Особенности организации делопроизводства в 19 веке

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Документоведение
  • 2525 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 16.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Особенности организации делопроизводства в XIX веке
Содержание:
Введение
Глава 1: Государственное управление Российской Империи в XIX веке и общая организация делопроизводства
Глава 2: Новые тенденции в развитии документирования в России в XIX веке
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

В первой записывались указы и повеления, которые должны были исполняться в департаментах, во второй – документы, поступавшие от министра других учреждений и лиц, в третьей – секретные. Кроме того, для записей срочных («нужных») документов велся особый реестр, который находился у директора департамента.
После записи в общем журнале документы распределялись по отделениям, где регистрировались в частных журналах входящих документов. Подобным образом регистрировались и все исходящие документы.
В «Общем учреждении министерств» особым этапом делопроизводства объявлялась «ревизия дел». В учреждениях велись настольные реестры «для отметок о том, что по каждому делу учинено». В них снова указывалось, когда документ получен, когда должен быть доложен присутствию, когда и какое решение по нему принято, какие документы отправлены. Кроме того, велась «роспись нерешенным делам». Документы вносились в нее в порядке поступления и отмечалось, кем какой документ исполняется. Исполненные документы заносились в «роспись» или «опись делам решенным».
«Ревизию дел» - проверку исполнения документов – в министерстве проводили начальники отделений и директора департаментов, в присутственном месте – губернатор. Начальники отделений проверяли исполненные и неисполненные документы по столам и давали сведения директору департамента, которому предписывалось каждый месяц проводить проверку исполненных и неисполненных документов по регистрационным журналам и настольным реестрам и представлять об этом ведомости министру. На их основе в конце года в канцелярии составлялась общая ведомость по всем департаментам и канцелярии.
Программа ревизии дел в учреждениях определялась следующим образом. Проверялось: «1) В порядке ли дела содержатся. 2) Верно ли составляются им заглавия. 3) Нет ли медленности в делопроизводстве. 4) Не задерживается ли окончание дела требованием таких справок, в которых нет существенной надобности…»
Наконец, необходимо коснуться такой важной для современного общества сферы, как систематизация документов и организация их хранения. В настоящее время все больше трудностей возникает с поступлением дел от организаций и учреждений в государственные архивы, из-за чего пострадает, конечно же, историческая наука будущих поколений.
Современные исследователи подчеркивают значимость организации хранения документов и передачи дел в архив, так что этот момент деятельности государственных учреждений является весьма важным и без всякого сомнения актуальным. Так, Т.В. Кузнецов и С.Л. Кузнецов пишут: «Важно организовать правильное хранение документов так, чтобы в случае необходимости их можно было быстро найти. Еще более регламентирован этап отработки документов для архивного хранения. Помимо оперативного значения часть документов имеет научную, общественно-историческую ценность, определяемую по критериям, установленным архивными органами».
В делопроизводстве учреждений XIX в. были установлены четкая группировка документов в первичные комплексы и организация их хранения. Основным признаком группировки документов оставался предметно-вопросный, а главным видом первичных комплексов – дело. Корреспондентский и географический признаки применялись при формировании дел с перепиской присутственных мест и властей. По номинальному, авторскому и хронологическому признакам группировались внутренние документы. Такие документы, как представления министров, журналы, мемории Государственного совета, Комитета и Совета Министров, оформлялись раздельно по хронологии. Поэтому документы по одному вопросу, например разработке законопроекта, были разрознены. И в то же время эти документы могли быть соединены в одном деле. Инициативным документом в нем было представление министра; затем шли отзывы, проект указа, копия журнала или выписка из журнала.
К делам составлялись внутренние описи документов, в которых указывались дата поступления документа в учреждение, наименование вида, количество листов, страница дела и особые отметки. Благодаря этому обеспечивались сохранность документов и быстрота их поиска.
Все входящие и исходящие документы располагались внутри дела в хронологической последовательности. Листы дела нумеровались. На последней странице делалась заверительная надпись, в которой указывались количество пронумерованных листов, дата и подпись секретаря или столоначальника. Дела особой важности (к которым относились, например, уголовные, счетные и др.) прошнуровывались.
Название дела передавало его краткое содержание, которое писалось на особом листе в начале дела и на обложке. На обложке, кроме того, указывались наименование учреждения, где было дело заведено, даты его начала и окончания, количество листов. В XIX в. обложки дел уже часто оформлялись типографским способом.

Для хранения дел и деловых бумаг в каждом учреждении создавался архив, который делился на текущий и окончательный. Согласно законодательству текущий архив составляли документы и книги, которые нужны для справок и соображений по текущему производству дел, окончательный архив – дела, не подлежащие более решению и исполнению, т.е. не нужные для текущей справочной работы. В этот архив предписывалось сдавать дела по истечении трех лет.
В законах обращалось внимание на организацию тщательной подготовки и оформления дел к сдаче в архив. Указывалось, что сдаваемые в архив дела «должны быть содержимы в надлежащей исправности и порядке».
Характеризуя эволюцию систему делопроизводства в России во второй половине XIX века, нельзя не отметить новые тенденции в развитии документирования. Радикальные изменения в технике связи и появление механического транспорта способствовали новой организации почтового дела. Новые средства связи – телеграф, телефон – привели к новым способам передачи информации, созданию новых видов документов – телеграмм и телефонограмм. Возникают также такие способы документирования, как фотография, звукозапись, которые связаны не с появлением не только нового метода фиксации информации, но и новых видов документов – фотодокументов, фонограмм.
Происходят существенные изменения в способе изготовления документов. К документам, создаваемым ручным способом, прибавилась машинописная документация. Изобретение пишущих машин, множительных аппаратов (гектографа, шапирографа, ротатора) решало проблему размножения документов. Пишущие машины позволили по-новому решить многие вопросы документирования: упразднилась должность переписчиков, улучшился внешний вид документа, облегчилось его прочтение. Все это было проявлением вступления российской государственной машины (в том числе и в сфере делопроизводства) на путь модернизации.

Заключение
В заключение данной работы нам хотелось бы подчеркнуть несомненный качественный характер изменений, произошедших в сфере организации делопроизводства в Российской Империи на протяжении XIX века. Этот прогресс выразился не только и даже не столько в применении новых технических приспособлений, облегчавших работу служащих, но скорее в модернизированном характере делопроизводства. У этого процесса было несколько аспектов: так, например, к концу XIX века профессиональные служащие с хорошими навыками документирования были востребованы не только в государственных учреждениях, но и в частных компаниях (во многом это было вызвано стремительным расширением капиталистического сектора в экономике пореформенной России).
Другой важной чертой явилась все более строгая и детальная регламентация делопроизводства, которая, в свою очередь, была связана и явлениями социально-политического плана на макроуровне. Расширение границ империи, постепенный отказ от средневекового феодального (сословного) общества и вступление на путь социальной модернизации сделали необходимым развитие чиновников-делопроизводителей, их профессионализацию.
Среди других важных моментов хотелось бы еще раз отметить, что проведенное нами исследование не является только схоластическим изучением исторической реальности. Без сомнения, современные специалисты в сфере документационного обеспечения управления ориентируются прежде всего на новейшую технику и методики организации работы. Однако многие исследователи подчеркивают, что почти всех своих ошибок современные чиновники и секретари могли бы избежать, памятуя о тех ошибках, которые уже были совершены в имперской России. Так, В.И. Андреева, подчеркивая особенную роль кадровой документации (которая, как мы постарались показать, имела немалое значение и в XIX в.), пишет об актуальности исследований в сфере организации делопроизводства: «кадровая документация, всегда игравшая существенную роль в жизни каждого трудоспособного человека в нашей стране, продолжает оставаться актуальной…»
Более того, как бы нам ни казалось это парадоксальным и странным, наши современные методики и специфика организации делопроизводства уходит корнями в нашу историю (это хорошо показала в своей работе Г.И. Булгина). Синтез наших знаний об историческом аспекте организации делопроизводства в России в разные века поможет нам продвинуться в будущее с большим запасом энергии и сил.


Список использованных источников и литературы
Андреева В.И., Делопроизводство в кадровой службе. М. : Бизнес школа "Интел-Синтез", 2000. - 251 с.
Булдина Г.И., Историческая практика делопроизводства. М.: МГУКИ, 2003. – 34 с.
Илюшенко М.П., История делопроизводства в дореволюционной России. М.: РГГУ, 1993. – 79 с.
Кузнецов И.Н., Делопроизводство: Учеб.-справ. пособие. М. : Дашков и Ко, 2006. - 519 с.
Кузнецова Т.В., Кузнецов С.Л., Кадровое делопроизводство (традиционные и автоматизированные технологии) М.: Интел-синтез АПР, 2005. - 399 с.
Пшенко А.В., Делопроизводство: Документационное обеспечение работы офиса. М.: Академия, 2003. – 174 с.







Кузнецова Т.В., Кузнецов С.Л., Кадровое делопроизводство (традиционные и автоматизированные технологии) М.: Интел-синтез АПР, 2005. - 5 с.
Илюшенко М.П., История делопроизводства в дореволюционной России. М.: РГГУ, 1993. – 3 с.
Там же.
Илюшенко М.П., Указ. соч. -4 с.
Там же. – 5 с.
Илюшенко М.П., Указ. соч. -52 с.
Там же. – 52-53 с.
Булдина Г.И., Историческая практика делопроизводства. М.: МГУКИ, 2003. – 20 с.
Там же.
Илюшенко М.П., Указ. соч. – 55 с.
Там же.
Пшенко А.В., Делопроизводство: Документационное обеспечение работы офиса. М.: Академия, 2003. – 49 с.
Там же.
Там же.
Булдина Г.И., Указ. соч. – 20 с.
Илюшенко М.П., Указ. соч. – 58-59 с.
Илюшенко М.П., Указ. соч. – 59 с.
Илюшенко М.П., Указ. соч. – 60 с.
Там же. – 63 с.
Илюшенко М.П., Указ. соч. – 65 с.
Там же.
Кузнецова Т.В., Кузнецов С.Л., Указ. соч. - 6 с.
Илюшенко М.П., Указ. соч. – 65-66 с.
Илюшенко М.П., Указ. соч.- 67 с.
Илюшенко М.П., Указ. соч. – 70-71 с.
Кузнецов И.Н., Делопроизводство : Учеб.-справ. пособие. М. : Дашков и Ко, 2006. - 2 с.
Андреева В.И., Делопроизводство в кадровой службе. М. : Бизнес школа "Интел-Синтез", 2000. - 12 с.
Булгина Г.И., Указ. соч.












2

Список использованных источников и литературы
1.Андреева В.И., Делопроизводство в кадровой службе. М. : Бизнес школа "Интел-Синтез", 2000. - 251 с.
2.Булдина Г.И., Историческая практика делопроизводства. М.: МГУКИ, 2003. – 34 с.
3.Илюшенко М.П., История делопроизводства в дореволюционной России. М.: РГГУ, 1993. – 79 с.
4.Кузнецов И.Н., Делопроизводство: Учеб.-справ. пособие. М. : Дашков и Ко, 2006. - 519 с.
5.Кузнецова Т.В., Кузнецов С.Л., Кадровое делопроизводство (традиционные и автоматизированные технологии) М.: Интел-синтез АПР, 2005. - 399 с.
6.Пшенко А.В., Делопроизводство: Документационное обеспечение работы офиса. М.: Академия, 2003. – 174 с.





Вопрос-ответ:

Какие были особенности организации делопроизводства в Российской Империи в XIX веке?

Особенности организации делопроизводства в XIX веке в Российской Империи включали разделение документов на три категории, в каждой из которых записывались определенные виды документов.

Какие типы документов записывались в первую категорию делопроизводства в XIX веке?

В первую категорию записывались указы и повеления, которые должны были исполняться в департаментах.

А какие документы входили во вторую категорию делопроизводства в XIX веке?

Во вторую категорию входили документы, поступавшие от министра других учреждений и лиц.

А что записывалось в третью категорию делопроизводства в XIX веке в Российской Империи?

В третью категорию записывались документы, связанные с исполнением указов, повелений и документов из первых двух категорий.

Какие новые тенденции в развитии документирования появились в России в XIX веке?

В XIX веке появились новые тенденции в развитии документирования, такие как усовершенствование системы делопроизводства, внедрение новых форматов документов и создание специализированных учреждений для работы с документами.

Каким образом осуществлялось государственное управление Российской Империи в XIX веке?

Государственное управление в XIX веке осуществлялось через систему указов и повелений, которые записывались в первую книгу делопроизводства и должны были исполняться в соответствующих департаментах.

Какие документы записывались в книгу делопроизводства в XIX веке?

В первую книгу делопроизводства в XIX веке записывались указы и повеления, которые должны были исполняться в департаментах. Во вторую книгу записывались документы, поступавшие от министра других учреждений и лиц, а в третью книгу – оставленные для исполнения документы.

Какие новые тенденции в развитии документирования возникли в России в XIX веке?

В XIX веке в России появились новые тенденции в развитии документирования. Одной из них было создание специальных архивных и библиотечных учреждений, где хранились и систематизировались документы. Также внедрялись новые формы документирования, например, учреждались почтовые и телеграфные департаменты для передачи документов с использованием новых технологий.

Какие принципы лежали в основе организации делопроизводства в России в XIX веке?

В организации делопроизводства в России в XIX веке были основные принципы: централизация управления, единоначалие, единообразие документирования. Все документы должны были быть записаны в специальные книги делопроизводства, которые хранились в соответствующих учреждениях.

Существовала ли система контроля за делопроизводством в XIX веке?

Да, в XIX веке в России существовала система контроля за делопроизводством. Она включала в себя назначение специальных служащих, которые следили за правильностью оформления и исполнения документов, а также проводили регулярные проверки делопроизводства.