понятие регионоведения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Регионоведение
  • 1111 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 16.04.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I Регионоведение в системе научных дисциплин
1.1.Понятие «регион» в регионоведении и смежных дисциплинах
1.2.Регионоведение как синтетическая научная дисциплина
Глава II Предмет и методы регионоведения
2.1.Объект и предмет регионоведения
2.2.Методы регионоведения
Заключение
Список литературы:


Фрагмент для ознакомления

Определённые научные факты могут быть получены в трёх ракурсах изучения: региональном, отраслевом и местном.
Важным методом для всех научных дисциплин связанных с пространством является картографический метод. Следует ещё назвать метод экономическо-математического моделирования (и вообще моделирования), вариантный метод, индексный метод, группу методов социологических исследований и проч.
Одним из наиболее продуктивных методов в области регионоведения является системный метод. Системный метод или метод системного анализа, по словам В.Г Игнатова, представляет собой «совокупность научных методов и практических приемов, которые могут быть использованы при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности, при управлении социально-экономическими, технологическими системами». Этот метод является самым продуктивным, например, при анализе регионального измерения международных отношений, «ибо включает в себя многое из того, что по отдельности реализуется в иных методиках. Кроме того, этот подход позволяет решать, наряду с теоретическими, вполне практические задачи, а среди них вычленять ключевые макрорегионы мира и уже на данном уровне анализировать, как изменяются общие закономерности применительно к более крупным, чем страны, географическим (и не только) образованиям».
Таким образом, регионоведение, как синтетическая наука не обладает своими собственными исследовательскими методами, а заимствует их у различных наук, в связи с которыми она находится. Не существует также каких-либо четких предписаний об использовании определённых методик. Часто выбор методики определяется в процессе изучения того или иного явления, в зависимости от характера и содержания исследуемого материала.

Заключение
Подводя итоги нашему реферативному исследованию, следует сказать, что понятие «регионоведение», является понятием не однозначным и многоаспектным, с чем связано различное его толкование. Многоаспектность его заключается в том, что регионоведение – синтетическая научная дисциплина, возникающая на стыке ряда наук, причем в зависимости от непосредственного материала число наук в соприкосновении с которыми регионоведение находится, может быть чуть ли не бесконечно. Это важная особенность регионоведения, являющегося, безусловно, самостоятельной областью знания, но, тем не менее, находящегося в постоянной связи и даже зависимости от других научных дисциплин.
Регионоведение – наука и учебная дисциплина, предметом изучения которой является регион, во всех нюансах этого понятия, т.е. реальный регион, скажем, субъект Российской Федерации, или абстрактный, умозримый, не укладывающийся в рамки политического или экономического региона, но выделяемый на основе массы факторов на это выделение влияющих.
В качестве методов, регионоведение, не имея своих специфических, использует методы фундаментальных наук, среди которых основное место занимает метод системного анализа.

Список литературы:
Барыгин И. Н. Актуальные проблемы международного регионоведения: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во СПбГУ , 2006. 545 с.
Введение в экономическую географию и региональную экономику России в 2 ч. – М., 2004. – Ч.1. – 430 с.
Воскресенский А.Д. Теоретико-прикладные аспекты регионального измерения международных отношений//Современные международные отношения и мировая политика. М., 2005. С. 494-500.
Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). М., Ростов н/Д., 2000. – 416 с.
Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика. М., 2005. – 336 с.
Регионоведение: Учебник для ВУЗов (под ред. Т.Г. Морозовой). – М., 2000. – 424 с.
Скопин А.Ю Введение в экономическую географию. М., 2001. – 272 с.
Скопин А.Ю. Региональная политика и экономическая безопасность России//Вопросы экономики. 1995. №1. С. 75-86.
Скопин А.Ю Введение в экономическую географию. М., 2001. С. 104.
Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). М., Ростов н/Д., 2000. С. 9.
Барыгин И.Н. Актуальные проблемы международного регионоведения. СПб., 2006. С. 38.

Введение в экономическую географию и региональную экономику России в 2 ч. – М., 2004. – Ч.1. С. 25.
Регионоведение: Учебник для ВУЗов (под ред. Т.Г. Морозовой). – М., 2000. С. 6.
Барыгин И.Н. Указ. Соч. С. 36.
Игнатов В.Г. Указ соч. С.22.
Воскресенский А.Д. Теоретико-прикладные аспекты регионального измерения международных отношений//Современные международные отношения и мировая политика. М., 2005. С. 494.












3

1.Барыгин И. Н. Актуальные проблемы международного регионоведения: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во СПбГУ , 2006. 545 с.
2.Введение в экономическую географию и региональную экономику России в 2 ч. – М., 2004. – Ч.1. – 430 с.
3.Воскресенский А.Д. Теоретико-прикладные аспекты регионального измерения международных отношений//Современные международные отношения и мировая политика. М., 2005. С. 494-500.
4.Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). М., Ростов н/Д., 2000. – 416 с.
5.Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика. М., 2005. – 336 с.
6.Регионоведение: Учебник для ВУЗов (под ред. Т.Г. Морозовой). – М., 2000. – 424 с.
7.Скопин А.Ю Введение в экономическую географию. М., 2001. – 272 с.
8.Скопин А.Ю. Региональная политика и экономическая безопасность России//Вопросы экономики. 1995. №1. С. 75-86.

Регионоведение как наука. Регионоведение в России














Доклад

Регионоведение как наука. Регионоведение в России

Введение

Регионоведение как современная наука и учебная дисциплина, призванная комплексно изучать регионы, живет сейчас в стадии становления и развития. Опираясь на достижения страноведения, ученые регионоведы уточняет их теоретико-методологические позиции. И речь идет в первую очередь о предмет, метод, принципы, цели и задачи регионоведения и его место среди других наук. И это, конечно, не является легкой задачей, которая быстро не решается.

Регионоведение-аналитическая вузовская дисциплина, изучающая внутренние и внешние факторы развития территориальных сообществ (геополитические, географические, экономические, социокультурные, конфессиональные и др.), региональных группировок, стран и их регионы как субъекты международных отношений и глобальной конкуренции. В отличие от географического страноведения широко использует системы подход. Базовый учебный курс регионоведения в рф лежит в основе вузовской специализации 350300 «Регионоведение», в которой ведется подготовка регионоведов-специалистов в области государственного управления и региональной политики.

По предмету регионоведение тесно пересекается с географической дисциплиной «Страноведение» (комплексное изучение стран, систематизация и обобщение данных о природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации), но не тождествена она, используя другие методы, которые, в частности, отражается в различиях выстраиваемых на их основе критериев классификации структур.

1. Развитие регионоведения

О том, что страны и регионы, необходимо всесторонне и тщательно изучить, люди поняли давно, в древности. Ее побуждало не только любопытство, но и растет практический интерес: научный, коммерческий, промышленный, часто и эгоистический, агрессивный. Таким образом, нынешняя регионоведение имеет богатую историю.

в общем признали его предшественник современного регионоведения наука, которая называется страноведением. Не тысячу лет, начиная с выдающихся древнегреческих ученых - историк Геродот (490-425, e.), географ и историк Страбон (63-23, e.) в системе географических наук страноведение занимают почетное место. Своих представителей - ученых, путешественников, любителей активно исследовали разные страны мира. В своем развитии страноведение изначально стремится быть комплексной, охватывающей все стороны изучаемых странах: природа, история, население, хозяйство, нравы, религия и так далее,