Формирование художественно-эстетической культуры личности учащихся

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Искусство
  • 8484 страницы
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 05.04.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы исследования художественно – эстетического формирования личности ребёнка
1.1.Формирование нравственных основ личности ребёнка через художественно – эстетическое воспитание
1.2.Закономерности развития творческих способностей младших школьников
1.2.1. Внешние закономерности творческой способности
1.2.2. Внутренние закономерности творческой способности
Глава II. Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в начальной школе
2.1. Специфические особенности изобразительной деятельности в начальной школе
2.2. Соотношение учебной деятельности и творчества на уроках изобразительной деятельности в начальной школе
2.3. Содержание и методы эстетического воспитания младших школьников
Глава III. Практическое применение системы коллективных занятий на уроках изобразительной деятельности в начальной школе
3.1. Организация и методика проведения коллективных занятий
3.2. Анализ полученных результатов
3.3. Рекомендации по формированию художественно – эстетической культуры младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Человек–паук, Бэтмэн.
6. А мультики вы любите смотреть, каких нереальных персонажей вы можете назвать?
Чебурашка, Тяни–Толкай и т. д.
А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм и обратим внимание, как художник изобразил что–то необычное.
7. Кто–нибудь увидел что–то необычное?
– Верблюд странный, крокодил с множеством горбов и т.д.
Итак, приступаем к самостоятельной работе. Вы рисуете большими кистями, можете без предварительного рисунка. Но ваша задача не только изобразить фантастического зверя, но и показать фантастическую природу, которая его окружает. Как вариант, детям предлагаются книги с трехмерным изображением. Но кроме этого, вы должны дать необычное имя своему существу и сочинить про него историю.
Цвет тоже может быть необычным при изображении, не совсем привычным, можно как–то своеобразно украсить животного.
Во время самостоятельной работы хожу между рядами, веду индивидуальную работу, говорю ошибки.
Дети изображают фантастических животных, птиц, соединяя часть одного животного с частью другого. Например, собаке подрисовывают рыбий хвост и птичьи ноги, или у слона (широкими мазками) вместо ушей приросли крылья какого–нибудь яркого цвета и т.д.
Показываю иллюстрацию «Тяни– толкая» (Приложение 3)
Включаю мультфильм (фрагмент)
III. Объяснение нового материала
Показываю изображение орла (рис. 3) и фантастических птиц «Сирин и Алконост» (рис.4) (Приложение 3).
Показываю иллюстрацию индюка (рис.5) и дымковскую игрушку (рис.6) (Приложение 3).
Показываю иллюстрации львов (рис.7, рис. 8) (Приложение 3)
Показываю дидактические таблицы с изображением фантастических животных.
Демонстрирую учебную таблицу «Преобразование животных»
Показываю иллюстрации древних животных (рис. 9, рис. 10) (Приложение 3).
IV. Самостоятельная работа
Изображение
Пейзаж
Имя
История
Во время самостоятельной работы звучит фантастическая музыка
V. Итог занятия
В конце занятия анализируем вместе с ребятами работы, делаем просмотр.
Дети сами говорят о своих впечатлениях от работ товарищей.
1. Почему у одних больше похоже на фантастическое животное? Почему?
2. Кому лучше удалось передать фантазию в цвете?
3. У кого более удачный фантастический пейзаж?
4. Какая работа лучше выполнена композиционно? Почему? и т.д.
Если останется время, ребята рассказывают историю, кто придумал, называют имя своего персонажа.
VI. Задание на дом
Дома постарайтесь сочинить необыкновенную историю про своего животного и придумать нереальное имя, кто еще не успел придумать.
Урок окончен. Всем спасибо.
ЗАНЯТИЕ 7, 8.
Рисование на тему «Домашние животные»
Цели:
1. Научить детей поэтапному рисованию кошки. Учить анализировать, находить характерные особенности. Учить передавать форму, строение, пропорции, объем.
2. Развивать зрительную память, образное мышление, двигательные способности, усидчивость, трудолюбие.
3. Воспитывать эстетические чувства, художественный вкус, любовь к животным, природе.
Оборудование:
для учителя: Поэтапные рисунки; кроссворд; мышки для соревнования; выставка книг; плакаты с пословицами; магнитофон
для учащихся: Альбом; простой карандаш; ластик.
Ход занятия
I. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Изложение нового материала.
1. Объявление темы и цели урока.
– Тема урока. «Домашние животные».
– Каких домашних животных вы знаете?
– А чтобы угадать, кого мы сегодня будем учиться рисовать, вам нужно отгадать кроссворд.
М О Л О К О М Ы Ш Е Л О В К А П О Д У Ш К А С О Б А К А Ч А С Ы 1. Жидкое, а не вода, белое, а не снег.
2. Прибор для ловли мышей.
3. Два брюшка, четыре ушка.
4. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.
5. Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте.
Как правильно вы догадались, сегодня будем учиться рисовать кошку. Рисовать будете простым карандашом и поэтапно.
2 .Организация соревнования.
Чтобы вам было интересно, мы устроим cоревнования по рядам. Кто больше поймает мышек для кошки. А победит тот ряд, который будет лучше сидеть, внимательно слушать объяснение, правильно отвечать на мои вопросы, ну и конечно, лучше нарисует кошку.
(Соревнование «Готовность к уроку»).
3. Вступительная беседа.
Кошки – это удивительные животные. Очень загадочные – то нежные, то злые. О них написано много книг.
(Выставка книг)
Есть книги, в которых все рассказывается об их породах, повадках, привычках; как заботиться, ухаживать, кормить кошек; даются полезные советы для любителей этих замечательных животных.
А так же, художественные книги. Из них мы тоже узнаем много интересного.
– У кого дома живет зверек, который ночью не спит, мышей сторожит?
– Как их зовут?
Кошка давно живет в доме человека и не только ловит мышей. Она еще предсказывает погоду.
Кто знает, как это она делает?
(Скребет пол (зимой) – к метели, (летом) к дождю; закрывает нос лапой – к холоду; спит на полу к теплой погоде).
Писатель Константин Иосифов называет кошек чудо – компасами. Они обладают завидной способностью находить дорогу домой. Случалось, что завезенные далеко кошки возвращались домой, преодолев до 400 км. Как это она делала – остается загадкой.
– А какие самые известные приметы связаны с кошками?!
а) Умывается – гостей манит.
Кстати, умывается кошка очень часто, потому что очень чистоплотна, а еще собственный запах – враг кошки. Ведь она животное, подстерегающее добычу, и ей важно, чувствует ли ее запах животное, которое она преследует или нет. Вот поэтому ее еще называют чистюля.
б) Черная кошка дорогу перебегает – к несчастью.
Это суеверие. Такая ненависть к черным кошкам пришла к нам из средних веков, когда кошку считали ведьмой.
– Существует и много пословиц
На доске:
Знает кошка, чье мясо съела.
Кошки грызутся – мышкам раздолье.
Не все коту масленица.
Кошке – игрушки, мышке – слезки.
Чужая душа – потемки, а Кошкина тем более.
– А сколько сказок, мультфильмов, где главными героями являются эти животные. Давайте их вспомним.
Существуют даже памятники кошкам: в Париже и в Лондоне. Интересная легенда о последнем памятнике. Стоит он на Хайгейтском холме. В ХV веке бедняк Дик, купил кота на базаре. Когда его хозяин, Купец, отправлялся в дальнее плаванье, он брал у людей предметы, которые они хотели бы продать или обменять. Пришлось Дику отдать кота, больше у него ничего не было. Приехав на один остров, жители которого страдали от крыс, купец показал королю способности кота. На острове кошек не было. Король в обмен на кота дал купцу ларец золота и скупил весь его товар. По возвращении хозяин честно отдал Дику ларец, и тот стал очень богатым человеком, даже трижды избирался мэром Лондона, а своему коту поставил памятник.
Существует множество пород кошек: черная, голубая, красная, дымчатая, персидская, кремовая, сиамская, черепаховая, ангорская и др.
О кошках можно еще много говорить, но у нас ведь урок рисования.
Нарисовать кошку можно разную: (показ.) подстерегающую добычу (рис.1), игривую(рис.2). (Приложение 4)
Мы будем рисовать кошку, которая отдыхает, может быть греется на солнышке. Повторю, что рисовать мы будем только простым карандашом, поэтапно, а закончим работу на следующем уроке рисования – выполним работу в цвете.
4. Анализ.
– Посмотрите на мой рисунок.
– Из каких частей состоит кошка? (Голова, туловище, лапы, хвост).
– Какую форму имеет голова? (Овал).
– А ушки? (Треугольник)
– Туловище? (Вытянутый овал).
5. Показ учителем последовательности выполнения линейного рисунка.
– Для выполнения рисунка, как удобней расположить лист? Для того, чтобы наша кошка смотрелась на альбомном листе красиво, мы должны отметить, где будет располагаться наша кошка (рис.3) (Приложение 4).
– Теперь тоненькими линиями покажем направление частей тела кошки, а затем определим пропорции (рис. 4) Приложение 4).
– Рисуем голову (овал), туловище (вытянутый, разорванный овал) (рис. 5) (Приложение 4).
– Затем ушки, лапки, хвост. Прорисуем все детали главной линией, а ненужные сотрем.
А теперь прорисуем мелкие детали.
(Показ на доске).
Вот наша кошка и готова.
6. Повторение последовательности выполнения работы.
(Схема поэтапного рисования вывешивается на доску).
III. Физминутка.
Прежде чем приступите рисовать, немного отдохнем.
«Танец маленьких котят».
IV. Самостоятельная работа.
Индивидуальная помощь.
V. Итог.
Выставка работ.
Песня «Кис- кис мяу!»
Кошки спят на крыше,
Детки спят в кроватках.
Рыжий кот Мурлыка
Вышел на карниз.
У него на лапках
Серые перчатки,
У него на шее
Серое «кис-кис».
Вместо микрофона
Хвост берет Мурлыка
Песенка не новая,
Но зато своя
«Кис-кис мяу» –
Вот и вся музыка
«Кис-кис мяу» –
Вот и все слова.
VI. Подведение итогов соревнования (выполнение коллективного панно).
VII. Дом. задание.
Продумать, какие краски вы возьмете для выполнения вашей работы.
Составить небольшой рассказ о вашей кошке.
ЗАНЯТИЕ 9, 10.
Орнамент. «Новогодняя ёлка».
Цели и задачи: Оформление школьного праздника, содействие воспитанию у детей интереса к совместной деятельности и к результатам коллективного творчества, развитию фантазии и графических навыков в изображении элементов геометрического орнамента, создание праздничного новогоднего настроения.
Материал к уроку: новогодние игрушки, пособия «Схема размещения елочных веток с игрушками», «Орнаменты», шаблоны шара, колокольчика или фонарика.
Для детей: простой карандаш, резинка, фломастеры, ножницы, клей, альбомный лист.
План первого занятия:
1. История появления шаров на новогодней ёлочке как элемента украшения.
2. Показ последовательности составления орнамента в круге и вариантов размещения такого орнамента на новогоднем шаре.
3. Показ детям схемы размещения елочных веток с игрушками на ёлочке.
4. Индивидуальная работа учителя с учениками класса – помощь в размещении на альбомном листе ёлочной ветки с украшением согласно схеме.
5. Самостоятельная работа детей.
На втором занятии:
6. Завершение работы над рисунком и вырезание ветки с игрушкой.
7. Из индивидуально выполненных изображений ёлочных веток собираем новогоднюю ёлочку как итог коллективной работы учащихся.
Ход занятия:
И дети, и взрослые любят весёлый праздник Новый год, но не все знают, откуда взялся обычай украшать ёлку шарами. Сначала ёлки украшались яблоками, которые являлись символом плодородия. Но как-то случился неурожай яблок, и тогда стеклодувы изготовили стеклянные шары, которыми и стали с тех пор украшать ёлочки. Но ведь красивые игрушки и шарики можно нарисовать, разместив их на ёлочной ветке, украсить их орнаментом, а затем из этих веточек выполнить коллективную работу – новогоднюю ёлку, которой можно украсить школьный праздник. Можно устроить и небольшой новогодний конкурс среди классов. Предложение выполнить коллективную работу нравится детям.
Обращаю внимание учащихся на то, как наряден класс сегодня, как разнообразны ёлочные украшения и разноцветные шары.
Вместе с детьми рассматриваем выставку орнаментов в круге – лучшие работы прошлого года – и вспоминаем последовательность выполнения такого орнамента:
1) весь подготовительный рисунок для графической работы выполняется карандашом; линия должна быть лёгкой, замкнутой; из нескольких неверных линий оставляется одна правильная, остальные стираются резинкой;
2) выбираем два фломастера разного цвета, которыми будем орнаментировать ёлочные игрушки;
3) можно взять разные оттенки цвета выбранных фломастеров; самым тёмным обводим весь карандашный рисунок, следя за равновесием цвета, украшаем орнаментом шары или любые другие игрушки;
4) чтобы ёлочка получилась пышной и нарядной, рисуем иголочки примерно одинаковой длины так, чтобы весь лист был заполнен изображением.
Показываю детям схему размещения ёлочных веток (Приложение 5) и предлагаю начать работу над рисунком. Если необходимо, то помогаю наиболее правильно разместить изображение ветки на альбомном листе. При помощи шаблона в виде круга (колокольчика, фонарика) дети рисуют новогодний шарик и начинают украшать его орнаментом, пользуясь сначала карандашом, а потом фломастерами.
На втором уроке первые несколько человек, успешно справившиеся со своим заданием, выбираются в группу главных художников и на небольшом куске бумажных обоев прикрепляют с помощью клея нарисованные и вырезанные одноклассниками изображения елочных веток с игрушками. Если необходимо, они оказывают помощь другим детям.
Результатом совместной деятельности является создание коллективной работы «Новогодняя ёлочка» (Приложение 5). Радостное творение детских рук понравилось и детям и взрослым, а призы, которые были вручены коллективам классов на школьном новогоднем празднике, ещё раз подчеркнули значимость занятий изобразительным искусством.

3.2. Анализ полученных результатов
Проведение коллективных занятий показало, что младшие школьники обладают благоприятными предпосылками эстетического и художественно-творческого развития. Можно предположить, что элементарные формы эстетического отношения к миру свойственны многим, а может быть и всем детям, но в дальнейшем эти возможности получают развитие лишь у немногих людей, связавших с искусством свою профессиональную судьбу, и резко идут на убыль у большинства других. Этому, по-видимому, активно способствует общая направленность школьного обучения. Например, упоминавшаяся выше способность к обобщению на эмоционально-оценочном основании, внимание к конкретному чувственному облику единичного предмета в условиях школьного обучения выступает вовсе не как благоприятная предпосылка эстетического воспитания, а как возрастная слабость логического мышления, могущая лишь мешать усвоению учебного материала. С другой стороны, опыт экспериментального обучения детей в творческих студиях и в классе общеобразовательной школы позволяет считать, что целенаправленное развитие эстетического отношения у детей осуществимо и что оно действительно является движущей силой развития художественно-творческих способностей ребенка.
Эта работа позволила выделить основные психолого-педагогические условия развития у детей эстетического отношения и творческих способностей: приобщение ребенка, на доступном возрасту уровне, к решению полноценных творческих задач, т.е. к эстетическому преобразованию собственного жизненного опыта, благодаря чему он открывает в себе самом потенциальную способность эстетического отношения к окружающему; параллельная работа по художественному восприятию, которая строится как опосредованный произведением «диалог» с его автором, опирается на авторский опыт самих детей и воспитывает читателей, зрителей, слушателей, способных к эстетическому самовоспитанию в процессе самостоятельного общения с искусством; использование благоприятных возрастных предпосылок: склонности к одушевлению окружающего, эмоциональной отзывчивости на чувственные впечатления, богатого «предэстетического» (по А.Н. Леонтьеву) опыта ролевой игры, их трансформация в первичные формы художественного творчества; диалогический характер общения учителя с детьми и детей между собой.
Разумеется, все вышеизложенные надо рассматривать в качестве первого приближения к изучению психологических проблем эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей, позволяющее наметить множество задач дальнейшего исследования. Вот лишь некоторые из них, наиболее тесно связанные с ключевой проблемой эстетического отношения к действительности.
3.3. Рекомендации по формированию художественно – эстетической культуры младших школьников
Углубленное изучение особенностей личности человека с развитым эстетическим отношением к миру; изучение возрастных предпосылок и поиски оптимальных путей его развития у школьников разного возраста, а также у дошкольников; изучение тех условий, при которых это общечеловеческое свойство — эстетическое отношение — начинает выступать преимущественно как основа специальных художественных способностей и определять профессиональную судьбу человека (вопрос граничит с проблемой индивидуальных различий в художественно-творческой одаренности); изучение эстетического отношения к миру как единства способностей и мотивации к художественному творчеству; конкретное исследование взаимодействия общих и специальных моментов одаренности к разным видам искусства; проблема гармонизации психического развития школьников при усилении эмоционально-эстетических аспектов обучения и многие другие.
Намечается также группа исследовательских задач, имеющих ярко выраженную практическую направленность. Главные из них: разработка показателей общеэстетического и художественно-творческого развития; единых психолого-педагогических принципов преподавания художественных дисциплин; спецкурсов и программ подготовки и переподготовки преподавателей, а также психологическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка пропедевтического курса общего эстетического развития для младших школьников.
Для учителя имеет равное значение детская художественная деятельность в области изображения, украшения, постройки, однако большая часть заданий ввиду современных школьных условий (часы, оборудование, материалы) посвящается изображению, как наиболее простой в организации деятельности. Желательно стремиться к равномерному распределению времени на каждый из трех видов деятельности и искать пути создания необходимых условий на уроке для полноценной работы ребят в декоративной и конструктивной деятельности.
Так как одна из ведущих задач — творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.
Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.
Целесообразно опробовать разные формы проведения таких обобщающих уроков (беседы, отчетные выставки с обсуждением работ и т. п.).
Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к изодеятельности. Учить самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в рисовании, аппликации, лепке, используя выразительные средства. продолжать учить детей изображать предметы с натуры.
Развивать художественное восприятие произведений изоискусства, учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений. Формировать у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества.
Одним из возможных путей решения выявленных проблем является углубленное изучение предметов сферы искусств, где «искусство» выступает средством и результатом познания человеком окружающей действительности. Художественно-эстетические дисциплины легко и естественно вводят ребенка в мир природы, чувств, гармонии, нравственности. Чувственное /эстетическое/ познание сливается с интеллектуальным и нравственным началами. Исследование произведений искусства в философском, эстетическом, этическом, психологическом, социальном аспектах способствует формированию мировоззрения и мирочувствия у школьников. Культура является гармоничным взаимовлиянием науки и искусства, когда наука определяет системную базу для творческого осмысления знаний о живой и неживой природе.
Создаваемый художественный образ является продуктом творческого познания жизненных явлений и включает в себя опыт творчества прошлых поколений, природно-предметную среду, личностную оценку их человеком, где сливаются эстетические, интеллектуальные и нравственные начала.
На 1 ступени обучения школа работает над формированием общеучебных умений и навыков через соблюдение нормативов базисного учебного плана с введением углубленного изучения предметов художественного цикла для всех параллелей. Цель - развитие эмоциональной отзывчивости у школьников при восприятии и познании окружающего мира через разрушение стереотипов мышления и изображения. Достижение этого возможно путем насыщения процесса обучения творческими подходами к художественно-практической деятельности без изучения основ изобразительной грамоты, но с соблюдением основных законов, определяющих художественно-творческий процесс /композиция, цветоведение/.
На фоне эмоционального восприятия законов живой и неживой природы и исторических этапов развития общества в процессе художественного обучения у учащихся происходит формирование общих этических, эстетических, экологических понятий через чувственное восприятие нравственной деятельности личности и общества, которые складываются в культуру поведения. Одновременно с этим, творческий художественный процесс способствует интеллектуальному развитию школьников, формирует устойчивую мотивацию к учебной познавательной деятельности, закрепляет общеучебные умения и навыки.
На 1 ступени преобладает творческо-практическая деятельность учащихся над теоретическим обучением. Это способствует формированию у ребенка единого сенсомоторного поля, которое является основой развития всех способностей. От единства сенсомоторного поля зависит интеллект, грамотность речи и письма. Активная изобразительная деятельность развивает психологические функции: наблюдательность, внимание.
Принимая во внимание вышеизложенное, предлагается обучать всех младших школьников по программе углубленного изучения предметов художественного цикла с целью развития эмоционально-образного мышления, развития творческих способностей и общеучебных умений и навыков, активизации мотивации к обучению, так как именно начальная школа способствует раскрытию индивидуальных особенностей, природных задатков учащихся и определяет пути их обучения.
Обучение на II ступени основывается на дифференциации школьников по интересам и склонностям с учетом особенностей природных задатков и уровня развития эмоционально-образного мышления. Данный подход в образовании подтверждается концепцией оптимизации обучения учащихся на основе дифференциации функциональных особенностей полушарий головного мозга, которая опирается на учение о локализации функций головного мозга /И.П. Павлов и др./.
Таким образом, учащиеся с эмоционально-образным мышлением формируются в классы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, а остальные учащиеся в образовательные классы, где художественно-эстетическое образование опирается в основном на декоративно-прикладное искусство, так как именно оно в большей степени обладает логикой творческого процесса.
Главным критерием при формировании классов на II ступени обучения является наличие у учащихся интересов и склонностей к художественно-творческой деятельности.
Определяющим моментом художественного обучения на II ступени является изучение свойств абстрактных форм художественной выразительности /законы композиции, рисунка, живописи, объемно-пространственные формы декоративного искусства/, которые составляют основу изобразительной грамоты.
Художественно-эстетическое обучение выходит на обобщение и систематизацию знаний по всем учебным дисциплинам на основе развития природных задатков, где происходит развитие эмоционально-образного мышления, формирование аналитического, словесно - логического, категориального мышления.
На III ступени обучения у учащихся формируются умения использовать полученные знания для самоопределения и самореализации личности, складывается система нравственных установок. Культура личности старшеклассника уже способна составить уровень духовного богатства, приобретенного к определенному возрасту.
Таким образом, приобщение к любому виду творчества, с учетом индивидуальных особенностей школьников, способствует развитию общей культуры личности, где гармонично формируются нравственные, эстетические, интеллектуальные стороны личности выпускника.
Заключение
Данная работа представляет собой анализ психолого-педагогической литературы, также анализ экспериментальных данных по теме. В результате проведения эксперимента получен фактический материал, дающий возможность сделать обоснованные выводы:
- овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, относящихся к сфере развития высших психических функций. Рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей.
- процесс обучения изобразительному искусству - это система преподавания, включающая в себя комплекс основных видов учебных занятий (рисование с натуры, тематическое рисование, декоративная деятельность, беседы об изобразительном искусстве), преследующих определенные обучающие, воспитывающие, развивающие цели.
- изобразительное искусство является одним из наиболее эффективных средств формирования художественно – эстетической культуры личности учащихся младших классов.
- продукты изобразительной деятельности учащихся служат объективным показателем отношения школьника к тем или иным событиям, явлениям окружающей действительности, в них находят непосредственное отражение интересы, вкусы, склонности, способности личности.
- особенности и своеобразие уроков изобразительной деятельности позволяют формировать художественно – эстетическую культуру личности учащихся на этих уроках.
- использование коллективных занятий на уроках изобразительной деятельности позволяет повысить уровень формирования художественно – эстетической культуры и творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Данное исследование имеет практическую значимость для преподавания изобразительной деятельности в начальной школе, использование коллективных занятий на этих уроках и методической работы в целом.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964. – С. 6.
Арсеньев А. С. Естественнонаучное и гуманитарное знание в педагогическом процессе // Педагогика искусства и школа. М., 1982. - С. 22—46.
Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. – С.74.
Байбородова Л.В. Воспитательный процесс в современной школе / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль, 1997. – С. 20.
Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластинин В.А. Педагогика. - М., 1981 – С. 35
Батенин С.С. Человек в его истории. – Л., 1976.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 421
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов н/Д., 1983.
Весна Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательном пространстве // Мир психологии. – 1990. - № 4 (20). – С. 279. – 295.
Волков Н.Н. Восприятие картины. - М., 1976.
Выготский Л.С. Проблемы возраста // Собр. соч. – М., 1982. – Т. 4.
Выготский Л.С. Психология изобразительного творчества детей. – М., 1963.
Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. – М., 1989. – С. 67.
Запорожец А.В. Психическое развитие ребёнка // Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. - Т.1.
Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1989. – С. 90 – 102.
Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1979.
Ильенков Э.В. Что такое личность. – М., 1979.
Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников? М., 1988. - 79 с.
Кузин B.C. Быстрое восприятие у школьников в процессе рисования // Вопросы психологии. 1971, № 2.
Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. - М., 1971.
Кузин В.С. Психология. - М., 1974.
Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М., 1977.
Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. - М., 1987.
Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.
Леонтьев В.А. Избранные писхологические произведения. – М., 1983. – С. 385.
Люрья Н.И. Психологические особенности развития рефлексивного знания в дошкольном и младшем школьном возрасте. – М., 1997.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М., 1999.
Мелик-Пашаев А. А. К вопросу об использовании методики «группировка» для изучения художественного развития // Нов. исслед. в психологии. 1986. № 1. - С. 44 – 48.
Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.
Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей // Нов. исслед. в психологии. 1981. № 2. С.49 - 53; 1982. № 1. - С. 55 – 60.
Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987. - 126 с.
Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. К проблеме общего и специального в художественной одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества / Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1988.- С. 307—320.
Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988. – С. 322 – 361.
Одарённые дети / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. – С. 111.
Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Культура, образование, развитие индивида. – М., 1990.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.
Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкапистого. – М., 1995. – С. 377.
. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников // Под ред. В.С.Кузина. - М., 1974.
Рогачёва С.Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации // Мир психологии. – 1999.- № 3. – С. 159 – 173. – С. 165.
Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. - М., 1976.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 1974.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. - 415 с.
Семёнов И.Н. тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. – М., 2000.
Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 1995.
Теплов Б. М. Избр. труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985. - 328 с.
Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
Художественное творчество и ребенок // Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972.
Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. - М., 1970.
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М., 1974.
Щедровицкий Л.П. А был ли ММК? // Вопросы методологии. – 1997. - № 1 – 2.
Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М., 1971.


Приложение
Материал к ЗАНЯТИЮ 1


Приложение 1
Материал к ЗАНЯТИЮ 3
«Декоративное рисование»

Фото 1.

Фото 2.

Приложение 2
Материал к ЗАНЯТИЯМ 4, 5.
Волшебная птица счастья. Реальность и фантазия












Приложение 3
Материал к ЗАНЯТИЮ 6.
«Изображение и фантазия» Животный мир.


Рис. 2.

Рис. 3. Рис. 4.

Рис. 4 Рис. 5.


Рис. 7 Рис. 8


Рис. 9. Рис. 10.

Приложение 4
ЗАНЯТИЕ 7, 8
Рисование на тему «Домашние животные»

Рис. 1


Рис. 2

Рис. 3




Рис.4

Рис. 5

Приложение 5
Материал к ЗАНЯТИЯМ 9, 10.
«Новогодняя ёлка»


Выготский Л.С. Проблемы возраста // Собр. соч. – М., 1982. – Т. 4.
Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластинин В.А. Педагогика. - М., 1981 – С. 35
Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластинин В.А. Педагогика. - М., 1981 – С. 48
Байбородова Л.В. Воспитательный процесс в современной школе / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль, 1997. – С. 20.
Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкапистого. – М., 1995. – С. 377.
Батенин С.С. Человек в его истории. – Л., 1976.
Леонтьев В.А. Избранные писхологические произведения. – М., 1983. – С. 385.
Ильенков Э.В. Что такое личность. – М., 1979.
Щедровицкий Л.П. А был ли ММК? // Вопросы методологии. – 1997. - № 1 – 2.
Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Культура, образование, развитие индивида. – М., 1990.
Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988. – С. 322 – 361.
Весна Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательном пространстве // Мир психологии. – 1990. - № 4 (20). – С. 279. – 295.
Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1989. – С. 90 – 102.
Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. – С.74.
Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. – М., 1989. – С. 67.
Одарённые дети / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. – С. 111.
Запорожец А.В. Психическое развитие ребёнка // Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. - Т.1.
Весна Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательном пространстве // Мир психологии. – 1990. - № 4 (20). – С. 279. – 295.
Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов н/Д., 1983.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М., 1999.
Весна Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательном пространстве // Мир психологии. – 1990. - № 4 (20). – С. 287.
Одарённые дети / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.

Рогачёва С.Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации // Мир психологии. – 1999.- № 3. – С. 159 – 173. – С. 165.
Семёнов И.Н. тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. – М., 2000.
Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 1995.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.
Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.
Люрья Н.И. Психологические особенности развития рефлексивного знания в дошкольном и младшем школьном возрасте. – М., 1997.
Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964. – С. 6.
Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964. – С. 7.













69

Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964. – С. 6.
2.Арсеньев А. С. Естественнонаучное и гуманитарное знание в пе-дагогическом процессе // Педагогика искусства и школа. М., 1982. - С. 22—46.
3.Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. – С.74.
4.Байбородова Л.В. Воспитательный процесс в современной школе / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль, 1997. – С. 20.
5.Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластинин В.А. Пе-дагогика. - М., 1981 – С. 35
6.Батенин С.С. Человек в его истории. – Л., 1976.
7.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 421
8.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов н/Д., 1983.
9.Весна Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательном про-странстве // Мир психологии. – 1990. - № 4 (20). – С. 279. – 295.
10.Волков Н.Н. Восприятие картины. - М., 1976.
11.Выготский Л.С. Проблемы возраста // Собр. соч. – М., 1982. – Т. 4.
12.Выготский Л.С. Психология изобразительного творчества детей. – М., 1963.
13.Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. – М., 1989. – С. 67.
14.Запорожец А.В. Психическое развитие ребёнка // Избранные пси-хологические труды: В 2 т. – М., 1986. - Т.1.
15.Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. Новое педа-гогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1989. – С. 90 – 102.
16.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1979.
17.Ильенков Э.В. Что такое личность. – М., 1979.
18.Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как разви-вать художественное восприятие у школьников? М., 1988. - 79 с.
19.Кузин B.C. Быстрое восприятие у школьников в процессе рисо-вания // Вопросы психологии. 1971, № 2.
20.Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. - М., 1971.
21.Кузин В.С. Психология. - М., 1974.
22.Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в шко¬ле. - М., 1977.
23.Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. - М., 1987.
24.Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.
25.Леонтьев В.А. Избранные писхологические произведения. – М., 1983. – С. 385.
26.Люрья Н.И. Психологические особенности развития рефлексив-ного знания в дошкольном и младшем школьном возрасте. – М., 1997.
27.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М., 1999.
28.Мелик-Пашаев А. А. К вопросу об использовании методики «группировка» для изучения художественного развития // Нов. исслед. в пси-хологии. 1986. № 1. - С. 44 – 48.
29.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способ-ности. - М., 1981.
30.Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Формирование эстетиче-ской позиции как условие развития творческих способностей детей // Нов. исслед. в психологии. 1981. № 2. С.49 - 53; 1982. № 1. - С. 55 – 60.
31.Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987. - 126 с.
32.Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. К проблеме общего и спе-циального в художественной одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества / Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошев-ский. М.: Наука, 1988.- С. 307—320.
33.Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988. – С. 322 – 361.
34.Одарённые дети / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. – С. 111.
35.Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных про-блем // Культура, образование, развитие индивида. – М., 1990.
36.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.
37.Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкапистого. – М., 1995. – С. 377.
38.. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольни-ков и младших школьников // Под ред. В.С.Кузина. - М., 1974.
39.Рогачёва С.Н. Влияние самопонимания на динамику развития са-мостоятельности младшего школьника в процессе социализации // Мир пси-хологии. – 1999.- № 3. – С. 159 – 173. – С. 165.
40.Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. - М., 1976.
41.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искус¬ства в школе. - М., 1974.
42.Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. - 415 с.
43.Семёнов И.Н. тенденции психологии развития мышления, реф-лексии и познавательной активности. – М., 2000.
44.Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Пси-хология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчи-ков, Е.И. Исаев. – М., 1995.
45.Теплов Б. М. Избр. труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985. - 328 с.
46.Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
47.Художественное творчество и ребенок // Под ред. Н.А. Ветлуги-ной. - М., 1972.
48.Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. - М., 1970.
49.Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М., 1974.
50.Щедровицкий Л.П. А был ли ММК? // Вопросы методологии. – 1997. - № 1 – 2.
51.Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М., 1971.

Вопрос-ответ:

Каким образом художественно-эстетическое воспитание способствует формированию нравственных основ личности ребенка?

Художественно-эстетическое воспитание способствует формированию нравственных основ личности ребенка через развитие его эстетического вкуса, эмоциональной сферы и способности к эмпатии. Через художественные произведения ребенок осознает и усваивает ценности, принципы и идеалы, которые отражаются в произведениях искусства. Таким образом, он формирует свое нравственное отношение к себе и окружающему миру.

Какие внешние закономерности творческой способности проявляются у младших школьников?

У младших школьников внешние закономерности творческой способности проявляются в их игровой активности, любознательности, творческом воображении и желании экспериментировать. Дети в этом возрасте активно исследуют окружающий мир и проявляют интерес к самостоятельному творчеству, созданию и раскрытию своих идей и фантазий.

Какие внутренние закономерности творческой способности проявляются у младших школьников?

У младших школьников внутренние закономерности творческой способности проявляются в их способности к смелости выражать себя, к саморегуляции и самоконтролю в процессе творчества, а также в наличии творческого потенциала и готовности к риску. Ребенки в этом возрасте обладают уверенностью в своих силах и готовы преодолевать трудности и искать новые решения в творческом процессе.

Какие нравственные основы личности ребенка формируются через художественно-эстетическое воспитание?

Художественно-эстетическое воспитание способствует формированию у детей таких нравственных основ, как чувство красоты, эстетический вкус, творческое и художественное мышление, эмоциональная отзывчивость, эмпатия и сочувствие.

Какие есть внешние и внутренние закономерности развития творческих способностей у младших школьников?

Внешние закономерности творческой способности включают овладение знаниями и навыками в области искусства, обучение художественным техникам и методам, воспитание творческого отношения к окружающему миру. Внутренние закономерности включают развитие фантазии, творческого мышления, способности к самовыражению и самореализации.

На что следует обратить внимание при формировании художественно-эстетической культуры личности учащихся?

При формировании художественно-эстетической культуры личности учащихся следует обратить внимание на создание благоприятного эмоционального климата, поощрение творческой активности, развитие эстетического восприятия и критического мышления, использование разнообразных художественных материалов и техник.

Какие педагогические условия способствуют успешному формированию художественно-эстетической культуры личности учащихся?

Успешное формирование художественно-эстетической культуры личности учащихся зависит от наличия педагогических условий, таких как построение гармоничной образовательной среды, выбор разнообразных методов и форм работы, активное использование творческих заданий, взаимодействие с различными видами искусства.

Какое значение имеет художественно-эстетическое воспитание для формирования личности ребенка?

Художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение для формирования личности ребенка, так как оно способствует развитию его творческого потенциала, активизации эмоциональной сферы, формированию эстетического вкуса и культурного развития.

Какое значение имеет художественно-эстетическое формирование личности учащихся?

Художественно-эстетическое формирование личности учащихся играет важную роль в их развитии и образовании. Оно помогает раскрыть творческие способности детей, развить их воображение, эмоциональную сферу и музыкальные, литературные и художественные предпочтения. Также такое формирование способствует формированию нравственных основ личности, развитию эстетического восприятия и повышению культуры общения.

Каким образом художественно-эстетическое воспитание помогает формированию нравственных основ личности ребенка?

Художественное воспитание способствует развитию эмоционально-нравственной сферы личности. Через работу с художественными произведениями дети учатся понимать и переживать разные эмоции, развивают свои эмоциональные реакции и способности к эмпатии. Они также осваивают основные нравственные ценности и моральные нормы, которые закладываются в художественных произведениях.

Какие внешние закономерности творческой способности есть у младших школьников?

Одной из внешних закономерностей творческой способности младших школьников является развитие пространственного и временного воображения. Дети начинают представлять и создавать образы и сцены, оперируя пространственными и временными отношениями между объектами. Также внешней закономерностью является зрительная память, которая помогает детям запоминать и воспроизводить различные образы, цвета и формы.

Какие внутренние закономерности творческой способности есть у младших школьников?

Внутренние закономерности творческой способности младших школьников связаны с их внутренним миром. Одной из них является способность к абстрагированию, то есть способность отделиться от реальности и мысленно создавать новые образы и ситуации. Также внутренней закономерностью является эмоциональная отзывчивость, которая позволяет детям переживать и выражать свои чувства в художественной деятельности.