Представление у мужчин и женщин о смысле жизни.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 3131 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 30.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ литературы по теме представления о смысле жизни
1.1. Понятие смысловой регуляции
1.2. Понятие смысла жизни
1.3. Психологические теории о смысле жизни
Глава 2. Экспериментальное исследование представления о смысле жизни у мужчин и женщин
2.1. Программа исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Низкий уровень развития субъекта жизни детерминирован недостаточной включенностью смысла жизни в систему психической регуляции жизненного пути; низким уровнем общей осмысленности жизни; ориентацией личности на индивидуальные потребности, а не на общезначимые ценности; неосознанностью или неглубоким пониманием содержания смысла жизни.
Экспериментальное исследование представлений о смысле жизни у мужчин и женщин позволяет сделать следующие выводы. Показатели осмысленности жизни сильнее выражены у мужчин, данный результат получен в обеих возрастных группах: 25-30 и 30-35 лет. Во второй возрастной группе различия между показателями осмысленности жизни у мужчин и женщин сильнее различаются. Мужчинам более свойственно наличие в жизни целей в будущем. Процесс жизни воспринимается ими как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Мужчинам свойственна более высокая удовлетворенность прожитой частью жизни, оценка пройденного отрезка жизни более высокая. Им свойственно представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Полученные результаты позволяют подтвердить гипотезу исследования.
Список литературы

Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. -СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. - 1998. - № 1. -С. 15-26.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- СПб., 2001.- 272 с.
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. - 1997. -№ 5. - С. 3 - 19.
Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001.-304 с.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 368 с.
Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. -М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. - 135 с.
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни/ К.В.Карпинский. -Гродно: ГрГУ, К21 2002. - 276с.
Карпова Н.Л. Мотивационная включенность и динамика осоз-навания жизненных смыслов в процессе социореабилитации // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. - М.: ПИ РАО, 1997.-С. 11-127.
Кон И.С. Жизненный путь личности как предмет междисциплинарного исследования // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2000. - С. 269 - 279.
Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 1995.-№ 1. - С. 5-12.
Кроник А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции: Дис. ... докт. психол. наук в виде научного доклада. - М.: ИП РАН, 1994. - 71 с.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 1999.-560 с.
Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. - 1997. - Т. 19. -№ 6. - С. 13 - 27.
Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. - 1993.-№ 1.-Т. 14.-С. 150-155.
Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. - 1985. - № 1.
Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997.-430 с.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. ( М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер, 2002 — 720 с.
Теории личности: Сравнительный анализ (пер. с англ. Авидон И.Ю., Батустин А.Н., Румянцева П.В.) Серия: Мэтры мировой психологии. Мадди С. СПб., 2002— 814 с.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989.-208 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
Фрейджер Р., Фрейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упраженения. - СПб.: Прайм, 2001. - 864 с.
Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. - 272 с.
Чудновский В.Э. Смысл жизни как психологическая реальность // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. - М.: ПИ РАО, 1997. -С. 14-22.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.-560 с.
Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М.: Наука, 1996.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 1998. - 575 с.
Приложения

Приложение 1. Бланк СЖО


Обычно мне очень скучно. 3 2 1 0 1 2 3 Обычно я полон энергии. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей. 3 2 1 0 1 2 3 Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.
В жизни я не имею определенных целей и намерений. 3 2 1 0 1 2 3 В жизни я имею очень ясные целя и намерения.
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной.
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. 3 2 1 0 1 2 3 Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. 3 2 1 0 1 2 3 Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. 3 2 1 0 1 2 3 Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.
Моя жизнь пуста и неинтересна. 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь наполнена интересными делами.
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. 3 2 1 0 1 2 3 Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. 3 2 1 0 1 2 3 Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. 3 2 1 0 1 2 3 Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
Я человек очень обязательный. 3 2 1 0 1 2 3 Я человек совсем не обязательный.
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. 3 2 1 0 1 2 3 Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. 3 2 1 0 1 2 3 Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей. 3 2 1 0 1 2 3 В жизни я нашел свое призвание и целя.
Мои жизненные взгляды еще не определились. 3 2 1 0 1 2 3 Мои жизненные взгляды вполне определились.
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. 3 2 1 0 1 2 3 Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. 3 2 1 0 1 2 3 Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.
Приложение 2.

номер группа пол возраст 1. Цели 2. Процесс 3. Результат 4. Локус контроля -Я 5. Локус контроля -жизнь Общий ОЖ 1 1 2 25 35 30 19 20 30 103 2 1 2 29 31 32 23 20 23 99 3 1 2 30 28 32 23 21 33 107 4 1 2 27 25 30 19 18 31 84 5 1 2 25 28 33 27 19 32 87 6 1 2 25 25 28 22 19 28 82 7 1 2 26 29 34 24 21 30 85 8 1 2 29 29 25 21 17 27 83 9 1 2 26 29 32 25 22 25 85 10 1 2 27 23 29 20 16 29 91 11 1 2 30 24 23 27 17 34 98 12 1 2 29 35 24 28 20 33 87 13 1 2 29 33 25 20 20 34 91 14 1 2 29 33 31 19 22 31 100 15 1 2 27 32 28 19 19 30 103 16 1 2 29 23 22 23 17 27 81 17 1 2 25 26 31 25 19 24 81 18 1 2 28 23 32 21 15 29 103 19 1 2 27 25 34 23 21 23 87 20 1 2 29 25 23 21 17 28 105 21 2 1 30 29 27 21 19 26 108 22 2 1 30 32 34 25 24 31 113 23 2 1 26 36 34 23 22 26 94 24 2 1 28 28 27 25 23 35 95 25 2 1 30 36 30 29 22 31 88 26 2 1 26 30 28 25 19 25 107 27 2 1 28 28 35 27 18 31 103 28 2 1 26 32 28 23 19 35 106 29 2 1 28 33 33 24 18 31 91 30 2 1 27 29 28 23 23 30 114 31 2 1 29 28 34 29 23 31 100 32 2 1 26 35 30 25 20 30 110 33 2 1 28 29 32 24 23 30 96 34 2 1 27 29 32 21 23 34 114 35 2 1 27 33 33 22 24 30 101 36 2 1 28 30 32 25 22 35 105 37 2 1 26 34 29 23 22 27 98 38 2 1 25 31 32 26 18 35 92 39 2 1 26 36 33 28 19 34 101 40 2 1 29 34 31 29 24 25 118 41 3 2 31 26 22 27 15 27 85 42 3 2 34 32 22 23 19 28 109 43 3 2 32 33 34 25 21 23 108 44 3 2 31 25 32 24 20 27 92 45 3 2 33 33 25 26 22 31 109 46 3 2 33 30 28 20 18 25 103 47 3 2 35 27 34 22 14 23 94 48 3 2 31 31 32 26 15 25 93 49 3 2 33 33 23 25 18 22 105 50 3 2 31 30 27 25 14 33 97 51 3 2 34 24 23 24 19 23 98 52 3 2 31 35 32 22 16 26 82 53 3 2 34 31 25 28 22 27 100 54 3 2 31 29 33 19 16 27 103 55 3 2 34 24 31 19 19 33 82 56 3 2 34 30 24 26 18 23 80 57 3 2 35 28 22 25 15 23 97 58 3 2 34 32 27 25 16 30 95 59 3 2 32 29 22 21 17 31 108 60 3 1 33 25 28 28 20 30 101 61 4 1 35 37 29 29 18 28 118 62 4 1 31 30 34 26 22 25 100 63 4 1 33 35 29 27 21 29 116 64 4 1 34 31 30 25 20 32 98 65 4 1 32 35 30 29 23 34 91 66 4 1 33 35 33 24 20 30 117 67 4 1 34 35 31 21 22 35 115 68 4 1 31 34 35 26 19 27 110 69 4 1 33 32 32 28 19 26 108 70 4 1 31 31 28 29 18 27 106 71 4 1 33 36 33 24 18 25 113 72 4 1 32 37 33 27 20 25 99 73 4 1 33 35 27 28 22 26 114 74 4 1 33 29 32 29 24 28 108 75 4 1 32 29 28 26 24 29 108 76 4 1 33 31 30 27 22 32 93 77 4 1 34 37 30 28 21 28 97 78 4 1 32 28 27 24 22 26 112 79 4 1 31 37 31 29 18 35 114 80 4 1 35 31 32 23 24 26 117



23

Список литературы
1.Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. -СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
2.Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. - 1998. - № 1. -С. 15-26.
3.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- СПб., 2001.- 272 с.
4.Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. - 1997. -№ 5. - С. 3 - 19.
5.Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001.-304 с.
6.Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
7.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
8.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 368 с.
9.Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. -М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. - 135 с.
10.Карпинский К.В. Человек как субъект жизни/ К.В.Карпинский. -Гродно: ГрГУ, К21 2002. - 276с.
11.Карпова Н.Л. Мотивационная включенность и динамика осоз-навания жизненных смыслов в процессе социореабилитации // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. - М.: ПИ РАО, 1997.-С. 11-127.
12.Кон И.С. Жизненный путь личности как предмет междисциплинарного исследования // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2000. - С. 269 - 279.
13.Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 1995.-№ 1. - С. 5-12.
14.Кроник А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции: Дис. ... докт. психол. наук в виде научного доклада. - М.: ИП РАН, 1994. - 71 с.
15.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 1999.-560 с.
16.Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. - 1997. - Т. 19. -№ 6. - С. 13 - 27.
17.Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. - 1993.-№ 1.-Т. 14.-С. 150-155.
18.Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. - 1985. - № 1.
19.Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997.-430 с.
20.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. ? М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
21.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер, 2002 — 720 с.
22.Теории личности: Сравнительный анализ (пер. с англ. Авидон И.Ю., Батустин А.Н., Румянцева П.В.) Серия: Мэтры мировой психологии. Мадди С. СПб., 2002— 814 с.
23.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989.-208 с.
24.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
25.Фрейджер Р., Фрейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упраженения. - СПб.: Прайм, 2001. - 864 с.
26.Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. - 272 с.
27.Чудновский В.Э. Смысл жизни как психологическая реальность // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. - М.: ПИ РАО, 1997. -С. 14-22.
28.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.-560 с.
29.Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М.: Наука, 1996.
30.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 1998. - 575 с.

Вопрос-ответ:

Какие понятия используются в литературе при описании смысла жизни?

В литературе о смысле жизни используются такие понятия, как смысловая регуляция и смысл жизни. Смысловая регуляция относится к способам, которыми люди стремятся придать своей жизни смысл и осмысленность. Смысл жизни определяется как индивидуальное восприятие и понимание целей и ценностей, которые делают нашу жизнь осмысленной и значимой.

Какие психологические теории существуют о смысле жизни?

Существует несколько психологических теорий о смысле жизни. Некоторые из них утверждают, что смысл жизни связан с достижением определенных целей и удовлетворением потребностей, другие считают, что смысл жизни заключается в поиске истинности и самоосознании, а еще другие сосредотачиваются на важности социальных связей и отношений.

Что включает в себя экспериментальное исследование представления о смысле жизни у мужчин и женщин?

Экспериментальное исследование представления о смысле жизни у мужчин и женщин включает в себя разработку программы исследования, выбор методов исследования, проведение самого исследования, а также анализ результатов. В данном случае исследование будет направлено на изучение различий в представлении о смысле жизни у мужчин и женщин.

Какие методы используются в исследовании представления о смысле жизни?

В исследовании представления о смысле жизни могут применяться различные методы, такие как опросы, анкетирование, интервью, анализ текстов и др. Эти методы помогают собрать информацию о восприятии и понимании смысла жизни у мужчин и женщин и выявить возможные различия.

Что такое смысловая регуляция?

Смысловая регуляция - это процесс, который позволяет человеку находить смысл и цель в своей жизни. Это своего рода руководство, которое помогает нам определиться с тем, что мы хотим достичь и какие ценности нам важны. Смысловая регуляция включает в себя осознание своих потребностей, ценностей, а также поиск и реализацию собственных целей.

Что означает понятие "смысл жизни"?

Понятие "смысл жизни" относится к основным вопросам философии, психологии и религии. Это важная категория, которая позволяет человеку понять, почему он существует, что является целью его существования и как он может найти счастье и удовлетворение в жизни. Смысл жизни может быть различным для каждого человека - для одного это могут быть семья и близкие отношения, для другого - свершения в работе или самовыражение через творчество. Важно найти свой собственный смысл жизни, чтобы жить полноценной и счастливой жизнью.

Какие психологические теории существуют о смысле жизни?

Существует несколько психологических теорий о смысле жизни. Некоторые из них говорят о том, что смысл жизни заключается в достижении определенной цели или реализации потенциала. Другие теории утверждают, что смысл жизни можно найти через служение другим людям или создание чего-то ценного для общества. Есть и такие теории, которые говорят о том, что смысл жизни может быть найден в религии или вере в более высшую силу. Важно отметить, что каждая теория имеет свои аргументы и подходы, и каждый человек может выбрать то, что ближе именно ему.

Что такое смысловая регуляция?

Смысловая регуляция - это процесс, при котором человек ищет и находит смысл в своей жизни и в различных ситуациях. Этот процесс позволяет человеку ориентироваться в мире, понимать свои цели и мотивы, а также определять свою жизненную позицию.

Как можно определить понятие смысла жизни?

Смысл жизни - это понятие, описывающее цель и назначение человеческой жизни. Определение смысла жизни может варьироваться в зависимости от культурных и религиозных убеждений каждого человека. Для одних смысл жизни может заключаться в достижении успеха и богатства, для других - в духовном развитии и служении другим.

Какие психологические теории существуют о смысле жизни?

Существует несколько психологических теорий о смысле жизни. Например, теория Логотерапии Виктора Франкла, которая утверждает, что смысл жизни можно найти через поиск собственной уникальности и выполнение задач, которые считаются важными. Теория Экзистенциальной психологии Логинова, которая указывает на важность самореализации и осознания собственных потребностей для нахождения смысла жизни.

Что показывает экспериментальное исследование представления о смысле жизни у мужчин и женщин?

Экспериментальное исследование представления о смысле жизни у мужчин и женщин позволяет выявить различия в их восприятии и приоритетах. Например, исследования могут показать, что у мужчин смысл жизни чаще связан с достижением успеха и материальных целей, а у женщин семья и отношения могут играть более важную роль. Также исследования могут помочь определить, какие факторы и условия влияют на уровень смысловой регуляции у разных полов.