По книге Зюськинда "Парфюмер" или "Контрабас"

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Культурология
  • 77 страниц
  • 2 + 2 источника
  • Добавлена 15.01.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Кроме того, основной содержащей постмодернического мировоззрения становится понятие об иллюзии: стать великим художником (писателем) есть создать иллюзию такового. В связи с этим, важной оказывается философская концепция симулякра (Ж.Деррида) – псевдовещи, которая будучи внешне подобна вещи на самом деле оказывается отрицанием как самой вещи, так и ее копии. В мире Зюскинда все оказывается иллюзией: даже любовь на самом деле лишает человека идентичности (в качестве примера приводится виолончелист, полюбивший певицу и превратившийся из хорошего музыканта в посредственного аккомпаниатора), то, что является основой существования, превращается в тяжкий крест, значимость – в незначительность, талант – в ремесло. В основе постмодернического мировоззрения лежит также положение Жака Деррида «Мир – это текст». Таким образом, сама история человеческого рода рассматривается как поиск жанра, а постмодернизм зиждется на недоверии к метатексту и утверждении его нестабильности, которое выражается через пародию на метатекст. В пьесе по-видимому происходит некое действие (герой снимает и ставит пластинки, извлекает звук из инструмента, пьет пиво), однако, на деле не происходит ничего, эти действия не уникальны, они могут повторяться изо дня в день, в течение всей жизни. Герой формирует себя через свой монолог, через музыку, но и это оказывается пародией – он рассуждает о предопределенности своей любви («мне нужна женщина, мне противоположная, я бы не мог влюбиться в виолончелистку или арфистку», «мне нужна женщина, которую я не смогу получить»), но физиологические потребности диктуют свое – женщины любят тех, кто много зарабатывает и не ценят образования и умения, а герой от утверждения своей незаменимости переходит к крику отчаяния («она не смеет ходить в ресторан с другими», «я не допущу, чтобы моя жена пела Аиду, а я простой контрабасист»), а затем к полному самоуничтожению («вы верите, что я вообще могу понравиться женщине?»). Герой хочет обратить на себя внимание певицы фальшивой нотой (что означает разрушение диктата музыки), но решает достичь той же цели первоклассной игрой, но его игру никто не замечает. В результате герой признает себя не музыкантом, но ремесленником, и его игра на контрабасе оказывается следствием не неких метафизических причин, а всего лишь нехватки таланта для игры на скрипке, дирижирования, композиторства. Каждый оказывается на своем месте и не вправе спрашивать, как он здесь оказался (наибольшая ошибка нашего времени – уверенность всех и вся, что они могут мыслить). Контрабасист Государственного оркестра как чиновник от музыки оказывается прекрасно социально устроенным, он не может вылететь из оркестра – как «простой директор», он обеспечен пенсией и страховками, но при этом он лишен права свободного творчества, он замкнут в благоустроенном пространстве, и это означает для него полную безысходность и обнищание души. Выходом для него является крик во время премьеры, зов, обращенный к певице, который для него будет означать крушение этого благоустроенного мира, а ей запомнится лишь как анекдот. И также курьезен финал монолога: «Если я закричу, вы сможете прочесть об этом в газете». Окончательная судьба человека вновь заключается в текст, в цитату из газеты. Конец вселенной оказывается анекдотом, в лучшем случае, газетной сенсацией.
Итак, можем ли мы отнести пьесу Зюскинда «Контрабас» к явлениям эпохи постмодернизма? В пьесе поднимаются проблемы, вечные для любого направления искусства: вопрос о маленьком человеке, соотношение благоустроенности и творчества, какова зависимость положения человека от его самоутверждения, что такое музыка, любовь и свобода. Однако, споосбы разрешения этих проблем, равно как и литературные приемы, используемые автором, являются характерными для литературы постмодерна.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Зюскинд П. Контрабас: пьеса / Пер. с нем. Н. С. Литвинец. - СПб.: Азбука, 2000. – 128 с.
Мириманов Виль Постмодернизм в литературе. // Постмодернизм. Энциклопедия Кругосвет. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/krugosvet/ 1/101071.3.htm

Зюскинд П. Контрабас: пьеса / Пер. с нем. Н. С. Литвинец. - СПб.: Азбука, 2000. – 128 с.
Мириманов Виль Постмодернизм в литературе. // Постмодернизм. Энциклопедия Кругосвет. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/krugosvet/ 1/101071.3.htm

Вопрос-ответ:

Какое содержание у книги "Парфюмер"?

Книга "Парфюмер" рассказывает историю Жана-Батьиста Гренуя, одаренного парфюмера, который стремится создать идеальный аромат, способный увлечь и пленить любого человека.

Что такое понятие "иллюзия" в книге "Парфюмер"?

В книге "Парфюмер" понятие "иллюзия" играет важную роль. Оно отражает идею, что весь мир, включая любовь и искусство, является всего лишь иллюзией, отрывающей человека от его истинной природы.

Какую роль играет концепция симулякра в книге "Парфюмер"?

В книге "Парфюмер" концепция симулякра, предложенная Ж. Дерридой, играет важную роль. Она описывает иллюзорность всего сущего, когда внешне похожая на оригинал копия на самом деле отрицает как сам оригинал, так и свою собственную подлинность.

Какие мысли искусство и литература вызывают у персонажей книги "Парфюмер"?

В книге "Парфюмер" искусство и литература вызывают различные мысли и чувства у персонажей. Они видят в искусстве способ создания иллюзии, а также иллюзию самого себя, что приводит к размышлениям о смысле жизни, идентичности и реальности.

Что значит быть великим художником или писателем в книге "Парфюмер"?

В книге "Парфюмер" быть великим художником или писателем означает создавать иллюзию своей величины. Главный герой стремится не только создать идеальный аромат, но и впечатлить людей и вызвать в них эмоции, что в конечном счете является всего лишь иллюзией.

О чем говорит книга "Парфюмер" или "Контрабас" Зюськинда?

Книга "Парфюмер" или "Контрабас" Зюськинда говорит о постмодернистском мировоззрении, идеях иллюзии и симулякра.

Какую философскую концепцию освещает книга "Парфюмер" или "Контрабас" Зюськинда?

В книге "Парфюмер" или "Контрабас" Зюськинда освещается концепция симулякра, введенная Ж. Дерридой. Симулякр - это псевдовещь, которая является отрицанием как самой вещи, так и ее копии.

Что оказывается иллюзией в мире Зюскинда?

В мире Зюскинда все оказывается иллюзией, даже любовь. Любовь на самом деле лишает человека его идентичности.