.Кевля Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка / Ф.И. Кевля. – Вологда, 1999. – 270 с.
24.Келасьев В.М. Проблемы самореализации человека в современных условиях: Социология и социальная антропология: В.М. Келасьев; – СПб.: Алетея, - 380 с.
25.Кобринский М.Е. Образ жизни как фактор формирования личности воспитанников интернатных учреждений / М.Е. Кобринский;Обл. ин-т повышения квалификации. – Гомель.: Просвещение, 1996. – 160 с.
26.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. - 511с.
27.Кодификатор нормативных документов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Международная программа “Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию” Издательство СПбГУ., 2001. - 174 с.
28.Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004.-352 с.
29.Кон И. С. Ребенок и общество.- М.,Наука, 1988. - 240 с.
30.Котова И. Б. , Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. – Ростов н/Д., 1994. - 512 с.
31.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М.: "Академический проект", 1999- 375 с.
32.Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
33.Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. – М.: Мирос, 2002. – 208 с.
34.Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. - М.: Академия, 2006. - 205 с.
35.Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М., Класс, 1994.- 315 с.
36.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2005. - 479 с.
37.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 256 с.
38.Организация работы с приемной семьей: метод. рекомендации. – Екатеринбург 1997. – 358 с.
39.Ослон В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решение проблемы сиротства в России / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2001. - № 3. – С. 79 – 80.
40.Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. В кн.: введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – М., Феникс, 1997.
41.Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: Защита детства в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2005. – 474 с.
42.Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000– 400 с.
43.Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе¬ний /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
44.Расчетина С.А. Социальная педагогика - развивающаяся область образования. - Псков, 1998. - 180 с.
45.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002- 720 с.
46.Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. – М.: Школа Пресс, 1995. С. 354 – 355.
47.Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Л. В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368 с.
48.Строкова Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. – 2002. – № 4. – С. 20 – 27.
49.Темникова Л.А. Теория и методика социальной работы / Л.А. Темникова: учеб. программа. – Калуга: Изд-во КГПИ, 1993. – 310 с.
50.Холл Кэлвин С. , Линдсей Гарднер. Теории личности. – СПб., Речь, 1999. - 971 с.
51.Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., Педагогика, 1998 – 228с.
52.Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., Ун-т рос. акад. образования. 2002- 480 с.
53.Щуркова Н.Е. Методы педагогического взаимодействия / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогика, 1989. – 331 с.



Вопрос-ответ:

В чем состоят научно-методические характеристики социально-педагогической поддержки ребенка?

Социально-педагогическая поддержка ребенка включает в себя комплекс научно-методических подходов и стратегий, направленных на помощь и развитие детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Это включает в себя понимание и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также использование специальных методик, программ и технологий, которые способствуют его адаптации, социализации и самореализации.

Каковы основные пути социально-педагогической поддержки детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации?

Одним из основных путей социально-педагогической поддержки таких детей является организация экстренной помощи, которая включает в себя предоставление материальной помощи, консультационную поддержку, медицинскую помощь и др. Также важными путями поддержки являются социализация и адаптация детей через различные образовательные и культурно-развлекательные программы, а также их психологическая поддержка и содействие в формировании положительной самооценки и уверенности в своих силах.

Какие задачи выполняет социальный педагог при оказании социально-педагогической поддержки ребенку?

Социальный педагог выполняет ряд задач при оказании социально-педагогической поддержки ребенку. В первую очередь, он анализирует сложившуюся жизненную ситуацию ребенка и определяет его потребности и проблемы. Затем он разрабатывает индивидуальную программу поддержки, которая включает в себя конкретные шаги и методики для решения этих проблем. Также социальный педагог оказывает практическую помощь ребенку в осуществлении намеченной программы, проводит консультации и психологическую поддержку.

Что такое социально-педагогическая поддержка ребенка?

Социально-педагогическая поддержка ребенка - это комплекс услуг, направленных на оказание помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, с целью их социального развития и интеграции в общество.

Какие научно-методические характеристики имеет социально-педагогическая поддержка ребенка?

Социально-педагогическая поддержка ребенка основывается на научных исследованиях в области педагогики и социологии, а также на практическом опыте социальных педагогов. Она предполагает использование различных методов и техник, а также индивидуальный подход к каждому ребенку.

Какова роль социального педагога в оказании социально-педагогической поддержки ребенку?

Социальный педагог играет ключевую роль в оказании социально-педагогической поддержки ребенку. Он осуществляет диагностику сложившейся ситуации, разрабатывает индивидуальные программы помощи, консультирует ребенка и его родителей, организует образовательные занятия и планирует социально-педагогическую работу.

Какие пути социально-педагогической поддержки ребенка в сложной жизненной ситуации существуют?

Основные пути социально-педагогической поддержки ребенка включают организацию экскурсий и различных мероприятий, психологическую поддержку, социально-педагогическое консультирование, а также содействие в получении образования и развитии социальных навыков.

Какие преимущества социально-педагогической поддержки ребенка в сложной жизненной ситуации?

Социально-педагогическая поддержка ребенка позволяет ему осуществлять свое социальное развитие, получать необходимые навыки и знания, а также чувствовать себя защищенным и поддержанным. Она помогает ребенку преодолеть трудности и проблемы, а также интегрироваться в общество.

Какие подходы используются в сфере социально-педагогической поддержки детей?

В сфере социально-педагогической поддержки детей применяются различные подходы, такие как индивидуальный подход, где учитываются индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка, групповой подход, где решение проблемы осуществляется через коллективные формы работы, и системный подход, который предполагает комплексное и всестороннее решение проблемы.

Что такое социально-педагогическая поддержка?

Социально-педагогическая поддержка - это комплекс мер и действий, направленных на оказание помощи и поддержки детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Она включает в себя различные формы работы, такие как консультирование, психологическая поддержка, социальная адаптация и т.д.

Каковы основные принципы социально-педагогической поддержки ребенка?

Основными принципами социально-педагогической поддержки ребенка являются принцип учета индивидуальных потребностей и особенностей каждого ребенка, принцип комплексности и системности подхода, принцип профессионализма и компетентности социального педагога, принцип сотрудничества с другими специалистами и родителями, принцип непрерывности и последовательности помощи.

Что включает в себя деятельность социального педагога по оказанию социально-педагогической поддержки ребенку?

Деятельность социального педагога по оказанию социально-педагогической поддержки ребенку включает в себя такие мероприятия и действия, как консультирование и помощь в решении проблем, организация групповых занятий и тренингов, психологическая поддержка и развитие коммуникативных и адаптационных навыков, сотрудничество с родителями и другими специалистами.