Руководство познавательной деятельности младших школьников

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 1010 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 17.03.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары.
В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу.
Разместите числа от 1 до 12 (по одному числу в каждой фигуре) так, чтобы они составляли одну и ту же сумму в следующих направлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4 треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.
Задачи на сообразительность.
а) Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг — Катя, Галя и Оля — опустила в свой «чудесный» мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.
Приведенные примеры игр убеждают в том, что в игре можно запрограммировать любой метод обучения.
Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.
б) Например, в игре «Лучший летчик» учитель заостряет внимание детей на дидактической задаче примерно так: «Вы можете долететь до назначенного пункта при том условии, если правильно произведете расчеты (правильно решите примеры, в которых зашифрован путь полета вашего самолета)».
В игре (в этой или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков (надо сказать, что она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа).
Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приемов. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер управления ею. С этой целью используются средства обратной связи с учениками: сигнальные карточки (кружки зеленого цвета с одной стороны и красного — с другой) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети решают в игре примеры или задачи, учащиеся, сидящие за столами, показывают либо разрезные цифры (ответ), либо сигнальные карточки (зеленого цвета — если с ответом согласны, красного цвета — если ответ неправильный). Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.
Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.
При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.
При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной. В этом случае следует использовать игровые карточки (3. с.116).
Литература
Дьяченко В.К. новая дидактика. – М., 2001.
Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов н/ Д, 2005.
Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М., 1993
Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – Минск., 1989
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.
Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках математики // Начальная школа. - №2 ., 1997.













7

Литература
1.Дьяченко В.К. новая дидактика. – М., 2001.
2.Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов н/ Д, 2005.
3.Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М., 1993
4.Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – Минск., 1989
5.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.
6.Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках матема-тики // Начальная школа. - №2 ., 1997.

Вопрос-ответ:

Какие приемы сложения осваивают дети в игре с шарами на ярусах?

В игре с шарами на ярусах дети осваивают приемы сложения на основе наглядности. Они должны разместить шары на ярусах таким образом, чтобы количество шаров на втором ярусе дополняло количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары, чтобы получилась одна и та же сумма, что и на предыдущих двух ярусах.

Какие особенности характерны для объяснительно-иллюстративного метода?

Одной из характерных черт объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу. Это означает, что учитель или другой представитель школы демонстрирует детям, как выполнять определенные действия или задания. Например, в данном случае, учитель может показать детям, как правильно расположить шары на ярусах, чтобы получилась одна и та же сумма, и затем дать им возможность сделать это самостоятельно.

Какие цифры следует разместить на ярусах, чтобы получилась одна и та же сумма?

На ярусах следует разместить числа от 1 до 9 так, чтобы они составляли одну и ту же сумму. Например, можно расположить 3 шара на первом ярусе и 7 шаров на втором ярусе. Сумма этих чисел будет равна 10. Затем на третьем ярусе можно разместить оставшиеся шары, чтобы сумма была также равна 10. Например, можно расположить 2 шара на третьем ярусе.

Какие навыки развиваются у детей в игре с шарами на ярусах?

В игре с шарами на ярусах у детей развиваются навыки сложения, наглядности, логического мышления и самостоятельности. Они должны самостоятельно осознавать и выполнять приемы сложения, а также догадываться о расположении шаров на ярусах, чтобы получить одну и ту же сумму. Также дети могут практиковать свои навыки сортировки и классификации, размещая шары на ярусах.

Какие методы можно использовать для руководства познавательной деятельностью младших школьников?

Для руководства познавательной деятельностью младших школьников можно использовать различные методы, такие как объяснительно-иллюстративный метод, игровой метод, метод проблемного обучения и многие другие. Каждый метод имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей и задач обучения.

В чем заключается объяснительно-иллюстративный метод?

Объяснительно-иллюстративный метод основывается на выполнении действий по образцу. В данном методе учитель объясняет материал, используя наглядные средства, такие как рисунки, схемы, демонстрационные модели и примеры. Это помогает ученикам лучше понять и запомнить информацию.

Какая характерная черта объяснительно-иллюстративного метода?

Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу. Учитель показывает детям, как нужно выполнять определенные действия, и дети повторяют за ним. Это помогает им лучше понять и запомнить материал, так как они видят его в живом действии.

Каким образом можно применить объяснительно-иллюстративный метод для обучения сложению?

Один из способов применения объяснительно-иллюстративного метода для обучения сложению может быть игровая активность, в которой детям предлагается составить пирамиду из шаров таким образом, чтобы количество шаров на каждом ярусе дополняло количество шаров на предыдущем до 10. Это поможет детям осознать приемы сложения и понять, как числа объединяются для образования суммы.