Платон об идеальном устройстве государства, трактат "Государство"

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История политических и правовых учений
  • 1919 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 04.07.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Укреплению идеального государства должна служить строгая система воспитания и образования, обеспечивающая достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Совокупность гимнастики, музыки и математике - обязательный круг образования, достаточный для стражей. Наиболее способные могут обучиться диалектике, после овладения которой они переходят в другую профессиональную группу - философов-правителей.
Весьма важна для жизни и благополучия общества потребность в специалистах военного дела. Но это уже не разряд среди прочих разрядов работников. Это особая, высшая в сравнении с ремесленниками часть общества, особый класс. Выделение воинов в особую отрасль общественного разделения труда необходимо не только ввиду важности их профессии, но и в силу особой ее трудности, требующей и особого внимания, и технического умения, и специальных знаний, специального опыта.
Платон постулирует для своего утопического государства полное якобы единомыслие его классов. Постулат этот обосновывается у него ссылкой на происхождение всех людей от общей матери-земли. Именно поэтому, считает Платон, воины должны считать всех остальных граждан этого государства своими братьями, но вразрез с этим постулатом работники хозяйственного труда третируются как люди низшей породы. Их следует охранять единственно для того, чтобы они могли без помех исполнять лежащие на них обязанности, но никак не ради их самих. Философы добиваются от воинов, чтобы те помогали им, как собаки помогают пастухам пасти стадо тружеников хозяйства.
Полная обособленность классов платоновского утопического государства сказывается даже во внешних условиях их существования. Так, воины не должны проживать в местах, где живут работники производительного труда. Постоянное местопребывание воинов - лагерь, расположенный так, чтобы, наблюдая и действуя из него, воинам было удобно возвращать к повиновению всех восставших против установленного порядка, а также легко отражать нападение неприятеля, откуда бы он ни явился.
Исследования отрицательных типов государств Платон вывел, будто основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем в господстве материальных интересов и в их влиянии на поведение людей.
В конце своего описания проектируемого им государства Платон самыми радужными красками изображает блаженную жизнь членов такого общества, особенно воинов-стражей. Жизнь их прекраснее жизни победителей олимпийских состязаний. Содержание, которое они получают как плату за свою деятельность по охране общества, дается и им самим, и их детям. Они почитаются при жизни, они удостаиваются почетного погребения после смерти.
Платона почти не занимают вопросы устройства жизни и труда производящего класса, вопросы его быта, его морального состояния. Платон оставляет за рабочими принадлежащее им имущество и лишь обусловливает пользование этим имуществом. Он ограничивает его условиями, которые продиктованы вовсе не заботой о жизни и благополучии рабочих, а только соображениями о том, что требуется для того, чтобы они хорошо и в достаточном количестве производили все необходимое для двух высших классов - правителей и воинов. Вот в общей форме эти условия.
Устранение из жизни рабочих главного источника нравственной порчи - противоположных полюсов богатства и бедности. Богатые ремесленники перестают радеть о своем деле, бедные и сами не в состоянии из-за отсутствия необходимых орудий хорошо работать и не могут хорошо обучать своей работе учеников.
Ограничение функций рабочего одним-единственным видом специализированного общественного труда. Это тот его вид, к которому работник наиболее способен по своим природным задаткам, но который определяется не им самим, а предписывается правителями государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В утопии Платона не только выражены представления философа об идеальном государственном порядке, но и отражены важнейшие черты действительного, реального античного полиса - далекие от намеченного идеала. Сам того не замечая и не желая, Платон обнажает классовое происхождение и классовую тенденцию своей утопии. Сквозь идеализирующие очертания изображаемой Платоном гармонии ясно проступает противоположность высших рабовладельческих классов и низших классов, резко обособленных друг от друга.
В идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов, но и члены двух высших классов не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все общество, все государство в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного члена. Все признаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит об этом наияснейшим образом. «Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить счастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением и необходимостью... и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности города».
Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.
Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализма и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называли платоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, в отличие от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства. Коммунизм Платона - и исторически, и политически не признавался советскими историками результатом исследования, а более того, такая формула считалась публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.
Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Платон Собрание сочинений в 3-х тт.. Т.3 (1). — М./Политиздат/1971 Кн.3
Асмус В.Ф. Платон. М./Мысль/ 1975- 187с.
История Древней Греции / под ред. В.И. Авдиева. М./Высшая школа/ 1972- 368с.
История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова в 3 т. М./Академкнига/ 1989.
История Древней Греции / под ред. В.И. Кузищина М./ Высшая школа/ 1996- 401с.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. М./Молодая гвардия/ 1993- 225с.
Платон. Сочинения в 3-х тт.Т.3 (1). — М./Политиздат/1971
Таруашвили Л.И. Искусство Древней Греции: Словарь. Языки славянской культуры.2004-209с.


История Древней Греции / под ред. В.И. Авдиева. М./Высшая школа/ 1972. С.57-58

В частности, Белов А.В. Философия и методология науки. Философия. Пособие для аспирантов. ООО "ЦВВР"2004
Таруашвили Л.И. Искусство Древней Греции: Словарь. Языки славянской культуры.2004 С.83


Платон Собрание сочинений в 3-х тт.. Т.3 (1). — М./Политиздат/1971 Кн.1 С.82
Платон Собрание сочинений в 3-х тт.. Т.3 (1). — М./Политиздат/1971 Кн.1 С.46
Там же. С.51
Платон Собрание сочинений в 3-х тт.. Т.3 (1). — М./Политиздат/1971 Кн.3 С.169














3

1.Платон Собрание сочинений в 3-х тт.. Т.3 (1). — М./Политиздат/1971 Кн.3
2.Асмус В.Ф. Платон. М./Мысль/ 1975- 187с.
3.История Древней Греции / под ред. В.И. Авдиева. М./Высшая школа/ 1972- 368с.
4.История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова в 3 т. М./Академкнига/ 1989.
5.История Древней Греции / под ред. В.И. Кузищина М./ Высшая школа/ 1996- 401с.
6.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. М./Молодая гвардия/ 1993- 225с.
7.Платон. Сочинения в 3-х тт.Т.3 (1). — М./Политиздат/1971
8.Таруашвили Л.И. Искусство Древней Греции: Словарь. Языки славянской культуры.2004-209с.


Вопрос-ответ:

Что предлагает Платон для укрепления идеального государства?

Платон предлагает строгую систему воспитания и образования, которая обеспечит достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий.

Какое образование соответствует каждому сословию?

Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Стражам достаточно совокупности гимнастики, музыки и математики, однако наиболее способные могут обучиться диалектике.

Что дает обучение диалектике?

После овладения диалектикой, стражи переходят на более высокий уровень образования, что помогает им лучше понимать мир и принимать обоснованные решения.

Какая роль гимнастики, музыки и математики в системе образования Платона?

Гимнастика, музыка и математика являются обязательным кругом образования, который позволяет формировать социальные, эмоциональные и когнитивные навыки стражей.

Что такое идеальное государство согласно Платону?

Идеальное государство по пониманию Платона - это гармоничное общество, где каждый занимает свое место в соответствии со своими способностями, а строгая система образования и воспитания обеспечивает стабильность и процветание государства.

Какую роль в устройстве идеального государства играет система воспитания и образования?

Система воспитания и образования в идеальном государстве, согласно Платону, является основой для его укрепления. Она обеспечивает достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий, а также позволяет каждому сословию достичь своего уровня образования.

Какие предметы образования являются обязательными для стражей в идеальном государстве?

В идеальном государстве Платона стражи должны обязательно осваивать совокупность гимнастики, музыки и математики. Этот круг образования считается достаточным для наделения стражей необходимыми навыками и знаниями для реализации своей защитной функции.

Какие способности необходимо проявить, чтобы обучиться диалектике в идеальном государстве?

Для обучения диалектике в идеальном государстве Платон отводит это право наиболее способным. Чтобы овладеть диалектикой, необходимо продемонстрировать высокую интеллектуальную способность и способность к логическому мышлению.

Что происходит с людьми, которые успешно овладели диалектикой в идеальном государстве?

Люди, которые успешно овладели диалектикой в идеальном государстве Платона, имеют право переходить на новый уровень развития и получают возможность заниматься руководством государством. Они входят в круг государственных руководителей и принимают важные решения для благополучия государства.

Можно ли сказать, что в идеальном государстве все люди получают одинаковое образование?

Нет, в идеальном государстве Платона каждому сословию соответствует свой уровень образования. Стражи, например, проходят обучение в области гимнастики, музыки и математики, а наиболее способные имеют возможность обучиться диалектике. Таким образом, образование дифференцируется в зависимости от роли и способностей каждого члена общества.