Коррекция страхов у детей с нарушением интеллекта в учебном процессе школы 8 вида.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 3030 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 16.03.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Предпосылки и причины возникновения страхов у детей
2. Признаки страхов у детей
3. Возрастные особенности страхов
4. Особенности страхов у детей с нарушением интеллекта
5.Методы и приемы коррекции страхов у детей с нарушением интеллекта в учебном процессе школы 8 вида
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Родители умственно отсталых детей испытывают больше затруднений по оказанию психологической помощи в преодолении страхов у собственного ребенка по сравнению с родителями нормально развивающихся сверстников. Данное различие можно объяснить сложностью выбора коррекционных стратегий в общении с умственно отсталым ребенком и смещением психологической доминанты на другие сферы его жизнедеятельности: помощь в развитии навыков самообслуживания, коммуникации, а также, обучении и воспитании таких детей.5.Методы и приемы коррекции страхов у детей с нарушением интеллекта в учебном процессе школы 8 видаО возможности лечения искусством стали говорить с 40-х годов XX века, то есть сравнительно недавно. Этот метод позволяет исследовать и вырабатывать чувства, проявлять (в символической форме) психические особенности автора. Художественная подготовка или специальные знания здесь не нужны. Этот постулат позволил оформить в качестве самостоятельного психотерапевтического приема терапию творчеством.М.Е. Бурно дал подробное описание видов терапии увлеченностью различными занятиями, терапевтического воздействия впечатлениями, оказывающих благотворную эмоциональную взволнованность от увлекающих занятий . Степень проявления творчества в данном увлечении, по мнению автора, является показателем индивидуальности человека. По мнению М.Е.Бурно, многообразные приемы увлекающих терапевтических занятий легко разделить на те, что не имеют отчетливого момента самораскрытия в творчестве (библиотерапия, музыкоте-рапия, эстетотерапия, хобби-терапия, ландшавтотерапия, терапия увлеченностью спортом и пр.), и те, целью которых является терапевтическое самовыражение в творчестве - арт-терапия (гештальттерапия). Однако это деление достаточно условно, так как в широком смысле всякое увлечение можно назвать творчеством. Именно на этом основании многие отечественные и зарубежные психотерапевты, и психологи в понятие «библиотерапия» и «музыкотерапия» вкладывают так же сочинение стихотворных, прозаических и музыкальных произведений различных жанров.Вместе с тем, именно в приемах второй группы творчество является основным воздействием, лечебно раскрывающим личность и переживания пациента, при этом именно творчество катарсически облегчает состояние, помогая клиенту увидеть, прочувствовать, понять существенное в себе для других и для себя. Терапевтический процесс толкуется в зависимости от мировоззрения специалиста, от его теоретической ориентации.Вслед за М.Е. Бурно охарактеризуем основные приемы терапии увлекающими занятиями.Библиотерапия - это, прежде всего чтение книг, специально подобранных психотерапевтом, которое способствует лучшему пониманию себя: облегчает словесное выражение проблем, снимая симптом уникальности, стыд или страх; стимулирует воображение и дает своеобразную «защиту» и опору в реально жизни.Приведем пример использования библиотерапии при работе со страхамидетей.Это могут быть юмористические стихотворения, рассказы, например, про то, как герой произведения борется со своими страхами, преодолевает их и становится победителем.Литературные источники могут читаться детям взрослыми; возможна драматизация сюжетов известных произведений или художественное чтение прозы, декламация поэтических произведений, например, таких как:1. Люис Кэррол «Братья Львиное сердце».2. С.Ю. Атронькин «Как покорять страх» (рассказ).3. Алан маршал «Я умею прыгать через лужи».4. С. Маршак «Чего боялся Петя» (стихотворение).5. А. Кутнер «Что в углу» (стихотворение).6. В. Семерин «Страшный зверь» (стихотворение).Очень важно, чтобы используемые литературные произведения были созвучны душевному состоянию и психологическим проблемам детей и их близким взрослым; чтобы они учитывали разнообразие возможных вариантов исходов фи-зичекого страдания ребенка и глубины его переживаний и по возможности были ориентированы на оптимизм.Музыкотерапия - использует музыкальные и ритмические приемы с целью самораскрытия клиента и осознания им своих особенностей, чувств, скрытых переживаний и ассоциаций.Эстетотерапия центрирована на эстетических чувствах от рисования и прослушивания музыки. Может быть направлена на успокоение (пассивное воздействие) либо на нагнетание эмоционального напряжения вплоть до катарсиче-ской разрядки (активное воздействие).Хобби—терапия состоит в использовании односторонних сверхценных интересов и увлечений (коллекционирование, увлечение теми или иными областямизнаний) для того, чтобы помочь клиенту общаться с другими людьми. Особенно эффективны у подростков, так как позволяет им налаживать отношения со сверстниками.Натуртерапия (влияние природы). Выделяют ланшафтотерапию, лечебное воздействие которой основано на общении с природой. Применяется в местах отдыха, на курортах, как и составление букетов, приписывание растениям личностного смысла, опосредованное самовыражение составление сложных композиций. Сюда же можно отнести терапию общения с животными (анимотерапию) которая оказывает гармонизирующее влияние на эмоциональное состояние ребенка.Терапия увлеченностью спортом дает детям и подросткам возможность общения с природой, включает их в совместную деятельность со сверстниками, что так же обладает лечебным эффектом.Арт-терапияМетодика способствует выяснению духовной индивидуальности и, значит своей дороги к людям, к созидательной, целебно-осознанной деятельности посредством создания творческих произведений. Терапия творчеством оживляет интерес к действительности и творческую активность. При этом имеет значение не мастерство исполнения художественного произведения, а способность пациента сделать что-то по-своему, выразить себя.Охваченный страхами и тревожными переживаниями, «размывающими» индивидуальность, человек воплощает свои переживания в творческих произведениях и тем самым, получает возможность опереться на определенность, ощутить себя.Отчетливее чувствуя себя в процессе творческих занятий самим собой, пациент нередко начинает любую деятельность делать теперь так же по-своему, а значит с радостью. По-новому строит и общение с людьми, чувствуя себя интереснее и нужнее людям.Выделяют: прикладное творчество (плетение, вышивание, резьба по дереву, изготовление игрушек, вязание) и исполнительское (сольное пение, танцы, постановка пьес, пантомима); терапия рисованием как отдельное направление лечения изобразительным творчеством.Терапия литературным творчествомТак рассказ позволяет тревожному пациенту описать свои переживания, спрятавшись за спину своего героя, будто к нему самому это не относится. В таком случае наступает целебное отреагирование, но сам пациент не ранится тем, что открывает людям сокровенное.В то же время, литературное произведение должно быть достаточно искренним, про себя, даже если и под маской другого человека. Если автор описывает не свойственные ему переживания, то необходимо выразить (пусть незаметно) свое отношение к происходящему. Иначе не произойдет целебного отреагирования.Обычно легче начинать записывать в очерки искренние воспоминания детства, вообще прошлых дней. Так же полезно писание рассказов о природе. Возможно, порой почти целиком списывать с натуры в очерк (рассказ) картины природы, события, сценка, собственные переживания. Особым источником литературного творчества являются сновидения пациентов, которые обращают внимание на то, что не приходило в голову в состоянии бодрствования.ЭтнотерапияДанный метод состоит в погружении и возвращении в свое индивидуальное и коллективное детство, в древние культурные шаблоны и архетипы (карнавал, пасха, рождество, ярмарка).Виды этнотерапии по М.Е. Бурно:Актуализация переживаний детства, что возможно благодаря созданию своего «музея детства» из уцелевших предметов (игрушки, детская чашечка, фотографий и т. п.). «Возвращаясь» в детство пациент лучше ощущает свою, еще так не придавленную переживаниями страха индивидуальность, у него оживает способность видеть мир чувственнее, образнее.Собирание своей родословной. Духовно-проникновенно изучая то, что осталось от умерших родителей, предков (письма, фотографии, одежда), пациент обнаруживает моменты сходства с людьми, от которых произошел, и становится целебно яснее самому себе.Изучение и описание истории родного города, села, своей страны, историю человечества. Соприкосновение с историческими фактами человеческого прошлого вызывает у пациента созвучие, сопереживание с людьми прошлого настоящего и будущего, твердое ощущение своего исторического родства с ними и, значит, своей неслучайности, неистребимой включенности в Человечество.Изучение происхождения Земли, историю возникновения жизни на Земле. Обращение к указанной теме способствует возникновению у пациентов чувства связи с древними жизнями, сопричастности к неживой вечной природе, что вызывает переживание материальной вечности, неслучайности в мире: какие-то частицы меня были, когда еще не было человечества, и какие-то частицы меня будут, когда человечества не станет.ЗаключениеКак отмечалось выше, достижению максимального эффекта от психологической терапии способствует сочетание различных стратегий и методов психологической помощи детям . Искусство психолога состоит в привлечении детей к взаимодействию со специалистом и с другими детьми при групповой работе. При этом степень активности ребенка определяется его актуальным соматическим (физическим) и психологическим состоянием, структурой его личности, его психологическими проблемами, в том числе и степенью выраженности страхов, в частности, страхов медицинских процедур.По мере минимизации страхов энтузиазм в подобных играх у ребят будет уменьшаться. Однако время от времени им нужно предлагать беседы на эти темы; непременно нужно поощрять даже минимальные успехи детей при посещении ими лечебных учреждений, в ходе производства профилактических прививок ит.д.Важной составляющей этой работы являются обязательные беседы психолога с родителями, которые должны быть в курсе того, что происходит во время занятий. Вся работа по преодолению психологических трудностей ребенка проводится совместными усилиями педагога, психолога, медицинских работников детского учреждения и родителей.Список литературыБуль П.И. Основы психотерапии. - Л.: Медицина, 1974.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 1988.Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. - Л.: Медицина, 1990.Гриднева С.В. Личностные детерминанты страхов и стратегий совла-дающего поведения у детей 9-10 лет: Автореф. дис.канд. . психол. наук:19.00.01.Ростов-на-Дону, 2007.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2004.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1982.Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб.: Лань, 1999.Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства. // Вопросы психологии, 1989, №4.Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии. - М.: Экос, 1997.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Издательство МГУ, 1985.Лэндред Г.И. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей. // Вопросы психологии, 1975, №4.Миллер С. Психология игры. Пер. с англ. - Спб.: Университетская книга,1999.Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Класс, 2001. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: МГУ, 1982.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные групп: теория и практика. - М.: Прогресс, 1993.Страх. Психологический словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.И. Ярошевского, М.: Политиздат,1990.Тащёва А.И. Система психологической помощи детям, страдающим смертельно опасными заболеваниями. - Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов-на-Дону, 1994.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М.: Знание, 1981.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Под ред. В.В.Лебединского, О.С. Никольского, Е.А. Баенского, М.М. Лимбенга. - М.: Издательство МГУ, 1990.Яньшин П.В. Семантика проективного рисунка в контексте языка невербальных значений. - Вестник МГУ, сер.14, 1989, №1.

Список литературы
1.Буль П.И. Основы психотерапии. - Л.: Медицина, 1974.
2.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 1988.
1.Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. - Л.: Медицина, 1990.
2.Гриднева С.В. Личностные детерминанты страхов и стратегий совла-дающего поведения у детей 9-10 лет: Автореф. дис.канд. . психол. наук:19.00.01.Ростов-на-Дону, 2007.
3.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2004.
4.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.
5.Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Меди¬цина, 1982.
6.Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб.: Лань, 1999.
7.Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства. // Вопросы психологии, 1989, №4.
8.Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии. - М.: Экос, 1997.
9.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Из¬дательство МГУ, 1985.
10.Лэндред Г.И. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Междуна¬родная педагогическая академия, 1994.
11.Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей. // Вопросы психологии, 1975, №4.
12.Миллер С. Психология игры. Пер. с англ. - Спб.: Университетская книга,1999.
13.Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Класс, 2001.
14. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социаль¬но-психологического тренинга. - М.: МГУ, 1982.
15.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный инсти¬тут; Воронеж: МОДЭК, 2000.
16.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные групп: тео¬рия и практика. - М.: Прогресс, 1993.
17.Страх. Психологический словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.И. Ярошевского, М.: Политиздат,1990.
18.Тащёва А.И. Система психологической помощи детям, страдающим смертельно опасными заболеваниями. - Современная семья: проблемы и перспек¬тивы. - Ростов-на-Дону, 1994.
19.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М.: Знание, 1981.
20.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Семейная психотерапия. - Л.: Меди¬цина, 1990.
21.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Под ред. В.В.Лебединского, О.С. Никольского, Е.А. Баенского, М.М. Лимбенга. - М.: Издательство МГУ, 1990.
22.Яньшин П.В. Семантика проективного рисунка в контексте языка невер¬бальных значений. - Вестник МГУ, сер.14, 1989, №1.

Вопрос-ответ:

Какие предпосылки и причины могут возникать у детей для появления страхов?

У детей могут быть разные предпосылки и причины, которые могут вызывать страхи. Некоторые из них могут быть связаны с переживаниями в прошлом, травматическими событиями, негативным опытом или отсутствием поддержки в окружении. Также страхи могут возникать из-за особенностей характера, низкой самооценки или неуверенности в своих способностях.

Какие признаки могут указывать на то, что у ребенка есть страхи?

У ребенка существуют различные признаки, которые могут указывать на его страхи. Это могут быть повышенная тревожность, панические приступы, беспокойство, нервозность, частые соматические жалобы, проблемы со сном, отклонение поведения, избегание тех или иных ситуаций или объектов.

Как возраст ребенка может влиять на страхи?

Возрастные особенности имеют значительное влияние на страхи у детей. Страхи могут меняться в зависимости от возрастных периодов развития. Например, у маленьких детей могут возникать страхи перед темнотой или разлукой с родителями, а у подростков - страхи связанные с социальной сферой (отвержение, осмеяние).

Какие особенности встречаются у детей с нарушением интеллекта, касательно страхов?

У детей с нарушением интеллекта могут присутствовать особенности, связанные с их специфическими потребностями и способностями. Они могут испытывать трудности в выражении своих страхов, понимании их причин и попытках справиться с ними. Кроме того, у них может проявляться более высокий уровень тревожности и затруднения в адаптации к новым ситуациям.

Какие методы и приемы могут помочь в коррекции страхов у детей с нарушением интеллекта?

Для коррекции страхов у детей с нарушением интеллекта могут быть использованы различные методы и приемы. Это может включать психотерапевтическую работу, использование специальных обучающих материалов, проведение тренингов по развитию навыков преодоления страхов и саморегуляции, сотрудничество с родителями и близкими в их понимании и поддержке ребенка.

Почему у детей с нарушением интеллекта возникают страхи?

У детей с нарушением интеллекта возникают страхи по различным причинам. Одна из предпосылок - это ограниченные возможности воспринимать и адаптироваться к новым ситуациям. Это может вызывать у них беспокойство и неуверенность. Кроме того, дети с нарушением интеллекта могут испытывать страх в связи с низкой самооценкой и опасением быть неуспешными в обучении.

Какие признаки страхов у детей можно наблюдать?

Признаки страхов у детей могут проявляться различными способами. Возможны физиологические проявления, такие как потливость, учащенное сердцебиение и дрожь. Психологические признаки могут включать нервозность, тревогу, панику, апатию или повышенную раздражительность. Кроме того, дети могут проявлять страх в своем поведении, например, избегать определенных ситуаций или проявлять агрессию.

В каких возрастных особенностях страхов у детей стоит учитывать?

Страхи у детей могут иметь возрастные особенности. Например, младшие дети часто испытывают страхи, связанные с разлукой с родителями или темнотой. В подростковом возрасте страхи могут быть связаны с социальной неуверенностью или стремлением к самостоятельности. Важно учитывать возрастные особенности и адаптировать методы коррекции страхов к конкретному возрасту, чтобы добиться наилучших результатов.

Чем особенны страхи у детей с нарушением интеллекта?

Страхи у детей с нарушением интеллекта могут иметь свои особенности. В связи с ограниченными когнитивными способностями, они могут труднее осознавать и адекватно оценивать свои страхи. Кроме того, они могут испытывать более сильный страх при встрече с новыми ситуациями или неизвестными людьми. Важно учитывать эти особенности и применять коррекционные методы, которые будут эффективны для детей с нарушением интеллекта.

Какие предпосылки и причины могут привести к возникновению страхов у детей?

Страхи у детей могут возникать по разным причинам. Некоторые из них могут быть связаны с определенными жизненными ситуациями, такими как разлука с близкими людьми, травматические события, плохой опыт, негативные впечатления и т.д. Другими причинами могут являться ошибочные представления о реальности, чрезмерная чувствительность, недостаток самоуверенности и т.д.

Какие признаки свидетельствуют о наличии страхов у детей?

Признаки страхов у детей могут быть разнообразными и проявляться в эмоциональной, психологической и физической сферах. Некоторые из них включают повышенную тревожность, нервозность, панические атаки, страх быть оставленным одного, боязнь социальных ситуаций, боязнь конкретных объектов или событий, а также физиологические симптомы, такие как повышенное сердцебиение, потливость и др.

Какие возрастные особенности характерны для страхов у детей?

Страхи у детей могут различаться в зависимости от их возраста. Например, у младенцев могут быть страхи, связанные с разлукой с родителями или незнакомыми людьми. У детей дошкольного возраста могут возникать страхи, связанные с фантазийным миром, монстрами, темнотой и прочими вещами, которые они еще не могут объяснить рационально. У детей школьного возраста могут возникать страхи, связанные с школой, оценками, отношениями с другими детьми и т.д. В подростковом возрасте могут возникнуть страхи, связанные с будущим, выглядом, статусом и другими подобными вопросами.