Космическая педагогика Вентцеля К.Н.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 1616 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 24.02.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Идеи свободного воспитания
Дом свободного ребенка
Декларация прав ребенка
Теория свободного воспитания
Космическая педагогика
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Космическая педагогика.
Своими корнями космическая педагогика уходит в мощное и самобытное философское течение, которое сформировалось в России во второй половине XIX века и получившее позднее название «русский космизм». Крупнейшими представителями его были такие философы и ученые, как В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель и другие. Русские космисты поставили целый ряд глобальных вопросов: о месте и роли человека в Космосе, об ответственности разума за сотворённое Богом и преобразуемое человеком, о смысле человеческого бытия, о его целях и путях их достижения.
К.Н. Вентцель был убежден, что поскольку человек представляет часть космоса, постольку совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека в качестве члена Космоса, как гражданина Вселенной. К.Н. Вентцель приходит к выводу, что должно осуществляться космическое воспитание и что существует специальная отрасль антропологии - космическая педагогика, в которой проблема воспитания трактуется с совершенно особой точки зрения. Космическая педагогика имеет свои специфичные цели и требует приемов и методов для их достижения. По его мнению, новую культуру можно строить только на космическом базисе. При этом он подчеркивал примат социальной педагогики над индивидуальной, а космической - над социальной.
Вентцель одним из первых пытался ответить на вопрос – а каким должен стать человек, чтобы иметь право и возможность преобразовывать мир таким образом, чтобы последствия действий и разума его не обернулись против него самого и планеты Земля? По мнению основателя космической педагогики – это человек, обладающий космическим сознанием. Он первым поднимает проблему космического воспитания, основной целью которого является формирование у подрастающего человека ответственности за пути, цели и последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе. Предметом же космического воспитания можно считать раскрытие перед учеником глобальной взаимозависимости, целостности всего существующего во Вселенной, открытие логики развития этой взаимосвязи, определение особой роли и ответственности человека за сохранение этой целостности и себя в ней.
Суть космической педагогики заключается в следующем: если высшей задачей индивидуального воспитания является наиболее полное и широкое развитие в воспитаннике личного самосознания, если высшей задачей социального воспитания является воспитание в нем социального самосознания, то аналогично с этим высшей задачей космического воспитания является развитие в воспитаннике космического самосознания, т.е. сознание самого себя как неразрывной части Космоса. Поэтому, соответственно, цель индивидуального воспитания в том, чтобы индивидуум сознал свою личную жизнь в ее цельности и единстве, как ряд последовательных моментов развития; цель социального воспитания в том, чтобы индивидуум сознал свое единство с некоторой социальной группой, все более расширяющейся и развивающейся. В конечном процессе эта социальная форма может стать все человечеством. А "цель космического воспитания заключается в том, чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем Космосом составляет одно нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении и что он, хочет ли этого или не хочет, так или иначе принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни".
Космическое воспитание личности - непременно творческое. Если в индивидуальном воспитании и самовоспитании творческий характер его реализуется через воспитание свободной творческой личности, в социальном - через слияние в одной гармоничное целое с обществом, содействие в преобразовании его в свободное творческое общество, то "в космическом - задача в поднятии Космоса на все более и более высокие ступени в его развитии".

Заключение.
Проблема космического воспитания становится одной из ключевых в мировой педагогике, а формирование космического сознания человека является ныне первоочередным условием выживаемости человечества. Космическая педагогика – это педагогика настоящего и будущего, это педагогика XXI века.
Основа учения К.Н. Вентцеля — свобода и уважение к личности ребенка — должны пронизывать все стороны педагогической деятельности.
На примере теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля можно отметить, что путь к современному обществу, построенному на принципах согласия, дружелюбия и уважения, на принципах толерантности, лежит через свободное воспитание детей — юных представителей этого самого общества.
В итоге, «свободное воспитание предполагает великое напряжение творческих сил в воспитателе для отыскания той системы воспитания, которая может и должна быть применена именно в отношении к данному, определенному ребенку, к данной конкретной индивидуальности».
Под воспитанием выдающийся и несправедилво забытый русский педагог полагал не умышленное формирование ребенка в соответствии с определенным идеалом человека, а содействие тому, чтобы дремлющий в ребенке образ индивидуальной личности принял посредством самопроизвольного развития ясные и отчетливые формы. В принципе перед воспитателем стоит задача не только индивидуализировать процесс обучения, приспособив его способностям каждого ребенка, но и открыть законы роста конкретной индивидуальности и сделать все возможное для ее реализации, для освобождения творческих сил, заключенных в каждом ребенке.
Взгляды Константина Вентцеля – самобытные, творческие, идущие вразрез с общепринятым мнением, к сожалению, незаслуженно забыты, хотя и являются актуальными в любое время. Открытие в кажодом человеке заложенных в нем индивидуальных способностей и гармоничная самореализация должны стать непреложеным педагогическим законом. Хотя Вентцель и был идеалистом, большинство его взглядов на воспитание должны быть пересмотрены вновь – т.к. могут быть реализованы в нынешней действительности.




Список литературы.
Вентцель К. Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. – М., 1974.
Вентцель К.Н. – М.: Антология гуманной педагогики. – М., 1999
Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей / Под ред. И. Горбунова-Посадова. Вып. 114 – М.: б.и., 1918.
Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сборник избр. трудов - М.:А.П.О., 1993. С - 172 с.
Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад// Свободное воспитание: Хрестоматия. М. 1995
Наумов Н.Д. Гуманистические ценности в теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля//Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
Соловьев В., Богуславский М. Долгая дорога к Вентцелю // Магистр, 1991. № 3.














Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. – М.: Кушнеревъ и К, 1910. – С.8
Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей / Под ред. И. Горбунова-Посадова. Вып. 114 – М.: б.и., 1918. с.12

Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей / Под ред. И. Горбунова-Посадова. Вып. 114 – М.: б.и., 1918. с.13

Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М., 1923. С. 26
Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад// Свободное воспитание: Хрестоматия. М. 1995


Вентцель К.Н. Заметки о космическом воспитании с. 202

Там же
Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад// Свободное воспитание: Хрестоматия. М. 1995













5

1.Вентцель К. Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. – М., 1974.
2.Вентцель К.Н. – М.: Антология гуманной педагогики. – М., 1999
3.Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей / Под ред. И. Горбунова-Посадова. Вып. 114 – М.: б.и., 1918.
4.Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сборник избр. трудов - М.:А.П.О., 1993. С - 172 с.
5.Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад// Свободное воспитание: Хрестоматия. М. 1995
6.Наумов Н.Д. Гуманистические ценности в теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля//Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
7.Соловьев В., Богуславский М. Долгая дорога к Вентцелю // Магистр, 1991. № 3.

Вопрос-ответ:

Какие идеи предлагает космическая педагогика Вентцеля?

Космическая педагогика Вентцеля предлагает идеи свободного воспитания, которые основываются на уважении к правам ребенка, создании условий для его саморазвития, развития творческого мышления и самостоятельности.

Что такое Дом свободного ребенка?

Дом свободного ребенка - это образовательное учреждение, основанное на принципах свободного воспитания, где дети имеют полную свободу выбора занятий и активно участвуют в формировании учебной программы и правил общежития.

Что содержит Декларация прав ребенка?

Декларация прав ребенка содержит основные принципы и права детей, включая право на жизнь, на свободу, на образование, на защиту от насилия и дискриминации, право на участие в принятии решений, право на выражение своего мнения.

Чему посвящена теория свободного воспитания?

Теория свободного воспитания посвящена изучению и разработке методов и подходов к воспитанию, основанных на идее свободы и уважении к самостоятельности и индивидуальности ребенка.

Кто является крупнейшими представителями русского космизма?

Крупнейшими представителями русского космизма были философы и ученые В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, К.Э. Тихонравов и другие. Они разрабатывали философские идеи о роли человека во Вселенной, воспитании и развитии человека в гармонии с космическими законами.

Что такое космическая педагогика?

Космическая педагогика - это направление в педагогике, основанное на идеях свободного воспитания и развития личности ребенка. Она подразумевает создание особого образовательного пространства, называемого "Домом свободного ребенка", где дети могут самостоятельно выбирать свои учебные задачи, интересы и заниматься своими проектами.

Кто является основателем космической педагогики?

Основателем космической педагогики является Константин Вентцель, педагог и психолог из Латвии. Он разработал идеи свободного воспитания, основанные на принципах автономии, самостоятельности и самоопределения ребенка. Вентцель также создал первый "Дом свободного ребенка", где воплощались его педагогические идеи.

Что такое "Дом свободного ребенка"?

"Дом свободного ребенка" - это образовательное учреждение, созданное по принципам космической педагогики. В нем дети имеют свободу выбора учебных предметов, задач и проектов, а также свободу общения и самовыражения. В "Доме свободного ребенка" взрослые выполняют роль наставников и поддерживают детей в их самостоятельных инициативах.

Что такое космическая педагогика?

Космическая педагогика - это педагогическое направление, основанное на идеях свободного воспитания и уважения к правам ребенка.

Какие основные идеи свободного воспитания представлены в космической педагогике?

В космической педагогике основными идеями свободного воспитания являются поддержка свободного самовыражения ребенка, уважение его индивидуальности, развитие его творческого потенциала и формирование навыков самоорганизации.