"Возрастная психология".

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 4040 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 26.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Обзор психологической литературы по возрастной психологии
1.1. Характеристика молодости как возрастного периода
1.2. Зрелость как возрастной этап личности
1.3. Интеллектуальное развитие в период взрослости
1.4. Когнитивное развитие в период «взрослости»
1.5. Развитие самооценки, самоанализа и самосознания в период взрослости
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование личностного развития в различные возрастные периоды
2.1. Описание экспериментального исследования
2.2. Описание полученных результатов
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Молодость считается оптимальным временем для самореализации.
3. Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.
4. Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
5. До 35 лет происходит становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека; в период между 26 и 35 годами повышается интегрированность межфункциональной системы; в период между 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жёсткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что имеют место высокая интеллектуальная активность и продуктивность в привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности.
6. Суть когнитивного развития в период взрослости заключается не в расширении круга способностей и не в изменении их структуры, а скорее, в гибком использовании интеллекта в разные периоды жизни человека.
7. Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Самооценка развивается в процессе становления личности.
8. В молодости начинается интенсивное развитие самооценки и других качеств личности, в зрелом возрасте происходит дальнейшее развитие всех личностных качеств.




















Глава 2. Экспериментальное исследование личностного развития в различные возрастные периоды
2.1. Описание экспериментального исследования
После анализа литературы по проблеме работы, нами было проведено экспериментальное изучение двух возрастных групп.
В экспериментальном исследовании участвовали 2 возрастные группы:
1 группа – молодые люди от 20 до 23 лет – 10 человек;
2 группа – взрослые люди от 45 до 50 лет – 10 человек.
Всего в диагностике участвовало 20 человек.
Экспериментальное исследование было направлено на изучение личностного развития личности, развития уровня самооценки, самосознания и т.д.
Нами были использованы следующие методики:
«Ваша самооценка».
Диагностика межличностных отношений (методика Т. Лири).
Описание методик см. в Приложении.













2.2. Описание полученных результатов
1.Анализ результатов методики «Ваша самооценка»
После обработки результатов теста, выявились следующие данные:
1 группа - молодые люди от 20 до 23 лет.
На 1 вопрос большинство респондентов ответили – «смущаетесь — вы не уверены, что они действительно вами заслужены» (46%).
На 2 вопрос большинство ответов было - «это просто ужас какой-то — все люди как люди, а я...» (44%).
На вопрос о том, довольны ли вы своим социальным положением, 53% респондентов ответили – отрицательно.
На 4 вопрос – считаете ли вы себя общительным человеком – большинство молодых людей ответили «конечно» (62%).
На вопрос «часто ли вы совершаете поступки, о которых потом жалеете» 47% респондентов – большинство, ответили «да».
На вопрос – «остроумные люди для вас», практически все испытуемые из данной группы ответили – «приятная компания» (64%).
На седьмой вопрос самым частым был ответ – затрудняюсь ответить (71%).
Таким образом, из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
Молодые люди от 20 до 23 лет обладают заниженной самооценкой по отношению к своей внешности, что свойственно данному возрастному периоду.
Практически все респонденты данной группы не удовлетворены своим социальным положением в обществе, что можно объяснить тем, что в данный возрастной период мало кто определяет свою жизненную позицию и понимает свои социальные желания.
Людей данной возрастной группы можно отнести к общительным людям, это, также, объясняется возрастным критерием.
Возрастной этап от 20 до 23 лет можно назвать этапом становления взрослой личности, выбором социальных приоритетов и связей.
Не смотря на полученные результаты по данной методике, можно говорить о том, что молодые люди, участвующие в экспериментальной работе, адекватны для своего возраста, и проходят процесс социализации, который характерен для данного возрастного этапа.
Результаты ответов 2 группы (взрослые люди от 45 до 50 лет), позволяют сделать следующие выводы:
Респонденты данной возрастной группы обладают адекватной самооценкой своей внешности и своих поступков.
Практически все респонденты данной группы удовлетворены своим социальным положением в обществе.
Люди данной возрастной группы не считают себя общительными людьми, а общаются только с теми, с кем интересно общаться и с кем сложились уже устоявшиеся отношения.
Возрастной этап от 45 до 50 лет можно назвать этапом устоявшейся социальной личности, с адекватным отношением к самому себе, к окружающим и т.д.
2. Анализ результатов методики Т. Лири
Результаты проведения представленной методики в группе молодых людей от 20 до 23 лет выглядят следующим образом:
- 28% имеют высокий уровень самооценки, не проявляют конфликтность в малой группе, социальность развита хорошо;
- 56% имеют средний уровень самооценки, периодически проявляют конфликтность в малых группах, развитие социальности находится на среднем уровне;
- 16% имеют низкий уровень самооценки, конфликтны, проявляют низкий уровень социальности в общении в малой группе.
Наглядно данные отражены в Гистограмме 1.
Гистограмма 1.

Таким образом, результаты по методике Т. Лири говорят о том, что у молодых людей, участвующих в экспериментальной работе, представления о себе, о своем идеальном «Я», отношения к самому себе находятся на адекватном уровне. Испытуемые мало конфликтны и проходят процесс социализации, который характерен для данной возрастной группы.
Результаты проведения представленной методики в группе зрелых людей от 45 до 50 лет выглядят следующим образом:
- 53% имеют высокий уровень самооценки, практически не проявляют конфликтность, адекватны при общении в малой группе, процесс социализации находится на уровне, характерном для зрелых людей;
- 27% имеют средний уровень самооценки, периодически проявляют конфликтность в малых группах, процесс социализации находится на уровне, который немного не соответствует зрелому человеку;
- 20% имеют низкий уровень самооценки, конфликтны, проявляют низкий уровень социальности в общении в малой группе.
Наглядно данные отражены в Гистограмме 2.
Гистограмма 2.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование развития личности в разные возрастные периоды показало, что каждый возрастной период обладает своими особенностями и спецификой.












Заключение
В заключение нашей работы еще раз повторим, что проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.
Процесс развития взрослых с точки зрения психологии рассматривается как важный и выражается дискретно (прерывисто) по сравнению с развитием ребенка.
До настоящего времени при изучении психологии взрослого выхватывался то один, то другой возрастные срезы. До сих пор не представлена общая картина возрастного развития от 18 лет до возраста геронтопсихологии. На сегодняшний день в психологии взрослых больше вопросов, чем ответов.
Все, что связано с психологией взрослого человека нечетко, неясно и противоречиво излагается, потому что психология взрослого - одна из наименее разработанных возрастных психологий. И не смотря на то, что проводилось очень большое количество исследований в этой области, сам феномен взрослости остается мало изучен.
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что в период взрослости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности.
Период взрослости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений.
Период взрослости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.




















Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология М., 1999, - 138 с.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969. – 169 с.
Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии. 1973. №4. с. 173-180.
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: 1999. - 609 с.
Бертин А. Возможности развития. МНПО «Жизнь» 1992, - 293 с.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. – 213 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. – 421 с.
Лебедев В.И. Познание личности. М., 2003. - 352с.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977. с.278
Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. с. 108-117.
Немов Р.С. Психология. - М., 1995. - 492 с.
Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. с. 200-230.
Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. № 2. с. 58-65.
Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. - 418 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М., 1997. – 352 с.























ПРИЛОЖЕНИЕ




























1. «Ваша самооценка»
Самооценка не только свидетельствует об определенном отношении человека к себе, но и помогает предсказать отношение других людей к данной особе. Можно с уверенностью сказать, что человека с низкой самооценкой не ценит никто, кроме самых близких друзей. Ваша неуверенность в себе — своеобразный сигнал для окружающих. Ведь никто не знает вас лучше, чем вы сами. А вы заранее как бы расписываетесь в собственной несостоятельности, показывая свою неуверенность. Подумайте немного, кого вы считаете умным, щедрым, да каким угодно? Ответ, пришедший вам на ум в первую очередь, неверен. Все мы судим о других не только и не столько по реальным их качествам, а по тому, что они нам об этих качествах рассказывают или дают понять. Вы можете восхищаться добротой девушки, приходящей в ужас при виде нищих, бездомных животных, либо слушая ее громкие фразы о гуманности. Но очень может быть, что ее собственная кошка превратилась в суповой набор, обтянутый кожей, потому что ей лень ее покормить. Итак, предлагаем тест на определение вашей самооценки.
1. Когда вам доводится услышать лестные отзывы о себе, вы:
- испытываете недовольство — то, что люди говорят в качестве комплимента, простая констатация факта, а вам хочется большего;
- приятно, конечно, но все равно вряд ли кто-нибудь сумеет оценить вас по достоинству;
- радуетесь — вам приятно их слышать;
- смущаетесь — вы не уверены, что они действительно вами заслужены.
2. Что вы думаете о собственной внешности:
- гордитесь;
- она вам помогает производить на людей приятное впечатление;
- она вам нравится;
- если бы у вас были деньги на пластическую операцию, вы бы ее немедленно изменили;
- это просто ужас какой-то — все люди как люди, а я...
3. Довольны ли вы своим социальным положением:
- более чем;
- нет;
- в принципе да, но могло бы быть и лучше;
- нет, конечно, но куда же деваться;
- вам кажется, что на любом месте проблемы вас не оставят.
4. Можете ли вы назвать себя общительным человеком:
- если есть настроение, вы очень общительны;
- сложно сказать. Вы легко можете разговорить кого угодно и построить беседу так, чтобы она была интересна всем. Но вот желание так поступить испытываете не каждый день. Трудно встретить человека, стоящего того, чтобы метать перед ним бисер;
- конечно;
- наверное, нет — вы очень любите общение, но вам трудно раскрепоститься;
- вряд ли, да и кто захочет вас слушать.
5. Часто ли вы совершаете поступки, о которых потом жалеете:
- всегда были сторонником поговорки "снявши голову, по волосам не плачут". Раз сделали именно так, значит, сделали. Все равно уже ничего не изменишь;
- редко;
- не очень часто, но такое иногда случается;
- да;
- вы редко совершаете поступки, о которых потом не жалеете.
6. Остроумные люди для вас:
- сущее наказание — их шутки могут разрушить любую святыню;
- братья по разуму;
- приятная компания;
- постоянный источник неуверенности в себе — вы теряетесь на их фоне;
- загадка природы.
7. Самые значительные достижения в вашей жизни, которыми вы по праву гордитесь, на самом деле обусловлены:
- вашим умением вовремя понять суть происходящего и обратить все в свою пользу;
- вашими способностями;
- вашей трудоспособностью, умом и удачей;
- счастливым стечением обстоятельств;
- затрудняюсь ответить.
2. Диагностика межличностных отношений (методика Т. Лири):
Методика предназначена для исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе, а также изучения взаимоотношений в малых группах. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого. С помощью данного теста выявляется уровень самооценки испытуемого.














2

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология М., 1999, - 138 с.
2.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969. – 169 с.
3.Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии. 1973. №4. с. 173-180.
4.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: 1999. - 609 с.
5.Бертин А. Возможности развития. МНПО «Жизнь» 1992, - 293 с.
6.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб: Издательство "Питер", 2000. – 210 с.
7.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. – 213 с.
8.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. – 421 с.
9.Лебедев В.И. Познание личности. М., 2003. - 352с.
10.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977. с.278
11.Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. с. 108-117.
12. Немов Р.С. Психология. - М., 1995. - 492 с.
13. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. с. 200-230.
14. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. № 2. с. 58-65.
15. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. - 418 с.
16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М., 1997. – 352 с.

Вопрос-ответ:

Какие темы рассматриваются в главе 1 "Возрастная психология"?

В главе 1 "Возрастная психология" рассматриваются следующие темы: характеристика молодости как возрастного периода, зрелость как возрастной этап личности, интеллектуальное развитие в период взрослости, когнитивное развитие в период "взрослости", развитие самооценки, самоанализа и самосознания в период взрослости.

Что рассматривается в главе 2 "Возрастная психология"?

Глава 2 "Возрастная психология" посвящена экспериментальному исследованию личностного развития в различные возрастные периоды. В ней описываются различные эксперименты и исследования, направленные на изучение развития личности на разных этапах жизни.

Какие выводы можно сделать по первой главе "Возрастная психология"?

По первой главе "Возрастная психология" можно сделать следующие выводы: молодость является важным периодом развития личности, на этапе зрелости человек достигает определенной степени развития, интеллектуальное и когнитивное развитие продолжаются и проявляются в период взрослости, а также взрослый человек развивает самооценку, самоанализ и самосознание.