Вам нужен реферат?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Коррекция страхов у детей с нарушением интеллекта в учебном процессе школы 8 вида.

  • 30 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 16.03.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Предпосылки и причины возникновения страхов у детей
2. Признаки страхов у детей
3. Возрастные особенности страхов
4. Особенности страхов у детей с нарушением интеллекта
5.Методы и приемы коррекции страхов у детей с нарушением интеллекта в учебном процессе школы 8 вида
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Родители умственно отсталых детей испытывают больше затруднений по оказанию психологической помощи в преодолении страхов у собственного ребенка по сравнению с родителями нормально развивающихся сверстников. Данное различие можно объяснить сложностью выбора коррекционных стратегий в общении с умственно отсталым ребенком и смещением психологической доминанты на другие сферы его жизнедеятельности: помощь в развитии навыков самообслуживания, коммуникации, а также, обучении и воспитании таких детей.5.Методы и приемы коррекции страхов у детей с нарушением интеллекта в учебном процессе школы 8 видаО возможности лечения искусством стали говорить с 40-х годов XX века, то есть сравнительно недавно. Этот метод позволяет исследовать и вырабатывать чувства, проявлять (в символической форме) психические особенности автора. Художественная подготовка или специальные знания здесь не нужны. Этот постулат позволил оформить в качестве самостоятельного психотерапевтического приема терапию творчеством.М.Е. Бурно дал подробное описание видов терапии увлеченностью различными занятиями, терапевтического воздействия впечатлениями, оказывающих благотворную эмоциональную взволнованность от увлекающих занятий . Степень проявления творчества в данном увлечении, по мнению автора, является показателем индивидуальности человека. По мнению М.Е.Бурно, многообразные приемы увлекающих терапевтических занятий легко разделить на те, что не имеют отчетливого момента самораскрытия в творчестве (библиотерапия, музыкоте-рапия, эстетотерапия, хобби-терапия, ландшавтотерапия, терапия увлеченностью спортом и пр.), и те, целью которых является терапевтическое самовыражение в творчестве - арт-терапия (гештальттерапия). Однако это деление достаточно условно, так как в широком смысле всякое увлечение можно назвать творчеством. Именно на этом основании многие отечественные и зарубежные психотерапевты, и психологи в понятие «библиотерапия» и «музыкотерапия» вкладывают так же сочинение стихотворных, прозаических и музыкальных произведений различных жанров.Вместе с тем, именно в приемах второй группы творчество является основным воздействием, лечебно раскрывающим личность и переживания пациента, при этом именно творчество катарсически облегчает состояние, помогая клиенту увидеть, прочувствовать, понять существенное в себе для других и для себя. Терапевтический процесс толкуется в зависимости от мировоззрения специалиста, от его теоретической ориентации.Вслед за М.Е. Бурно охарактеризуем основные приемы терапии увлекающими занятиями.Библиотерапия - это, прежде всего чтение книг, специально подобранных психотерапевтом, которое способствует лучшему пониманию себя: облегчает словесное выражение проблем, снимая симптом уникальности, стыд или страх; стимулирует воображение и дает своеобразную «защиту» и опору в реально жизни.Приведем пример использования библиотерапии при работе со страхамидетей.Это могут быть юмористические стихотворения, рассказы, например, про то, как герой произведения борется со своими страхами, преодолевает их и становится победителем.Литературные источники могут читаться детям взрослыми; возможна драматизация сюжетов известных произведений или художественное чтение прозы, декламация поэтических произведений, например, таких как:1. Люис Кэррол «Братья Львиное сердце».2. С.Ю. Атронькин «Как покорять страх» (рассказ).3. Алан маршал «Я умею прыгать через лужи».4. С. Маршак «Чего боялся Петя» (стихотворение).5. А. Кутнер «Что в углу» (стихотворение).6. В. Семерин «Страшный зверь» (стихотворение).Очень важно, чтобы используемые литературные произведения были созвучны душевному состоянию и психологическим проблемам детей и их близким взрослым; чтобы они учитывали разнообразие возможных вариантов исходов фи-зичекого страдания ребенка и глубины его переживаний и по возможности были ориентированы на оптимизм.Музыкотерапия - использует музыкальные и ритмические приемы с целью самораскрытия клиента и осознания им своих особенностей, чувств, скрытых переживаний и ассоциаций.Эстетотерапия центрирована на эстетических чувствах от рисования и прослушивания музыки. Может быть направлена на успокоение (пассивное воздействие) либо на нагнетание эмоционального напряжения вплоть до катарсиче-ской разрядки (активное воздействие).Хобби—терапия состоит в использовании односторонних сверхценных интересов и увлечений (коллекционирование, увлечение теми или иными областямизнаний) для того, чтобы помочь клиенту общаться с другими людьми. Особенно эффективны у подростков, так как позволяет им налаживать отношения со сверстниками.Натуртерапия (влияние природы). Выделяют ланшафтотерапию, лечебное воздействие которой основано на общении с природой. Применяется в местах отдыха, на курортах, как и составление букетов, приписывание растениям личностного смысла, опосредованное самовыражение составление сложных композиций. Сюда же можно отнести терапию общения с животными (анимотерапию) которая оказывает гармонизирующее влияние на эмоциональное состояние ребенка.Терапия увлеченностью спортом дает детям и подросткам возможность общения с природой, включает их в совместную деятельность со сверстниками, что так же обладает лечебным эффектом.Арт-терапияМетодика способствует выяснению духовной индивидуальности и, значит своей дороги к людям, к созидательной, целебно-осознанной деятельности посредством создания творческих произведений. Терапия творчеством оживляет интерес к действительности и творческую активность. При этом имеет значение не мастерство исполнения художественного произведения, а способность пациента сделать что-то по-своему, выразить себя.Охваченный страхами и тревожными переживаниями, «размывающими» индивидуальность, человек воплощает свои переживания в творческих произведениях и тем самым, получает возможность опереться на определенность, ощутить себя.Отчетливее чувствуя себя в процессе творческих занятий самим собой, пациент нередко начинает любую деятельность делать теперь так же по-своему, а значит с радостью. По-новому строит и общение с людьми, чувствуя себя интереснее и нужнее людям.Выделяют: прикладное творчество (плетение, вышивание, резьба по дереву, изготовление игрушек, вязание) и исполнительское (сольное пение, танцы, постановка пьес, пантомима); терапия рисованием как отдельное направление лечения изобразительным творчеством.Терапия литературным творчествомТак рассказ позволяет тревожному пациенту описать свои переживания, спрятавшись за спину своего героя, будто к нему самому это не относится. В таком случае наступает целебное отреагирование, но сам пациент не ранится тем, что открывает людям сокровенное.В то же время, литературное произведение должно быть достаточно искренним, про себя, даже если и под маской другого человека. Если автор описывает не свойственные ему переживания, то необходимо выразить (пусть незаметно) свое отношение к происходящему. Иначе не произойдет целебного отреагирования.Обычно легче начинать записывать в очерки искренние воспоминания детства, вообще прошлых дней. Так же полезно писание рассказов о природе. Возможно, порой почти целиком списывать с натуры в очерк (рассказ) картины природы, события, сценка, собственные переживания. Особым источником литературного творчества являются сновидения пациентов, которые обращают внимание на то, что не приходило в голову в состоянии бодрствования.ЭтнотерапияДанный метод состоит в погружении и возвращении в свое индивидуальное и коллективное детство, в древние культурные шаблоны и архетипы (карнавал, пасха, рождество, ярмарка).Виды этнотерапии по М.Е. Бурно:Актуализация переживаний детства, что возможно благодаря созданию своего «музея детства» из уцелевших предметов (игрушки, детская чашечка, фотографий и т. п.). «Возвращаясь» в детство пациент лучше ощущает свою, еще так не придавленную переживаниями страха индивидуальность, у него оживает способность видеть мир чувственнее, образнее.Собирание своей родословной. Духовно-проникновенно изучая то, что осталось от умерших родителей, предков (письма, фотографии, одежда), пациент обнаруживает моменты сходства с людьми, от которых произошел, и становится целебно яснее самому себе.Изучение и описание истории родного города, села, своей страны, историю человечества. Соприкосновение с историческими фактами человеческого прошлого вызывает у пациента созвучие, сопереживание с людьми прошлого настоящего и будущего, твердое ощущение своего исторического родства с ними и, значит, своей неслучайности, неистребимой включенности в Человечество.Изучение происхождения Земли, историю возникновения жизни на Земле. Обращение к указанной теме способствует возникновению у пациентов чувства связи с древними жизнями, сопричастности к неживой вечной природе, что вызывает переживание материальной вечности, неслучайности в мире: какие-то частицы меня были, когда еще не было человечества, и какие-то частицы меня будут, когда человечества не станет.ЗаключениеКак отмечалось выше, достижению максимального эффекта от психологической терапии способствует сочетание различных стратегий и методов психологической помощи детям . Искусство психолога состоит в привлечении детей к взаимодействию со специалистом и с другими детьми при групповой работе. При этом степень активности ребенка определяется его актуальным соматическим (физическим) и психологическим состоянием, структурой его личности, его психологическими проблемами, в том числе и степенью выраженности страхов, в частности, страхов медицинских процедур.По мере минимизации страхов энтузиазм в подобных играх у ребят будет уменьшаться. Однако время от времени им нужно предлагать беседы на эти темы; непременно нужно поощрять даже минимальные успехи детей при посещении ими лечебных учреждений, в ходе производства профилактических прививок ит.д.Важной составляющей этой работы являются обязательные беседы психолога с родителями, которые должны быть в курсе того, что происходит во время занятий. Вся работа по преодолению психологических трудностей ребенка проводится совместными усилиями педагога, психолога, медицинских работников детского учреждения и родителей.Список литературыБуль П.И. Основы психотерапии. - Л.: Медицина, 1974.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 1988.Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. - Л.: Медицина, 1990.Гриднева С.В. Личностные детерминанты страхов и стратегий совла-дающего поведения у детей 9-10 лет: Автореф. дис.канд. . психол. наук:19.00.01.Ростов-на-Дону, 2007.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2004.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1982.Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб.: Лань, 1999.Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства. // Вопросы психологии, 1989, №4.Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии. - М.: Экос, 1997.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Издательство МГУ, 1985.Лэндред Г.И. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей. // Вопросы психологии, 1975, №4.Миллер С. Психология игры. Пер. с англ. - Спб.: Университетская книга,1999.Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Класс, 2001. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: МГУ, 1982.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные групп: теория и практика. - М.: Прогресс, 1993.Страх. Психологический словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.И. Ярошевского, М.: Политиздат,1990.Тащёва А.И. Система психологической помощи детям, страдающим смертельно опасными заболеваниями. - Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов-на-Дону, 1994.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М.: Знание, 1981.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Под ред. В.В.Лебединского, О.С. Никольского, Е.А. Баенского, М.М. Лимбенга. - М.: Издательство МГУ, 1990.Яньшин П.В. Семантика проективного рисунка в контексте языка невербальных значений. - Вестник МГУ, сер.14, 1989, №1.

Список литературы
1.Буль П.И. Основы психотерапии. - Л.: Медицина, 1974.
2.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 1988.
1.Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. - Л.: Медицина, 1990.
2.Гриднева С.В. Личностные детерминанты страхов и стратегий совла-дающего поведения у детей 9-10 лет: Автореф. дис.канд. . психол. наук:19.00.01.Ростов-на-Дону, 2007.
3.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2004.
4.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.
5.Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Меди¬цина, 1982.
6.Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб.: Лань, 1999.
7.Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства. // Вопросы психологии, 1989, №4.
8.Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии. - М.: Экос, 1997.
9.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Из¬дательство МГУ, 1985.
10.Лэндред Г.И. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Междуна¬родная педагогическая академия, 1994.
11.Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей. // Вопросы психологии, 1975, №4.
12.Миллер С. Психология игры. Пер. с англ. - Спб.: Университетская книга,1999.
13.Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Класс, 2001.
14. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социаль¬но-психологического тренинга. - М.: МГУ, 1982.
15.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный инсти¬тут; Воронеж: МОДЭК, 2000.
16.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные групп: тео¬рия и практика. - М.: Прогресс, 1993.
17.Страх. Психологический словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.И. Ярошевского, М.: Политиздат,1990.
18.Тащёва А.И. Система психологической помощи детям, страдающим смертельно опасными заболеваниями. - Современная семья: проблемы и перспек¬тивы. - Ростов-на-Дону, 1994.
19.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М.: Знание, 1981.
20.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Семейная психотерапия. - Л.: Меди¬цина, 1990.
21.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Под ред. В.В.Лебединского, О.С. Никольского, Е.А. Баенского, М.М. Лимбенга. - М.: Издательство МГУ, 1990.
22.Яньшин П.В. Семантика проективного рисунка в контексте языка невер¬бальных значений. - Вестник МГУ, сер.14, 1989, №1.

Особенности использования словесных методов на уроках чтения специальной ( коррекционной ) школе VIII вида

Содержание

Введение

Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта

1.2 Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребенка с нарушением интеллекта

1.3 Особенности навыков чтения у детей с нарушением интеллекта

Глава II Констатирующий эксперимент и анализ

2.1 Организация и методология исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Вывод

Литература

Приложения

Введение

Актуальность исследований.

На современном этапе образования острой становится проблема речевой и связанных с ним диск из синтетической деятельности ребенка с особыми потребностями. Известно, что на практическом уровне овладения учащимися словесной речью зависит от того, успешного приобретения различных знаний. Основное компенсаторное направление работы по развитию речи осуществляется на уроках чтения и литературы, где особое место уделяется использование и применение методов словесные.

Словесные методы применяются учителями специальных (коррекционных) школах довольно широк. Этот метод имеет большое влияние на речевой, познавательную, воспитательную деятельность и состояние эмоционально-волевой сферы.

Использование словесных методов является не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и, в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательного процесса в школе.

Этот метод значительно повышает уровень речевого развития ребенка, обогащает словарный запас и помогает избавиться от особенностей, таких как речевого недоразвития, такие как: замещение, аффиксальное смещение, повторы, замены и так далее,

Однако вопросы, непосредственно связанные с особенностями применения методов словесные, недостаточно разработаны и мало проведено исследований в плане их воздействия на развитие речи ребенка с особыми потребностями.

Исследования влияние особенности использования словесных методов на учебный процесс и развитие речи ребенка представляет определенный интерес, так как имеющиеся у учащихся трудности в развитии процесса когнитивной и эмоционально-волевой сфере можно корригировать с помощью применения данного метода на уроках и в обычной жизни.

Узнать стоимость работы