Социальная работа в приюте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 2323 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Взаимодействие Церкви и государства в работе с детьми-сиротами
1.1. Сиротство как социальная проблема
1.2. Церковное попечение о детях-сиротах
Глава 2. Социальная работа в православных детских приютах
2.1. История презрения детей в России.
2.2. Социальная работа в приюте на примере Московской Епархии
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Ратифицировав в 1990 году Конвенцию о правах ребёнка, Россия признала право ребёнка на воспитание в семье приоритетным. Тем не менее, число детей, лишённых родительского попечения, продолжает увеличиваться. В 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572.400, 1998 г. - 620.000, 2000 г. - 639.900. В 2005 году уже называется цифра 780.000. Изменившаяся социально-политическая структура российского общества выявила новые силы (в первую очередь, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей, и увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление.
В последние годы всё чаще при православных общинах и монастырях стали появляться приюты и детские дома. Разницу между приютским и детдомовским попечением составляет то, что, по законодательству РФ, в приюте ребёнок может пребывать до выяснения обстоятельств его дальнейшего попечения, не более 6 месяцев. В последствии он должен быть помещен в детский дом или должна быть определена иная форма попечения о нем. Детальная проработка специальной законодательной базы в отношении церковного попечения о детях, оставшихся без родительского попечения, мыслится многими специалистами как важное средство борьбы с современной беспризорностью детей в России.

2.2. Детский приют "Никита"

Рассмотрим кратко историю православного летнего лагеря “Никита”. В октябре 1992 года, получив архиерейское благословение, иеромонах Амвросий (Шевчук) начал организовывать наиболее активных прихожан с целью создания хора. В связи с тем, что вместе с о. Амвросием в разрушенный храм из прежней общины Покровско-Васильевского храма г. Павловского Посада пришла группа молодёжи в возрасте 18-20 лет, то из них и составился самый первый церковный хор.
Вскоре их собрали в группку в количестве 12-17 человек, которую гордо назвали воскресной школой и начали проводить с ними занятия по Закону Божию, церковному пению и иконописи.
После рождественских ёлок 1994 года возникла идея - не ограничиваться в летний период только воскресной школой, единичными походами в лес, а попробовать создать некое подобие детской площадки, где детишки находились бы 2 -3 – 4 дня в неделю по 5 – 6 часов. Была выдвинута идея основания при храме благотворительного детского лагеря. За основу жизнедеятельности взяли режим, порядок и уклад советского пионерского лагеря. Смена – 27 – 28 дней. Сантехническая пересменка 4 дня. Возраст детей от 7 до 11 лет, хотя делались исключения и в ту и другую сторону.
В жизнь лагерной смены постоянно вклинивались паломнические поездки по храмам и монастырям Подмосковья, Москвы, Сергиева Посада, по святым источникам, по престольным праздникам близлежащих церквей, на встречи и собеседования с духовенством соседних приходов, Поездки на аттракционы, в Зоопарк, зарницы, полностью спортивные дни, купания в местной речушки и в старых карьерах, крестные ходы на деревенские молебны, на встречу различных икон.
Особенно следует сказать о воспитательско–вожатском коллективе лагеря, в основе которого встали матушки – послушницы храмовой общины. Очень удачно в этот же коллектив каждый год вливаются студентки практикантки Орехово-Зуевского Педагогического института. Плюс православные верующие люди, желающие потрудиться во Славу Божию и на благо детишек – врачи, педагоги, музыканты с близлежащих городав (Павловский Посад, Ногинск, Орехово-Зуево, Электросталь).
Количественный состав насельников лагеря в разные годы был разным. От тридцати до ста человек в разные годы. За время жизни лагеря у него появилось много друзей.
В апреле 2007 года сообщалось, что приют "Никита", существующий уже 13-й год, оказался под угрозой закрытия: в начале февраля представители санитарной службы обнаружили, что в нем не хватает унитазов, моечных ванн для посуды, а также нашли ряд других нарушений.
Игумен Амвросий (Шевчук), директор приюта «Никита» при храме великомученика Никиты в с. Бывалино считает, что “необходима какая-то новая, юридически оформленная норма — именно церковная, не приюта, не детского дома, а новая форма богадельни, дома милосердия, к чему нельзя было бы применять эти старые клише советских времен, … юридическая база именно церковная.”
Патриарх Московский и всея Руси Алексий призвал поддерживать православные приюты и другие социальные учреждения Русской церкви: "Я думаю. Что ни один приют, церковное учреждение не может быть в наше время закрыто. И детские приюты, и детские садики, и православные школы, гимназии, лицеи, если они создаются, их надо всемерно поддерживать и сохранять", - заявил патриарх в понедельник, комментируя по просьбе журналистов ситуацию вокруг детского приюта "Никита".
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, курирующий подмосковные приходы, выступил с осуждением попытки закрыть приют "Никита" в деревне Бывалино Павлово-Посадского района Подмосковья. Он объяснил такое положение дел присутствием у определенных чиновников "инерции советского мышления, которая предполагает, что Церковь не должна заниматься воспитанием детей". "…В любом случае мы сталкиваемся с трудностями в области создания приютов, детских садов. Кое-где власть готова идти навстречу, но в очень многих местах, напротив, до сих пор создаются трудности", - добавил митрополит Кирилл.
Заключение

Значительный рост сиротства за последние годы стал в России реальным и грозным явлением. Социальная незрелость, неумение самостоятельно решать собственные проблемы, брать на себя ответственность за воспитание ребенка приводят к росту числа неполных семей, нарушению структуры и функций семьи, ухудшению условий содержания детей, безработице родителей. И, как следствие, – к добровольному отказу их от своих малышей, распространению алкоголизма и наркомании. К сожалению, дети, воспитывающиеся в подобных семьях или являющиеся социальными сиротами, часто повторяют судьбу своих родителей, и таким образом возникает замкнутый порочный круг социального сиротства.
После того, как ребенок признается по закону социальным сиротой, есть несколько путей устройства его судьбы. Международная Конвенция прав ребенка и действующее российское законодательство провозглашают безусловный приоритет семейного воспитания детей. В соответствии со ст.123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения всех типов для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта же статья предоставляет широкие полномочия в создании различных форм устройства детей-сирот субъектам Российской Федерации. Существующие в нашей стране формы устройства детей-сирот можно разделить на три категории: семейные, государственные и государственно-общественные, сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства. Последние иногда называют альтернативными формами устройства детей.
Несмотря на активную государственную поддержку системы закрытых учреждений и на усилия по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семью, отмечается постоянное увеличение численности учреждений государственной опеки.
Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.
Перспектива развития церковной благотворительности лежит в сфере сотрудничества с государством. Область сотрудничества Церкви и государства может быть значительно расширена. Но, как и прежде, конкретные результаты сотрудничества государства и Церкви зависят как от стремления верующих помочь ближним, так и от политической воли конкретных чиновников, отвечающих за решение этих вопросов на местном уровне. Нахождение "точек соприкосновения" в понимании социальных проблем и путей их решения - это залог успеха совместной работы в деле помощи ближним по преодолению трудных жизненных ситуаций.
Список литературы

Адреса опыта: обобщение и анализ опыта работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по основным направлениям Федеральной программы "Дети-сироты".- М.,1998. – 213 с.
Бурлакова Т.Т. Особенности воспитательной системы детского дома/Обеспечение качества подготовки специалистов в системе непрерывного педагогического образования.-Тула:ТГПУ, 1999. – 93 с.
Благотворительность в социальной политике России. СПб., 2000. – 152 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005. – 440 с.
Воспитание и развитие детей в детском доме.- М.,1996. – 319 с.
Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. СПб., 2002 – 240 с.
Дети улицы. Подростково-молодежные альтернативы СПб., 2000; 2001; часть 1,2 – 154 с.
Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия /Ред.-сост. В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1991. – 551 с.
Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. М., 2006. - 151 с.
http://www.nikita-bywalino.ru/
Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия /Ред.-сост. В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1991. – 551 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005. – 440 с.
Благотворительность в социальной политике России. СПб., 2000. – 152 с.
Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. М., 2006. 151 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005. – 440 с.
Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. М., 2006. - 151 с.
Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. М., 2006. - 151 с.
http://www.nikita-bywalino.ru/
Благотворительность в социальной политике России. СПб., 2000. – 152 с.




2

Список литературы
1.Адреса опыта: обобщение и анализ опыта работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по основным направлениям Федеральной программы "Дети-сироты".- М.,1998. – 213 с.
2.Бурлакова Т.Т. Особенности воспитательной системы детского дома/Обеспечение качества подготовки специалистов в системе непрерывного педагогического образования.-Тула:ТГПУ, 1999. – 93 с.
3.Благотворительность в социальной политике России. СПб., 2000. – 152 с.
4.Воспитание и развитие детей в детском доме.- М.,1996. – 319 с.
5.Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. СПб., 2002 – 240 с.
6.Дети улицы. Подростково-молодежные альтернативы СПб., 2000; 2001; часть 1,2 – 154 с.
7.Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника//Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.- М. , 1979. – 304 с.
8.Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия /Ред.-сост. В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1991. – 551 с.
9.Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. М., 2006. - 151 с.

Вопрос-ответ:

Что такое сиротство и почему это социальная проблема?

Сиротство - это состояние, когда ребенок остается без родителей по различным причинам: смерти, лишения родительских прав, брошенности и др. Это является социальной проблемой, так как сироты испытывают недостаток заботы, любви и поддержки, а также остаются без активного воспитания и социализации, что может привести к негативным последствиям в их дальнейшей жизни.

Какова роль Церкви в попечительстве над детьми-сиротами?

Церковь принимает на себя важную роль в заботе о детях-сиротах. Она предоставляет им не только материальную помощь, но и духовное воспитание. Церковное попечение о детях-сиротах помогает им преодолеть трудности, обрести веру, надежду и чувство принадлежности, что способствует их полноценному развитию и успешной адаптации в обществе.

Какова история презрения детей в России?

История презрения детей в России зародилась в древние времена и связана с низкой ценностью, которая придавалась детям в обществе. Дети считались лишними ртомами, брошенными на милость судьбы. Они страдали от недостатка заботы, образования и лечения. Такая дискриминация детей противоречила христианским ценностям, и Церковь начала активно включаться в социальную работу с детьми-сиротами.

Как проходит социальная работа в приюте Московской Епархии?

В приюте Московской Епархии осуществляется комплексная социальная работа с детьми-сиротами. Ребята получают не только питание, одежду и кров, но и психологическую поддержку, образование, а также учатся ремеслам и искусству. Организуются духовные занятия, воскресные школы и мероприятия с участием иерархов и духовенства. Таким образом, приют Московской Епархии становится полноценным домом для детей-сирот, где им предоставляется все необходимое для счастливого и успешного будущего.

Какая проблема рассматривается в статье "Социальная работа в приюте"?

Статья рассматривает проблему сиротства как социальную проблему.

Как Церковь взаимодействует с государством в работе с детьми-сиротами?

Церковь и государство сотрудничают в предоставлении попечения и заботы о детях-сиротах.

Какие обязанности возлагаются на Церковь по отношению к детям-сиротам?

Церковь осуществляет попечение и заботу о детях-сиротах, оказывает помощь и поддержку в их воспитании.

Какова роль социальной работы в православных детских приютах?

Социальная работа в православных детских приютах включает в себя все аспекты заботы о детях-сиротах, от физического благополучия до духовного развития.

Как история презрения детей в России связана социальной работой в приюте?

История презрения детей в России стала основой для формирования социальной работы в приютах, которая направлена на преодоление этой проблемы и оказание всесторонней помощи детям-сиротам.