Институционная теория развития экономики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 3535 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 02.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Сущность институционной теории
1.1. Понятие институционализма
1.2. Принципы институционализма
2. Институциональная теория государства
2.1. Теория контрактного государства
2.2. Теория эксплуататорского государства
2.3. Синтетическая теория государства
3. Перспективы развития современных институтов экономики РФ
3.1. Важнейшие вызовы современного этапа экономического роста
3.2. Развитие институтов гражданского общества
3.2. Институты региональной политики
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Предполагает поэтапное введение профильных образовательных курсов в высших и средних учебных заведениях, а также реализацию программ в сфере практического и внешкольного образования, направленного на все группы населения. Предусматривает расширение участия России в программах по развитию гражданского образования ЮНЕСКО, Совета Европы и других международных организаций.
3.2. Институты региональной политики
Реализация федеральными органами власти политики содействия экономическому развитию территорий требует формирования адекватных институтов реализации такой политики, а именно:
1. Формирование агентств (институтов) регионального и муниципального развития, основными функциями которых должно стать создание структур мониторинга и анализа экономического развития, проведение обследований предприятий, проведений прогнозных исследований, разработка и реализация стратегической программы развития региона, консультационная поддержка создания новых предприятий, содействие реструктуризации предприятий-банкротов, либо предприятий, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, содействие инновациям и трансферу технологий, анализ имеющихся и прогноз будущих потребностей в специальностях для учреждений образования, привлечение иностранных инвесторов, вывод предприятий на международные рынки, содействие туризму.
2. Развитие механизмов частно - государственного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.
Правительство Российской Федерации будет создавать стимулы для расширения использования на региональном и муниципальном уровне лизинговых и концессионных механизмов финансирования инвестиционных проектов, практики смешанного финансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранения и производстве социальные услуг. Большое значение будет иметь развитие практики максимально тесного взаимодействия с предпринимательскими ассоциациями в выработке и реализации политики регионального (муниципального) развития.
3. Создание особых экономических зон (промышленно - производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных).
Создание таких зон – приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации, в рамках которого должны быть решены многие вопросы, в том числе диверсификации экономики регионов, роста их экономического потенциала, что потребует значительных инвестиционных вложений из бюджетов всех уровней на создание соответствующей инфраструктуры. Процедуры отбора регионов будет стимулировать регионы к инвестиционной активности.
Создание особых экономических зон позволит решить вопросы по привлечению инвестиций в регионы, приведет к росту их валового продукта, созданию дополнительных рабочих мест, обеспечит дополнительные поступления в бюджетную систему.
4. Ближайшие несколько лет будут характеризоваться проведением масштабной реформы в области разграничения полномочий между уровнями государственной власти, реформы федеративных отношений, местного самоуправления, региональных и муниципальных финансов, межбюджетных отношений. Законодательное оформление этой реформы в общих чертах завершено, в ближайшее время предстоит принятие необходимых подзаконных актов, а также обеспечить практическое осуществление положений реформы.
Результатом реформы станет система отношений между органами власти и управления, обладающая следующими характеристиками:
1) четкое разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями государственной власти и местного самоуправления, максимальное отсутствие пересекающихся сфер регулирования и отсутствие вмешательства вышестоящих властей в решения других уровней власти, принимаемые в рамках собственной сферы исключительных полномочий;
2) эффективное функционирование органов местного самоуправления, избираемых населением и обладающих финансовыми гарантиями, сферой собственных полномочий и ответственности перед собственными избирателями;
3) повышение ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти за выполнение обязательств по социально-экономическому развитию регионов;
4) наличие четких законодательных рамок бюджетных отношений между уровнями государственной власти, по возможности исключающих произвольные неформализованные решения по отношению к нижестоящим властям.
При этом особенностью проводимых преобразований является:
их масштабность, одновременное проведение реформ в нескольких областях – административно-территориальное деление, государственное и муниципальное управление, общественные финансы, налоговая политика и т.д.;
высокая степень межрегиональной дифференциации стартовых условий проведения реформы, обусловленная как природно-климатическими, так и социально-экономическими причинами;
необходимость принятия мер в рамках реформы органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
В среднесрочной перспективе в рамках совершенствования системы федеративных отношений Правительству Российской Федерации предстоит:
1) в рамках системы федерального мониторинга создать механизмы мониторинга реализации федеративной реформы и реформы местного самоуправления;
2) на основании данных мониторинга обеспечить оперативное принятие законодательных и нормативно-правовых решений в случае выявления проблем применимости и недостатков действующего законодательства;
3) запустить механизмы распространения лучшей практики в области реформирования региональных финансов и местного самоуправления, осуществлять методическое содействие проведению реформы на региональном и местном уровнях;
4) обеспечить оказание методической и методологической поддержки региональным и муниципальным органам власти в проведении экономических реформ, обучение региональных и муниципальных служащих.
Заключение
Институционализм - направление в политэкономии, согласно которому экономическая жизнь и экономические категории имеют институциональный характер.
Институциональный подход к экономике основан на ряде своеобразных принципов.
1. Объектом исследования институциональной школы являются не чисто экономические явления, а процессы, так же охватывающие социальные, политические, религиозные, исторические и другие системы общества.
2. Институционалисты подвергают сомнению известный постулат Адама Смита о рациональности поведения экономического человека.
3. Институционалисты не склонны считать, что все индивиды и экономические субъекты обладают полной информацией о цене, товарах, рыночной конъюнктуре, потребительском спросе и других важных вопросах, которые позволяют принимать необходимые решения о сделках, с целью получения наибольшей выгоды.
4. Наибольшую эффективность рыночная система проявляет в условиях совершенной конкуренции.
5. Институционалисты рассматривают экономику не с точки зрения системы, стремящейся к единственному оптимальному равновесию, а с других позиций.
Контрактное государство рассматривается как добровольный контракт между гражданами и государством.
Другой тип государства - эксплуататорское - основанное на насилий над гражданами ради увеличения собственного дохода в результате сбора налогов, принудительных работ и т.д.
Суть синтетической теории заключается в том, что основной целью государства является максимизация дохода, даже при помощи насилия или установления неэффективного распределения прав собственности в стране.
Список литературы
Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб.: Автокомп, 1992. – 632 с.
Иноземцев В. За пределами экономического общества. – М.: Наука, 1998. – 218 с.
Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 338 с.
Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думновой. – М.: КНОРУС, 2004. – 608 с.
Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2000. – 390 с.
Ходжсон Дж. Жизнеспособность институциональной экономики. – М.: Япония сегодня. 1997. – 290 с.
Шаститко А. Неоинституциональная экономическая теория. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998. – 188 с.
Нуреев Р. Институционализм: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы экономики. №1, 1999.
Нуреев Р. Теория развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопросы экономики. №6, 2000.
Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики. №1, 1999.
Ходжсон Дж. Жизнеспособность институциональной экономики. – М.: Япония сегодня. 1997. С. 29.
Шаститко А. Неоинституциональная экономическая теория. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.
Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думновой. – М.: КНОРУС, 2004. С. 403.












3

Список литературы
1.Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб.: Автокомп, 1992. – 632 с.
2.Иноземцев В. За пределами экономического общества. – М.: Наука, 1998. – 218 с.
3.Институциональная экономика: новая институциональная эко-номическая теория: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 338 с.
4.Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думновой. – М.: КНОРУС, 2004. – 608 с.
5.Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2000. – 390 с.
6.Ходжсон Дж. Жизнеспособность институциональной экономи-ки. – М.: Япония сегодня. 1997. – 290 с.
7.Шаститко А. Неоинституциональная экономическая теория. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998. – 188 с.
8.Нуреев Р. Институционализм: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы экономики. №1, 1999.
9.Нуреев Р. Теория развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопросы экономики. №6, 2000.
10.Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы эконо-мики. №1, 1999.

Вопрос-ответ:

Что такое институционализм?

Институционализм - это теоретическое направление в экономике, которое основывается на идее о важности институциональной среды для развития экономики. Институты в этой теории рассматриваются как формальные и неформальные правила игры, которые определяют поведение участников экономических процессов и нормализуют их взаимодействие.

Какие принципы лежат в основе институционализма?

Основными принципами институционализма являются: принцип эволюционизма, стремление к балансу интересов разных социальных групп, признание роли социальных норм и ценностей, учет реалий политической системы и важность контрактных отношений между государством и обществом.

Какие теории государства предлагает институциональная теория?

Институциональная теория государства включает в себя несколько подходов: теорию контрактного государства, которая утверждает, что государство существует для защиты прав и свобод граждан и заключает контракт с ними; теорию эксплуататорского государства, которая считает, что государство служит интересам элитных групп; и синтетическую теорию государства, которая сочетает элементы обоих подходов.

Какие вызовы современного этапа экономического роста стоят перед РФ?

Современный этап экономического роста в РФ сталкивается с несколькими вызовами, включая неэффективность государственного управления, высокую коррупцию, низкую конкурентоспособность экономики, неразвитость инфраструктуры, недостаток качественных кадров и ограниченный доступ к финансовым ресурсам.

Каковы перспективы развития институтов гражданского общества в РФ?

Развитие институтов гражданского общества в РФ может быть способствовано увеличением гражданской активности, развитием независимых неправительственных организаций и инициатив, укреплением прав граждан на свободу выражения мнения и участие в принятии решений. Однако, существует ряд ограничений, таких как ограничение свободы собраний и ограничение деятельности оппозиционных политических партий.

Что такое институционализм?

Институционализм - это подход в экономической теории, который уделяет особое внимание роли институтов, то есть формальных и неформальных правил и ограничений, в развитии экономики. Основная идея институционализма заключается в том, что институты, такие как право, законы, правительство, оказывают существенное влияние на поведение экономических агентов и на результаты экономических процессов.

Какие принципы лежат в основе институционализма?

Принципы институционализма включают в себя следующие:

Каковы основные принципы теории контрактного государства?

Основные принципы теории контрактного государства:

Что представляет собой синтетическая теория государства?

Синтетическая теория государства объединяет элементы контрактного и эксплуататорского государства. Согласно этой теории, государство выполняет не только роль регулятора и защитника прав, но также имеет возможность и интерес в осуществлении эксплуатации. Таким образом, синтетическая теория государства объясняет, что государство может одновременно предоставлять блага обществу и использовать свою власть для личных интересов.

Что такое институционализм?

Институционализм - это теоретическая концепция, которая исследует роль и влияние институтов на экономическое развитие и поведение акторов в экономике. Институты включают в себя нормы, правила, процедуры и организации, которые регулируют экономические отношения и действия в обществе. Институционализм утверждает, что эти институты являются ключевыми факторами в определении экономического роста и процессов развития.