Свободные экономические зоны, сущность и цели создания

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Международные экономические отношения
  • 2222 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 26.03.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Сущность СЭЗ
1.1. Понятие СЭЗ
1.2. Цели создания СЭЗ
1.3. Разновидности СЭЗ
2. Особые экономические зоны РФ
3. Недостатки российских СЭЗ и возможности их применения
3.1. Недостатки российских СЭЗ
3.2. Возможности применения режима СЭЗ в России
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, могут успешно функционировать СЭЗ, созданные на территории, имеющей какие-либо специфические характеристики. В Российской Федерации примером такой территории служит Калининградская область, которая, будучи оторванной от основной территории страны, является эксклавом. Географическая удаленность области обусловливает низкую рентабельность ее хозяйственных операций с остальной территорией страны из-за высоких транспортных издержек и сложностей, связанных с транзитом. Преимущества данной территории в аспекте создания СЭЗ увеличиваются в связи с тем, что Калининградская область наиболее приближена к западноевропейскому региону - одному из ведущих центров мировой экономики. СЭЗ в Калининградской области в настоящее время функционирует неэффективно, однако в будущем есть возможности значительно полнее использовать ее потенциал.
Заключение
Рассматривая СЭЗ как важную составную часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования СЭЗ во многих странах мира свидетельствует об их ограниченном влиянии на развитие национальной экономики, об их использовании в достаточно жестко запрограммированном направлении. Как отмечалось выше, в промышленно развитых странах СЭЗ представляют собой инструменты урегулирования некоторых проблем региональной политики (подъем депрессивных отраслей, выравнивание межрегиональных различий и др.), а также стимулирования внешнеторговых связей.
В ряде развивающихся стран Азии и Дальнего Востока создание СЭЗ используется гораздо шире; подобная практика стала важным элементом промышленной внешнеэкономической, научно-технической политики. Именно здесь СЭЗ имеют явно энклавный характер, представляя «полюса экономического роста». В развивающихся странах Латинской Америки политика свободных зон охватывает региональные и внешнеэкономические приоритеты.
При «блочном» поэтапном строительстве рыночной экономики СЭЗ, как свидетельствует мировая практика, например опыт Китая, сравнительно длительное время остаются «вещью в себе», а отнюдь не «полюсами роста», распространяющими свое влияние на остальное экономическое пространство. В условиях «широкозахватного» метода строительства рыночной экономики СЭЗ не могут не привлекать помимо позитивного предпринимательства многочисленные криминальные элементы, оставаясь также достаточно длительный период образованиями анклавного характера.
Критически оценивая мировой опыт создания и функционирования СЭЗ, можно предположить, что для России, обладающей многообразными отраслевыми, транспортно-региональными и другими особенностями, механизм свободных зон может стать важной составной частью национальной стратегии развития.
Характеризуя нынешнюю ситуацию с организацией и функционированием СЭЗ в России, можно констатировать, что они находятся в стадии становления, определения своей тактики, выбора приоритетов и ориентации. Без существенной поддержки государства этот период может сильно затянуться, оставив многие проекты нереализованными. Ожидания эффективных результатов от СЭЗ могут смениться разочарованиями, отказом от самой идеи.
СЭЗ в России при использовании их государством в качестве механизма селективной либерализации инвестиционного климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, представлять собой «ловушки» для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны способствовать сосредоточению технико-технологических инноваций, освоению современного рыночного механизма хозяйствования.
Организация СЭЗ в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство как средство интенсификации ее международных экономических связей.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 30.12.2006г. № 6-ФКЗ // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» от 19.08.2005г. № 530 в ред. от 31.07.2006г. № 470 // http://www.consultant.ru.
Указ Президента Российской Федерации «О федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» от 22.07.2005г. № 855 // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003г. № 164-ФЗ в ред. от 02.02.2006г. № 19-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006г. № 16-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «Об особой экономической зоне в Магаданской области» от 31.05.1999г. № 104-ФЗ в ред. от 19.12.2006г. № 238-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005г. № 116-ФЗ в ред. от 18.12.2006г. № 232-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ в ред. от 05.02.2007г. № 13-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии «О принятии и введении в действие ОКВЭД» от 06.11.2001г. № 454-ст // http://www.consultant.ru.
Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2005.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.
Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны. – М.: Инфра-М, 1998.
Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – СПб.: Питер, 2001.
Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. – Мн.: «ФУАинформ», 2006.
Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны (методические и организационные основы). – М.: Прогресс, 2004.
Зименков Р.И. Свободные экономические зоны (опыт США) // США: экономика, политика, идеология. №8, 2005.
Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. №12, 1994.
Шеховцов А., Шестакова М., Громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы развития в России // Вопросы экономики. №10, 2000.
Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – СПб.: Питер, 2001. С. 37.
Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2005. С. 47.
Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны (методические и организационные основы). – М.: Прогресс, 2004. С. 5.
Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны. – М.: Инфра-М, 1998. С. 8.
Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. – Мн.: «ФУАинформ», 2006. С. 15.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. С. 160.
Авдокушин Е.Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. М., 2003. С. 15.
Федеральный закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005г. № 116-ФЗ в ред. от 18.12.2006г. № 232-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 2.
Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии «О принятии и введении в действие ОКВЭД» от 06.11.2001г. № 454-ст // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005г. № 116-ФЗ в ред. от 18.12.2006г. № 232-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 30.12.2006г. № 6-ФКЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 112.
Указ Президента Российской Федерации «О федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» от 22.07.2005г. № 855 // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» от 19.08.2005г. № 530 в ред. от 31.07.2006г. № 470 // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003г. № 164-ФЗ в ред. от 02.02.2006г. № 19-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ в ред. от 05.02.2007г. № 13-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Там же.
Федеральный закон Российской Федерации «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006г. № 16-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 9.
Федеральный закон Российской Федерации «Об особой экономической зоне в Магаданской области» от 31.05.1999г. № 104-ФЗ в ред. от 19.12.2006г. № 238-ФЗ // http://www.consultant.ru.












2

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 30.12.2006г. № 6-ФКЗ // http://www.consultant.ru.
2.Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» от 19.08.2005г. № 530 в ред. от 31.07.2006г. № 470 // http://www.consultant.ru.
3.Указ Президента Российской Федерации «О федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» от 22.07.2005г. № 855 // http://www.consultant.ru.
4.Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003г. № 164-ФЗ в ред. от 02.02.2006г. № 19-ФЗ // http://www.consultant.ru.
5.Федеральный закон Российской Федерации «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006г. № 16-ФЗ // http://www.consultant.ru.
6.Федеральный закон Российской Федерации «Об особой экономической зоне в Магаданской области» от 31.05.1999г. № 104-ФЗ в ред. от 19.12.2006г. № 238-ФЗ // http://www.consultant.ru.
7.Федеральный закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005г. № 116-ФЗ в ред. от 18.12.2006г. № 232-ФЗ // http://www.consultant.ru.
8.Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ в ред. от 05.02.2007г. № 13-ФЗ // http://www.consultant.ru.
9.Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии «О принятии и введении в действие ОКВЭД» от 06.11.2001г. № 454-ст // http://www.consultant.ru.
10.Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2005. – 394 с.
11.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 832 с.
12.Большой экономический словарь / Под ред. А.Б. Борисова. – М.: Книжный мир, 2005. – 860 с.
13.Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны. – М.: Инфра-М, 1998. -330 с.
14.Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – СПб.: Питер, 2001. – 402 с.
15.Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. – Мн.: «ФУАинформ», 2006.
16.Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны (методические и организационные основы). – М.: Прогресс, 2004. – 355 с.
17.Зименков Р.И. Свободные экономические зоны (опыт США) // США: экономика, политика, культура. №8, 2005.
18.Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. №12, 1994.
19.Шеховцов А., Шестакова М., Громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы развития в России // Вопросы экономики. №10, 2000.

Вопрос-ответ:

Свободные экономические зоны - что это такое?

Свободные экономические зоны (СЭЗ) - это особые территории с определенными фискальными и таможенными льготами, предназначенные для развития экономики региона.

Какие цели преследуются при создании свободных экономических зон?

Основные цели создания свободных экономических зон заключаются в привлечении инвестиций, стимулировании экономического роста, увеличении экспорта и создании новых рабочих мест.

Какие типы свободных экономических зон существуют?

Существуют различные разновидности свободных экономических зон, такие как индустриальные зоны, портовые зоны, технологические парки, экспортно-ориентированные зоны и другие.

Какие особые экономические зоны существуют в России?

В России существуют различные особые экономические зоны, такие как ТОРы (территории опережающего развития), ОЭЗ (особые экономические зоны), промышленно-производственные парки и другие.

Каковы недостатки российских свободных экономических зон? Есть ли возможности их улучшения?

Некоторые из недостатков российских свободных экономических зон включают сложную бюрократическую процедуру создания, ограниченные льготы и недостаточную прозрачность. Однако существуют возможности улучшения, такие как упрощение процедуры создания и предоставление более привлекательных льгот для инвесторов.

Что такое свободные экономические зоны?

Свободные экономические зоны (СЭЗ) - это особые территории, где действуют особые экономические правила и условия для привлечения инвестиций и развития экономики. На таких территориях предоставляются различные преференции и льготы для компаний и предпринимателей.

Каковы цели создания свободных экономических зон?

Основная цель создания свободных экономических зон - привлечение инвестиций и стимулирование экономического роста. СЭЗ создаются с целью привлечения иностранных инвесторов, развития экспорта, создания новых рабочих мест и технологического развития.

Какие разновидности свободных экономических зон существуют?

Существуют разные разновидности свободных экономических зон, включая промышленные зоны, технологические зоны, свободные торговые зоны и другие. Каждая разновидность СЭЗ имеет свои особенности и условия для привлечения инвестиций и развития определенных отраслей экономики.

Что представляют собой особые экономические зоны в России?

В России особые экономические зоны (ОЭЗ) - это территории, на которых предоставляются особые условия для предпринимательской деятельности. На таких территориях действуют льготы и преференции для инвесторов и компаний, что стимулирует их развитие и привлечение инвестиций.

Какие недостатки имеют российские особые экономические зоны?

Недостатками российских особых экономических зон могут быть низкая эффективность и слабое привлечение инвестиций. Также, некоторые зоны могут быть неэффективно использованы и не оправдать ожидания по развитию. Тем не менее, существуют возможности для улучшения режима СЭЗ в России и его применения в различных отраслях экономики.

Что такое свободные экономические зоны?

Свободные экономические зоны (СЭЗ) - это определенные территории или районы, где действует особый режим экономической деятельности. Они создаются с целью привлечения инвестиций, развития экономики, создания новых рабочих мест.

Какие цели преследуются при создании свободных экономических зон?

Основные цели создания свободных экономических зон включают: привлечение инвестиций, развитие экспорта, развитие инноваций, создание новых рабочих мест, улучшение инфраструктуры и развитие общественного благосостояния.