Обязательное государственное личное страхование военнослужащих

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Страхование
  • 3939 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение
Глава I Обязательное государственное страхование – форма организации социальной защиты военнослужащих
1.1.Понятие обязательного государственного страхования военнослужащих: цель и задачи страхования
1.2. Правовая основа проведения государственного обязательного страхования военнослужащих
Глава II Порядок и условия проведения обязательного государственного страхования военнослужащих
2.1. Субъекты обязательного государственного страхования
2.2. Страховые случаи и порядок урегулирования убытков
2.3. Особенности правового положения выгодоприобретателей по обязательному страхованию военнослужащих
Заключение
Библиографический список:

Фрагмент для ознакомления

Гражданин, брак которого был расторгнут в судебном порядке, при подаче заявления о регистрации заключения нового брака с другой гражданкой обязан представить документ, подтверждающий факт прекращения предыдущего брака. И бывают случаи, когда по халатности работников загса как подтверждающий документ принимается решение суда, не вступившее в законную силу (например, супруга подала кассационную жалобу), и регистрируется новый брак. А через несколько дней после этой регистрации случается несчастье и супруг погибает (умирает) и оставляет двух женщин, каждая из которых считает себя законной супругой застрахованного.
В подобной ситуации, исходя из принципа моногамности брака, существующего в российском семейном законодательстве, страховщик не может принять решение о выплате страхового обеспечения жене застрахованного, пока вопрос о незаконности одного из браков не будет разрешен в судебном порядке.
Следующая категория выгодоприобретателей - родители (мать и отец) застрахованного лица для подтверждения своих родственных связей представляют документ, на основании которого в соответствии с действующим законодательством устанавливается происхождение ребенка (свидетельство о рождении).
В соответствии с п. 1 статьи 48 СК РФ происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается органом записи актов гражданского состояния на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения - на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.
На основании регистрации выдается свидетельство о рождении ребенка, которое является доказательством происхождения ребенка от указанных родителей.
Нередки случаи, когда у страховщиков возникают определенные затруднения, связанные с отцом застрахованного лица. Это происходит тогда, когда в представленных документах на выплату страхового обеспечения по случаю смерти военнослужащего - в свидетельстве о рождении застрахованного лица и в соответствующей справке командира воинской части - содержатся сведения об отце застрахованного. Однако данные о месте проживания отца и его личное заявление на страховую сумму отсутствуют. Возникает ситуация, когда страховщик должен вести длительную дополнительную переписку, целью которой является получение всех необходимых сведений об отце для выплаты ему страховой суммы. Иногда в подобных ситуациях вся длительная переписка заканчивается установлением того факта, что отца у застрахованного фактически нет и данные об отце в свидетельстве о рождении застрахованного записаны по указанию матери.
Такое право матери предоставлено п. 3 статьи 51 СК РФ и воспроизводит положение прежнего законодательства о возможности внесения в книгу записей рождений фиктивных сведений об отце ребенка, рожденного женщиной, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей или решения суда об установлении отцовства. Совершение такой записи производится в интересах ребенка и имеет целью ликвидировать в его свидетельстве о рождении пробел (прочерк). Такая запись не влечет за собой никаких правовых последствий, даже если по случайности сведения об отце совпадут с действительным именем какого-либо лица.
Сообщение фиктивных сведений об отце ребенка для внесения их в книгу записей рождений и в свидетельство о рождении - это право матери, а не ее обязанность, и она может им не воспользоваться, если захочет. Поэтому по ее желанию запись об отце ребенка может вообще не производиться.
Как ни странно, но у некоторых должностных лиц, отвечающих за оформление и представление страховщику всех необходимых документов для выплаты страхового обеспечения, возникают вопросы о праве некоторых отцов (матерей) на страховую сумму. Это касается тех родителей, которые отбывают наказание за уголовные преступления в местах лишения свободы. Однако сам по себе факт лишения гражданина свободы по приговору суда не ведет к лишению данного гражданина родительских прав, в том числе и права на получение страховой суммы.
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (с правовой точки зрения) - это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Усыновление подлежит государственной регистрации в органах загса по месту вынесения решения об усыновлении. Хотя права и обязанности между усыновителем (его родственниками) и ребенком возникают с момента вынесения решения об усыновлении, тем не менее, регистрация имеет важное значение для охраны прав и интересов ребенка. Регистрация подтверждает сам факт усыновления, она также способствует сохранению тайны усыновления, поскольку выдаются новые свидетельства о рождении ребенка, где все необходимые сведения (имя, отчество, фамилия ребенка, сведения о его родителях и т.п.) будут записаны в соответствии с решением об усыновлении. Для обеспечения своевременной регистрации усыновления закон устанавливает обязанность суда, установившего усыновление, не позднее 3 дней после вынесения решения направить в соответствующий орган загса выписку (копию) из этого решения (п. 2 ст. 125 СК РФ, ст. 263.5 ГПК). Статьей 137 СК РФ установлены правовые последствия усыновления ребенка. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. При усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца, если усыновитель - женщина. О сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка.
Указанные правовые последствия наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении этого ребенка (п. 6 ст. 137 СК). Для страховщика эта норма значит, что для подтверждения родственных связей с застрахованным от усыновителя может быть принято и решение суда, вступившее в законную силу, об установлении усыновления.
Выгодоприобретателями могут быть дедушка и бабушка застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет.
В действующем законодательстве нет норм, четко определяющих понятия дедушки и бабушки. Исходя из норм СК РФ (например, ст. 137) и применительно к рассматриваемым правоотношениям дедушка и бабушка - это родители родителя застрахованного лица.
Важное условие для приобретения ими статуса выгодоприобретателей связано с обязательным отсутствием у застрахованного лица родителей и наличия факта воспитания или содержания застрахованного не менее трех лет. Не совсем понятно обоснование наличия именно 3-летнего срока воспитания и содержания застрахованного лица. Видимо законодатель ориентировался на общий срок исковой давности. Эти факты должны быть обязательно отражены в справке соответствующего органа опеки и попечительства, которую должны представить страховщику данные выгодоприобретатели. Документами, подтверждающими отсутствие родителей, могут быть свидетельства о смерти. Об отсутствии родителей свидетельствуют и решения судов о лишении родительских прав. Согласно п. 1 ст. 71 СК РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав.
К выгодоприобретателям также можно отнести отчима и мачеху застрахованного лица - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет. Понятия отчима и мачехи, так же как и предыдущих выгодоприобретателей, точно не определены действующим законодательством. В соответствии с действующими семейными отношениями для застрахованного отчимом является муж родной матери, но не отец, а мачехой - жена родного отца, но не мать. Естественно, подтверждающими документами являются соответствующие свидетельства о браке указанных лиц и свидетельство о рождении застрахованного лица.
Для них установлен обязательный 5-летний срок воспитания и содержания застрахованного. Подобный срок законодателем определен, видимо, по аналогии с нормами, регулирующими обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи. Так, суд вправе освободить пасынков и падчериц от обязанностей содержать отчима и мачеху, если последние воспитывали и содержали их менее пяти лет (п. 2 ст. 97 СК).
Дети застрахованного лица, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет имеют право быть выгодоприобретателями по договору страхования.
Как уже отмечалось, круг выгодоприобретателей определяется на день наступления страхового случая. Исключение, видимо, составят те случаи, когда в семье военнослужащего уже после его смерти рождается ребенок и в свидетельстве о рождении отцом записывается умерший военнослужащий. Данный случай Законом не урегулирован, однако в практике осуществления обязательного государственного личного страхования сложилась практика решения данного вопроса по аналогии с другими нормами, регулирующими правоотношения по возмещению ущерба в случае потери кормильца. Так, статьей 1088 ГК РФ определено, что в случае потери кормильца право на возмещение вреда имеет в том числе и ребенок, родившийся после смерти кормильца. Поэтому, видимо, совершенно справедливо страховщик выплачивает страховое обеспечение и на ребенка военнослужащего, родившегося через несколько месяцев после смерти отца. Для детей старше 18 лет, ставших инвалидами до этого возраста, обязательным является представление копии справки учреждения медико-социальной экспертизы (ВТЭК) об установлении инвалидности. При этом дата освидетельствования должна быть не позднее даты совершеннолетия. Дети застрахованного лица, обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет.
Право быть выгодоприобретателями имеют подопечные застрахованного лица. В соответствии с п. 1 статьи 145 СК РФ опека и попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и обязательств. Согласно п. 1 статьи 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними детьми, не достигшими четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Заключение
Подводя итог курсовой работе можно сделать вывод о том, что в обязательном личном страховании военнослужащих именно государство в лице тех или иных органов организовывает работу по эффективной защите имущественных интересов данной категории граждан.
В конституционно-правовом смысле обязательное государственное страхование жизни и здоровья граждан представляет собой гарантированный государством военнослужащим, наряду с иными выплатами, объем возмещения вреда, призванного компенсировать в том числе последствия изменения материального и (или) социального статуса застрахованного лица вследствие наступления страхового случая, включая причиненный материальный и моральный вред, в случаях, предусмотренных законами.
Реализуя установленные Конституцией РФ принципы, Федеральный закон “Об обязательном страховании военнослужащих…” устанавливает порядок и условия особой социальной защиты военнослужащих граждан в виде обязательного государственного страхования их жизни и здоровья.
Установление государством обязательной формы личного страхования военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов свидетельствует о том, что здоровье и жизнь этих застрахованных связаны с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества..
В этой связи, на мой взгляд, следует проводить дальнейшее совершенствование военного и страхового права в области обязательного страхования военнослужащих.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
3.Семейный кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции"
5. Федеральный закон № 4015-1«Об организации страхового дела в РФ».
6. Федеральный закон № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
7. Белов В.К. Комментарий законодательства о страховании военнослужащих и приравненных к ним лиц. М. Проспект 2005.С-376.
8. Корякин В.М. Военно-социальная политика Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., Юрайт. 2006. С-234.
9. Локшина О. Страхование жизни // Закон. 2006. N 2. С-30.
10. Мацнев Н.М. Правовой статус военнослужащих по законодательству РФ. М. Инфра-м. 2006.С-198.
11. Малахов Н.В. Военное право: Учебник. СПбГУ. 2005. С-312.
12. Новиков В.К. Некоторые проблемы правового обеспечения реализации социальной ориентированности института обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих // Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность. Материалы научно-практической конференции//Журнал Российского права 2006. С-35.
13. Павлова Н.И. Страховое право России: Учебник для Вузов. СПбГУ. 2006. С-463
14. Рассказова Н.Ю. Обязательное страхование военнослужащих //Закон и армия . 2005.С-19.
15. Румянцев Н.И. О социальной политике государства.//Государство и право. 2006.С-24.
16.Сергеев Н.К. Военное право РФ: Учебник. М. Бек. 2006. С-345
17. Тимошина Н.В. Особенности регулирования страховых отношений// российские вести .2005. С-31.
18. Ульман А.Р. Правовой статус военнослужащих по законодательству РФ. //Законность 2006. С-29.
19. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. М., Спарк 2006. С-535.




Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. М., Спарк 2006. С-39.

Павлова Н.И. Страховое право России: Учебник для Вузов. СПбГУ. 2006. с-121.

Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ». Ст.2.

Гражданский кодекс РФ. Ст. 927.
Федеральный закон «Об организации страхового дела». Ст.2.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» ст-18.

Федеральный закон №52 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» Ст.6.
Конституция РФ. Ст.2.
Ульман А.Р. Правовой статус военнослужащих по законодательству РФ. //Законность 2006. С-29.
Мацнев Н.М. Правовой статус военнослужащих по законодательству РФ. М. Инфра-м. 2006.

Гражданский кодекс РФ. Ст.938.
. Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ». Ст. 5
Федеральный закон №52 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...». Ст.2.
Федеральный закон №52 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...». Ст. 6.
Гражданский кодекс РФ. Ст. ст.940.
п. 18 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 г. N 455
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" п. 10 ст. 38

Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. М., Спарк 2006.
Корякин В.М. Военно-социальная политика Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., Юрайт. 2006

Положение о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965 п.8.
Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. М., Спарк 2006. С-211.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья ст. 51.
Ульман А.Р. Правовой статус военнослужащих по законодательству РФ. //Законность 2006. С-14.

Тимошина Н.В. Особенности регулирования страховых отношений// российские вести .2005.
Малахов Н.В. Военное право: Учебник. СПбГУ. 2005. С-115.
Рассказова Н.Ю. Обязательное страхование военнослужащих //Закон и армия . 2005. С-18.
Белов В.К. Комментарий законодательства о страховании военнослужащих и приравненных к ним лиц. М. Проспект 2005.
Румянцев Н.И. О социальной политике государства.//Государство и право. 2006. С-12.

Локшина О. Страхование жизни // Закон. 2006. N 2..С-9.

Семейный кодекс РФ.
Новиков В.К. Некоторые проблемы правового обеспечения реализации социальной ориентированности института обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих // Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность. Материалы научно-практической конференции//Журнал Российского права 2006.
Сергеев Н.К. Военное право РФ: Учебник. М. Бек. 2006. С-134.
Гражданский кодекс РФ. Ст.1088.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П.












2

Библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года // Российская газета № 237.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 года №223-ФЗ. (ред. от 3.06.2006) // Собрание законодательства РФ № 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01 1996 года №14-ФЗ. (ред. от 06.01. 2007) // Собрание законодательства РФ №13.
4. Федеральный закон от 27.11. 1992 года № 4015-1«Об организации страхового дела в РФ». (ред. от 21.07.2005) //Российская газета №6.
5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья от 22.07 1993 года №5487-1. (в ред. от 29.112.2006). // Собрание законодательства РФ №100.
6. Федеральный закон от 28.03. 1998 года № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции". (ред. от 02.02. 2006) // Собрание законодательства РФ № 111.
6. Федеральный закон от 28.03. 1998 №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции от 06. 01. 2007) // Собрание законодательства РФ №211.
7. Федеральный закон от 27.05. 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». (ред. от 06.01. 2007) // Российская газета №104.
8. Белов В.К. Комментарий законодательства о страховании военнослужащих и приравненных к ним лиц. М. Проспект 2005.С-376.
9. Корякин В.М. Военно-социальная политика Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., Юрайт. 2006. С-234.
10. Локшина О. Страхование жизни // Закон. 2006. N 2. С-30.
11. Мацнев Н.М. Правовой статус военнослужащих по законодательству РФ. М. Инфра-м. 2006.С-198.
12. Малахов Н.В. Военное право: Учебник. СПбГУ. 2005. С-312.
13. Новиков В.К. Некоторые проблемы правового обеспечения реализации социальной ориентированности института обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих // Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность. Материалы научно-практической конференции//Журнал Российского права 2006. С-35.
14. Павлова Н.И. Страховое право России: Учебник для Вузов. СПбГУ. 2006. С-463
15. Рассказова Н.Ю. Обязательное страхование военнослужащих //Закон и армия . 2005.С-19.
16. Румянцев Н.И. О социальной политике государства.//Государство и право. 2006.С-24.
17.Сергеев Н.К. Военное право РФ: Учебник. М. Бек. 2006. С-345
18. Тимошина Н.В. Особенности регулирования страховых отношений// российские вести .2005. С-31.
19. Ульман А.Р. Правовой статус военнослужащих по законодательству РФ. //Законность 2006. С-29.
20. Федоров С.В. Обязательное государственное страхование военнослужащих в России // Журнал “Страховое дело” №9. 2006. С-32.
20. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. М., Спарк 2006. С-535.

Вопрос-ответ:

Какова цель и задачи обязательного государственного страхования военнослужащих?

Целью обязательного государственного страхования военнослужащих является обеспечение социальной защищенности военнослужащих и их семей в случае наступления страховых событий, таких как увечье, травма, инвалидность или смерть в результате выполнения военных обязанностей. Задачи страхования включают оказание компенсаций и пособий военнослужащим и их семьям, создание условий для адаптации и реабилитации пострадавших и предоставление финансовой поддержки.

Какова правовая основа проведения обязательного государственного страхования военнослужащих?

Правовая основа проведения государственного обязательного страхования военнослужащих заключается в ряде законодательных актов, включая Федеральный закон "О государственном обязательном страховании военнослужащих", "Положение о порядке и условиях проведения обязательного государственного страхования военнослужащих" и другие нормативные документы. Эти акты определяют права и обязанности сторон, условия и порядок проведения страхования, процедуру выплат и компенсаций, а также другие аспекты деятельности, связанные с обязательным государственным страхованием военнослужащих.

Какие субъекты участвуют в обязательном государственном страховании военнослужащих?

В обязательном государственном страховании военнослужащих участвуют следующие субъекты: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба по страховому надзору, страховые организации, военнослужащие и их семьи. Министерство обороны и Федеральная служба по страховому надзору осуществляют контроль и надзор за проведением страхования, страховые организации выплачивают компенсации и пособия, а военнослужащие и их семьи являются застрахованными лицами и получателями страховых выплат.

Что такое обязательное государственное страхование военнослужащих?

Обязательное государственное страхование военнослужащих - это форма организации социальной защиты военнослужащих, которая обеспечивает определенные гарантии и компенсации при возникновении определенных рисков и событий.

Каковы цели и задачи обязательного государственного страхования военнослужащих?

Целью обязательного государственного страхования военнослужащих является обеспечение социальной защиты и материальной поддержки военнослужащих и их семей в случае возникновения определенных рисков, таких как травмы, заболевания или смерть. Задачами страхования являются компенсация потерь, восстановление потерянной профессиональной трудоспособности, обеспечение семьи умершего военнослужащего и другие формы материальной поддержки.

Какова правовая основа проведения обязательного государственного страхования военнослужащих?

Правовая основа проведения обязательного государственного страхования военнослужащих включает законы и нормативные акты, регулирующие процедуру страхования, порядок выплат и компенсаций, а также права и обязанности страхователей и страховщиков.

Кто являются субъектами обязательного государственного страхования военнослужащих?

Субъектами обязательного государственного страхования военнослужащих являются военнослужащие, их семьи, а также страховые компании и организации, осуществляющие страхование.

Каков порядок и условия проведения обязательного государственного страхования военнослужащих?

Порядок и условия проведения обязательного государственного страхования военнослужащих определяются законодательством и включают в себя требования к страховым полисам, процедуру страховых выплат, необходимые документы и сроки их предоставления, а также другие условия и правила, регулирующие страхование.

Что такое обязательное государственное страхование военнослужащих?

Обязательное государственное страхование военнослужащих - это форма социальной защиты, которая осуществляется государством и обязательна для всех военнослужащих. Его целью является обеспечение материальной поддержки военнослужащих и их семей в случае травмы, увечья или смерти во время службы.

Какова правовая основа проведения обязательного государственного страхования военнослужащих?

Правовая основа проведения государственного обязательного страхования военнослужащих заключается в нормативных актах, таких как федеральные законы, указы президента, постановления правительства. Основными законодательными актами в этой области являются Федеральный закон "Об обязательном страховании военнослужащих" и Указ Президента "О принципах обязательного государственного страхования военнослужащих".